Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментируемым Законом в рассматриваемой статье предусматривается право иных лиц, помимо родителей ребенка, подавать заявления о рождении ребенка. 5 страница




Также следует отметить, что, хотя законодателем в данном пункте не предусмотрен порядок вручения или направления лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении ему письменного сообщения об отказе в государственной регистрации акта гражданского состояния, такого сообщения, допустимо применение аналогии с общими правилами рассмотрения обращений граждан. Таким образом, можно сделать вывод, что мотивированное сообщение об отказе в государственной регистрации актов гражданского состояния должно быть вручено непосредственно лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении ему такого письменного сообщения, либо направлено в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

3. Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" в ст. 1 установлено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений либо должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 4 указанного Закона гражданин имеет право обратиться с жалобой на действия или решения, нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышеприведенные положения Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 были закреплены и в п. 3 комментируемой статьи, поскольку они направлены на соблюдение прав граждан на защиту своих прав всеми допустимыми законом способами.

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в случае, если в результате этого отказа:

- допущено нарушение прав и свобод гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на заинтересованное лицо незаконно возложена какая-либо обязанность.

При этом заинтересованное лицо, подающее жалобу на отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния, вправе получить, а работники органа ЗАГС обязаны предоставить ему возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися его обращения за государственной регистрацией акта гражданского состояния, если действующим законодательством не установлены ограничения на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

В порядке подчиненности отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния в соответствии с рассматриваемыми положениями комментируемой статьи может быть обжалован заинтересованным лицом:

- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, то есть в управление Минюста России соответствующего субъекта РФ. Осуществляя контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния, Минюст России проверяет работу с обращениями граждан, в том числе жалобами на действия (бездействие) органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, своевременность их рассмотрения;

- в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, непосредственно осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные управления).

Поскольку комментируемым Законом не предусмотрен порядок рассмотрения жалоб заинтересованных лиц на отказ в государственной регистрации актов гражданского состояния, применению подлежат положения Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1.

Согласно требованиям указанного Закона вышестоящие в порядке подчиненности органы обязаны рассмотреть жалобу на отказ в государственной регистрации актов гражданского состояния в месячный срок со дня ее поступления.

Помимо обжалования отказа в государственной регистрации акта гражданского состояния в порядке подчиненности, законодателем в положениях комментируемой статьи предусмотрена также возможность судебного обжалования такого отказа.

Кроме отказа в государственной регистрации акта гражданского состояния, в судебном порядке может быть обжалован отказ в удовлетворении жалобы на отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния, а также бездействие вышестоящего органа при рассмотрении жалобы, в случае если подателю жалобы в течение месяца со дня ее подачи не был предоставлен ответ по его обращению.

Такая жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

При рассмотрении вопроса о подсудности жалобы на отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния применяются положения ч. 2 ст. 254 ГПК РФ, в силу которых такая жалоба может быть подана гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного либо муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Законодателем установлены следующие сроки для реализации гражданином своего права на обращение в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния:

- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

При этом судом пропущенный срок на подачу жалобы может быть восстановлен в случае, если это произошло по уважительным причинам, то есть в связи с обстоятельствами, затруднившими получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

 

Статья 12. Неразглашение сведений, ставших известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния

 

Комментарий к статье 12

 

1. Положениями п. 1 комментируемой статьи установлен статус сведений, обработка которых осуществляется органами ЗАГС и предполагает получение, систематизацию и хранение определенной информации. Такого рода сведения являются персональными данными. Официальное определение персональных данных в действующем законодательстве закреплено п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". В контексте вышеуказанного Федерального закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Особое значение персональные данные имеют в связи с тем, что позволяют идентифицировать личность, установить юридически значимые факты, относящиеся к тому или иному индивиду.

На законодательном уровне сведения, подлежащие обработке органами записи гражданского состояния, отнесены к категории конфиденциальной информации, не подлежащей разглашению; ответственность за сохранение конфиденциальности сведений возлагается на органы регистрации актов гражданского состояния. Существо данного положения комментируемого Закона берет свое начало в конституционном праве человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, установленном п. 1 ст. 23 Конституции РФ. Кроме того, п. 1 ст. 24 Конституции РФ закреплен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Ввиду особой важности сохранения конфиденциальности сведений осуществление доступа к ним в исключительных случаях, определенных законодательством, требует исчерпывающей регламентации.

2. В рамках исследования вопроса об ограниченном доступе к конфиденциальным сведениям можно отметить, что п. 2 ст. 12 комментируемого Закона устанавливается обязанность руководителя органа ЗАГС сообщать сведения о регистрации смерти в определенные государственные органы. При этом сообщение сведений о государственной регистрации смерти не предполагает направление копий актовых записей о смерти граждан.

Руководитель органа ЗАГС сообщает сведения о государственной регистрации смерти в определенные данной нормой государственные органы, перечень которых является закрытым. Вместе с тем отсылочный характер рассматриваемой нормы свидетельствует о регламентации порядка предоставления сведений о смерти иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Остановимся подробнее на правовом регулировании порядка предоставления сведений о смерти государственным органам, перечень которых установлен п. 2 ст. 12 комментируемого Закона.

2.1. Предоставление сведений о смерти в органы социальной защиты населения может осуществляться в порядке, установленном соглашениями, заключаемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения.

2.2. Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, является Федеральная налоговая служба РФ.

Регламентация порядка предоставления сведений о смерти в налоговые органы содержится в п. 3 ст. 85 НК РФ. Согласно положениям данного пункта органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, обязаны сообщать о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации.

Сведения о рождении и смерти в налоговые органы предоставляются по формам С и Р, установленным Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации". Форма Р предполагает указание сведений о родившемся, например, указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, сведения о родителях: фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, реквизиты документов, удостоверяющих личности; сведения о гражданстве родителей и местах их жительства. Кроме того, представляются реквизиты свидетельства о рождении и сведения о записи акта гражданского состояния о рождении.

Согласно форме С в случае государственной регистрации смерти предоставляются сведения об умершем: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, сведения о документе, удостоверяющем личность; гражданство, место жительства и дата смерти. Также данная форма предполагает представление реквизитов свидетельства о смерти и сведений о записи акта гражданского состояния о смерти.

2.3. Сведения о государственной регистрации смерти предоставляются в органы Пенсионного фонда РФ в соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Таким образом, в случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом ЗАГС в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Указанные сведения передаются по форме АДВ-8, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 N 192п "О Формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению".

2.4. Органы ЗАГС предоставляют сведения о государственной регистрации смерти в территориальные органы Фонда социального страхования РФ. Порядок предоставления сведений установлен положениями ст. 18.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Так, органы ЗАГС обязаны по своему местонахождению сообщать Фонду социального страхования РФ как страховщику сведения о фактах государственной регистрации смерти застрахованных лиц в течение 10 дней после регистрации этих фактов.

2.5. Органами ЗАГС сведения о государственной регистрации смерти предоставляются также в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Порядок направления данных сведений установлен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2010 N 230 "О порядке сообщения сведений о государственной регистрации смерти в территориальный фонд обязательного медицинского страхования". Так, руководитель органа ЗАГС в течение одного месяца со дня государственной регистрации смерти обязан сообщать в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по месту нахождения указанного органа сведения о государственной регистрации смерти по определенной действующим законодательством форме.

Форма, согласно которой предоставляются сведения о фактах регистрации смерти в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, установлена Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 04.05.2010 N 90 "Об утверждении форм документов, используемых для сообщения сведений о государственной регистрации смерти". Утвержденная форма СРС "Сведения о государственной регистрации смерти" предполагает предоставление сведений о фамилии, имени, отчестве, датах рождения и смерти умершего. Кроме того, согласно данной форме сообщаются пол, место рождения и последнее место жительства умершего, реквизиты соответствующей записи акта о смерти и документа, удостоверяющего личность.

Рассмотрение п. 2 ст. 12 комментируемого Закона свидетельствует о том, что предоставление сведений во исполнение рассматриваемой нормы является обязательным в силу императивного характера изложенного в ней положения. Порядок предоставления сведений о смерти в контексте соответствующих нормативно-правовых актов предполагает предоставление сведений о регистрации смерти в рамках устанавливаемой периодичности. Объем предоставляемых сведений о государственной регистрации смерти зависит от форм, согласно которым сведения направляются в случаях, когда данные формы установлены действующим законодательством.

3. Положениями комментируемой статьи предусмотрена обязанность руководителя органа ЗАГС сообщать сведения о регистрации актов гражданского состояния по запросам указанных в данном пункте государственных органов. При рассмотрении данного положения необходимо обратить внимание, что данным пунктом не регламентируется вопрос о видах актов государственной регистрации, сведения о которых представляется возможным предоставлять по запросам определенных органов. В силу отсылочного характера нормы сроки, характер запрашиваемых сведений, объем предоставляемой информации могут устанавливаться федеральными законами. Вместе с тем перечень органов, уполномоченных запрашивать сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, является открытым и может быть дополнен требованиями иных федеральных законов.

Правовое регулирование вопросов предоставления сведений об актах гражданского состояния, круг органов государственной власти, уполномоченных запрашивать сведения о персональных данных, представляют особый интерес.

3.1. Согласно положениям комментируемого Закона руководитель органа ЗАГС обязан сообщить сведения о зарегистрированных актах гражданского состояния по запросу суда (судьи). Суды (судьи) представляют собой судебную систему, структура которой установлена п. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции. Кроме того, федеральными судами являются: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов, а также дисциплинарные судебные присутствия. Судами субъектов Российской Федерации являются конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Нарушение установленного порядка получения судами сведений о персональных данных - направления официального запроса - является недопустимым.

3.2. Предоставление сведений об актах гражданского состояния в рамках п. 3 ст. 12 комментируемого Закона осуществляется также по запросу органов прокуратуры. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" под прокуратурой Российской Федерации понимается единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующего законодательства.

3.3. Органы дознания или следствия запрашивают сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния на основании положений комментируемого Закона. Закрытый перечень органов дознания установлен на законодательном уровне ч. 1 ст. 40 УПК РФ. Согласно вышеуказанному перечню органами дознания являются:

- органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

- органы Федеральной службы судебных приставов;

- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

3.4. В п. 3 ст. 12 комментируемого Закона установлена обязанность органа ЗАГС предоставлять сведения о зарегистрированных актах по запросу федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции. Согласно п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" в качестве данного федерального органа исполнительной власти выступает Федеральная миграционная служба.

Положениями действующего законодательства Федеральная миграционная служба уполномочена на осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно требованиям ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" органами ЗАГС в органы миграционной службы сообщаются сведения о регистрации иностранным гражданином перемены имени либо изменение сведений о его дате или месте рождения.

Кроме того, в органы миграционной службы сообщаются сведения о фактах регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации, и фактах смерти иностранного гражданина в Российской Федерации. Данные сведения необходимы для осуществления миграционного учета и предоставляются органами ЗАГС в течение одних суток.

3.5. Обязанность предоставления сведений об актах гражданского состояния устанавливается по запросам Уполномоченного по правам человека в РФ. Данная обязанность берет свое начало из соответствующего права Уполномоченного по правам человека в РФ, возникающего при проведении проверок по поступающим жалобам, и устанавливается ч. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Так, Уполномоченный по правам человека в РФ вправе запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы. При этом запрошенные сведения согласно ч. 2 ст. 34 данного Федерального конституционного закона направляются Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Вместе с тем по общему правилу Уполномоченный по правам человека в РФ не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц, ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы.

3.6. Положениями комментируемого Закона предусмотрена обязанность руководителя органа ЗАГС предоставлять сведения по запросам Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка либо уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Корреспондирующее право запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующих должностных лиц предоставляется согласно п. 4 Указа Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка".

Рассмотрев круг органов государственной власти, по запросам которых органами ЗАГС предоставляются сведения о персональных данных граждан, необходимо обратить внимание на то, что помимо рассмотренных государственных органов, перечисленных в п. 3 ст. 12 комментируемого Закона, федеральными законами могут предусматриваться другие случаи предоставления сведений об актах гражданского состояния.

Так, согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" территориальные органы Пенсионного фонда РФ вправе проверять достоверность сведений при рассмотрении заявления о выдаче сертификата на получение материнского капитала. В случае необходимости органы Пенсионного фонда РФ запрашивают дополнительные сведения, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. К числу такой информации относятся, например: фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении; дата рождения; пол; адрес места жительства; сведения о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда РФ подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

К числу органов государственной власти, не включенных в перечень п. 3 ст. 12 комментируемого Закона, относятся также военные комиссариаты. Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" органы ЗАГС обязаны сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Данные сведения сообщаются в двухнедельный срок.

Кроме того, по мнению Президиума Верховного суда РФ, вышеуказанные положения раскрываются, в частности, в Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400. Так, согласно подп. "г" п. 32 данной Инструкции военный комиссариат до 15 марта (15 сентября) запрашивает на граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу, от органов ЗАГС сведения о перемене ими фамилии, имени, отчества, а также сведения об умерших в текущем году. Таким образом, военный комиссариат уполномочен в соответствии с действующим законодательством запрашивать указанные сведения у органов ЗАГС. В случае неисполнения руководителем органа ЗАГС данной обязанности его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.7 КоАП (подробнее см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16.06.2010).

4. Пункт 4 ст. 12 комментируемого Закона введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии". Данный пункт устанавливает обязанность предоставления сведений в течение семи дней со дня поступления запроса, направленного учреждением Федеральной миграционной службы (реадмиссия - от англ. to readmit - принимать назад <4>).

--------------------------------

<4> Андриченко Л.В. Проблемы правового регулирования реадмиссии // Журнал российского права. 2010. N 3.

 

Регламентация порядка предоставления сведений в рамках реализации международных соглашений Российской Федерации о реадмиссии свидетельствует об актуализации вопросов контроля в сфере миграции как следствии увеличения за последние годы числа международных договоров о данной процедуре.

Вместе с тем необходимо отметить, что с 01.01.2015 положения ст. 12 комментируемого Закона дополняются п. 5 согласно ст. 10 Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна". Данное изменение устанавливает обязанность органа ЗАГС сообщать по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, необходимые для предоставления данных услуг.

 

Статья 13. Признание действительными документов о государственной регистрации актов гражданского состояния и удостоверение таких документов

 

Комментарий к статье 13

 

В соответствии с положениями комментируемой статьи граждане Российской Федерации, граждане иностранных государств, а также лица без гражданства при обращении в органы ЗАГС на территории Российской Федерации в случаях, если акт гражданского состояния был зарегистрирован вне пределов Российской Федерации, могут использовать документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение совершения регистрации актов гражданского состояния, только в случаях, если эти документы прошли процедуру легализации.

При применении положений рассматриваемой статьи следует учитывать, что Российская Федерация с 31.03.1992 присоединилась к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 05.10.1961.

В соответствии с положениями указанной Конвенции не требуют легализации следующие официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства:

- документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

- административные документы;

- нотариальные акты;

- официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверение подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Таким образом, документы, удостоверяющие личность, выданные иностранными государствами, не требуют легализации на территории Российской Федерации при представлении их в органы ЗАГС.

Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного Гаагской конвенцией 1961 г. апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако следует учитывать, что действие Конвенции не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, а также административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции. До представления в орган ЗАГС таких документов они в обязательном порядке должны быть легализованы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.