КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия запоминания
Если с трудом или неточно припоминается необходимое, это свидетельствует об отсутствии рационального повторения. Иногда усвоенное ранее не припоминается совсем. Забывание – это тоже процесс, происходящий в памяти, и он имеет свои закономерности. Это сложный процесс. Нас из него будет интересовать лишь то, что относится не к СТИРАНИЮ из памяти информации, а к УМЕНЬШЕНИЮ ВЕРОЯТНОСТИ ПРИПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ из памяти. Для дальнейших рассуждений нам понадобятся некоторые свойства памяти. Давайте рассмотрим некоторые из них: 1. Чем больше времени проходит с момента окончания чтения (или последнего повторения), тем в меньшем объеме припоминается имеющаяся в памяти информация. Причем наиболее активно память теряет информацию (точнее следовало бы говорить не о ПОТЕРЕ, а об УМЕНЬШЕНИИ ВЕРОЯТНОСТИ ПРИПОМНИТЬ информацию в дальнейшем) в первые минуты после усвоения материала, затем этот процесс замедляется (линия, показывающая потерю информации из памяти, вначале наклонена больше).
2. Чем чаще повторялась информация, тем медленнее она забывается. По рисунку видно, что после очередного повторения (заштрихованная область) потеря информации из памяти проводится по более пологой кривой.
3. Чем легче информация поддается усвоению (интересная, очень нужная или несложная информация), тем меньше времени и усилий требуется для очередного повторения, чтобы восстановить информацию в памяти. 4. Легкая (интересная, нужная) информация «забывается» медленнее сложной (неинтересной, ненужной). 5. С каждым последующим повторением все меньше усилий и времени нужно для припоминания ранее усвоенной информации. 6. С каждым очередным повторением информация откладывается в памяти во всех больших и больших объемах и все с более крепкими, глубокими связями. 7. Чем меньше времени проходит после предыдущего повторения, тем меньше времени и усилий требуется для восстановления информации в памяти. Помимо того, что повторение помогает сохранить в памяти старую информацию, оно дополняет ее новыми знаниями, полученными при первоначальном чтении или при предыдущем повторении, ибо при повторении в памяти отыскиваются новые подробности, ранее не замеченные, в силу чего возникает более глубокое понимание сущности изучаемого предмета, устанавливаются новые связи между группами различной информации, и это позволяет делать новые, более глубокие теоретические и практические выводы. И хотя почти каждый имел возможность убедиться в этом сам, тем не менее не всегда сознательно мы отдаем себе отчет в необыкновенной важности упомянутого свойства психологии восприятия текста, иногда сложная цепь жизненных обстоятельств, их неоднозначное и непредсказуемое воздействие в каждый конкретный момент вынуждают припомнить каждый раз что-то новое, раскрывая с каждым повторением новые удивительные стороны в материалах самого различного рода. Понятно, что процесс «дообогащения» никогда не достигает уровня 100%-ного обогащения, поскольку имеются в виду не простейшие, а относительно сложные тексты, при повторном чтении которых всегда есть возможность более глубокого изучения материала. Если принять во внимание отмеченные выше закономерности припоминания воспринятой информации, то легко понять, что при повторении не следует допускать потерь усвоенной информации, а достигается это при соблюдении следующего правила: «Повторять прочитанное и изученное следует сначала чаще, затем реже, но не регулярно». Возьмите себе это правило на вооружение, отработайте привычку психическую установку всегда повторять прочитанное именно этим способом. Многократные эксперименты и практический опыт подтвердили, что в этой нерегулярности повторения материала, заложена некая пружина безотказного действия механизма памяти. С учетом этого рекомендуем придерживаться следующего процесса повторения: 1-е повторение – через 15 – 20 минут после завершения чтения; 2-е повторение – через 6 – 10 часов после окончания предыдущего повторения; 3-е повторение – 20-30 часов после окончания второго повторения. Предложенный метод с точки зрения соблюдения определенных временных интервалов между повторениями является рациональным, так как способствует максимальному сохранению в памяти информации, не допуская существенных ее потерь, и позволяет затрачивать как можно меньше времени и усилий. Для подтверждения этого теоретического вывода среди студентов и обычных читателей были проведены специальные эксперименты на запоминание и забывание. Испытуемым предлагалось запомнить заданный материал, а затем через определенные промежутки времени повторять его. Перед каждым повторением и сразу же после него контролировалось содержание запоминаемой информации в памяти. Интервалы времени между окончанием повторения текста и контрольными опросами должны были быть разными. Чисто повторение – не менее четырех. Для максимальной объективности исследования давалось большое число разных текстов, как учебных (но вне учебной программы), так и научно-популярных. Новизны никакой в самих экспериментах на заключалось (в целом процесс повторения достаточно широко освещен в литературе), проводились они в данном случае с целью уточнения временных рамок для каждого цикла повторения. И цель было достигнута. На основе этих исследований разработана оптимальная программа повторения материала. Эксперименты проводились в различных вариантах. Установленные при этом закономерности позволяют утверждать, что повторение надо проводить, придерживаясь указанных выше временных интервалов между повторениями и соблюдая следующие условия: 1. Перед повторением необходимо изучить и проанализировать, желательно с ручкой в руках, весь материал, кроме тех случаев, когда он легко усваивается с первого раза (в этом варианте первое повторение материала будет осуществляться в процессе чтения и осмысливания текста). 2. Необходимо также определить основную задачу предстоящего повторения: усвоить ли смысл и содержание воспринимаемой информации для передачи того или другого своими словами, в своей интерпретации (например, при подготовке к экзамену по философии, истории и пр.) или выучить наизусть стихи, математические формулы, либо близко к тексту путем многократных повторений пересказать математические законы, правила грамматики и пр. В каждом из этих случаев приемы запоминания будут несколько отличаться друг от друга. Советы специалистов помогли и при разработке практических рекомендаций, касающихся форм и способов повторения материала. От форм и способов повторения изученного зависит эффективность запоминания. В каждом конкретном случае вы выбираете методы повторения по собственному усмотрению – те, которые наилучшим образом будут содействовать усвоению конкретной информации, ее переводу из кратковременной памяти в долговременную и сохранению в максимально полном объеме на нужный вам срок.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |