Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет и значение логики




Семинарское занятие № 11.

Тема 6. Вопросно-ответный комплекс. Гипотеза

Семинарское занятие № 10

Тема 5. Логические основы аргументации

Семинарское занятие № 9

Вопросы для обсуждения:

1. Индуктивное умозаключение:

1.1. виды индукции;

1.2. индуктивные методы установления причинно-следственных связей.

2. Умозаключение по аналогии:

2.1. общая характеристика аналогии;

2.2. виды аналогии.

Литература

1. Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С. 125-142.

2. Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 178-206.

3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 131-143.

4. Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 191-212.

5. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 107-130.

6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 162-194.

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение аргументации и доказательства.

2. Логическая структура доказательства.

3. Виды доказательства.

4. Правила и ошибки в доказательстве.

Литература

1. Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С.143 -159.

2. Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 207-232.

3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 175-195.

4. Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 213-233.

5. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 182-229.

6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 195-230.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и логическая структура вопроса.

2. Виды вопросов и правила их постановки.

3. Ответы, их виды. Правила формулирования ответа.

4. Сущность и логическая структура гипотезы.

5.Способы доказательства гипотез.

Литература

1. Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С.161-179., С.184-192.

2. Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 233-242, 248-255.

3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 80-90, С. 161-174

4. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 65-73, 230-241.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 107-118, 231-247.

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

 

Основные понятия: формальная логика, символическая логика, логическая форма, логические константы, логические переменные, язык естественный, язык искусственный, имя, знак, значение, смысл, законы мышления, принципы мышления, софизм паралогизм, парадокс.

 

Данная тема призвана дать представление об общей природе человеческого мышления и особенностях логической теории мышления, показать значение логики как фактора повышения практической эффективности правовой деятельности. При изучении вопроса о логике в структуре человеческого познания необходимо усвоить, что логика есть наука о формах и законах мысли, о структуре этих форм и их взаимосвязи.

Другим важным моментом является сопоставление истинности мысли и ее формальной правильности. Здесь необходимо уяснить, как истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к их форме. При этом необходимо обратить внимание на то, что логика, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, не ставит перед собой задачи непосредственного исследования путей и способов постижения истины. Истинность рассуждения обеспечивает иначе, а именно тем, что исследует правила мышления – те алгоритмы, которые гарантируют истинность заключения лишь при условии истинности посылок. Тем самым в центре внимания логики оказывается правильность мышления. Это позволяет ей рассматривать логические структуры независимо от их логического содержания.

Вопрос о форме мышления самым непосредственным образом связан с языком. Рассматривая вопрос о языке как знаковой системе, необходимо усвоить такие понятия, как знак и значение, имя и смысл, познакомится с другими семантическими категории. Для этого удобно использовать схему, предложенную немецким логиком Г. Фреге, известную как семантический треугольник.

Знакомясь с основными этапами развития логики, необходимо, прежде всего, рассмотреть вклад Аристотеля в создание этой науки и те важнейшие положения, которые были внесены в ее развитие многими другими учеными.

В этом же вопросе уместно рассмотреть соотношение традиционной (формальной) логики и математической (символической).

Рассматривая вопрос о значении логики для юристов, следует показать, как разнообразные способы логического рассуждения используются и в практике доказывания, и в практике построения следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Здесь важно понять, почему формальная сторона в праве гораздо более сильна, чем в любой иной форме социальной мысли, и усвоить, как логическая форма оказывает влияние на содержание правового мышления.

Усвоение вопроса о сущности логических законов и их значении для формирования нормативно-юридического мышления предполагает предварительное соотнесение понятий «закон» и «принцип». Когда используют понятие «логический закон», обращают внимание на объективную реальность устойчивости внутренней структуры мыслительного процесса. Когда используют понятие «логический принцип», обращают внимание на необходимость учета этой реальной устойчивости внутренней структуры мыслительного процесса для правильного мышления. Поэтому та же самая часть знания, которая накоплена человечеством в области логики, в зависимости от акцентирования внимания на ее объективной или субъективной составляющей, рассматривается и в качестве законов, и в качестве принципов правильного мышления.

Рассматривая законы, считающиеся в традиционной логике основными, следует обратить внимание на то, при каких условиях они «работают», в чем состоит своеобразие каждого из них и какова их роль в познании.

Закон тождества требует определенности (ясности) мышления. Он используется в осуществлении квалификации правонарушений, криминалистической идентификации, опознании и других следственных действиях.

Соблюдение закона противоречия и закона исключенного третьего обеспечивает непротиворечивость и последовательность мышления. В этом проявляется их сходство. Различие состоит в том, что закон исключенного третьего имеет более узкую сферу действия. Он характеризует не любую противоположность, а крайнюю, ее и называют противоречием. При изучении законов противоречия и исключенного третьего необходимо понять и научиться различать эти виды противоположностей, так как регулятивная роль данных законов имеет исключительное значение в анализе сведений о фактах по уголовному делу, выдвижению и оценке следственных версий, а также в доказывании по уголовным делам.

Закон достаточного основания требует доказательности мышления и является логическим выражением одного из условий обеспечения законности деятельности по расследованию преступлений.

Знание основных законов формальной логики и умение их использовать позволяют понять логическую природу парадоксов и распознавать такие логические ошибки, как паралогизмы и софизмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.