КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Царь с царицею простился, Горные вершины
В путь-дорогу снарядился, Спят во тьме ночной; И царица у окна Тихие долины Села ждать его одна. Полны свежей мглой… (А. Пушкин) (М. Лермонтов)
– ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – – ∪ – ∪ – ∪ – – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – – ∪ – ∪ –
В первом случае — четырехстопный хорей с неполной стопой в третьей и четвертой строке, во втором — трехстопный хорей с неполными стопами в четных строках. Понятие «пиррихий» дает возможность ученикам усвоить, что ударения в стихах чередуются не с железной закономерностью, а подчинены общему замыслу, интонации, музыке стихотворения. Пиррихий — пропуск ударения на ритмически сильном слоге в ямбе или хорее (∪∪).
Пришла порою полуночной ∪ ∪ ∪ – ∪ ∪ ∪– ∪ На крайний полюс, в мертвый край. ∪ ∪ ∪ – ∪ ∪ ∪ – Не верили. Не ждали. Точно ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ – ∪ Не таял снег, не веял май. ∪ ∪ ∪ – ∪ ∪ ∪ – А. Блок «На смерть Комиссаржевской»
Междусловесная пауза называется цезурой (обозначается /). Она делит строку на два полустишия и обычно постоянно повторяется в стихотворении. Чем длиннее стихотворная строка, тем больше она нуждается в цезуре: Тучки небесные, / вечные странники, Степью лазурною,/ цепью жемчужною Мчитесь вы, / будто как я же, изгнанники, С милого севера/ в сторону южную.
Для скорейшего ориентирования в определении размеров стиха помогает, особенно на начальном этапе обучения анализу стихотворения, скандирование. Пусть ученики произносят стих с подчеркиванием ритмического строя, благодаря чему они быстрее выделят ударные слоги и их место в стопе.
12.3. Рифма Ритмическим усилителем является рифма. Это, по определению Л. И. Тимофеева, — «звуковой повтор на конце двух (или более) стихотворных строк, имеющий ритмическое значение». Основная роль рифмы — «быть звуковым сигналом, размечающим деление речи на единицы, СТРОКИ. Чередование строк, оканчивающихся рифмой, и создает ритм стиха». Рифма бывает мужская, женская и дактилическая (по месту ударения в рифмующихся слогах): огневой — роковой — мужская рифма, так как ударение падает на первый слог от конца; одинокий — далекий — женская рифма, так как ударение падает на второй от конца слог; назначенный — схваченный — дактилическая рифма — ударение падает на третий слог от конца строки. По взаимному расположению рифмующихся строк различают рифмы смежные (AABB), перекрестные (АВАВ), охватные (АВВА) и др.
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она (А. Пушкин) — пример перекрестной рифмы.
Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел (А. Пушкин) — пример охватной рифмы.
Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? (С. Есенин) — пример смежной рифмы.
Рифма может быть открытой и закрытой. Открытой называется рифма, если последний слог в стихе кончается гласным звуком, закрытой — если слог кончается согласным звуком. Пример открытой рифмы: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! (А. Пушкин)
Пример закрытой рифмы:
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. (А. Пушкин)
12.4. Темпоритм В последнее время стали говорить о таком понятии как темпоритм, характеризуя при этом соединение темпа с ритмикой стихотворения. Что нового дает это понятие? Рассмотрим на примерах. Два ритмически одинаковых стихотворения могут иметь разный темп звучания в зависимости от содержания. Возьмем, к примеру, знакомую каждому с детства песенку «В лесу родилась елочка» и цветаевское стихотворение «Тоска по родине! Давно разоблаченная морока…» Оба стихотворения написаны четырехстопным ямбом:
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |