Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 60 страница




706. Кровь Господа означает Его Божественную истину и истину Слова, потому что Его плоть в духовном смысле означает Божественное добро любви и они вместе составляют одно целое в Господе. Известно, что Господь есть Слово, а в Слове всё относится к Божественному добру и Божественной истине. Поэтому, если вместо Слова мы будем говорить о Господе, то ясно, что Божественные добро и истина обозначаются Его плотью и кровью. Что кровь означает Божественную истину Господа или Слова, очевидно из многих отрывков, например, где кровь названа кровью завета: ведь завет — это соединение, которое Господь совершает посредством Своей Божественной истины, как у Захарии:

Кровью завета твоего Я освобожу узников из ямы.

Зах. 9:11

И у Моисея:

Моисей, прочитав книгу законов в уши народу, окропил половиной крови народ, говоря: вот кровь завета, который Иегова заключил с вами всеми этими словами.

Исход 24:3—8

 

А также:

Иисус, взяв чашу, подал её им, говоря: это кровь Моя, кровь нового завета.

Матф. 26:27, 28; Марк 14:24; Лука 22:20

 

Кровь нового завета, или договора, означает не что иное, как Слово, называемое Ветхим и Новым заветом, или договором, и поэтому Божественную истину, которая в нём содержится. Именно потому, что кровь имеет такое значение, Господь и подал вино со словами: «Это Моя кровь»; ведь вино означает Божественную истину, почему и называется «кровью винограда» (Бытие 49:11; Втор. 32:14). Ещё очевиднее это становится из слов Господа:

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, не будете иметь в себе жизни; ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие; кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, пребывает во Мне, и Я в нём.

Иоанн 6:50—58

 

Совершенно очевидно, что кровь здесь означает Божественную истину Слова, поскольку сказано, что тот, кто пьёт её, имеет жизнь в себе, и пребывает в Господе, а Господь пребывает в нём. В церкви должно быть известно, что таково действие Божественной истины и жизни по ней и что действие это усиливается Святым причастием.

По той причине, что кровь означает Божественную истину Господа, которая одновременно является Божественной истиной Слова, а это именно то, что составляет Ветхий и Новый заветы, кровь была самым святым символом церкви среди сынов Израиля. В этой церкви всё без исключения представляло собой соответствия чего-либо природного чёму-либо духовному. Например, они должны были взять немного крови от Пасхи и помазать ею оба косяка и перекладину двери, чтобы чума не поразила их (Исход 12:7, 13, 22). Кровью жертвы всесожжения предписано было покропить на жертвенник до самого основания, а также на Аарона, на его сыновей и их одежду. (Исход 29:12, 16, 20, 21; Левит 1:5, 11, 15; 3:2, 8, 13; 4:25, 30, 34; 8:15, 24; 17:6; Числа 18:17; Втор. 12:27); кроме того, на завесу ковчега, на крышку его и на рога жертвенника воскурений (Левит 4:6, 7, 17, 18; 16:12—15). Подобное же значение имеет кровь Агнца в Откровении:

Они омыли одежды свои и убелили их кровью Агнца.

Откр. 7:14

 

И следующих словах из той же книги:

И разразилась война на небесах: Михаил и ангелы его воевали с драконом. И они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего.

Откр. 12:7, 11

 

Невозможно представить себе, что Михаил и его ангелы победили дракона не Божественной истиной Господа из Слова, а чем-то другим. Ибо ангелы в небесах не могут думать ни о какой бы то ни было крови, ни о страданиях Господа; они думают лишь о Божественной истине и о Его воскресении. Поэтому, когда человек думает о крови Господа, у ангелов создаётся представление о Божественной истине Его Слова. Когда же человек думает о страданиях Господа, ангелы вместо этого воспринимают Его прославление, и затем лишь Его воскресение. Мне дано было узнать, что это на самом деле так, из моего обширного опыта.

Следующий отрывок из Псалмов Давида также ясно показывает, что кровь означает Божественную истину:

Бог спасет души нищих. Драгоценна будет их кровь перед очами Его, и они будут живы, и Он даст им от золота Савского[150].

Пс. 71:12—15

 

Кровь, драгоценная в глазах Бога, означает Божественную истину, бывшую у них; золото Савское — это мудрость, от неё происходящая. И у Иезекииля:

Сходитесь к великой жертве Моей на горах Израиля, чтобы есть плоть и пить кровь. Будете пить кровь князей земли и пить кровь до опьянения. Так явлю Я славу Мою между народами.

Иез. 39:17—21

 

Здесь говорится о церкви, которую Господь учредит среди язычников. Кровь здесь не может означать кровь, а означает она истину из Слова, которой они обладают, о чём только что было сказано.

707. Из слов Господа явствует, что хлеб означает то же, что и плоть:

Иисус взял хлеб и преломив, дал ученикам, говоря: это тело Мое.

Матф. гл. 26; Марк гл. 14; Лука гл. 22

 

А также:

Хлеб, который Я дам, это плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Иоанн 6:51

 

Он говорит также, что Он хлеб жизни, и тот, кто ест от этого хлеба, будет жить вечно (Иоанн 6:48, 51, 58). Именно такой хлеб имеется в виду, когда при жертвоприношении упоминается хлеб в следующих местах:

Священник пусть сожжёт это на жертвеннике, хлеб огненной жертвы Иегове.

Левит 3:11, 16

Сыны Аарона должны быть святы Богу своему, и не должны осквернять имя Бога своего; ибо приносят жертвы на огне, хлеб Бога их. Святи его, ибо это он приносит хлеб Богу твоему. Никто из семени твоего, в ком будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу его.

Левит 21:6, 8, 17, 21

Повели Сынам Израиля и скажи им: наблюдайте, чтобы приношение Моё, Мой хлеб в жертву на огне для благоухания покойного приносили Мне в нужное время.

Числа 28:2

Тот, кто прикоснётся к нечистому, не должен есть ничего из святынь, пока не омоет плоть свою водой, после чего может есть от святынь, потому что это — его хлеб.

Левит 22:6, 7

Есть святыни — означает есть мясо от жертвоприношений, которое здесь также названо хлебом (см. также Мал. 1:7).

Хлебное приношение[151] в жертву, представлявшее собой хлеб, испечённый из лучшей пшеничной муки, имеет то же самое значение (Левит 2:1—11; 6:14—21; 7:9—13 и в других местах). То же относится и к хлебам, которые клались на стол в скинии, называвшимся хлебами лиц[152] или хлебами предложения (о них см. Исход 25:30; 40:23; Левит 24:5—9). Под хлебом подразумевается не природный хлеб, а небесный, что понятно из следующих цитат:

Не одним хлебом живёт человек, но всем, что исходит из уст Иеговы, живёт человек.

Втор. 8:3

Я пошлю голод на землю, не голод хлеба, не жажду воды, а жажду слушания слов Иеговы.

Амос 8:11

 

Кроме того, хлеб означает любую пищу (Левит 24:5—9; Исход 25:30; 40:23; Числа 4:7; 3 Цар. 7:48). Он означает также духовную пищу, что ясно из следующих слов Господа:

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, остающейся в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий.

Иоанн 6:27

708. Вино означает то же самое, что и кровь, как явствует со всей очевидностью из слов Господа:

Иисус, взяв чашу, сказал: это кровь Моя.

Матф., гл. 26; Марк, гл. 14; Лука, гл. 22

 

А также из следующих отрывков:

Он моет в вине одежду свою, и наряды свои — в крови винограда.

Бытие 49:11

 

Это сказано о Господе.

Иегова Саваоф сделает для всех народов трапезу тучную, трапезу вина, выпитого до дна (то есть сладкого вина)[153].

Исаия 25:6

 

Это сказано об установлении Господом таинства Святого причастия. Далее:

Всякий жаждущий, иди к водам; и те у кого нет серебра, идите покупайте и ешьте; покупайте вино без серебра.

Исаия 55:1

 

Плод лозы виноградной, от которого будут пить новое вино в небесном царстве (Матф. 26:29; Марк 14:25; Лука 22:18), означает не что иное, как истину новой церкви и небес. Вот почему во многих местах Слова церковь называется виноградником (например, Исаия 5:1, 2, 4; Матф. 20:1—13), а Господь называет Себя истинной лозой, а людей, привитых к Нему, — ветвями (Иоанн 15:1, 6; и во многих других местах).

709. Из всего сказанного можно теперь заключить, что означают плоть и кровь Господа, а также хлеб и вино, в их тройном смысле, природном, духовном и небесном смыслах. Каждый получивший религиозное воспитание в христианской стране, должен бы знать, а если не знает, может узнать, что есть природное питание и духовное питание, природное — для тела, а духовное — для души. Ибо Господь Иегова говорит у Моисея:

Не одним хлебом живёт человек, но всем, что исходит из уст Иеговы, живёт человек.

Втор. 8:3

 

Итак, раз тело умирает, а душа живёт после смерти, следовательно, духовное питание — для вечного спасения. Кто же после этого не поймёт, что эти два вида питания ни в коем случае нельзя путать? Тот, кто смешивает эти два понятия, непременно составит себе природные и чувственные представления о плоти и крови Господа, о хлебе и вине. Поскольку же такие представления происходят от материального, от тела и плоти, то они душат все духовные понятия об этом самом святом таинстве.

Однако если кто-то настолько прост, что не способен своим разумом мыслить ни о чём другом, кроме видимого глазами, я бы посоветовал ему, когда он принимает хлеб и вино и слышит о плоти и крови Господа, думать про себя о Святом причастии, как о самой святой части богослужения, и вспомнить страдания Христа и Его любовь к спасению человеческому. Ибо Он говорит:

Делайте это в память обо Мне.

Лука 22:19

 

И ещё:

Сын Человеческий пришёл, чтобы отдать душу Свою, как выкуп за многих.

Матф. 20:28; Марк 10:45

Я жизнь Мою полагаю за овец.

Иоанн 10:15, 17; 15:13

710. Это тоже можно пояснить сравнениями. Кто не помнит и не любит того человека, который из ревностной любви к своей стране сражается с врагами до смерти, чтобы избавить страну от рабского ига? И кто не помнит и не любит того, кто, видя своих сограждан в крайней нужде, умирающих от голода у него на глазах, из жалости к ним выносит из дома всё своё серебро и золото и раздаёт его даром? И кто не помнит и не любит того, кто из любви и дружбы берёт последнего ягнёнка, который у него остался, и закалывает его для гостей? И так далее.

 

 

III

Поняв всё это, можно уразуметь,
что Святое Причастие

содержит в себе всё,

что относится к церкви и небесам,

как в общем, так и в частностях

711. В предшествующем разделе было показано, что в Святом причастии присутствует Сам Господь, и что плоть и хлеб — это Господь относительно Божественного добра любви, а кровь и вино — это Господь относительно Божественной истины мудрости. Поэтому Святое причастие включает в себя три составляющих: Господа, Его Божественное добро и Его Божественную истину. Итак, поскольку такие составляющие содержатся и заключаются в Святом причастии, значит, в нём также содержится и заключается всеобщее небес и церкви. Поскольку же частности зависят от общего, как содержание от его содержащего, то Святое причастие содержит и заключает в себе всё частное небес и церкви. Первый вывод отсюда: раз плоть и кровь Господа, а также хлеб и вино означают Божественное добро и Божественную истину, исходящие от Господа и являющиеся Господом, то Святое причастие заключает в себе всё, что относится к небесам и церкви, как в общем, так и в частностях.

712. Известно также, что у церкви три существенных составляющих: Бог, милосердие и вера; и что всё в церкви связано с этими тремя составляющими, как с наиболее общими в ней. Они — то же самое, что и три составляющие, упомянутые выше, ибо Бог в Святом причастии — это Господь, милосердие — это Божественное добро, а вера — Божественная истина. Что такое милосердие, как не добро, которое человек делает под руководством Господа? И что такое вера, как не истина, в которую человек верит под руководством Господа? Поэтому-то и есть в человеке три составляющие относительно его внутреннего: душа, или дух, воля и разум. Они приспособлены к принятию трёх всеобщих: душа сама по себе, или дух, — к принятию Господа, ибо в этом источник жизни её; воля — к принятию любви, или добра; разум — к принятию мудрости, или истины. Поэтому всякая частица души, или духа, не только связана с этими тремя общими составляющими небес и церкви, но и происходит от них. Назови хоть что-то, исходящее от человека, в чём ни было бы духа, воли и разума. Если бы что-либо одно отсутствовало, разве о человеке шла бы тогда речь, а не о чём-то неодушевлённом?

Подобно тому и относительно внешнего в человеке есть три составляющих, от которых каждая частица его находится в зависимости, а именно: тело, сердце и лёгкие. Эти три составляющие тела соответствуют трём составляющим ума: тело — душе, или духу, сердце — воле, а лёгкие, или дыхание, — разуму. О существовании такого соответствия достаточно полно уже было рассказано в этой книге. Так вот, в человеке каждая частица так устроена, что способна принимать, как вообще, так и в частностях, три общих составляющих небес и церкви. Это потому, что человек создан по образу и подобию Бога, для того чтобы он мог быть в Господе, а Господь мог быть в нём.

713. С другой стороны, есть три противоположности этим всеобщим: дьявол, зло и ложь. Дьявол (имеется в виду ад) противоположен Господу, зло противоположно добру, а ложь — истине. Они тоже составляют одно целое, ибо где дьявол, там и зло и ложь, от зла происходящая. Они также содержат в себе, в общем и в частностях, всё, что относится к аду и миру, которые являются противоположностями небесам и церкви. А поскольку они друг другу противоположны, они совершенно разделены между собой, но при этом состоят удивительным образом в отношении подчинения: весь ад подчиняется небесам, зло подчиняется добру, а ложь — истине; это подчинение описано в моей книге, называющейся «Небеса и ад» [536—544].

714. Чтобы частности оставались между собой в должном порядке и соотношении, необходимы общности, от которых они получали бы своё существование и в которых продолжали бы существовать. Частности также в некотором смысле должны быть образами общностей, к которым они относятся; иначе весь мир перестал бы существовать, а с ним и все его части. Именно благодаря такому соотношению всё во вселенной сохраняется в своей целостности с первого дня творения до нашего времени и сохранится впредь. Известно, что всё в мироздании имеет отношение к добру и истине. Причина в том, что Бог создал всё из Божественного добра любви посредством Божественной истины мудрости. Возьмите что угодно: животное, растение или камень, — те три наиболее общих начала запечатлены в них в том или ином соотношении.

715. Поскольку Божественное добро и Божественная истина являются наиболее общими началами всего, связанного с небесами и церковью, мы читаем, что Мелхиседек, символизирующий Господа, вынес хлеб и вино Аврааму и благословил его:

Мелхиседек, царь Салимский, вынес Аврааму хлеб и вино; и он был священником Бога Всевышнего и благословил его.

Бытие 14:18, 19

 

Что Мелхиседек символизировал Господа, очевидно из следующих слов псалма Давидова:

Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Пс. 109:4

 

Что здесь говорится о Господе, подтверждают следующие места: Евр. 5:6, 10; 6:20; 7:1, 10, 11, 15, 17, 21. Он вынес хлеб и вино потому, что они заключают в себе всё, что относится к небесам и церкви, а значит, к благословению, точно так же, как хлеб и вино Святого причастия.

 

 

IV

В Святом Причастии

Господь присутствует

во всей Своей полноте

и со всей полнотой искупления

716. Господь присутствует в Святом причастии во всей полноте, как в отношении Его прославленного человеческого, так и в отношении Божественного, от которого происходит это человеческое; это очевидно из Его собственных слов. Следующие отрывки доказывают, что Его человеческое присутствует в Святом причастии:

Иисус взял хлеб, преломил и дал его ученикам, говоря: это тело Моё. И взяв чашу, подал её им, говоря: это Моя кровь.

Матф., гл. 26; Марк, гл. 14; Лука, гл. 22

И у Иоанна:

Я — хлеб жизни: тот, кто ест этот хлеб, будет жить вечно; хлеб, который Я дам, это плоть Моя. Истинно, истинно говорю вам: кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, пребывает во Мне, и Я в нём, и живёт вечно.

Иоанн 6:51, 53, 56

Эти отрывки с очевидностью утверждают, что Господь присутствует в Святом причастии Своим прославленным человеческим.

Господь присутствует в Святом причастии во всей полноте так же и Своим Божественным, от которого происходит человеческое, что ясно из следующего: Он — хлеб, сошедший с небес (Иоанн 6:51). Он сошёл с небес вместе с Божественным, ибо написано:

Слово было у Бога, и Слово было Бог; всё сотворено Им; и Слово стало плотью.

Иоанн 1:1, 3, 14

 

Далее, Отец и Он — одно (Иоанн 10:30); всё, что принадлежит Отцу, принадлежит Ему (Иоанн 3:35; 16:15); Он в Отце, и Отец в Нём (Иоанн 14:10, 11) и так далее. Кроме того, Его Божественное можно отделить от человеческого не более, чем душу от тела. Поэтому, когда мы говорим, что Господь во всей полноте присутствует в Святом причастии относительно Своего человеческого, это означает, что и Его Божественное, от которого происходит человеческое, присутствует вместе с ним. Итак, поскольку Его плоть означает Божественное добро Его любви, а кровь Его означает Божественную истину Его мудрости, понятно, что Господь в полной мере вездесущ в Святом причастии как в отношении Божественного, так и в отношении Его прославленного человеческого. Отсюда следует, что Святое причастие является духовной трапезой.

717. Из только что сказанного следует, что Господне искупление целиком присутствует в Святом причастии; ибо где Господь присутствует во всей полноте, там и всё Его искупление. Ибо Он относительно Своего человеческого — Искупитель, а значит, и само искупление. Не может отсутствовать какая-либо часть искупления там, где Он присутствует во всей полноте. Поэтому всякий, кто достойно приступает к Святому причастию, становится Его искуплённым. Поскольку искупление подразумевает освобождение от ада, соединение с Господом и спасение (о чём будет сказано далее в этой главе и рассказывалось более подробно в главе об искуплении), все эти блага предназначаются такому человеку, причём не настолько, насколько этого хочет Господь, ибо Он по Своей Божественной любви хотел бы предназначить человеку всё, а настолько, насколько человек принимает их. Кто принимает их, искуплён в той степени, в которой принимает. Из сказанного ясно, что благотворное влияние Господнего искупления достаётся тому, кто достойно приступает к Святому причастию.

718. Каждый здравомыслящий человек способен принимать мудрость от Господа, то есть вечно умножать истины, из которых она состоит. Он способен также принимать любовь, то есть приносить вечно плоды добра, из которого состоит любовь. Такое вечное плодоношение добра, или любви, и непрестанное умножение истин, или мудрости, дано ангелам, а также людям, которые становятся ангелами. Поскольку Господь есть сама любовь и сама мудрость, то, следовательно, человек имеет возможность присоединения к Господу и присоединения Господа к себе, причём вечного. Однако, поскольку человек конечен, Само по Себе Божественное Господа не может присоединиться к нему, а может быть лишь придано ему. Для сравнения, например, солнечный свет не может быть присоединён к глазу, как и звук, передаваемый по воздуху, не может быть присоединён к уху, но можно лишь придать их, для того чтобы возможны были зрение и слух. Ибо человек не является жизнью в самом себе, как Господь, даже в том, что касается Его человеческого (Иоанн 5:26), а представляет собой вместилище жизни; а Господь — это сама жизнь, которая может быть не присоединена, а лишь придана. Всё это сказано в дополнение с той целью, чтобы можно было понять разумом, как именно Господь и Его искупление во всей полноте присутствуют в Святом причастии.

V

Господь присутствует с теми

и открывает небеса для тех,
кто достойно приступает

к Святому Причастию.
Он присутствует и с теми,

кто приступает к нему недостойно,
но им Он не открывает небеса.

Следовательно, как крещение является введением в церковь,
так Святое Причастие является

введением в небеса

719. Далее два раздела посвящены тому вопросу, кто достоин принять Святое причастие и кто недостоин этого. Ибо если прямое утверждение принято, то известно и обратное ему, как противоположное. Господь присутствует равно с теми, кто достоин, и с теми, кто недостоин, потому что Он вездесущ как в небесах, так и в аду, а также в мире, то есть и со злыми, и с добрыми. Но с добрыми, то есть с возрождёнными, Он присутствует как вообще, так и индивидуально, ибо Господь — в них, и они в Господе, а где Господь, там и небеса. Небеса, кроме того, образуют тело Господа, таким образом, быть в Его теле — значит быть в то же время в небесах.

А с теми, кто недостойно приступает к Святому причастию, Господь присутствует в общем, но не индивидуально; иначе говоря, Его присутст­вие внешне, но не внутренне в то же время. Его общее, или внешнее, присутствие позволяет человеку быть человеком и наделяет его способностью знать, понимать и говорить рассудительно благодаря разуму. Ибо люди от рождения предназначены к небесам и поэтому духовны, а не чисто природны, как животные. Они наделены способностью желать и делать то, что их разум может знать, понимать и о чём они могут разумно говорить. Но если воля избегает истинно разумных, то есть духовных, советов, предлагаемых разумом, то человек становится внешним. Поэтому, с теми, кто только понимает, что истинно и хорошо, Господне присутствие общее, или внешнее. Но с теми, кто при этом желает и делает истинное и доброе, Господь присутствует как вообще, так и индивидуально, то есть и внутренне, и внешне.

Тех, кто только разумеет и говорит истинное и доброе, можно уподобить неразумным девам, у которых были светильники, но не было масла. Тех же, кто не только разумеет и говорит истинное и доброе, но также желает и делает, — мудрым девам, приглашённым на свадьбу; остальные стоят снаружи и стучат, но их не впустят (Матф. 25:1—12). Отсюда видно, что Господь присутствует и открывает небеса для тех, кто достойно приступает к Святому причастию, и присутствует с теми, кто делает это недостойно, но для них Он не открывает небеса.

720. Однако не надо думать, что Господь закрывает небеса перед теми, кто приступает к Святому причастию недостойно. Он не делает этого ни для кого до самого конца жизни в мире. Человек закрывает небеса сам для себя тем, что отказывается от веры и ведет злую жизнь. Тем не менее человек постоянно содержится в том состоянии, при котором он может покаяться и обратиться. Ибо Господь все время рядом и настаивает, чтобы Его приняли; ведь Он говорит:

Стою у двери и стучусь. Если кто услышит голос Мой и откроет дверь, Я войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной.

Откр. 3:20

 

Поэтому, если человек не открывает дверь, вина лежит на нём самом. После смерти дело обстоит иначе. Небеса тогда закрыты и не могут быть открыты для того, кто до самого конца своей жизни не приступал достойно к Святому престолу; ибо тогда уже внутреннее его ума неизменно и твёрдо.

721. В главе о крещёнии показано, что оно является введением в церковь; а сказанное выше, если понято, доказывает, что Святое причастие является введением в небеса. Эти два таинства, крещение и Святое причастие, представляют собой как бы двое ворот в вечную жизнь. Крещением каждый христианин, как через первые ворота, допускается и вводится в учения церкви о другой жизни, почерпнутые из Слова. Все они служат средствами, которыми человек готовится и ведется в небеса. Вторые ворота — это Святое причастие. Через них допускают и вводят в небеса тех, которые дали Господу приготовить и вести себя. Других таких всеобщих ворот не существует.

Эти два этапа можно сравнить с князем, рождённым царствовать; сначала он получает знания, необходимые ему, чтобы править; второй этап — это его коронация и царствование. Иначе их можно сравнить с сыном, которому по рождению досталось большое наследство; он прежде изучает и впитывает всё, что необходимо знать для управления имением и богатством; на втором этапе он вступает во владение и управляет наследством. Ещё возможно сравнение со строительством дома и жизнью в нём; а также с тем, как человек воспитывается с детства и до возраста, в котором он способен принимать решения и судить самостоятельно, и с его разумной и духовной жизнью впоследствии. Первый этап непременно должен по порядку предшествовать второму, поскольку второй невозможен без первого. Эти примеры наглядно показывают, что крещение и Святое причастие являются как бы двумя воротами, через которые человек вводится в вечную жизнь; и между ними есть пространство, которое необходимо преодолеть. Вторые ворота — это цель, у которой лежит награда; ведь победа приходит только за борьбой, а награда — после состязания.

 

 

VI

Достойно приступают к Святому

Причастию обладающие верой
в Господа и милосердием к ближнему, то есть возрождённые

722. Бог, милосердие и вера — это три общих составляющих церкви, потому что они являются общими средствами спасения. Это знает, признает и понимает любой христианин, изучающий Слово. Сам рассудок, если в нём есть хоть что-нибудь духовное, убеждает нас в том, что нужно обращаться к Богу, чтобы иметь в себе какую бы то ни было религию и быть причастным к церкви. Поэтому, кто приступает к Святому причастию, не признавая Бога, тот оскверняет его. Его глаза видят хлеб и вино, он ощущает их своим языком, но его разум думает: «Это неважный обряд. Чем отличаются эти хлеб и вино от тех, что у меня на столе? Тем не менее я буду участвовать в этом, чтобы меня не осудили священники, а вместе с ними и простой народ, за то, что я безбожник».

За признанием Бога следует второе необходимое условие для того, чтобы быть достойным причастия, — милосердие. Это явствует как из Слова, так и из проповедей, читаемых во всём христианском мире перед тем, как люди начнут причащаться. Мы знаем из Слова, что главное повеление и первая заповедь в том, чтобы любить прежде всего Бога, и ближнего, как самого себя (Матф. 22:35—40; Лука 10:25—28). И из писем Павла, что три составляющие способствуют спасению, и величайшая из них — милосердие (1 Кор. 13:13). Кроме того:

Мы знаем, что Бог не слушает грешников; но кто поклоняется Богу и творит волю Его, того Он слушает.

Иоанн 9:31

Всякого[154], не приносящего плода доброго, срубают и бросают в огонь.

Матф. 7:19, 20; Лука 3:8, 9

 

Из проповедей, читаемых во всём христианском мире перед тем, как люди приступят к Святому причастию, ясно видно, что их настоятельно убеждают прийти к милосердию путём примирения и покаяния. Я приведу лишь следующий отрывок из молитвы, читаемой приобщающимся в Англии:

Чтобы быть достойным участником Святого причастия, непременно и обязательно исследуйте свои дела и слова по законам Божьих заповедей, и во всём, в чём найдёте себя согрешившими, желанием ли, словом или делом, вините свою греховность и исповедуйтесь Всемогущему Богу, с единственной целью — исправиться. И если вы найдёте, что согрешили не только перед Богом, но и перед ближними своими, тогда помиритесь с ними и будьте готовы к возмещёнию вреда и искуплению вины всеми своими силами за всё сделанное вами кому бы то ни было. Будьте также готовы простить всех, кто грешил против вас, как сами получаете прощение ваших прегрешений от Бога, ибо иначе принятие Святого причастия станет для вас ещё большим проклятием. Итак, если кто-то из вас богохульствовал, противился Божьему Слову или клеветал на него, прелюбодействовал, испытывал злость или зависть или совершил какое-нибудь иное тяжкое преступление, покайтесь в своих грехах, а иначе лучше не подходите к престолу; не то, как только вы примете святые дары, дьявол войдёт в вас, как вошёл в Иуду, и наполнит вас всяким беззаконием и приведёт вас к гибели и телом, и душой.

Третье условие достойного принятия Святого причастия — это вера в Господа, потому что милосердие и вера составляют одно, как тепло и свет весной, которые, объединяясь, возрождают каждое дерево. Подобно тому и духовное тепло, то есть милосердие, вместе с верой, то есть духовным светом, оживляет каждого человека. Что это происходит по вере в Господа, явствует из следующих отрывков:

Верующий в Меня не умрёт, но будет жить.

Иоанн 11:25, 26

Воля Отца, чтобы каждый, кто верит в Сына, имел жизнь вечную.

Иоанн 6:40

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него имел жизнь вечную.

Иоанн 3:15, 16

Верующий в Сына имеет жизнь вечную. А не верящий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём.

Иоанн 3:36

Мы в истине, в Сыне Божьем, Иисусе Христе. Он истинный Бог и жизнь вечная.

1 Ин. 5:20

723. Как было показано в главе о преобразовании и возрождении, есть три средства возрождения человека: Господь, милосердие и вера, действующие заодно, и без их действия никто не может попасть в небеса. Посему Господь может открыть небеса только возрождённым, и после смерти в природном мире никто другой не может быть введён туда. Под возрождёнными, достойно приступающими к Святому причастию, подразумеваются те, у кого внутренне имеются эти три существенные составляющие церкви и небес, а не те, у кого они имеются лишь внешне. Ибо такие исповедуют Господа не душой, а только языком, и проявляют милосердие к ближнему не сердцем, а только телом. Все они названы делающими беззаконие в следующих словах Господа:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.