КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внимание. Внимание является одним из свойств психики человека, позволяющим выполнять умственную работу качественно
Внимание является одним из свойств психики человека, позволяющим выполнять умственную работу качественно. В психологии и педагогике внимание изучается не одно столетие. О способах и приемах, о рецептах и лекарствах, а иногда и просто о советах, улучшающих внимание, написано огромное число статей, и многие из них интересны и полезны. Но, к сожалению, в литературе нередко встречаются и упражнения, не дающие сколь-нибудь положительного эффекта в развитии внимания. Почему? Может быть эти упражнения неэффективны? Нет! Трудно придумать упражнение, которое ничуть не обострило бы внимание, так как даже если выполнять упражнение НЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ внимание ПО СВОЕЙ СУТИ (например, упражнение с наблюдением за секундной стрелкой часов и т.п.), но названное «УПРАЖНЕНИЕМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВНИМАНИЯ» (или еще как-нибудь), уже только одним своим названием создает психологическую установку на внимательное выполнение действия о котором говориться в этом упражнении (смотреть на стрелку и т.п.) и позволяет с каждым разом «чувствовать (только как замерить это чувство?), что внимание улучшается». Наверное, правильно было бы говорить не о НЕЭФФЕКТИВНОСТИ, а о НИЗКОЙ или НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ подобных упражнений. Особенно низкая эффективность упражнений проявляется тогда, когда упражнение, придуманное для одного какого-либо вида деятельности, предлагается для развития внимания совершенно в другом виде. Например, очень часто «для развития внимания в математике» предлагается упражнение с распутыванием нитей. Конечно, в этом случае маленький «математик» нахмурит брови и родители с удовольствием оценят это как проявление внимательности! Да, он выполнил работу по ОТСЛЕЖИВАНИЮ ТРАЕКТОРИЙ КРИВОЙ ЛИНИИ внимательно. Да, после нескольких тренировок он станет распутывать запутанные на картинке нити быстрее и точнее. Ну и что? А при чем тут математика? К счастью этого малыша (и автора подобной книжки), во время распутывания «тренирующийся» будет думать о том, что это упражнение поможет ему стать внимательным в математике, и невольно внушит себе установку на внимательное выполнение математических действий! К подобным примерам можно отнести также упражнения по поиску чисел на всевозможных таблицах, по поиску выходов из лабиринтов, по наблюдению за мухой на оконном стекле и т.п. Нередко упражнение «выдергивают» из системы взаимосвязанных упражнений и предлагают его только потому, что оно якобы может выполняться просто и легко, - например, упражнение по наблюдению за пламенем свечи. Сердобольные учителя йоги предлагают это упражнение только после нескольких упорных лет предварительной подготовки. Авторы же некоторых книг рекомендуют это упражнение как «простейшее упражнение для развития внимания». В результате такого применения скорее всего не только не будет значимого эффекта, но, и наоборот, человек может на всю жизнь разувериться в своих способностях в концентрации внимания, ведь в книжке было написано, что это так просто, а ему почему-то упражнение не дается. Так какие же упражнения следует выполнять и как? Ответ мы получили после тщательных и длительных исследований, проведенных с читателями разного возраста и имеющих различные цели. Вот наши выводы: 1. Выполнение упражнений на развитие внимания следует проводить ПАРАЛЛЕЛЬНО выполнению упражнений на развитие понимания текстов. Проблемы с пониманием, которые будут у вас возникать и сохраняться на протяжении нескольких недель выполнения упражнений на понимание, создадут у вас внутреннюю ПОТРЕБНОСТЬ в разрешении этой проблемы в частности через более внимательное чтение. Это, в свою очередь позволит ПОВЫСИТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы внимания, и вам еще больше захочется научиться читать внимательно. А желание творит чудеса! Запоминание и осмысление, как известно в каждом отдельном случае проводятся НЕ ВООБЩЕ, а по какой-то конкретной теме (проблеме) и с использованием конкретного и ограниченного набора слов, понятий, образов, чувств и ощущений из УЗКОЙ ОБЛАСТИ знаний. Поэтому, тренируя память или мышление нужно выполнять упражнения только в одной какой-либо области знаний, а не тренировать память вообще (мышление вообще). Развив память и мышление в одной конкретной области и поверив в свои возможности, можно будет перейти к другой области знаний. А поскольку внимание служит фундаментом и мышления, и запоминания, то и ВНИМАНИЕ СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ ВНАЧАЛЕ ТОЛЬКО В ОДНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (например, только в органической химии, или только в области нравственно-эстетических проблем, или только по текстам о садоводстве и т.п.). Следует также учесть, что ВНИМАНИЕ МОЖНО ПРОДУКТИВНО РАЗВИВАТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ОПРЕДЕЛННОЙ ОДНОЙ КАКОЙ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (например, только для изучения текстов по математике) и только после получения значимых результатов в совершенствовании внимания в данном виде деятельности можно ПЕРЕХОДИТЬ К РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ В ДРУГОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2. Следует РАЗВИВАТЬ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫ ГРАНИ ВНИАНИЯ, необходимые в вашем виде деятельности, а НЕ РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ ВООБЩЕ В ЦЕЛОМ. Например, если нужно длительно работать с большими текстами философского содержания, то следует тренировать УСТОЙЧИВОСТЬ внимания и АНАЛИТИЧНОСТЬ внимания, а если, например, нужно уметь точно и быстро просматривать компьютерные распечатки на предмет выявления ошибок, то следует развить ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ внимания и т.д. Внимание, как и любое другое свойство психики человека, имеет различные грани (понятно, то разбиение общего понятия внимания на грани – условно). Мы рассмотрим лишь те грани внимания, которые наиболее ярко проявляются во время чтения, которые наибольшим образом влияют на продуктивность чтения. К таким граням можно отнести: 1. Устойчивость внимания: когда вам нужно поддерживать активное мышление и интерес в процессе длительной работы с текстами, особенно если они вам мало интересны, но очень необходимы. 2. Проницаемость внимания (концентрируемость, сосредотачиваемость внимания): возможность углубляться в проблему или, наоборот, расхолаживать внимание, если читаемая часть не нуждается в глубоком осмыслении. 3. Переключаемость внимания: позволяет читателю следить за ходом мыслей автора не отставая, даже если он быстро переходит от одной логической нити повествования к друго или часто ссылается на известные факты. Одной из основ мыслительного процесса является ВНИМАТЕЛЬНОЕ (тщательное) ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ воспринимаемой (читаемой или слушаемой) или выдаваемой (из памяти в письменной или устной форме) информации. Эта основа ГАРАНТИРУЕТ ПРОДУКТИВНОСТЬ (точность, быстроту, объем и уровень профессиональности) мыслительных процессов как в случае восприятия, так и в случа выдачи информации. Эта основа также ГАРАНТИРУЕТ КАЧЕСТВО запоминания в случае восприятия. Внимательное осмысление зависит от: - умения переключаться от одной мысли к другой (просмотрите тексты, послушайте радио, и вы заметите, что авторы то и дело перескакивают от одного хода рассуждений к другому, от описания одного события к другому, от одного стиля изложения к другому и т.п.); - умение удерживать группу мыслей или фактов в поле внимания так долго, пока не будут окончательно осмысленны, уяснены все отдельные мысли и факты как части общего, пока не будут выяснены связи между отдельными элементами; - умения углубляться все больше и больше в суть осмысливаемой проблемы, привлекая все больше и больше фактов и отдельных мыслей в общий клубок рассуждений, или, наоборот, выходить на поверхность проблемы (расхолаживаться), не позволяя себе углубляться в осмысление какой-либо части общей проблемы (какой бы интересной ни казалась эта часть проблемы в данных момент!). Для простоты дальнейших рассуждений можно условиться в дальнейшем назвать умение переключаться, умение удерживать, умение углубляться и расхолаживаться соответственно ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬЮ и ПРОНИЦАЕМОСТЬЮ ВНИМАНИЯ. Есть еще 5 граней внимания: 4. Избирательность внимания: необходима при чтении сложных текстов, когда говориться о большом количестве почти сходных качеств, действий или предметов, но которые следует четко различать. 5. Распределяемость внимания: возможность одновременно осмысливать несколько логических цепочек, параллельно развивающихся в ходе чтения. 6. Аналитичность внимания: заставляет читателя постоянно сравнивать свой уровень знаний с уровнем автора, факты, имеющиеся в памяти, с фактами из текста и таким образом, поддерживает мышление читателя в активном состоянии. 7. Критичность внимания: возможность постоянно контролировать свое состояние: - В том ли направлении я размышляю? - Правильно ли расходую силы? 8. Направленность внимания: позволяет читателю не сбиваться с пути намеченного в начале чтения, даже если в ходе чтения встретятся интересные мысли, способные увести читателя в сторону от главной темы. Наличие внимания во время чтения означает наличие разницы между ПОТЕНЦИАЛОМ ЧИТАТЕЛЯ И ПОТЕНЦИАЛОМ АВТОРА ТЕКСТА (уровнем знаний автора, его позицией, его интересами). Эта разница должна быть не слишком большой, чтобы читатель не махнул на него рукой, как на никогда не достижимый уровень. Желательно, чтобы разница между уровнем знаний автора и уровнем знаний читателя, между их целями не была слишком маленькой, чтобы читатель все же почувствовал эту разницу, а значит и интерес к потенциалу автора.
Развитие всех граней внимания требует длительной напряженной работы и в рамках данного курса не может быть полностью освещено. Подробнее о внимании читайте в специализированных пособиях, выпущенных Школой рационального чтения.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |