Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слезный дар




Дар слез, акцентированный в современном харизматическом движении, также занимает важное место в духовной традиции православного Востока. [25] "Богословие слез" играет особенно значительную роль в учении Иоанна Лествичника, св. Исаака Сирина и св. Симе-она Нового Богослова. Для Лествичника слезы являются обновлением благодати крещения: "Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими [... ] Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его"[26]. Св. Исаак рассматривает слезы как существенный рубеж между "телесным" и "духовным" состояниями, как точку перехода из настоящего века в век грядущий, в который через предощущение можно вступить еще в этой жизни. Новорожденный ребенок плачет, как только появляется на свет; подобным обра-зом христианин плачет, возрождаясь в "будущий век". [27] Св. Симеон настаивает на том, что мы никогда не должны принимать причастия без пролития слез. [28] А согласно Никите Стифату, ученику св. Симеона, слезы могут даже восстановить утерянную девственность. [29]

Что говорит нам этот дар слез относительно смысла покаяния? Бывают разные виды слез, и существенным является различение этих видов. Принципиальная разница существует между чувственными и духовными слезами (есть также и третий вид: возможны слезы демонические). Чувственные слезы – эмоциональны; духовные слезы – аскетичны. Чувственные слезы, как правило, связаны со страстями: часто они являются следствием гнева, разочарования, зависти, жалости к себе или просто нервного возбуждения. Духовные слезы, как указывает само их наименование, – это дар благодати Бога Духа Святого, а не результат только наших собственных усилий, и они тесно связаны с нашей молитвой. Чувственные слезы суть выражение уныния, которое сопровождает нас в земных условиях, в падшем мире тления, неустанно двигающемся к смерти; духовные слезы ведут нас к новой жизни Воскресения.

Однако ошибочным было бы радикальное разделение этих двух видов слёз. Естественные, или чувственные, слёзы могут иногда иметь позитивный и очистительный эффект, например, когда мы плачем, сочувствуя страждущим или оплакивая умершего. Благодать вступает во взаимодействие с природой и опирается на неё; поэтому естественные слёзы, очищенные от греховного эгоцентризма и беспорядочной эмоциональности, могут привести нас к вратам плача духовного. К тому же, поскольку благодать преимущественно действует в нас тайно и незаметно, мы и сами не всегда можем твёрдо сказать, какими слезами мы плачем – естественными или духовными. Чтобы сохранить нашу простоту, Бог может скрыть от нас наше духовное возрастание, да и не нам себя оценивать. И всё же необходимо осознавать существенное различие между плачем духовным и данным через благодать, даже если в действительности эти два вида иногда совпадают.

Духовные слезы, как учат святые отцы, бывают двух основных видов. На более низком уровне это "горькие" слезы; на более высоком – "сладостные". В первом случае они являются средством очищения; во втором – просветления. На более низком уровне они выражают раскаяние, сожаление о грехах, печаль нашего разрыва с Богом – это Адам, плачущий перед вратами Рая[30]; на более высоком уровне они выражают радость Божественной любви, благодарение за наше незаслуженное восстановление в сыновстве. Первое отражено в образе блудного сына, еще пребывающего в изгнании, который плачет о потерянной родине; второе – в образе блудного сына, плачущего от радости в доме своего отца на праздновании по случаю своего возвращения. На низшем уровне слезы подобны крови, истекающей из ран нашей души, по выражению св. Григория Нисского[31]; на высшем уровне они означают одухотворение чувств и являются одним из аспектов всецелого преображения человеческой личности обожевающей благодатью.

Два уровня духовных слез не следует слишком резко противопоставлять, ибо один ведет к другому. То, что начинается как слезы сожаления о грехах, постепенно претворяется в слезы благодарения и радости. И поэтому в "даре слезном" мы снова видим то, на чем постоянно настаивали: покаяние не негативно, но позитивно; не разрушительно, но жизнетворно; не то, что повергает в уныние, но то что полно надежды.

"Нас огорчают, а мы всегда радуемся"

Таков наш опыт "великого понимания", или "изменения ума", обозначаемых словом "покаяние". Полное печали, но в то же время полное радости, покаяние выражает то плодотворное напряжение, во все времена характерное для христианской жизни на земле, кото-Рое с такой силой описал апостол Павел: "Мы [... ] всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем; [... ] нас почитают умершими, но вот, мы живы; [... ] нас огорчают, а мы всегда радуемся" (2Кор. 4:10; 6, 9-10). Как жизнь в постоянном покаянии наше христианское ученичество есть соучастие одновременно в Гефсиманском борении и в событии Преображения, в Распятии и в Воскресении. Св. Иоанн Лествичник выражает это такими словами: "Кто облекся в блаженный, благодатный плач души, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души".[32]

 

[1] АР (The Sayings of the Desert Fathers), alphabetical collection, Milesius 2 (PG 65: 297B); tr. Ward, Sayings, 147.^
[2] АР, alphabetical collection, Sisoes 14 (396В), tr. Ward, Sayings, 215.^
[3] On those who think they are made righteous by works 71 (PG 65: 94 OD); On repentance I (964B), 6 (973C), II (980D). ^
[4] Homily 16. 12: ed. Avgoustinos, 100.^
[5] Homily 70 (73): tr. Wensinck, 337; tr. Miller, 340.^
[6] W. Jardine Grisbrooke (ed.), Spiritual Counsels of Father John of Kronstadt (London: James Clarke, 1967), 118.^
[7] Repentance (Athens: Zoe Brotherhood of Theologians, 1995), 9. ^
[8] Этот вопрос прекрасно раскрывает архимандрит Лев Жилле, "Looking into the Crucified Lord, " Sobornost 3: 13 (1953), 24-33. Eго предостережения так же актуальны сегодня, как и полвека назад, когда они были написаны.^
[9] Mandate 4 2. 2; cf. Thomas Merton, Gandhi on Non-Violence (Boston Shambhala, 1996), 17.^
[10] Лествица, 5.^
[11] Цит. по книге Igumen Chariton of Valamo (ed), The Art of Prayer: An Orthodox Anthology (London: Faber, 1966), 226. ^
[12] См. – Igumen Chariton, The Art of Prayer, 182.^
[13] См.: Grisbrooke, Spiritual Counsels, 116.^
[14] "The Mysticism of St. Augustine, " in M. C. D'Arcy et a/., A Monument to St. Augustine (New York: Lincoln MacVeagh, Dial Press, 1930), 108.^
[15] AP, alphabetical collection, Matoes 2 (289C); tr. Ward, Sayings, 143.^
[16] Sticheron at Vespers, среда за неделю до поста ("Сырная седьмица"). Подробное рассмотрение духовного значения праздника поста, см.: Kaliistos Ware, вступление к The Lenten Triodition, 13-28; i "Lent and the Consumer Society, " того же автора in Andrew Walker and Costa Carras (eds.), Living Orthodoxy (London: SPCK, 1996), 64-84.^
[17] Charopoion penthos, charmolyte: Ladder 7 (PG 88: 8OIC, 804B); tr. Luibheid and Russell, 137.^
[18] О православной традиции исповеди как греческого, так и русского обрядов, см.: A Manual of Eastern Orthodox Prayers, изданный для Fellowship of St Alban and St Sergius (London: SPCK, 1945), 51-60; цитированный отрывок см. на с. 58-59. Ср. The Great Book of Needs, vol. I (South Canaan, PA: St Tikhon's Seminary Press, 1998), 127; Paul N. Harriichak, Confession with Examination of Conscience and Common Prayers (Reston, VA: Holy Trinity Church, 1996), 163. Полезным может быть знакомство со вступительной беседой о таинстве исповеди, см.: John Chyssavgis, Repentance and Confession in the Orthodox Church (Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 1990).^
[19] Тихон Задонский. Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния. – Творения. М, 1889. Репринт. 1994, т 1, с. 6.^
[20] 20 См. также стих 28, в котором еще раз упоминается, что отец вышел – на этот раз чтобы поговорить со старшим сыном, не же- лающим участвовать в празднике. Этот двойной выход отца – один из наиболее важных моментов притчи. ^
[21] The Way of the Ascetics (London: Hodder and S).^
[22] On repentance 7. 3 (PG 49: 327).^
[23] В действительности в греческом Евхологионе (Служебнике и Требнике) существует много различных отпустительных молитв, и священнику дана возможность свободно выбирать одну или несколько молитв по своему усмотрению.^
[24] А. С. Хомяков. Церковь одна. Однако, если посмотреть с другой точки зрения, то, конечно, не существует частных грехов: мы всегда тянем с собой вниз других.^
[25] Самым фундаментальным исследованием по этому вопросу остается работа Irenee Hausherr, Penthos. La doctrine de la componction dans I'Orient Chretien, Orientalia Christiana Analecta 132 (Rome: Pont. Institution Studiorum Onentalium, 1944); См. также. M. Lot-Borodine, "Le mystere du don des larmes dans I'Orient Chretien, " La Vie Spirituelle (приложение за сентябрь 1936), переизданное в Olivier Clement and others, La douloureuse joie, Spiritualite orientale 14 (Begrolles: Abbaye de Bellefontaine, 1974), 131-95; Lev Gillet, "The Gift of Tears", Sobomost n. s. 12 (1937), 5-10; G. A. Maloney, The Mystic of Fire and Light: St. Symeon the New Theologian (Denville, NJ: Dimension Books, 1975), 129-37. ^
[26] Лествица, 7, 6.^
[27] Homilies 14 and 35 (37): tr. Wensinck, 85-86, 164-65; Miller, 82-83, 174-75. Цит. по Kallistos Ware, The Orthodox Way (дополненное издание, Crestwood, NY: St Vladimir's Seminary Press, 1995), 101. ^
[28] Discourse 4: ed. Krivocheine, 1: 314; tr. deCatanzaro, 70. ^
[29] Century 2. 5B (PG 120: 9248); tr. Philocalia, 4: 120-1.^
[30] См. kontakion и ikos в прощенное воскресенье (воскресенье перед постом), в The Lenten Triodion, 175; а также поразительное стихотворение в прозе St Silouan, in Archimandrite Sophrony (Sakharov), Saint Silouan the Athonite (Tolleshunt Knight, Essex: Monastery of St John the Baptist, 1991), 448-56.^
[31] Funeral Oration on the Empress Flacilla: ed. Spira, 477.^
[32] 32 Лествица, 7, 40.^

Каллист (Уэр), епископ Диоклийский




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.