Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 70 страница




Согласно Учению, даже и язычники не обязательно прокляты. Ибо Господь, по бесконечной милости Своей, для всякого народа предусмотрел какую-нибудь религию, посредством которой всякий из народа этого мог бы спасаться от жизни во зле, а также и от безбожия, и восходить к каким-либо своим небесам, ибо Господь не хочет гибели во зле ни единого человека на свете.

По этой-то причине, согласно Учению, и бессмысленно спрашивать, какая религия самая истинная, а нужно спрашивать — истинная для кого?

Другое дело, что, согласно Учению, в Господе существует иерархия религий и соответствующая иерархия откровения истины, ибо в едином Господнем теле, каковым является церковь всеобщая (или же все богоспасаемые в нашем человечестве), церковь Господня исполняет служение сердца и лёгких, всё же другие церкви исполняют служения, относящиеся к иным органам (вплоть до волос и ногтей). Ясно, что тело гораздо спокойнее перенесёт удаление ногтей или волос, или даже руки или ноги, чем лёгкого и уж тем более сердца. Поэтому и служение сердца для организма в целом, куда как важнее служения, скажем, пальца и уж тем более ногтей или волосяного покрова.

Но из этого вовсе не следует, что дух, наполняющий всё тело, пренебрегает его волосами, ибо, согласно Учению, полнота бытия целого заключается в совершенстве всех частей в нём.

Из вышесказанного можно увидеть, почему Небесное Учение в своих основах изначально не придавало определяющего значения каким-либо исключительно внешним, организационным формам учреждения новой Господней церкви в мире (каковое учреждение и есть, однако, главная цель этого Учения), но образование церкви мыслилось как перерождение всей общности Христиан в духе внутреннего истолкования Священного Писания христианской церкви, и в духе новой жизни согласно новому истолкованию заповедей Божественного Слова.

Достаточно легко также увидеть и то, что новая церковь, согласно Учению, есть прежде всего именно духовное движение, основанное на достаточно универсальном богословско-мистическом фундаменте, а вовсе не род обыкновенной христианской секты, обычно не выходящей за рамки организационно-отделительного процесса. И насколько личность и судьба Сведенборга принципиально отличаются от классических образцов организаторов различных сект, движений и расколов в христианстве, настолько же и новая церковь, как организованное сообщество человеческое, отличается от тривиальной практики разного рода сектантских организаций. Поэтому в этой статье мне хотелось бы познакомить читателей не только с частностями новой церкви, как определённой христианской позиции и особой клерикальной организации, но прежде всего именно с теми общими религиозными принципами, которые составляют самую суть Небесного Учения, и поэтому основу новой церкви именно как духовного движения, которое часто находит своих последователей и почитателей далеко за границами тех религиозных организаций, которые относят себя непосредственно к Господней церкви Нового Иерусалима.

 

Небесное Учение, которое излагается в книгах объёмом более 30 толстых томов, в своих основах является собранием текстов очень высокого интеллектуального уровня. Нужно учитывать, что тексты эти вышли из-под пера человека, всю жизнь свою посвятившего изучению практически всех натурфилософских дисциплин своего времени вкупе с глубоким проникновением в учения философских и религиозных доктрин. Для более полного понимания того, что собой представляла личность человека, имя которого стоит на первой странице этого многотомного собрания (которое включает в себя наряду с чисто богословскими трактатами также многочисленные философские тома и видения духовидца), читателю стоит познакомится более подробно с его биографией. Здесь я приведу краткое жизнеописание, составленное мною по различным источникам.

Эммануил Сведенборг родился 29 января 1688 года. Его отец Эспер Сведберг был профессором богословия в Уппсальском университете и настоятелем собора. Позднее он стал епископом в Скаре. Так как достоинство епископского сана требовало перехода в дворянское сословие, то фамилия семьи Сведберг была изменена на Сведенборг.

В доме епископа за семейным столом, за которым часто собиралось представительное собрание наиболее влиятельных и известных священнослужителей шведской короны, постоянно велись беседы на разнообразнейшие религиозные темы. Как писал впоследствии сам Сведенборг, вспоминая о своих детских годах: «Я с самого своего раннего возраста постоянно был охвачен мыслями о Боге, спасении и духовных страданиях людей». Но особенно интересным фактом из биографии его семьи является то, что его отец, лютеранский епископ, воспитывал детей лишь в общих принципах христианской веры, выбор же конфессии он оставлял за ними самими до достижения ими сознательного возраста.

В 1699 году юный Эммануил поступил на философский факультет Упсальского университета. Несмотря на свои религиозные наклонности (а возможно и благодаря им), он выбрал не богословский факультет, ибо ни одна из существовавших тогда в христианском мире теологических школ не смогла предоставить ему хоть сколько-нибудь удовлетворительного ответа на занимавшие тогда его сознание вопросы о сути Бога, вселенной и человеческого бытия.

После университета, где Сведенборг получил прекрасное образование (в частности, в совершенстве изучив латынь, греческий и древнееврейский), он всю первую половину своей жизни интенсивно занимался самообразованием. Ему удалось либо самостоятельно, либо под руководством опытных преподавателей изучить физику, астрономию и главные из естественных наук. Позднее он занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией. Его труды по обработке металлов принципиально изменили положение дел в этой отрасли производства и не потеряли своей актуальности даже в настоящее время. Историки науки считают его отцом таких дисциплин, как, скажем, минералогия или физиология мозга. Его натурфилософские работы поднимались до уровня аналогичных опытов Ньютона, а некоторые его блестящие прозрения предвосхитили выводы о сути материи, к которым физика приблизилась лишь в XX веке посредством квантовой механики.

Но какие бы научные дисциплины не доводилось постигать и развивать Сведенборгу на протяжении многолетней его научной карьеры, красной нитью через всю его жизнь проходил завет, который дал ему отец, покидая Упсалу для исполнения пастырского своего долга в другом приходе: «Молю тебя, дабы ты боялся и любил Бога превыше всего остального в мире, ибо без страха Божьего все науки и все занятия ничего не стоят, но способны причинить один лишь вред». Неизменным спутником всей его жизни и неизменным маяком и вдохновителем любых его размышлений, поисков, философских или же научных выводов и заключений в любых обстоятельствах оставалась священная книга его детства — Библия, и сквозь все свои научные занятия, опыты и обобщения Сведенборг неизменно стремился узреть и постигнуть абсолютное Божественное основание вселенной и ту связующую нить, посредством которой и содержится всё творение в неизменном единстве со своим Творцом.

И однако же, невзирая на все удивительнейшие прозрения его, подчас намного превосходящие в областях натурфилософской и естественнонаучной даже самые высшие пределы современной ему науки, Сведенборг чувствовал, что постижение Божественного основания вселенной непрестанно ускользает от ума его и что он настолько же ещё далёк от понимания Божественной сути бытия нашего в конце своей научной карьеры, насколько он был далёк от понимания этого и в самом её начале. Все его научные занятия, все его усилия на этом поприще и все напряжения ума его в области постижения законов материального мира лишь подвели его под конец к уразумению им полной и совершенной невозможности оставаться хоть сколько-нибудь долее в рамках той простой и по-детски наивной христианской веры, в которой он был рождён и воспитан.

И затем для него наступает исключительно тяжкий период метаний, лихорадочных раздумий и тяжёлых духовных искушений, в которых его единственной опорой, единственной надеждой и единственным утешением оставалась лишь неизменная и простая вера его дет­ских лет во всемогущество и милость Господа нашего Иисуса Христа, заключённая для него отныне лишь в простых и незатейливых церковных песнопениях, которые память его хранила всю его сознательную жизнь как свою самую величайшую драгоценность и величайшее услаждение для своей души.

На протяжении 1744-го и 1745 годов сознание Сведенборга смущено и взволновано было различными видениями. Дух его то повергался в пучины страха, то возносился к вершинам восторга и счастья. Нечто таинственное и необоримое свершалось в сознании старого учёного, нечто совершенно не зависевшее ни от его воли, ни от его желания, нечто, что увлекало утлый кораблик его слабого человеческого сознания в неизведанные и непостижимые для простых смертных глубины океана Божественных провидений и прозрений, унося его туда стремительно и неостановимо, и ему как кормчему, попавшему в самую пучину урагана, лишь оставалось следовать по ветру совершенно неведомым для него курсом, вцепившись из последних сил в штурвал, стараясь только сохранить остойчивость своего корабля и не дать ему опрокинуться в бушующую пучину водной стихии.

Несомненно, сильнейшим из тех событий, которые довелось ему пережить в эти годы, было непосредственное посещёние Господне, которого он удостоен был 6 апреля 1744 года.

Вечером того дня Сведенборг долго и напряжённо работал, а затем прилёг и постепенно начал погружаться в состояние, промежуточное между бодрствованием и сном. И тут, как он позднее рассказывал сам, с ним произошло следующее:

«Спустя полчаса я услыхал над головою стук, после чего я испытал при продолжающемся шуме сильное потрясение с головы до ног. Мне показалось, будто надо мной находится нечто священное, потом я уснул. Примерно между 12 и 2 часами по мне снова пробежала дрожь с головы до ног, причём слышался такой шум, как если бы столкнулось множество ветров. Это привело меня в сильнейшее сотрясение и повергло ниц. В то мгновение, когда я был сброшен, я был в полном сознании, и видел, что сброшен, и дивился, что бы это могло значить. И затем я заговорил, как если бы слова извне были вложены в уста мои, и произнёс: «О всемогущий Иисус Христос, то, что Ты по Твоей великой милости соизволяешь явиться к столь великому грешнику, делает меня достойным Твоей милости! — Я сложил свои руки, и тогда показалось рука, которая крепко охватила мои руки — Ты обещал оказывать милость всем грешникам, Ты не можешь не сдержать Своего слова!» И в то же мгновение я уже был на Его лоне и видел Его лицом к лицу, и это был облик со святейшим выражением, которого нельзя и описать. Облик Его был совершенно такой же, какой носил Он, живя в мире».

Затем Господь заговорил со Сведенборгом и спросил его, имеет ли он «удостоверение о здоровье» (по-шведски sundhetsbetyg — это документ, выдаваемый соответствующими чиновниками команде судна при оставлении кораблём порта). Сведенборг ответил Ему: «Господи, Ты знаешь это лучше, чем я». «Хорошо, тогда начинай» — ответствовал Господь. И затем Он произнёс нечто, что Сведенборг истолковывал позднее как «люби Меня подлинно» или как «делай то, что пообещал». На что тот ответствовал: «О Боже, даруй мне благодать для этого! Я уразумел, что это выше моих сил!» После чего Сведенборг проснулся, содрогаясь.

Размышляя в полусне о случившемся с ним только что, он думал с изумлением: «Что это всё могло бы значить? Был ли это Христос, Сын Божий, Тот, Кого я увидел?» Он осознавал, что было бы величайшим грехом впасть в сомнение. «Но ведь нам заповедано испытывать духов», — думал он. Сведенборг начал просматривать всю свою прошлую жизнь, как он был очищаем и приуготовляем, как он пал на лицо своё и как слова молитвы были вложены в уста его. И затем — «я уразумел, что ко мне явился Сам Сын Божий, нисшедший в таких громах, который поверг меня ниц против воли моей и вложил мне молитву в уста мои; после чего я воскликнул: „Это был сам Иисус!“ И затем я молился о благодати и любви, ибо это было дело Иисуса Христа, а не моё собственное. При этом я постоянно обливался слезами, не слезами печали — но слезами счастья и радости, оттого что Господь наш соизволил явить благодать Свою такому недостойному грешнику как я».

Жизнь Сведенборга постепенно, но неотвратимо преобразовывалась все эти годы, меняя, ступень за ступенью, само качество бытия своего. Господним наитием в глубины сознания его вводилось постепенно особое Божественное постижение внутреннего духовного, в свете которого и Священное Писание, и материальный мир постепенно приобретали для него совершенно новые, скрытые доселе от любого смертного духовные очертания подлинной, Божественной реальности.

И наконец, наступил для Сведенборга тот день, когда завершилось начатое по воле Господней преобразование ума его природного, который достиг степени просветления, предопределённой ему самим провидением Господним. И тогда Господь, явившись вновь к нему уже при полной ясности его сознания, возгласил ему: «Я Господь Бог, Творец и Искупитель, Я избрал тебя для объяснения людям внутреннего духовного смысла Священного Писания и Сам буду внушать тебе то, что ты должен писать».

Как записал сам Сведенборг впоследствии: «В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад и благодаря этому множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, и Господь Сам руководил моими записями об этом».

Вся вторая половина жизни Сведенборга в мире была затем посвящена уже исключительно написанию разного рода теологических сочинений, в основном комментариев к Библии, которые составляют более 20 томов. Его религиозная деятельность решительно отличалась от практики сектантов, так как он, по свидетельству современников, не стремился вербовать прозелитов и навязывать своё мнение окружающим. Несмотря на это, он весьма часто подвергался ожесточенным нападкам со стороны некоторых богословов, и были попытки даже пресечь его деятельность административными мерами, впрочем потерпевшие полный крах.

Вплоть до 1759 года Сведенборг публиковал свои книги анонимно, но в том году произошло событие, которое привлекло к имени его всеобщее внимание и побудило читающую публику задуматься о возможной связи анонимно публикуемых книг, содержащих описания видений из потустороннего мира, с личностью почтенного шведского барона.

В июле этого года Сведенборг как-то был приглашён на обед к богатому купцу Вильяму Кастелю, жившему в городе Готтенберге (который удалён от Стокгольма на расстояние более 70 километров). Около шести часов вечера он внезапно вышел из комнаты в сад, откуда вернулся очень бледный и встревоженный, говоря что в Стокгольме сильный пожар и что пламя охватило уже значительную часть города. В беспокойстве он несколько раз после того оставлял комнаты и объявил наконец, что дом такого-то его знакомого уже обратился в пепел и что его собственный дом находится в большой опасности. Выйдя ещё раз около восьми часов, он возвратился уже с лицом совершенно спокойным, говоря: «Слава Богу, пожар погашен, огонь остановлен за три дома до моего». Всё это произвёло большое впечатление в городе, и дошло до сведения губернатора, который на другой день пригласил Сведенборга к себе и получил от него подтверждение всего сказанного им накануне, с описанием малейших подробностей пожара. Лишь на третий день в город прибыл гонец Стокгольмской торговой палаты с подробностями пожара в столице. Вести, доставленные гонцом и рассказ Сведенборга совпали даже в мельчайших деталях.

Случай этот принёс Сведенборгу европейскую известность, и в дальнейшем ему достаточно часто докучали разнообразные посетители, умолявшие его разрешить ту или иную их проблему, для чего была необходима помощь от кого-либо, пребывающего уже в потустороннем мире.

Не занимаясь подобной практикой регулярно, Сведенборг тем не менее иногда и не оказывал подобным просителям. Об одном из таких случаев рассказывают следующую историю.

После внезапной кончины голландского посланника при стокгольмском дворе, графа Мартевиля, ко вдове его обратились с требованием значительной суммы денег за поставку каких-то вещей в дом покойного, которую, как ей было известно, муж её заплатил в своё время. Однако она не могла предоставить при этом нужной квитанции, так как не знала, где её искать. В таком положении она по совету своих знакомых и более, впрочем, из любопытства, чем из каких-либо других побуждений, прибегла к услугам Сведенборга с просьбой узнать от своего покойного мужа, где положена квитанция, и получила согласие. Через некоторое время Сведенборг пришёл к ней и объявил, что виделся с её мужем и получил от него обещание заняться немедленно поиском расписки. Ещё через восемь дней мадам Мартевиль во сне явился её муж и сообщил ей, в каком именно месте находится спрятанная квитанция. Там она нашла не только расписку, но также и бриллиантовую заколку, которая до этого момента считалась безвозвратно утерянной. Придя на следующее утро с визитом, Сведенборг сказал ей, прежде чем она сообщила ему о находке, что он опять встречал её мужа, но разговор их был очень короток, так как последний спешил к ней, чтобы рассказать, где искать расписку.

Ещё более удивительна история с секретом королевы. Шведская королева Луиза Ульрика, желая лично убедиться в справедливости того, что ей рассказывали о духовидческих способностях Сведенборга, решила как-то подвергнуть его испытанию. Пригласив его во дворец, королева между разговором спросила у него, справедливо ли говорят, что он может общаться с умершими. Получив утвердительный ответ, она спросила его затем, не смог бы он принять от неё поручение к её умершему брату, принцу Вильгельму. Сведенборг отвечал, что исполнит её поручение с большим удовольствием, и королева, отведя его в сторону, изъявила желание узнать от него, о чём говорил с ней брат в последние минуты их свидания, перед самым отъездом её в Стокгольм. Королева очень хорошо знала, что принц никому бы не пересказал содержания их разговора и она также никогда об этом ни с кем не говорила.

Через несколько дней Сведенборг опять посетил дворец и по приглашению королевы, войдя с ней в особую комнату, в присутствии только государственного советника графа Шверина, остававшегося в некотором отдалении, передал ей разговор её с принцем со всеми подробностями места, времени и обстоятельств, при которых он происходил. Королева при этом так была поражена, что почувствовала себя дурно, и пришла в себя лишь через несколько минут.

Общественная репутация духовидца, сопровождаемая даже некоторым оттенком скандальности, разумеется, значительно осложняла Сведенборгу последние годы его жизни в нашем мире, а впоследствии служила не раз хорошим подспорьем всем недоброжелателям изложенного через него для человечества духовного Учения, а также и для всякого рода огульных и компрометирующих его обвинений.

Может даже показаться, что все эти его способности, и уж тем более их публичная демонстрация, были чем-то совершенно излишним, без чего Учение, изложенное в его книгах, только выиграло бы. Но провидение Господне, которым попущены были как собственно сами экстраординарные способности Сведенборга, так и любое их конкретное проявление в том или ином случае, ничего не делает попусту или напрасно.

Как писал об этом сам Сведенборг, в книге «Духовный дневник», видения из другого мира, полученные им благодаря этим способностям, «даны сейчас вместо чудес, и если бы их не было, то люди не постигали бы качества, книгам этим присущего, не покупали бы их, не читали бы их, совершенно их не понимали бы, и не проникались бы ими, и им бы совершенно не верили бы, одним словом, оставались бы в полном неведении относительно предмета [там излагаемого]. Те же, кто мнит себя образованными, те их просто отвергнут [в любом случае]» (4123).

Окончательно же перешёл Сведенборг в мир духовный по завершении всех предписанных ему Господом трудов 29 марта 1772 года, причём известно, что он как минимум дважды предсказал дату своей смерти.

Перед кончиной Сведенборга посетил ряд его друзей, многие из которых просили его в преддверии смерти и перед лицом близкой встречи с Создателем подтвердить или опровергнуть истинность того Учения, которое было изложено в его книгах. Всем им Сведенборг отвечал с одинаковой твёрдостью:

«Мною не написано ни одного слова лжи, я всегда говорил только правду. Если вы по-прежнему останетесь верны Господу и пребудете всегда в служении Ему Единому, отвергая всяческое зло, как грех против Бога, и если вы будете снискивать и желать исключительно Слова Божьего, которое я призываю здесь в свидетели того, что всё сказанное мною, от первого и до последнего слова, пребывает в согласии с Божественной Истиной, то и вам также откроется истинность всего того, что сказано было в моём учении. Как несомненно то, что вы видите меня сейчас своими глазами, так несомненна и истинность всего того, что было мною написано. Я сказал бы вам и много более этого, если бы на то было соизволение Господне. Когда Вечность примет вас, то вы сможете увидеть всё это уже своими собственными глазами, и тогда мы сможем обсудить с вами всё это до конца».

 

 

* * *

При самом первом подходе к разбору книг Небесного Учения может возникнуть впечатление, что феномен этого Учения прежде всего связан именно с личностью Эммануила Сведенборга, уже и самой по себе достаточно уникальной и неординарной не только для своего времени, но для истории нашего человечества в целом.

Но на самом деле собственно личность этого действительно выдающегося человека, при посредничестве которого человечеству нашему было ниспослано Небесное Учение, не играла принципиально той ключевой роли, которая обычно принадлежит личности основателя всякой иной философской и религиозной системы. Ибо как писал сам Сведенборг: «Я свидетельствую в истине, что Господь явился предо мной, Его слугой, и послал меня исполнить эту обязанность [получить учение для Новой Церкви и опубликовать его]. Вслед за тем Он открыл зрение моего духа, дозволив мне, таким образом, войти в духовный мир, и дал мне возможность видеть небеса и ады, а также беседовать с ангелами и духами, чем я и занимаюсь в течении уже многих лет без перерыва. Я подтверждаю также, что с первого дня моего призвания я не получил ни одного наставления в учениях этой церкви ни от одного ангела, но только от Господа при чтении мною Слова» (Истинная христианская религия, 779).

Отсюда, из этого его собственного свидетельства, с очевидностью вытекает, во-первых, что учение это ни в малейшей мере не является плодом его собственного ума, сколь бы выдающимся ум этот ни был сам по себе, а было целиком и полностью ниспослано ему свыше, и, во-вторых, что оно было получено им не путём какой-либо диктовки, посредством иного духа или даже ангела, а было обретаемо им посредством наития, дарованного ему Самим Господом, при чтении текстов Ветхого и Нового Заветов.

Суть этого Божественного дара — наития, или же Божественного постижения, который Сведенборг получил от Господа, заключалась в способности видеть внутреннюю, или же духовную, сторону предметов природных, а также идей и явлений мира материального. Ибо, как ему открыто было впоследствии, всё, что существует в мире материальном, плотском и природном, всё это есть лишь отражение, или же соответствие, для того, что существует в мире субстанциальном, или же духовном.

Согласно тем законам бытия, которые открыты были духовному взору Сведенборга, с одной стороны мир, природный существует лишь как следствие существования мира духовного (который, в свою очередь, существует лишь как следствие Божественного Бытия от вечности), но в то же время мир природный является не просто отражением, но опорой, содержащим и основание для существования мира духовного. Проще говоря, всё, существующее в материальной вселенной, начала свои заимствует от мира духовного, но все субстанции мира духовного существование своё обретают лишь тогда, когда эти начала бытия завершение своё обретают в мире природном.

Для лучшего понимания я приведу здесь пример, относящийся к материальному и духовному бытию человека. Человек, пока он живёт в мире, обладает телом и телесным, природным, сознанием, благодаря которому он может в мире природном существовать и действовать. Но материальная плоть сама по себе совершенно мертва (она в Священном Писании обозначается как глина из которой Бог сотворяет человеческое тело), и жизнь свою заимствует из духа, который Господом вкладывается в человека при рождении его (что в Писании изображено как вдыхание Богом духа в Адама, после чего он и стал душою живою). Откуда и следует, что в человеке на самом деле живёт дарованный от Бога дух, а природное тело есть лишь тот инструмент, посредством которого дух этот может действовать в мире природном. Но, с другой стороны, и формирование духа человеческого в его индивидуальную душу было бы совершенно невозможным, если бы не существовало облекающего и содержащего эти духовные субстанции тела природного.

Совершенно очевидно при этом, что человек и его дух — это не совсем одно и то же и что человеческая личность, как феномен чисто природный, не есть адекватное отражение полноты обитающего в нём духа — феномена мира духовного. Но в то же время это и не две различные личности, обитающие в одном теле, ибо тело без духа не обладает никакой самостоятельной жизнью и никаким отдельным, самостоятельным существованием. Откуда и следует, что дух, душа (как жизнь духа в теле) и собственно тело есть лишь три составляющие единой человеческой личности, соединяемые в единое бытие по определённому внутреннему закону, благодаря которому из столь даже несколько антагонистичных частей складывается единая полноценная личность.

Согласно Небесному Учению, соединение этих частей происходит посредством закона соответствий.

Не желая чересчур углубляться в объяснение закона этого в его деталях, я лишь приведу здесь две цитаты из Учения, которые имеют непосредственное отношение к понятиям этим и которые, как я надеюсь, послужат в некотором роде иллюстрацией к вышесказанному.

«Кто не знает Божественного порядка относительно степеней, тот не может понять, каким образом небеса могут различаться между собой, и равно понять, что такое человек внутренний и человек внешний. Большей частью в мире не имеют другого понятия о внутреннем и внешнем, или о высшем и низшем, как о чём-то непрерывном или нераздельном, идущем от чистейшего до грубейшего; меж тем как внутреннее с внешним не связано, а раздельно. Степени бывают двоякого рода: сплошные и раздельные (gradus continui et discreti). Сплошные подобны степеням света от яркого пламени до потёмок, или подобны степеням ясности предметов по мере их освещёния, или ещё подобны степеням чистоты воздуха от низших его слоев до высших; эти степени измеряются расстояниями. Напротив того, степени не сплошные, а раздельные различны, как начало и конец, как причина и следствие, как производитель и произведение. Всякий наблюдатель увидит, что каждая вещь в мире, как вообще, так и в частности, создаётся и образуется по этим степеням, то есть что от одной вещи происходит другая, от другой третья и т. д. Кто не дойдёт до постижения этих степеней, тому никак не понять ни отличия одних небес от других, ни различия способностей внутреннего и внешнего человека, ни различия между миром духовным и природным, ни различия между духом человека и телом его, не уразуметь, что такое и откуда происходят соответствия и изображения (repraesentativa) и что значит наитие. Люди чувственные не понимают этих различий; они даже в этих раздельных степенях видят одно сплошное, и потому, по их понятию, духовное есть не что иное, как природное, только более чистое. По этой причине такие духи стоят снаружи (как бы за порогом) и далеки от разумения.

Не постигнув, что такое соответствие, нельзя иметь никакого ясного понятия о духовном мире, о влиянии его на природный, о том, что такое духовное сравнительно с природным, ни ясного понятия о духе человеческом, называемом душой, ни о её деятельности в теле, ни о состоянии человека после смерти; поэтому следует объяснить, что такое соответствие и в чём оно состоит. Таким скажем прежде, что такое соответствие: весь природный мир соответствует духовному миру не только в общем, но и в каждой своей частности, поэтому обо всём, что в природном мире получает существование от духовного мира, говорится как о соответствующем. Должно знать, что природный мир есть и существует вследствие духовного мира совершенно так же, как последствие от своей причины. Природным миром называется всё пространство, находящееся под солнцем и получающее от него свет и тепло; всё от него существующее принадлежит этому миру. Духовным же миром называются небеса, и всё существующее в небесах принадлежит тому миру.

Так как человек являет в себе небеса и мир в малом виде согласно большому образу их, то в нём есть и то и другое: мир природный и мир духовный. Внутренние начала, принадлежащие духу его и относящиеся к разуму и воле, составляют его духовный мир, внешние, принадлежащие его телу и относящиеся к его чувствам и действиям, составляют его природный мир. Итак, всё, что находится в природном мире человека, то есть в чувствах и действиях его тела, и происходит от его духовного мира, то есть от разума и воли его духа, называется соответствием.

По свойству человеческого лица можно иметь понятие о соответствии: на лице, которое не привыкло к притворству, все чувства духа представляются в их естественном виде, как в первообразе; поэтому лицо и называется изобличителем духа. Таким образом, духовный мир человека проявляется в его природном мире, то есть мысли его разума — в речи, а желания его воли — в движениях тела; словом, всё, что проявляется в теле, будет ли оно на лице, в речи или телодвижениях, называется соответствием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.