Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В лесу родилась елочка, Тоска по родине! Давно




В лесу она росла, Разоблаченная морока!

Зимой и летом стройная, Мне совершенно все равно —

Зеленая была. Где совершенно одинокой…

∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ –

∪ – ∪ – ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪

∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ ∪ ∪ –

∪ – ∪ – ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪

 

Нет, скорее всего, надобности доказывать читателю разницу в темпоритме этих стихотворений. Если первое стихотворение памятно нам с детства как связанное с праздником и весельем, то второе стихотворение — образец грустных размышлений, оно наполнено горькими раздумьями поэтессы о своей трагической судьбе, о родине. Ритм в двух примерах одинаковый, а различный темп придает каждому стихотворению особую выразительность и неповторимость.

 

13. Словесное строение текста

Словесное построение поэтического произведения подразумевает изучение особенностей лексики, морфологии и синтаксиса произведения. Соответствующая область называется стилистикой. Особенности лексики (отбор слов) и синтаксиса (соединение слов) издавна изучалось поэтикой как тропы и стилистические фигуры.

Особенности морфологии художественного текста стали рассматриваться в литературоведении лишь в самое последнее время и поэтому не будут включены нами в школьный анализ поэтического текста.

 

13.1. Стилистические фигуры

Они «индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего строя речи» (СЛТ).

Рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся стилистические фигуры.

Повторы: обороты художественной речи, повторяющиеся в произведении, как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. В стихотворении А. Блока «Незнакомка» дважды повторены слова (по-латыни и по-русски): «Истина в вине».И если вначале эти слова всего лишь характеризуют хмельную сентенцию «пьяных с глазами кроликов», то во втором случае с помощью повторения этих слов поэт усиливает чувство разочарования и горечи от осознания того, что видение является только тогда, когда герой достаточно пьян.

К разным видам повторения относятся:

 

Удвоение:

Мечты, мечты, где ваша сладость? (А. Пушкин);

Анафора, или единоначатие:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь последним днем его… (М. Лермонтов);

Эпифора, или концовка:

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь (В. Брюсов);

Градация, или нарастание (реже убывание):

Не час, не день, не год уйдет… (Е. Баратынский).

К стилистическим фигурам повторения относится и параллелизм, т. е. одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.

Примером параллелизма может служить лермонтовское стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»:

 

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

 

Существуют и другие стилистические фигуры, не основанные на принципе повторения.

Эллипсис, сокращения, «пропуск» слов. Чаще всего передает напряженность поэтической речи, ее лаконизм и динамичность, неуместность длинных объяснений:

 

Мы села — в пепел,

Грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги…

(В. Жуковский).

 

Инверсия — нарушение прямого, обычного порядка слов в предложении с целью усиления выразительности:

 

Знаете ли вы,

бездарные, многие,

думающие,

нажраться лучше как…

(В. Маяковский).

 

При прямой постановке слов это предложение выглядит примерно так: «Бездарные, многие, думающие, как лучше нажраться, знаете ли вы…». В этом случае теряется экспрессивность высказывания, стираются краски, главное уходит на второй план.

Риторические обращения — стилистический прием, состоящий в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи:

 

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер!

(В. Маяковский).

 

Риторические вопросы — стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению:

 

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

(А. Пушкин).

Антитеза (контраст, противопоставление) – р езкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний:

Все это было бы смешно.

Когда бы не было так грустно

(М.Лермонтов)..

13.2. Тропы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.