Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И каждый может увидеть этот свет, и греться у этого тепла, если в нем нет «той смертной бескрылости», которую ненавидел в людях поэт и его герой Юрий Живаго




Свеча поэзии Пастернака горит вопреки всем запретам и табу.

Интересно проследить за словесным строением текста. Здесь нет глаголов, обозначающих действия героев. Нет существительных, называющих героев. Мы узнаем об их существовании и поведении с помощью словосочетаний с существительными: ложились тени, скрещенье рук, скрещенье ног, падали башмачки, воск… на платье капал. Враждебная влюбленным стихия описана с помощью безличных глаголов, что подчеркивает не конкретный характер злых сил, а их вселенский масштаб: мело, мело по всей земле, на свечку дуло из угла.

Итак, перед нами сплав философской и любовной лирики. К какому методу и направлению можно отнести этот стихотворный шедевр? Безусловно, утонченное воссоздание личностных чувств и переживаний, метафоричность текста, создающая настроение, музыкальность позволяют говорить о принадлежности стихотворения к импрессионизму. Но мы можем также утверждать, что стихотворению присущи и признаки символизма: пастернаковский мир синкретичен, он не познается с помощью рациональных приемов, он доступен лишь интуиции, раскрывается с помощью намека, цветового решения, музыки (романсовость формы подсказывает современным композиторам мелодии, есть даже несколько удачных попыток положить стихотворение на музыку). Однако мы видим и романтичность чувства, и реалии жизни. Поэтому нелепо пытаться классифицировать стихотворение однозначно. Пастернак больше, шире, глубже любого окончательного определения. Он сам в книге лирики «Сестра моя жизнь» писал: «Мне совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она безмерно больше меня и поэтических концепций…».

 


[1] Терновский А. В. А. Блок // Русская литература ХХ века. – М.,1996.

[2] Чуковский К. Из воспоминаний. – М., 1959.

[3] Городецкий С. Воспоминания о Блоке.

[4] Письма Александра Блока. – Л., 1925.

[5] Цветаева М. Поэты с историей и поэты без истории. Соч. в двух томах. – М., 1984. Т. 2.

[6] Чуковский К. Александр Блок // Александр Блок. Лирика. – М., 1985.

[7] Чуковский К. Александр Блок // Александо Блок. Лирика. М., 1985.

[8] Винокуров Е. Избр. произв. В 2-х т. – М., 1976.

[9] Долгополов Л. К. Александр Блок. – Л., 1980.

[10] Терновский А. В. А. Блок // Русская литература ХХ века / Под ред. В. В. Агеносова). – М., 1996.

[11] Цит.по кн. Анненков Ю. Дневник моих встреч. – М., 1991.

[12] Енишерлов В. П. Жизнь и стихи Николая Гумилева // Н. Гумилев. Стихи и поэмы. – Тбилиси, 1989.

[13] Мандельштам А. Серебряный век: русские судьбы. – Санкт-Петербург, 1996.

[14] Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. – М., 1997.

[15] Бродский И. Об одном стихотворении // Бродский о Цветаевой. М., 1997.

[16] Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1970.

[17] Евтушенко Е. Стихи не могут быть бездомными… // Ахматова. Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе. – М., 1997.

[18] Павловский А. Марина Цветаева // Ахматова. Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе. – М., 1997.

[19] Бучкин С. Равенство души и глагола // Ахматова. Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе. – М., 1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.