Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 72 страница




Чтобы лучше понять вышесказанное, здесь нужно обратиться к концепции степеней, которая представляет собой наряду с концепцией соответствий одну из важнейших концепций Учения, без которых оно попросту не может быть правильно понято. Ниже приведена эта концепция из Учения (в кратком изложении): «Кто не знает Божественного порядка относительно степеней, тот не может понять, каким образом небеса могут различаться между собой, и равно понять, что такое человек внутренний и человек внешний. Большей частью в мире не имеют другого понятия о внутреннем и внешнем, или о высшем и низшем, как о чём-то непрерывном или нераздельном, идущем от чистейшего до грубейшего; меж тем внутреннее с внешним не связано, а раздельно. Степени бывают двоякого рода: сплошные и раздельные (gradus continui et discreti). Сплошные подобны степеням света от яркого пламени до потёмок, или подобны степеням ясности предметов по мере их освещёния, или ещё подобны степеням чистоты воздуха от низших его слоёв до высших; эти степени измеряются расстояниями. Напротив того, степени не сплошные, а раздельные различны, как начало и конец, как причина и следствие, как производитель и произведение. Всякий наблюдатель увидит, что каждая вещь в мире, как вообще, так и в частности, создаётся и образуется по этим степеням, то есть что от одной вещи происходит другая, от другой третья и так далее. Кто не дойдёт до постижения этих степеней, тому никак не понять ни отличия одних небес от других, ни различия способностей внутреннего и внешнего человека, ни различия между миром духовным и природным, ни различия между духом человека и телом его, не уразуметь, что такое и откуда происходят соответствия и изображения (repraesentativa) и что значит наитие. Люди чувственные не понимают этих различий; они даже в этих раздельных степенях видят одно сплошное, и потому, по их понятию, духовное есть не что иное, как природное, только более чистое» (НА 38).

Отсюда видно, что Бог-Человек присутствует в творении по степени раздельной, благодаря механизму изображений, или же соответст­вий, и что всё творение изображает собою Бога от вечности. Поскольку же Бог есть Человек, и Человек абсолютный, то и сотворённая вселенная не может пребывать ни в каком ином образе, как лишь в соответственно человеческом. Откуда следует затем, что сотворённая вселенная есть как бы тело, оживотворяющая душа которого есть Сам Бог от вечности, пребывающий во вселенной соответствиями по раздельной степени.

По сути, согласно Учению, вселенная как макрокосм есть Большой, или же Небесный Человек, и соответственно небеса пребывают в совершенно человеческом образе, и каждое небесное сообщество пребывает в малом человеческом образе. Человек как личность есть минимальная единица этого порядка, то есть он — человек в минимальной форме, как бы клеточка вселенского организма, а в максимальной своей форме образует Большого Небесного Человека.

Церковь, отсюда, есть небеса Господни на земле, или же самая внеш­няя раздельная степень этого порядка, а значит, тоже пребывает в человеческой форме, где каждый член церкви представляет собою какой-либо орган этого всеобщего тела. Господь же есть животворный Святой Дух, наполняющий это тело жизнью и святостью и присутствующий как в нём в целом, так и в каждом органе его в частности, соответствиями по раздельной степени.

Присутствие это совершается соединением в человеке добра Господней любви с истинами, заимствуемыми из Божественного Слова, или же Священного Писания. Здесь Божественное добро выступает в роли субстанциального содержимого, Божественная же истина из Слова — в качестве формы этого содержимого, а соединение того и другого совершается в служениях, то есть когда человек, побуждаемый добром, совершает дела, предписываемые Священным Писанием, то есть соблюдает заповеди и активно творит добро ближним своим. И именно по этой причине Слово и написано соответствиями, поскольку восприемниками Божественного добра, пребывающего в высшей раздельной степени бытия, могут служить лишь соответствующие этому добру формы в степени природной человеческого сознания.

Мир природный отсюда есть в этом Большом Небесном Человеке лишь последняя степень, в которой происходит завершение и овещёствление всех предшествующих степеней порядка. В нём формы духовные фиксируются посредством форм материальных, мёртвых самих по себе, но могущих служить для форм духовных как бы фундаментом их существования. Поэтому мир природный есть лишь мёртвая скорлупа, которая облекает собою жизненные органические формы Большого Небесного Человека. И назначение мира природного в отношении человека единичного состоит лишь в том, чтобы посредством форм материальных собрать воедино духовные формы его души, которая затем, по отрешении и отделении от этих форм материальных, уже будет обитать целую вечность как неразрывная органическая составляющая Большого Небесного Человека, как минимальная клеточка необъятного вселенского организма, который, по сути своей, есть вместилище и восприемник Божественного Духа, наполняющего жизнью и человеческим Своим всё творение.

Согласно этому, в Учении существует и совершенно отличная от прежде бытовавших в христианстве концепция посмертного существования человека, а также загробного воздаяния и последнего, или же Страшного, суда. Концепция Учения в этом вопросе частично опирается на непосредственный личный опыт Сведенборга, имевшего возможность по милости Господней посещать потустороннее бытие в духе, находясь в то же время в теле, и лично видеть состояние вещей таковым, каково оно на самом деле, а частично — на собственных концептуальных толкованиях Священного Писания, суть которых состоит в том, что до Учения многие места там были понимаемы в христианской церкви неправильно, ибо были толкуемы лишь по смыслу буквы в полном неведении смысла духовного, который и есть подлинный смысл Божественного Слова. Согласно Учению:

«В христианском мире никому не известно, что небеса и ад образуются из рода человеческого. Полагают, что вначале были созданы ангелы, и из них образовались небеса; что дьявол, или сатана, был ангелом света, но восстал, вместе со своим полчищем был свергнут и образовал ад. Ангелы крайне дивились такой вере Христианского мира; и ещё более тому, что люди совсем ничего не знают о небесах, тогда как это главное, чему учит церковь. Поскольку господствует такое невежество, ангелы обрадовались, что теперь Господу было угодно дать Христианам новые откровения о небесах и аде, и таким образом, насколько возможно, развеять мрак, сгущающийся день ото дня, потому что церковь подошла к своему концу. Ангелы желают, чтобы я подтвердил как слышанное от них, что нет ни одного ангела во всех небесах, который был бы создан от начала, и нет ни одного дьявола в аду, который был создан ангелом света, и затем низвергнут, но что все жители небес и ада произошли от рода человеческого. На небесах пребывают те, кто жил в мире в состоянии небесной любви и веры, в аду находятся те, которые жили в состоянии адской любви и веры... Ангелы объяснили, что причина такой веры христианского мира о жителях небес и ада состоит в понимании определённых изречений Слова только в буквальном смысле, вместо пояснения и толкования их в свете истинного учения из Слова. Однако буквальный смысл Слова, если он прежде не освещён истинным учением церкви, побуждает человеческий разум блуждать в различных направлениях. И это является началом невежества, ереси и лжи.

Другая причина того, что в церкви придерживаются подобных взглядов, состоит в вере людей, что никто не может прийти на небеса или в ад до времени Последнего суда. Представляется это таким образом, что тогда весь видимый мир будет разрушен и заменён новым; что каждая душа будет возвращена в своё тело и по воссоединении человек снова будет жить как человек. Эта вера несёт с собой и другое — об ангелах, созданных от начала; поскольку нельзя верить, что небеса и ад образованы из рода человеческого, если верить, что ни один человек не попадает туда до конца света.

Чтобы люди могли убедиться в ложности этого, мне было позволено общаться с ангелами и говорить с находящимися в аду на протяжении многих лет, иногда непрерывно с утра до вечера, таким образом познавая о небе и аде. Это было позволено, чтобы люди в церкви не упорствовали более в ложной вере о воскресении в день Суда, о состоянии души до того времени, а также об ангелах и дьяволе. ­
…Господь открыл внутренние начала моего духа; и тогда мне позволено было говорить со всеми людьми, кого я знал в телесной жизни, после их смерти. В одних случаях это было в течение нескольких дней, в других — в течение месяцев, с иными в течение года, а также со многими другими, число которых превышает сотни тысяч. Многие из них были на небесах, а многие в аду. Я разговаривал также с некоторыми спустя два дня после их смерти, и сказал им, что готовятся их похороны и отпевания. Они ответили, что охотно отвергли то, что служило им для тела и его службы в мире, и просили сказать, что они не умерли, но живут как люди, как и раньше, только перешли из одного мира в другой. Они говорили, что не ощущают никакой утраты, потому что также обладают телом и телесными ощущениями, как раньше, так же как разумом и волей как раньше, ибо их мысли и чувства, их ощущения, удовольствия и желания во всём подобны тем, которыми они обладали в мире.

Большинство недавно умерших, увидев, что они по-прежнему живут как люди, исполнились неожиданной радости жизни и сказали, что никогда не верили в это. Состояние каждого человека после смерти вначале близко тому, в каком он пребывал в мире, но постепенно оно изменяется к небесному или адскому. Они очень удивлялись собственному прежнему невежеству и безрассудству относительно своей жизни после смерти; и особенно такому же состоянию членов церкви, которые должны быть просвещёнными в этих вопросах лучше остальных во всём мире.

Тогда же они впервые увидели причину своего невежества и безрассудства, состоявшую в том, что внешнее, то есть мирское и телесное, так овладело их разумом и преисполнило его, что они не могли вознестись в свет небес, чтобы видеть предметы церкви за пределами её учения. Когда телесное и мирское любимо так, как ныне, полный мрак проникает в разум всякого, кто желает размышлять о небесном помимо учения веры его церкви…

Многолетний ежедневный опыт позволяет свидетельствовать, что человеческий дух по освобождении от тела есть человек в таком же образе. Ибо множество раз я видел духов, слышал их и разговаривал с ними. Я также обсуждал с ними, что люди в мире не разделяют такую веру, а верующих учёные считают простаками. Духи были глубоко огорчены, что подобное невежество господствует на земле, особенно в церкви. Но они сказали, что такая вера распространилась более всего от самих учёных, чьё представление о душе основано на чувственно-телесном восприятии. Поэтому у них создалось представление, что душа есть не что иное, как просто мысль. Когда же она лишается объекта, в котором пребывает или из которого извлекается, тогда она становится подобной чистому эфиру, разрушаемому по смерти тела. Но так как церковь на основании Слова учит верить в бессмертие души, они были вынуждены придать душе некоторую жизненность, свойственную мысли, хотя всё же отрицали её способность к человеческим ощущениям до нового её соединения с телом.

На этом представлении основано учение о воскресении и вера в соединение души и тела на Последнем суде. Оно неизбежно следует из такого понятия о душе и веры церкви в вечную жизнь человека. Поэтому всякий, чьё понятие о душе основано на учении и таком представлении, совершенно не может понять, что душа есть дух в человеческом образе. Добавьте к этому, что ныне едва ли кто знает, что означает „духовный“, и ещё менее, что духовные существа, такие как все духи и ангелы, наделены человеческим образом.

Поэтому почти все, прибывшие из мира, крайне удивляются, что они живы и остаются такими же людьми, какими были прежде, и что они не ощущают в себе никаких перемен. Надивившись своему собственному состоянию, они продолжают удивляться, что церковь ничего не знает о таком состоянии человека после смерти, хотя все, когда-либо жившие на земле, находятся в том мире и живут как люди. Поскольку они также удивлялись, почему это не открыто человеку через ви`дение, им было сказано с небес, что такое могло бы произойти, ибо нет ничего легче, если это по Господнему соизволению; но утвердившиеся в ложных понятиях всё равно не поверили бы, даже если бы они увидели это сами. Им было сказано также, что ви`дение с небес опасно являть тем, кто погружен в мирское и телесное, поскольку это заставило бы их сначала верить, а затем отрицать его, оскверняя, таким образом, саму истину. Осквернять означает сначала верить, а затем отрицать, и те, кто оскверняют, погружаются в самый глубокий и наихудший из адов…

Что небеса и ад образуются из рода человеческого, церковь также могла бы знать из Слова. Это могло бы стать частью её учения, если бы она позволила свету с небес проникнуть в него. И если бы она обратила внимание на слова Господа грабителю, что он сегодня будет с Ним в раю (Лука 23:43). Также на сказанное Господом о богатом человеке и Лазаре, что богатый сошёл в ад, откуда он говорил с Авраамом, а Лазарь вознёсся на небеса (Лука 16:19-31). Также на сказанное Господом саддукеям о воскресении, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых (Матф. 22:32). Это же следует из общей веры тех, которые ведут жизнь добра, в особенности из их веры о смерти, когда с них совлекается мирское и телесное; что они придут на небеса, как только их телесная жизнь угаснет. Такая вера господствует среди всех, если только учение церкви не приводит их к пониманию воскресения, как происходящего во время Последнего суда. Исследуйте, так ли обстоит дело, и получите подтверждение этому.

Всякий, кто познал Божественный порядок, может также понимать, что человек был создан, чтобы стать ангелом, ибо в нём порядок достигает своей последней степени, в которой небесная и ангельская мудрость может принять образ, восстановиться и приумножиться. Божественный порядок никогда не останавливается на полпути и не образует ничего без последней степени; поскольку не достигшее последней степени не образует полноту и совершенство. Пребывая же в последней степени, он принимает образ и использует имеющиеся в его распоряжении средства для восстановления и продолжения себя, что происходит через воспроизведение. Поэтому последняя степень является рассадником небес…

Во многих местах моей книги „О небесах и об аде“ было показано, что небеса и ад происходят из рода человеческого, как, например, в следующих: племена и народы, не принадлежащие церкви, на небесах (НА 318—328), о детях на небесах (НА 329—345), о мудрых и простых на небесах (НА 346—356), о богатых и бедных на небесах (НА 357—365). Всякий человек по внутренним началам своим есть дух (НА 432—444). Человек после смерти является в совершенном человеческом образе (НА 453—460). Человек после смерти сохраняет чувства, память, мысли, любовь, которые были у него в мире, не оставляя после себя ничего, только своё земное тело (НА 461—469). Первое состояние человека после смерти (НА 491—498); его второе состояние (НА 499—511); его третье состояние (НА 512—517). Далее об адах (НА 536—588). Все эти места доказывают, что как небеса не состоят из каких-либо ангелов, созданных от начала, так и ад не состоит из дьявола и его полчищ, но только из тех, кто были рождёны как люди» («О Последнем Суде и разрушении Вавилона» 14—22).

Как видно из вышеприведённой цитаты, согласно Учению, человек после смерти сразу же идёт в небеса или в преисподнюю, согласно тому, во что сформировался его дух во плоти. Те, кто верил в Бога, жил по заповедям своей религии, избегал зла, как греха перед Всевышним, любил ближнего и честно исполнял свои служения в мире как перед людьми, так и перед Богом, тот сформировался в совершённый человеческий образ, который может войти в небеса, что значит — стать неразрывной частицей органического тела Большого Небесного Человека, и затем, как часть этого единого тела, наполняться Божественным Святым Духом и вечно пребывать в небесах в Божественной благодати. Тот же, кто отрицал бытие Божье и по этой причине ни во что не ставил творение зла и преступление заповедей религии, презирал ближнего и жил всегда за его счёт, чья жизнь была преисполнена гнева, лжи, мстительности, прелюбодеяний и воровства, тот сформировался в образ человеческий ущербный, или же в образ демона ада, и в вечности он в состоянии воспринимать дух Божественной благодати лишь извращённо, что значит — в вечное осуждение и проклятие. По этой причине он низвергается в преисподнюю, которая, как и небеса, не есть место или время (ни того, ни другого, понятно, не может быть в духовных степенях бытия, ибо время и пространство, согласно Учению, есть принадлежности лишь мира природного), но есть состояние вечного осуждения и проклятия. Небесное Учение говорит по этому предмету:

«Не получившие должного наставления о небесах, о пути к ним и о небесной жизни человека полагают, будто приём в небеса есть дело одной только милости к верующим и тем, за кого ходатайствует Господь, или будто небеса доступны только по благодати или милости Божьей; что, стало быть, всякий человек без изъятия может быть спасён по благоусмотрению Господню. Иные же думают, что даже и самые обитатели преисподней могут быть спасены. Но люди такого мнения ничего не понимают о человеке, который вообще весь таков, какова жизнь его; а жизнь его такова, какова любовь его не только по внутреннему началу своему, по воле и разуму, но и по внешности своей, по телу или образу: телесный образ не что иное, как внешний вид, или образ, в котором внутренние начала его проявляются на деле, почему и весь человек есть представитель любви своей. Люди эти не ведают, что тело живёт не от себя и не собой, а духом своим; что дух человека есть любовь или чувства его, а духовное тело — не что иное, как любовь эта в человеческом образе, в котором и является он после смерти. Кто всего этого не знает, тот может полагать, что спасение человека зависит от одного только благоизволения Божьего, называемого милостью и благодатью.

Но никто не может быть спасён иначе как Божескими средствами, показанными Господом в Слове. Божественные средства эти именуются Божескими истинами, они учат, каким образом человек должен жить во спасение своё; ими Господь ведёт человека к небесам и посредством их насаждает в нём небесную жизнь. Это Господь одинаково творит всякому, но Он может насадить небесную жизнь в том только, кто воздерживается от зла, ибо иначе зло препятствует. Итак, насколько человек удерживается от зла, настолько Господь по единой и чистой милости своей руководит им Божественными средствами своими; руководит от самого младенчества до конца жизни на этом свете и далее в вечности…

Если б люди могли быть спасаемы непосредственной милостью, то были бы спасаемы все без изъятия, даже и сущие в аду; мало того, тогда бы не могло быть и самого ада, потому что Господь есть сама милость, сама любовь, само добро. Вследствие этого противно Божественности Его говорить, что Он мог бы спасти всех, но не спасает; ведомо из Слова, что Господь хочет спасения всех и каждого, а не гибели…

Могу подтвердить по множеству опытов, что невозможно даровать небесную жизнь тому, кто жил наперекор ей на земле. Иные полагали, что легко примут после смерти Божеские истины, услышав их от ангелов, и что, уверовав в них, изменят род жизни и затем будут приняты на небеса. Это было испытано над многими, бывшими в такой уверенности, и допущено было для того, чтоб убедить их, что после смерти нет покаяния. Иные из них при этом опыте понимали истины и, по-видимому, принимали их, но лишь только они обращались к жизни по любви своей, то отбрасывали истины эти и даже начинали говорить против них; иные тотчас же отвращались от них, не желая и слышать их. Другие требовали, чтобы жизнь по любви или страстям, принятая в миру, была отнята у них и на место её дана была жизнь ангельская, небесная; и это сделано было над ними по соизволению, но как только жизнь по любви была у них отнята, то они тотчас падали, будто мёртвые, без чувств, и более собой не владели. Этими и подобными опытами внушено было простым, но добрым духам, что жизнь человека не может измениться после смерти и что дурная, или адская, жизнь не может быть превращена в добрую, или ангельскую, а всякий дух от головы до пятки таков, какова любовь его, то есть какова его жизнь, и что превратить её в противоположную — значит уничтожить этого духа вовсе» (НА 521—527).

То есть, согласно Учению, жизнь и вера человека таковы, каковы его дела в мире, а дела его таковы, какова господствующая любовь его. Если человек любит творить зло и ненавидит добро, если он не любит исполнять заповеди Слова и любит похотствовать, то его внутренняя жизнь обращается в образ его похотей, а став духом, он в духовном теле своём становится подобием и образом любви зла, от самых внутренних своих начал и до самых внешних. Поэтому он и ввергается в преисподнюю, где должен уже целую вечность обитать среди подобных ему внутренне и внешне. Ибо, согласно Учению, в мире духовном дух может обитать лишь с подобными ему духами, ибо духовное сродство там, за неимением актуального пространства, создаёт для духов видимость пространства, которое ими воспринимается как актуальное пространство в мире, но отличается тем, что там чем большее сродство духовное, тем актуально ближе духи друг к другу во взаимном общежитии, и наоборот.

Именно по этой причине там каждый должен всю вечность пребывать с подобными ему. Добрые духи, став ангелами, живут среди подобных себе, то есть таких, которые любят Божественное добро и ближних своих даже более, чем самих себя. Поэтому в их общежитии каждый озабочен лишь мыслью о том, как бы сделать побольше добра своим соседям, и поэтому духовное добро и связанные с ним все мыслимые виды наслаждений у ангелов непрестанно возрастают и умножаются. В аду же совсем наоборот: там каждый одержим желанием творить зло и чёрной ненавистью ненавидит всех вокруг, кроме самого себя. Поэтому там они непрестанно карают и преследуют друг друга всеми мыслимыми видами кар и наказаний, которые только дух для духа может изобрести и применить с неисчислимым искусством и коварством. Поэтому и мучения обитателей преисподней неисчислимы и совершенно несравнимы даже с самыми страшными и жестокими мучениями и пытками на земле. При этом не Господь наказывает и мучит их (ибо для Того, Кто есть сама милость, преследовать, наказывать или мстить кому-либо невозможно по определению), но они сами по жестокости и злобности природы своей мучат, преследуют и пытают друг друга.

В этом контексте становится понятным, в чём заключается смысл заповедей, которые Священное Писание требует от человека исполнять. Заповеди эти являются вовсе не прихотью или капризом Всевышнего, но теми единственными природными средствами, при помощи которых дух его может быть сформирован в образ совершенно человеческий, или же образ и подобие Господни, для последующего вечного благополучия. Поэтому, исполняя их, человек приуготовляется к вечности, полной неизмеримого блаженства, нарушая же их, он готовит себе страшную и печальную участь в вечности.

Отсюда же становится понятным и то, почему Господь требует от человека уничижения в поклонении Ему.

Небесное Учение говорит нам по этому вопросу: «Высшее наслаждение жизни для всякого человека — это любить себя и мир превыше всего; удовольствие это не может быть удалено в одну минуту, но удаляется мало-помалу; насколько же остаётся в человеке удовольствие этого, настолько же и превозмогает в нём зло; и это зло может быть удалено лишь настолько, насколько любовь к себе станет любовью служений, а любовь властвования будет иметь своей целью служения эти, а не самого человека; ибо таким способом служения затем составляют голову, а любовь к себе или любовь властвования составляет сперва тело под головой, а затем и ноги, на которых оно идёт» («Мудрость ангельская о Божественном провидении», 233). Человек пребывает в этих врождённых наслаждения жизни своей до тех пор, пока он любит своё собственное превыше всего остального в мире и пока он предпочитает наслаждения телесные, получаемые любой ценой, пусть даже за счёт ближних своих, услаждениям духовным, которые состоят в ненависти к деланию зла и в любви к творению добра. И до тех пор пока человек считает только своё собственное, личное стоящим выше заповедей религии и интересов ближнего, до тех пор он обретается в полнейшей невозможности хоть самого наималейшего смирения перед заповедями Господнего Слова, и что бы он при этом ни заявлял на словах, он будет во внутренних началах духа своего неизменно взирать только на свои личные природные удовольствия, получаемые любой ценой, как на главнейшую цель и подлинный венец любого своего деяния, и любое служение его перед Господом и ближним неизменно отравляемо будет изнутри смертельным ядом себялюбия, какого бы качества служение это ни представлялось бы само по себе для посторонних наблюдателей.

Так вот, согласно Учению, именно дабы помочь человеку выйти из этого подлинно ужасного и ведущего его прямиком к вечной погибели состояния духа, Господь, посредством Слова Своего, и требует от человека Церкви Своей «самоуничижения, поклонения, благодарения и многих других вещей, которые выглядят как возмещёния, и поэтому не весьма благородными, но Господь требует их не для Себя, ибо Божественное не может снискать никакой славы из человеческого самоуничижения, поклонения и благодарения. В Божественном малейшее присутствие себялюбия просто-напросто исключено, поэтому исключено также и то, чтобы эти вещи были требуемы для Него Самого. Господь требует их от человека ради самого же человека, для благополучия человечества и не из желания собственной славы, но из любви для спасения как человека, так и человечества в целом и для сообщения человеку вечной жизни и блаженства. Это потому так, что только через самоуничижение человек может быть извлечён из любви себя и любви к миру, которые препятствуют его соединению с Господом» (ТН 5957, 7550).

Как можно увидеть из всего вышесказанного, порядок посмертного воздаяния, описанный в Небесном Учении, действительно выглядит наиболее справедливым и наиболее милостивым из всех возможных, ибо в этом порядке добро не ищет вознаграждения и не получает его, но вознаграждается всем ходом естественного вселенского порядка, зло же также никем специально не преследуется и не наказуется свыше, но само обрекает себя на вечное проклятие и возмездие, опять же естественным порядком вещей. И что удивительно — один и тот же предустановленный порядок приводит в конечном итоге к совершенно противоположным результатам в каждом конкретном случае, и если человек в результате не обретает вечного благополучия, то винить в этом он может исключительно самого себя.

Из этих же вышеприведённых основ Учения вытекает также и концепция Страшного суда. Относительно этого предмета, Небесное Учение говорит: «О Последнем суде обычно верят, что Господь вместе с ангелами явится во славе на облаках небесных и тогда восставит из могил всех живших когда-либо от начала творения, облачит их души в тела и, призвав всех вместе, будет судить тех, кто жил в добре, к вечной жизни или на небеса, а живших во зле — в вечную смерть или в ад.

Церкви извлекли такую веру из буквального смысла Слова, и её нель­зя было изменить, пока оставалось неизвестным, что всё, упоминаемое в Слове, имеет духовный смысл; и этот смысл есть само Слово, а буквальный смысл служит его основанием, или фундаментом. Без этого буквального смысла Слово не могло бы быть Божественным и служить небесам и миру средством наставления в том, как жить и во что верить, а также средством соединения. Поэтому тот, кто знает духовные соответствия природным предметам в Слове, может знать, что пришествие Господа на облаках небесных не означает Его появление там, но Его явление в Слове. Господь есть Слово, потому что Он есть Божественная истина. „Облака небесные“, на которых Он приходит, означают природный смысл Слова, а „слава“ — его духовный смысл. „Ангелы“ означают небеса, откуда Он появляется, и также означают Господа относительно Божественных истин. …Из этого можно видеть, что значат эти слова Господа, а именно: что под конец церкви, когда не станет более любви, а затем и веры, Господь откроет Слово в его внутреннем смысле и объявит тайны небесные. …Такое непосредственное откровение совершается ныне потому, что оно то самое, которое разумеется под пришествием Господа…

Что все, сказанное в Слове, вплоть до любого выражения, содержит духовный смысл, а также в чём состоит этот смысл, видно в „Тайнах небесных“, где все частности книг Бытие и Исходе объяснены в соответствии с их духовным смыслом…

Последний суд должен происходить в духовном мире, а не в природном или на земле. …Никто не подвергается суду, оставаясь природным человеком, и до тех пор, пока он живёт в природном мире, поскольку тогда человек находится в своём природном теле. Суд же совершается над его духовным человеком, то есть когда он приходит в духовный мир, поскольку тогда человек пребывает в своём духовном теле. Суду подвергается духовная часть человека, а не природная, потому что природная не может быть ответственна за какой-либо проступок или злодеяние, так как не имеет жизни в себе самой, но является просто орудием или инструментом, посредством которого действует духовная часть. Это другая причина того, почему суд совершается над людьми после того, как они оставляют своё природное тело и облекаются в духовное. В духовном теле человек предстаёт таким, каков он есть относительно любви и веры. …Следовательно, качества всех известны и по воле Господа сразу же разделяются. …Каждый человек там есть подобие своего образа жизни, а кроме того, он соединяется с теми, кто ведёт подобную жизнь, таким образом, он находится среди себе подобных. В природном мире ситуация иная, добро и зло здесь могут пребывать вместе, не зная друг о друге, и при этом они не отделены друг от друга по любви, которая управляет их жизнями. В самом деле, никто не может находиться на небесах или в аду в природном теле. Поэтому, чтобы достичь того или иного места пребывания, он должен сбросить природное тело и после этого предстать суду в своём духовном теле. Поэтому, как было сказано раньше, суд происходит над духовным человеком, а не над природным» («О последнем суде» 28, 32; НА 1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.