Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм регулирования заработной платы




 

Важнейшие социально-экономические цели в цивилизованных странах достигаются на основе государственного регулирования уровня оплаты труда работников и справедливого распределения доходов на предприятии между всеми категориями персонала. Именно поэтому как на макроуровне, так и на микроуровне должен действовать соответствующий экономический механизм управления оплатой труда персонала.

 

В современных рыночных условиях отечественные производители и предприниматели имеют определенную экономическую свободу и самостоятельность в формировании и использовании средств на оплату труда персонала и регулировании доходов своих работников. Однако как в макроэкономике, так и в микроэкономике существует множество объективных и субъективных факторов, регулирующих не только уровень доходов различных категорий работников, но и сами механизмы их мотивации и вознаграждения. Основными ограничениями в образовании общих и личных доходов на всех отечественных предприятиях в настоящее время являются следующие факторы: установленный законодательством минимум заработной платы, действующие государственные тарифные ставки, применяемые на предприятиях трудовые нормативы и нормы, планируемые объемы производства продукции и оказания услуг, степень сложности производимой продукции и выполняемых услуг, уровень квалификации персонала предприятия, объем продаж продукции и услуг на рынке, сложившиеся рыночные цены и тарифы на товары и ресурсы, состояние платежеспособности предприятия или фирмы, существующие налоговые отчисления и сборы.

 

Кроме рассмотренных основных ограничений доходов работников предприятия, тесно связанных с конечными результатами труда и производства, в современных экономических условиях существует также целая система иных внешних и внутренних факторов, оказывающих свое регулирующее влияние на гибкость и ограниченность применяемых систем вознаграждения персонала. К внешним можно отнести всякие


изменения заработной платы или доходов в зависимости от динамики таких макроэкономических показателей, как уровень производительности общественного труда, размер валового национального продукта, степень инфляции, величина внешнеторгового баланса и т.д. Под внутренними или микроэкономическими показателями понимаются основные результаты производственной деятельности всего предприятия или трудовые достижения персонала, с которыми требуется соответствующая увязка заработной платы или личных доходов каждого работника.

 

В мировой рыночной экономике в течение длительного периода сложился нормальный механизм саморегулирования всех экономических проблем, связанных как с трудовой деятельностью человека, так и с управлением персоналом. Для современного этапа развития отечественной рыночной экономики особенно важными в сфере управления человеческими ресурсами вообще и распределения доходов в частности являются многие социально-трудовые проблемы, главные из которых состоят в справедливом распределении общего богатства, регулировании личных доходов и формировании уровня заработной платы. В странах с развитой рыночной экономикой правильная организация заработной платы обеспечивается в результате тесного взаимодействия государства, работодателей и работников, от имени которых выступают правительственные органы, союзы предпринимателей и профессиональные союзы рабочих. Государство устанавливает только минимум заработной платы и прямо не вмешивается в ее организацию на предприятиях и фирмах. Рабочие и работодатели на основе социального партнерства заключают необходимые соглашения по всем вопросам регулирования заработной платы в своих организациях. Прямое государственное регулирование заработной платы касается только работников правительственных учреждений. Государство оказывает необходимое влияние на уровень и динамику заработной платы лишь косвенным путем, воздействуя на общее состояние экономики, развивая свободную конкуренцию, определяя налоговую политику и т.д. Через систему социального законодательства оно также влияет на установление продолжительности рабочего дня, длительности оплачиваемого отпуска, уровня социального страхования, размера пенсионного обеспечения, порядка индексации заработной платы и пенсий и т.д. В результате трехстороннего партнерского сотрудничества или так называемого трипартизма - государства, работников и работодателей - во всех развитых рыночных странах осуществляется регулирование заработной платы, обеспечивается распределение совместного богатства или совокупной прибыли и достигается нормальный уровень качества жизни людей.

 

В отечественной рыночной экономике роль государственного регулирования доходов или, точнее сказать, заработной платы работников сводится в основном к прямому или косвенному осуществлению стратегии выживания, согласно которой на вознаграждение персонала тратятся лишь средства, остающиеся в организации после покрытия всех остальных издержек и удержания планируемой прибыли. Государство, как уже отмечалось, не обеспечивает надлежащего соответствия минимальной заработной платы своих работников сложившемуся в Российской Федерации минимальному прожиточному уровню. Более того, в известном треугольнике, регулирующем социальные партнерские отношения в экономической деятельности, оно часто выступает против интересов своих работников. В отечественной практике известно несколько случаев, когда принятые Государственной Думой законы о повышении минимальной заработной платы не утверждались Советом Федерации или впоследствии блокировались Правительством и


Президентом Российской Федерации. Так, после законодательного утверждения Государственной Думой минимального уровня оплаты труда, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и вице-премьер по социальной защите, неоднократно, вопреки своим основным функциям, выступали против намеченного повышения уровня доходов россиян. Для повышения роли государства в регулировании оплаты труда работников, по мнению автора, необходимо установить соотношение между минимальной заработной платой персонала и максимальными доходами чиновников в пределах 1:10, что должно будет способствовать более быстрому достижению принципа социальной справедливости.

 

В результате отсутствия справедливой государственной политики в области регулирования заработной платы у российских работников значительно снизился уровень доходов, поскольку рост цен опережает рост заработной платы. Длительное отставание роста доходов от роста цен не могло не привести к существенному сокращению платежеспособного спроса населения и соответственно к падению объемов производства на многих российских предприятиях. Вместе с тем многие высшие менеджеры или президенты крупнейших российских акционерных обществ при существующей минимальной заработной плате около 20 долл. имеют месячные доходы или, видимо, оклады в размере 10-15000 долл.

 

Средняя фактическая заработная плата в целом по Российской Федерации до сих пор значительно отстает от экономически развитых стран. По нашим расчетам, при сложившейся на отечественных предприятиях на начало 2004 г. среднемесячной заработной плате в 150 долл. и действующем валютном курсе рубля на пороге XXI в., наша страна в мировом ранге занимает лишь место в третьем десятке. Средняя часовая заработная плата составляет в настоящее время значительно меньше 1 долл., что в 10-15 раз ниже, чем в передовых рыночных странах.

 

В табл. 11.4 представлены среднегодовые доходы работников различных профессий в Швеции, где минимальная оплата труда составляет 55 крон/час.

 

Таблица 11.4

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.