КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В лесу родилась елочка, Тоска по родине! Давно
В лесу она росла, Разоблаченная морока! Зимой и летом стройная, Мне совершенно все равно — Зеленая была. Где совершенно одинокой… ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ – ∪ – ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪ ∪ ∪ – ∪
Нет, скорее всего, надобности доказывать читателю разницу в темпоритме этих стихотворений. Если первое стихотворение памятно нам с детства как связанное с праздником и весельем, то второе стихотворение — образец грустных размышлений, оно наполнено горькими раздумьями поэтессы о своей трагической судьбе, о родине. Ритм в двух примерах одинаковый, а различный темп придает каждому стихотворению особую выразительность и неповторимость.
13. Словесное строение текста Словесное построение поэтического произведения подразумевает изучение особенностей лексики, морфологии и синтаксиса произведения. Соответствующая область называется стилистикой. Особенности лексики (отбор слов) и синтаксиса (соединение слов) издавна изучалось поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Особенности морфологии художественного текста стали рассматриваться в литературоведении лишь в самое последнее время и поэтому не будут включены нами в школьный анализ поэтического текста.
13.1. Стилистические фигуры Они «индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего строя речи» (СЛТ). Рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся стилистические фигуры. Повторы: обороты художественной речи, повторяющиеся в произведении, как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. В стихотворении А. Блока «Незнакомка» дважды повторены слова (по-латыни и по-русски): «Истина в вине».И если вначале эти слова всего лишь характеризуют хмельную сентенцию «пьяных с глазами кроликов», то во втором случае с помощью повторения этих слов поэт усиливает чувство разочарования и горечи от осознания того, что видение является только тогда, когда герой достаточно пьян. К разным видам повторения относятся:
Удвоение: Мечты, мечты, где ваша сладость? (А. Пушкин); Анафора, или единоначатие: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь последним днем его… (М. Лермонтов); Эпифора, или концовка: Струится нетихнущий дождь, Томительный дождь (В. Брюсов); Градация, или нарастание (реже убывание): Не час, не день, не год уйдет… (Е. Баратынский). К стилистическим фигурам повторения относится и параллелизм, т. е. одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Примером параллелизма может служить лермонтовское стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»:
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, — Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,— И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога…
Существуют и другие стилистические фигуры, не основанные на принципе повторения. Эллипсис, сокращения, «пропуск» слов. Чаще всего передает напряженность поэтической речи, ее лаконизм и динамичность, неуместность длинных объяснений:
Мы села — в пепел, Грады — в прах, В мечи — серпы и плуги… (В. Жуковский).
Инверсия — нарушение прямого, обычного порядка слов в предложении с целью усиления выразительности:
Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как… (В. Маяковский).
При прямой постановке слов это предложение выглядит примерно так: «Бездарные, многие, думающие, как лучше нажраться, знаете ли вы…». В этом случае теряется экспрессивность высказывания, стираются краски, главное уходит на второй план. Риторические обращения — стилистический прием, состоящий в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи:
Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В. Маяковский).
Риторические вопросы — стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению:
Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин). Антитеза (контраст, противопоставление) – р езкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний: Все это было бы смешно. Когда бы не было так грустно (М.Лермонтов).. 13.2. Тропы
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |