Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А – б – гили а – е – г




Методы запоминания

 

 

Предлагаемые ниже формы, приемы повторения не являются единственно верными и универсальными для всех случаев запоминания. Индивидуальные способности каждого, различная степень сложности того или иного материала вносят свои коррективы в процесс закладывания в память и воспроизведения информации. И все же можно выделить следующие конкретные формы, в которых проводятся повторения:

а) мысленное припоминание;

б) повторное чтение текста с последующим пересказом его вслух кому-либо, самому себе или воображаемому собеседнику;

в) повторное чтение текста с мысленным пересказом про себя;

г) повторное чтение текста в последующим письменным изложением основных пунктов материала или с короткими пометками-выписками;

д) выборочное прочтение материала через несколько дней;

е) повторное поверхностное чтение;

ж) повторное детально и углубленное чтение изучение;

з) пересказ прочитанного кому-либо, обсуждение с кем-либо;

и) повторное чтение с последующим подробным письменным изложением.

 

Следует ответить, что применение на практике усвоенного материала также способствует закреплению его в памяти и является разновидностью повторения.

Кроме того, повторение может проводиться и с ранее изученным материалом (когда ситуация требует вспомнить то, что было известно давно).

Рекомендуется применять различные комбинации перечисленных форм, искать наиболее оптимальные для вас. Возможны варианты без повторного чтения. Практический опыт показал, что особенно эффективно повторение при сочетании следующих форм:

 

Способ повторения нельзя подсказать точно, он зависит и от конкретного текста, и от того, насколько подробно нужно запомнить этот текст, от вашего настроения и состояния здоровья, и от душевного равновесия в данных момент, и еще от многих других факторов. Дело это индивидуальное, творческое. Однако во всех случаях мысленное припоминание является наилучшим способом закрепления любого материала в памяти, и ему следует отдавать предпочтение, применять по возможности всегда (в том числе перед повторением другими способами).

Само собой разумеется, что всякое повторение предполагает предварительное изучение материала. К моменту первого повторения не должно оставаться каких-либо неясностей или вопросов, требующих разъяснений. Первое повторение поможет углубить знания, которые получены при изучении и, конечно же, укрепить их в памяти. Но происходит это уже на другом, более высоком витке восприятия, когда изученный материал осмысливается по-новому. В этом случае повторяемая информация развивается с каждым разом все больше и больше.

 

Варианты запоминания

 

 

Практическое изучение наиболее рациональных методов повторения при подготовке, к примеру, к экзаменам, семинарам, конференциям, а также при необходимости заучивать наизусть большие объемы текстов позволило выявить дополнительные правила, которые рекомендуются соблюдать, чтобы повторение было максимально эффективным.

Для эффективного повторения предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. Для удобства в работе рекомендуется пронумеровать части: № 1, № 2, № 3 и т.д., обозначив № k конечную часть текста. После этого можно приступить к повторению.

Если, к примеру, вам предстоит сдавать экзамен, а подготовке вы можете уделить один день (бывает же и такое в жизни!), то проведите в течение дня два повторения по следующему принципу:

 

 

I повторение части №1 I повторение части №2 II повторение части №1 I повторение части №3 II повторение части №2 I повторение части №4
15 минут 15 минут 5 минут 15 минут 5 минут 15 минут

 

 

и т.д. Здесь 15 и 5 минут – условные величины: времени на повторение вы можете затратить больше или меньше в зависимости от обстоятельств, от сложности текста, индивидуальных способностей и т.д.

Ко второму повторению каждой части при такой организации вы будете возвращаться примерно через 15-20 минут. Если при первом повторении на каждую часть будет затрачиваться примерно 15 минут (естественно, материал – его объем и сложность – может продиктовать большие или меньшие затраты времени для первого повторения), то через несколько минут при втором повторении, для того, чтобы восстановить информацию в памяти, вам будет достаточно 5 минут.

Указанные затраты времени на каждую из поделенных частей приблизительны и носят условный характер, это может быть и 10 и 25 минут. Важно другое, чтобы к каждой части второй раз вы возвращались в среднем через 15-20 минут. Этот промежуток времени наиболее рационален для запоминания, т.к. это время максимально полного удержания информации в памяти, с одной стороны, и минимальных затрат времени и сил на повторение – с другой стороны. Чем легче воспроизводится информация при повторении, тем больше остается ее в памяти после чтения или после первого повторения и промежуток времени между очередным и предыдущим повторением будет короче. Ну а если ситуация складывается благоприятная и вы можете уделить повторению несколько дней, к экзамену вы можете подготовиться иначе.

Если у вас имеется хотя бы еще один день, то проведите третье повторение рано утром так, чтобы перерыв между концом первых двух повторений и началом третьего составил примерно 6 – 10 часов (ночь).

Если можете повторять материал и на третий день, то четвертое повторение проведите в конце дня так, чтобы перерыв между окончанием предыдущего и началом очередного повторения был примерно 20 – 30 часов. Если же у вас имеется возможность уделить повторению много дней. то пятое повторение проведите в конце пятого дня с перерывом в двое суток, шестое – в конце девятого дня с перерывом четверо суток и т.д.

Перерывы с каждым повторением удваиваются. Все вышесказанное относится к тем случаям, когда требующий запоминания материал содержит около 30=40 частей. Если же материал небольшой, например, две-три страницы доклада или большое стихотворение в 1-2 страницы, то для повторения по тому же принципу требуется меньшее количество дней.

 

 

Напротив, если материал для запоминания большой (от 50 до 100 частей), то в зависимости от ваших ресурсов времени нужно разделить весь материал на две половины (первая несколько больше второй, примерно 60 и 40 частей в каждой) для отдельной работы с ними и выбрать один из вариантов повторений:

Вариант первый: в течение двух дней.

1-й день – два повторения первой половины всего материала;

2-й день – два повторения второй половины материала.

Вариант второй в течение трех дней.

1-й день – два повторения первой половины всего материала;

2-й день – два повторения второй половины материала;

3-й день – одно повторение всего материала.

Вариант третий: в течении пяти дней.

1-й день – два повторения первой половины всего материала;

2-й день – одно повторение первой половины;

3-й день – два повторения второй половины материала;

4-й день – одно повторение второй половины;

5-й день – одно повторение всего материала.

Опыт показывает, что в тех случаях, когда приходится иметь дело с материалами больших объемов, практически неэффективны, а иногда и отрицательны по результатам и потому нежелательны попытки повторений утром в день экзамена, выступления и т.д.

Обращаем ваше внимание еще на один важный момент: перед тем как приступить к повторению, необходимо спланировать время, составить своеобразный график повторений. Исходя из общего количества частей, полученного при разбивке материала (k частей), расчитываются затраты времени на повторения по дням. Например, если вы разделили весь материал на 30 частей, то в первый день потребуется 30/3 = 10 часов, во второй день на одно повторение нужно около k/4 часов, в третий, пятый и девятый дни – около k/6 часов.

Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять из в течение 10-30 секунд любым способом вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание.

Необходимо постараться выстроить связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.).

За эти 10 – 20 секунд информация запомниться наизусть (это время как раз соответствует времени следообразования в памяти). Здесь принцип запоминания прост и не требует подготовки. Так же надо учить иностранные слова удерживать в памяти запоминаемое слово на протяжении 20 – 30 секунд (в переводе), затем включить его в фразу, т.е. тем самым перевести сразу в активный баланс, а не пассивный. И не потребуется каждый раз обращаться к словарю, во всяком случае необходимость в этом не будет частой.

Если маленькая информация встречается в читаемом тексте, то, поскольку она связана с контекстом, она будет повторяться сама собой в связи с осмысливаемой в это время информацией, и можно не прерывать чтение для того, чтобы повторить эту маленькую информацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.