Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество чтения




Что значит понимать автора текста?

 

 

В ПЛОХОМ ПРИПОМИНАНИИ ПРОЧИТАННОГО ВИНОВНО НЕ ПЛОХОЕ ЗАПОМИНАНИЕ НОНЯТНОГО, А ПЛОХОЕ ЗАПОМИНАНИЕ НЕПОНЯТНОГО. Итак, вывод первый: для того чтобы все понималось и все запоминалось необходимо (но недостаточно), чтобы все слова и словосочетания были знакомы: значения слов или стоящие за ними смыслы должны УЗНАВАТЬСЯ БЕЗОШИБОЧНО и БЫСТРО.

Допустим, что все слова и словосочетания известны. Достаточно ли этого для идеального понимания текстов? Нет, знания значений слов и вложенных в них смыслов недостаточно. Для идеального понимания текстов нужны ЗНАНИЯ по предмету, о котором идет речь в тексте, и/или нужны практические навыки усваивать описываемые в тексте знания. Вывод второй: для того чтобы все понималось и все запоминалось, необходимо (но и опять недостаточно), чтобы читатель обладал достаточным запасом знаний в области, к которой относится содержание читаемого текста.

Можно ли утверждать, что текст будет ПОНЯТ ИДЕАЛЬНО (т.е. так, как его понимал автор), если читателю знакомы все слова и все использованные в тексте знания? Нет, и этого недостаточно, так как еще нужно учесть психологический настрой читателя на восприятие текста ДАННОГО СОДЕРЖАНИЯ в ДАННОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ. Всем нам знакомы случаи, когда «взахлеб прочитывается книга». Это происходит в те мгновения, когда читатель как бы сливается с автором, когда ЛИЧНОСТЬ ЧИТАТЕЛЯ начинает проявлять те же ЧЕРТЫ, которые раскрылись в ЛИЧНОСТИ АВТОРА в момент написания данного текста. В этом случае читатель ПРОЧИТЫВАЕТ в строчках текста (а может быть, между строк?) ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ АВТОРА – не просто содержание излагаемого предмета, но и психологические оттенки в предложении автора. Третий вывод: для того чтобы все понималось и все запоминалось, необходимо (и наконец недостаточно), чтобы перед началом чтения проводилась психологическая подготовка.

Если все предыдущие необходимые условия выполнены, то обязательно выполнение еще одного – главного условия ИДЕАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ: нужно проводить процесс мышления ПРОДУКТИВНО, т.е. достаточно БЫСТРО (так, чтобы внимание не успевало рассеиваться и чтобы мозг мог работать в оптимальном для него режиме) и ЛОГИЧЕСКИ (с применением приемов абстрагирования). Итак, вывод четвертый: для того чтобы все понималось и запоминалось, необходимо и достаточно, чтобы мыслительные процессы проводились продуктивно.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ для повышения уровня понимания читаемых текстов.

По ВЫВОДУ ПЕРВОМУ – формируйте тезаурусы по всем областям знаний, по которым вы собираетесь в будущем читать тексты.

По ВЫВОДУ ВТОРОМУ – как можно больше читайте литературы не описательного и не повествовательного жанра, а жанра рассуждений.

По ВЫВОДУ ТРЕТЬЕМУ – выполняйте упражнение «Психологическая подготовка» из предыдущего раздела.

По ВЫВОДУ ЧЕТВЕРТОМУ – читайте эту книгу дальше.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.