Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слагаемые анализа поэтического текста




Афон. Греция.

XI в.

Собор Великой Лавры.

апсиды с юга и севера выступали полукруглые пристройки. С запада к этому центрическому трёхлистнику была пристроена широкая поперечная часть с маленькими крестово-купольными церквами-приделами (пристройками) в уг­лах. А полукруглые выступы получи­ли название хоров, что указывает на их прямое назначение: там стояли два хора, исполнявшие богослужеб­ные песнопения.

 

1. После прочтения стихотворения учащиеся прежде всего могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. И здесь, как нам кажется, не нужно ограничивать строгими рамками то, что хотелось бы сказать ученикам. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств произвольная.

2. Продолжить анализ стихотворения можно в такой последовательности:

— время создания стихотворения;

— чем вызвано его появление на свет;

— кому или какому событию посвящено;

— с какими событиями в жизни поэта связано.

К примеру, анализируя поэму С. Есенина «Сорокоуст», необходимо упомянуть, что создавалась она в 1920 году, когда поэт убедился, что «идет совершенно не тот социализм», о котором он думал. «Последний поэт деревни» понимает обреченность красоты родной природы, восстает против разграбления деревни, чинимого «железным гостем». Ему остается лишь пропеть траурную отходную песню. Название поэмы говорит само за себя. «Сорокоуст» — заупокойная молитва.

 

Трубит, трубит погибельный рог!..

* * *

Никуда вам не скрыться от гибели,

Никуда не уйти от врага, —

 

скорбит поэт.

Драматический конфликт поэмы достигает предельного напряжения в третьей ее части, где рассказывается о неравном поединке красногривого жеребенка с паровозом, бегущим на чугунных лапах. Из биографии поэта известно, что он однажды стал свидетелем такого необычного «соревнования», видел из окна вагона жеребенка, пытавшегося обогнать поезд. Заурядный для кого-нибудь эпизод вырастает в поэме в символ глубокого социального содержания:

 

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну, куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

 

3. Смысл заглавия стихотворения. Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием или же противопоставлено ему, особенно в стихах иронического, сатирического плана. Можно говорить также о его прозрачности или завуалированности. Например, заглавие стихотворения Н. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» позволяет предположить ироническое отношение автора к описываемому. События у парадного подъезда раскрывают изнанку жизни, мы попадаем в дом с «черного входа» и замечаем то, что скрывается от посторонних. Мы видим теневую сторону отношений в семье «владельца роскошных палат»:

 

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны, — как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

 

Не с «парадного входа» мы видим жизнь России, русского мужика:

…Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?..

 

Заглавие стихотворения, названного Ш. Бодлером «Moesta et errabunda», что в переводе означает «Грустные и неприкаянные (мысли)», подчеркивает обреченность устремлений поэта в мир красоты и гармонии, благородных чувств. Как писал восхищенный Ш. Бодлером Н. Гумилев, «он верит настолько горячо, что не может удержаться от богохульства, истинный аристократ духа, он видит равных во всех обиженных жизнью, для него, знающего ослепительные вспышки красоты, уже не отвратительно никакое безобразье, весь позор повседневных городских пейзажей у него озарен воспоминаньями об иных, сказочных странах»:

 

Скажи, душа твоя стремится ли, Агата,

Порою вырваться из тины городской

В то море светлое, где солнце без заката

Льет чистые лучи с лазури голубой?

Скажи, душа твоя стремится ли, Агата?

Укрой, спаси ты нас, далекий океан!

Твои немолчные под небом песнопенья

И ветра шумного чарующий орган,

Быть может, нам дадут отраду усыпленья…

Укрой, спаси ты нас, далекий океан!

О, дайте мне вагон иль палубу фрегата!

Здесь лужа темная… Я в даль хочу, туда!

От горестей и мук, не правда ли, Агата,

Как сладко в тот приют умчаться навсегда…

О, дайте мне вагон иль палубу фрегата!

Зачем в такой дали блестят долины рая,

Где вечная любовь и вечный аромат,

Где можно все и всех любить, не разбирая,

Где дни блаженные невидимо летят?

Зачем в такой дали блестят долины рая?

Но рай безгорестный младенческих утех,

Где песни и цветы, забавы, игры, ласки,

Открытая душа, всегда веселый смех

И вера чистая в несбыточные сказки, —

Но рай безгорестный младенческих утех,

Эдем невинности, с крылатыми мечтами,

Неужто он от нас за тридевять земель,

И мы не призовем его к себе слезами,

Ничем не оживим умолкшую свирель? —

Эдем невинности, с крылатыми мечтами?

 

4. Перед идейно-художественным анализом стихотворения можно определить его жанр. Зная признаки лирических жанров, мы можем многое сказать о содержании стихотворения. Так, к примеру, если учащийся анализирует оду, то он обязан знать, что это — значительное по размерам стихотворение хвалебного характера. Примером, конечно же, могут служить оды М. Ломоносова, ода А. Пушкина «Вольность».

Баллада первоначально означала любовную песню. В дальнейшем она превратилась в жанр лиро-эпической поэзии фантастического, историко-героического или социально-бытового характера с драматическим сюжетом. Повествование в балладе проникнуто лиризмом. К этому жанру относятся баллады В. Жуковского. Как пример современной баллады можно назвать стихотворение В. Высоцкого «Баллада о Любви»:

 

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь —

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было — сорок сороков…

И чудаки — еще такие есть —

Вдыхают полной грудью эту смесь,

И ни наград не ждут, ни наказанья, —

И, думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же — неровного — дыханья.

Я поля влюбленным постелю —

Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит — я люблю!

Я люблю, и значит — я живу!

И много будет странствий и скитаний:

Страна Любви — великая страна!

И с рыцарей своих — для испытаний —

Все строже будет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна…

Но вспять безумцев не поворотить —

Они уже согласны заплатить:

Любой ценой — и жизнью бы рискнули, —

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.

Но многих захлебнувшихся любовью

Не докричишься — сколько ни зови, —

Им счет ведут молва и пустословье,

Но этот счет замешен на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви…

И душам их дано бродить в цветах,

Их голосам дано сливаться в такт,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться — со вздохом на устах —

На хрупких переправах и мостах,

На узких перекрестках мирозданья.

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мертвых воскрешал, —

Потому что если не любил —

Значит, и не жил, и не дышал!

 

Песня — чрезвычайно мелодичное лирическое стихотворение, которое может быть или уже положено на музыку. Характерные особенности песни — строфическое построение, повторение стихов строфы, разграничение запева и припева, выразительная ритмика, мелодичность звучания, отсутствие сложных приемов, точная рифма и т. д. Часто такое стихотворение имеет рефрен, или припев.

Многие стихи С. Есенина положены на музыку. Возможно, учащиеся слышали песни «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…».

Общеизвестно, что стихи бардов «обречены» были стать песнями. Примером этому может служить поэзия Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича и других.

Иногда поэты выносят слово «песня» в заглавие стихотворения, которое само по себе песней не является. Примером может служить стихотворение Н. Некрасова «Песня Еремушке». В произведение включена колыбельная песня, над которой зло иронизирует автор. Такие «песни», по мнению поэта, воспитывают будущих рабов:

 

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить,

Чтоб на свете сиротиночке

Беспечально век прожить.

Сила ломит и соломушку —

Поклонись пониже ей,

Чтобы старшие Еремушку

В люди вывели скорей.

В люди выйдешь, все с вельможами

Будешь дружество водить,

С молодицами пригожими

Шутки вольные шутить.

И привольная, и праздная

Жизнь покатится шутя…

 

И проезжий человек, забирая ребенка от няни, поет ему свою песню, свою «колыбельную», которая призвана не убаюкивать и успокаивать, а будоражить, не клонить ко сну, а призывать к действию:

 

Жизни вольным впечатлениям

Душу вольную отдай,

Человеческим стремлениям

В ней проснуться не мешай.

С ними ты рожден природою —

возлелей их, сохрани!

Братством, Равенством, Свободою

Называются они.

Возлюби их! на служение

Им отдайся до конца!

Нет прекрасней назначения,

Лучезарней нет конца.

Будешь редкое явление

Чудо родины своей;

Не холопское терпение

Принесешь ты в жертву ей:

Необузданную, дикую

К угнетателям вражду

И доверенность великую

К бескорыстному труду….

 

Басня — короткое аллегорическое повествование поучительного содержания, которое состоит из повествовательной части и вывода-морали.

В поступках персонажей басен — зверей, птиц, растений, предметов — высмеиваются человеческие недостатки. Анализируя басни, учащиеся обязаны говорить об их аллегоричности.

Романс — грустно-романтическая песня, написанная от имени авторского «Я». В романсах подчеркнут мелодический темпоритм, синтаксическая простота и стройность, законченность предложений в границах строфы, хотя, как подчеркивает «Словарь литературоведческих терминов» (в дальнейшем — СЛТ), эти требования не абсолютны. Уместно вспомнить в связи с этим романсы А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Элегия — лирическое стихотворение преимущественно философского содержания. Для элегии характерны грустные размышления, мотивы скорби, печали.

«Дума» М. Лермонтова — пример выражения скорби о гражданском состоянии общества. Элегия А. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» рождает мотив быстротечности жизни, неизбежности смерти.

Послание — стихотворение, в котором автор, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения по какому-либо важному вопросу. Известно «Послание в Сибирь» А. Пушкина, где поэт, обращаясь к ссыльным декабристам, выражает уверенность в торжестве их дела:

 

Придет желанная пора.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

 

В «Послании пролетарским поэтам» В. Маяковский высказывает свой взгляд на поэзию, на роль поэта в обществе:

 

А мне

в действительности

единственное надо —

чтоб больше поэтов

хороших

и разных.

* * *

В поэзии нет

ни друзей,

ни родных,

по протекции

не свяжешь

рифм лычки…

 

Своеобразным посланием могут быть стихи, где содержатся условные обращения к адресату. Таким посланием является, к примеру, стихотворение М. Лермонтова «Молитва», в котором автор, обращаясь к Божьей матери, просит о счастье и заступничестве. Таким образом, в стихотворении выражается понимание счастья

Лермонтовым:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.