КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Науки для гуманитария 3 страница
методы и механизмы образования. Должны также поддерживаться порядок и законность, ведь в основе любого культурного достижения лежит совместная деятельность. Поэтому в любом сообществе обязаны существовать установления для санкционирования обычая, этики и закона. Атак как материальный, состоящий из артефактов, субстрат культуры должен обновляться и поддерживаться в рабочем состоянии, некие формы экономической организации необходимы даже для самых примитивных культур. Таким образом, прежде всего человек нуждается в удовлетворении потребностей своего тела. Он должен организовать свою жизнь и выполнять все необходимые действия для того, чтобы питаться, согреться, укрыться, одеться, защитить себя от холода, ветра и непогоды. Он должен обеспечить свою защиту от внешних врагов и опасностей, будь то стихии, звери или люди. Все эти первичные задачи человеческого существа разрешимы для индивида через создание артефактов, организацию групп сотрудничающих индивидов, а также через развитие знания, ценностной ориентации и этики. Мы попытаемся показать, что возможно построить теорию культуры, в которой базовые потребности и их культурное удовлетворение могут быть связаны с возникновением новых культурных потребностей. Эти новые потребности налагают на человека и общество новые ограничения, представляют собой определяющие факторы вторичного типа. Тогда мы сможем различить инструментальные императивы, вытекающие из экономической, нормативной, образовательной и политической деятельности, и интегративные. императивы, куда мы отнесем познание, религию и магию. Художественную и рекреационную деятельность мы сможем непосредственно связать с определенными физиологическими характеристиками человеческого организма и показать как значение этих видов деятельности, так и их зависимость от способов согласованного действия и верований, относящихся к магии, производству и религии. Если подобный анализ откроет нам, что, воспринимая некую отдельную культуру как единое целое, мы все же можем выявить ряд общих определяющих факторов, которым она должна отвечать, то тогда нам удастся предопределить некоторые положения, которые могут быть использованы в качестве руководства в полевой работе, а также критерия для сравнения и идентификации процесса культурного изменения и адаптации. В такой перспективе культура не покажется нам «лоскутным одеялом», как еще совсем недавно выражались некоторые видные антропологи. И мы сможем отвергнуть точку зрения, согласно которой «нельзя найти общей мерки для явлений культуры» и «законы культурных процессов туманны, неинтересны и бесполезны»13. Между тем научный анализ культуры укажет нам и другую систему реалий, также подчиняющихся общим закономерностям и которую поэтому возможно использовать как руководство в полевых исследованиях, как средство для идентификации культурных реалий и как основу для социальной инженерии. Такой анализ, при помощи которого мы пытаемся определить отношения между культурным действием и человеческой потребностью - базовой или производной, — позволительно назвать функциональным. Ибо функцию нельзя определить иначе, нежели как удовлетворение некоторой потребности путем деятельности, в рамках которой люди сотрудничают, используют артефакты и потребляют плоды своего труда. И все же за этим определением стоит еще один принцип, который применим к осмыслению любой фазы культурного поведения. Главное понятие здесь — организация. Чтобы достичь какой-нибудь цели, люди должны организоваться. Как мы покажем, организация предполагает вполне определенную схему или структуру, основные составляющие которой универсальны, — в том смысле, что они применимы ко всем организованным группам людей, которые, в свою очередь, в своей характерной форме универсальны и встречаются у человека повсюду. Я предлагаю называть единицу организации в человеческом сообществе старым, но до сих пор не всегда ясно определявшимся и не всегда употреблявшимся последовательно термином «институт». Это понятие подразумевает соглашение по поводу некоторого ряда традиционных ценностей, которые объединяют группу людей. Предполагается также, что эти люди находятся в определенных отношениях друг к другу и к специфической части их естественной или искусственной среды. В соответствии с поставленной целью и согласно предписаниям традиции, подчиняясь специфическим нормам данной группы и используя те материальные 13 Эти идеи характерны для Р. Лоуи и школы Боаса в целом настаниваюшей на примате чисто описательного («идиографического») подхода средства, которыми они владеют, люди действуют сообща и таким образом удовлетворяют свои желания, в то же время воздействуя на окружающую среду. Это предварительное определение пока нуждается в уточнении и конкретизации, и ему недостает убедительности. Но тут я еще раз хочу подчеркнуть, что пока антрополог и его коллега-гуманитарий не придут к согласию о том, что считать изолированной единицей культурной реальности, невозможен какой бы то ни было научный подход к изучению цивилизации. Если же мы достигнем такого согласия и сможем разработать универсальные критерии культурного института, мы заново заложим строго научный фундамент для нашей эмпирической работы и для теоретического осмысления. Очевидно, что ни одна из этих двух схем анализа не предполагает, что все культуры одинаковы, и не означает, что исследователь культуры должен больше интересоваться сходством и общностью, чем различиями культур. Тем не менее я утверждаю, что для того, чтобы понять различия, основанием для сравнения должна быть ясная и исчерпывающая мера. Более того, это дает возможность показать, что большая часть культурных различий, часто — и вовсе не только в рамках теории национал-социализма — приписываемых особому национальному или племенному менталитету, являются причиной возникновения культурных институтов, образованных вокруг некоторой весьма специальной потребности или ценности. Такие явления, как охота за головами, экстравагантные ритуалы смерти и способы погребения, или магические практики, могут быть лучше поняты как местное преломление тенденций и идей, присущих человеку вообще, только особым образом гипертрофированных. Наши два типа анализа, функциональный и институциональный, позволят нам определить более детально, точно и наиболее полным образом, что такое культура. Культура — это единое целое, состоящее частью из автономных, а частью из согласованных между собой институтов. Она объединяет в себе ряд моментов, таких как общность крови, смежность среды обитания, связанная с совместной деятельностью, специализация этой деятельности и не в последнюю очередь — использование власти в политических целях. Каждая культура обязана своей целостностью и самодостаточностью тому факту, что она служит удовлетворению всего спектра базовых, инструментальных и интегративных потребностей.
Следовательно, по крайней мере, в одном отношении было бы глубоко ошибочно утверждать, как это недавно делалось, что каждая культура покрывает лишь небольшой сегмент из круга своих потенциальных возможностей. Если бы мы задались целью перечислить все проявления всех культур на свете, мы, конечно, вспомнили бы такие явления, как каннибализм, охота за головами, кувада 14, по-тлач|3, кула 1С, кремация, мумификация, — широкий набор эксцентричных местных отличий. С этой точки зрения ни одна культура не покрывает все перечисленные экзотические подробности других культур. Но такой подход мне видится принципиально ненаучным. Прежде всего, он не способен корректно определить, что можно рассматривать как действительные и значимые элементы культуры. Кроме того, он не дает ключа к сопоставлению таких, казалось бы, экзотических «изолированных случаев» с обычаями и культурными установлениями других обществ. Мы же сумеем показать, что в действительности некоторые реалии, которые на первый взгляд представляются очень странными, по сути родственны универсальным и фундаментальным элементам человеческой культуры. Признание этого факта сделает возможным объяснение — то есть описание в привычных терминах — экзотических обычаев. Разумеется, одновременно потребуется ввести временное измерение, иначе, меру изменений. Здесь мы попытаемся показать, что все эволюционные и диффузионные процессы происходят, прежде всего, в форме институциональных изменений. Например, новое техническое устройство — будь то изобретением или результатом диффузии — включается в уже установленную систему организованного поведения и постепенно приводит к полному преобразованию данного института. В терминах же функционального анализа мы покажем, что ни одно изобретение, революция, социальное или интеллектуальное изменение никогда не происходит, если не создается новая потребность. Таким образом, новшества в сфере техники, познания или верова- 14 Кувада — ритуальное участие мужчины-отца в родах ребенка. 15 Потлач — форма церемониального обмена дарами у индейцев Северо-запада Америки; термин заимствован из языка нутка. 16.Кула — система церемониального обмена, описанная Малиновским у жителей Тробриандских островов.
ний всегда встроены в культурный процесс, некоторый институт. Из этого краткого очерка, излагающего план нашего дальнейшего более полного анализа, понятно, что научная антропология представляет собой теорию институтов, то есть конкретный анализ типовых единиц организации. В качестве теории базовых потребностей и как порождение инструментальных и интегративных императивов научная антропология предлагает нам функциональный анализ, позволяющий определить форму и значение обычая или культурного приспособления. Нетрудно увидеть, что такой подход ни в коей мере не отвергает и не отрицает правомерности эволюционных и исторических исследований культуры. Он просто придает им научную основу.
Глава 5 Теория организованного поведения
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ фактор нашей жизни в культуре, нашего культурного опыта и нашего научного наблюдения культуры заключается в том, что люди организованы в стабильные группы. Эти группы связаны некоторым соглашением, традицией или обычаем, чем-то вроде общественного договора по Руссо. Они всегда сотрудничают в рамках определенного материального окружения, каковым является используемая группами часть окружающей среды, оснащение орудиями деятельности и артефактами и по праву принадлежащая им доля благ. В своем сотрудничестве группы руководствуются техническими правилами, соответствующими их статусу и занятию, социальными правилами этикета, обычаями взаимного уважения, а также религиозными, юридическими и этическими обычаями, определяющими их поведение. С социологической точки зрения всегда возможно выяснить, каковы результаты деятельности группы, какие потребности эти результаты удовлетворяют и что дает группа самой себе и сообществу в целом. Было бы полезно подкрепить это общее утверждение небольшим эмпирическим примером. Давайте посмотрим для начала, при каких условиях частная инициатива становится фактом культуры. Изобретение нового технического
устройства, открытие нового закона, формулирование новой идеи или, например, религиозное откровение, этическое или эстетическое движение остаются культурно иррелевантными до тех пор, пока они не представлены в виде организованного ряда типов совместной деятельности. Изобретатель должен оформить патент и организовать компанию для производства нового устройства. Это значит, что прежде всего ему нужно убедить кого-то, что внедрение его изобретения окупится, и потом уже других людей нужно будет убеждать, что этот товар стоит купить. Требуется создать и зарегистрировать компанию, найти капитал, разработать технологию, и тогда этот производственный проект будет запущен. Он состоит из производственной, торговой и рекламной деятельности, которая может удаться, а может и потерпеть крах. Иными словами, этот проект может выполнить определенную экономическую функцию, удовлетворяя некую вновь созданную потребность, как это случилось с радио, или более успешно удовлетворить уже имевшуюся потребность, как это произошло с продуктами вроде искусственного шелка, нейлона, более эффективной косметикой или каким-нибудь новым сортом виски. Точно так же и новое откровение вроде того, которое снизошло на Мэри Бейкер Эдди, Эйми Семпл Макферсон, Джозефа Смита или Франка Бачмена, должно первым делом быть донесено до некоторой группы людей. После чего эти люди организуются, подыскивая себе какое-то вещественное оснащение, и принимают ряд правил, касающихся их статуса и рода деятельности, в соответствии с которыми они выполняют свои ритуалы и претворяют в жизнь свои догматические и моральные принципы. Тем самым они удовлетворяют определенные духовные потребности, которые, несомненно, в меньшей степени фундаментальны, чем те, что связаны с искусственным шелком или новым сортом виски, но от этого они не становятся менее реальными. Научное открытие тоже должно быть фактически воплощено и подтверждено с помощью материального оснащения-лаборатории, записей наблюдений или статистических сводок, а затем предано гласности в печати. Оно должно убедить людей. Оно должно быть применено практически или, по крайней мере, соотнесено с другими областями знания, и только в этом случае можно говорить, что открытие выполнило свою функцию, увеличив объем научного знания. Если мы
рассмотрим с этой точки зрения любое общественное движение, будь то запрет на продажу спиртного или контроль рождаемости, фундаментализм или нудизм, комитет по межрасовым отношениям или организации вроде Бунда, Ку-клукс-клана или Общественного действия отца Кафли-на, в их основе мы увидим согласие членов движения относительно их общей цели. Кроме того, мы изучим организацию движения в отношении лидерства, прав и собственности, разделения функций и деятельности, обязанностей и благ. Мы зафиксируем технические, этические, научные и юридические права и установления, управляющие поведением группы, причем хорошо бы проверить, как эти правила воплощаются в реальных действиях людей. И наконец мы определим место этой группы в сообществе, а значит, и ее функцию. Верные нашим принципам, мы обратились к собственной цивилизации из-за уверенности в том, что антропология вполне может начинаться у нас дома. Мы начали с проверки, может ли какая-нибудь идея, какой-нибудь принцип, приспособление или религиозное откровение иметь общественную значимость в отрыве от культурной организации. И наш ответ был отрицательным. Всякая точка зрения, этическая система или величайшее техническое открытие для культуры не существуют, пока они ограничены разумом одного человека. Если бы Гитлер развивал свои расовые доктрины и лелеял видения нацистской Германии и порабощенного мира, убивал бы евреев, поляков, голландцев и англичан и завоевывал бы мир только в своем воображении, наш мир был бы счастливее, а наука о культуре и дикости лишилась бы одного из самых уродливых и одновременно самых наглядных примеров того, как частная инициатива, попав на плодородную почву, может привести к всемирной катастрофе и кровопролитию, голоду и разложению. Хотя совсем в другойобласти и иной форме, похожее может быть сказано и об открытиях Исаака Ньютона, драмах Шекспира, идеях пророка Мухаммеда или Св. Франциска или о самом основателе христианства. Ни история, ни социология, ни антропология не занимаются тем, что происходит и остается внутри головы одного человека, сколько бы там ни было гениальности, провидения, вдохновения или злых замыслов. И в этом проявляется общий принцип науки о поведении человека, которая начинается с изучения организации.
Существуют, однако, виды согласованной деятельности, не вытекающие из осуществления индивидуальной инициативы в рамках некоторого общественного движения. Все люди, рождаясь, становятся частью семьи, исповедуют определенную религию и систему знаний, относятся к определенному социальному слою в рамках некоторого политического устройства, и часто все это к моменту появления человека на свет уже просуществовало много веков и Не изменяется за время его жизни. Поэтому давайте дополним наш анализ и посмотрим вокруг, проанализируем нашу собственную судьбу в рамках нашего рабочего дня и нашего жизненного пути. И тут мы снова обнаружим, что всякое действие, результат которого — удовлетворение потребностей и интересов индивида, будет эффективно только как организованная деятельность в рамках организованной группы. Взгляните на собственную жизнь или на жизнь кого-нибудь из своих знакомых. Человек засыпает и просыпается у себя дома, в общежитии или лагере, или в каком-то «заведении», будь то тюрьма Синг-Синг, монастырь или интернат. Каждое из перечисленных мест представляет систему организованной и согласованной деятельности, где предоставляется минимум или максимум удобств, которые стоят некоторых денег и за которые требуется платить; здесь имеется организованная группа управляющих, а также свод более или менее кодифицированных правил, которым обязаны следовать его обитатели. Организация каждого из этих заведений, будь то дом, общежитие или исправительное учреждение, базируется на некотором законном основании, на системе ценностей и соглашений. Каждое заведение отвечает ряду потребностей обитателей и общества в целом и тем самым выполняет свою функцию. Если речь идет не о монастыре или тюрьме, то человек, проснувшись, производит необходимые санитарные и гигиенические процедуры, завтракает и уходит. Он направляется к месту своих занятий, или идет за покупками, или каким-то образом пытается продвинуть свои товары или идеи. В любом случае его действия определяются тем, как он связан с производственным или торговым предприятием, с учебным или религиозным заведением, с политическим объединением или учреждением досуга, где он работает в каком-либо качестве. Наблюдая в течение дня поведение любого человека — мужчины или женщины, молодого
или старого, здорового или больного, — мы обнаружим, что все фазы его существования оказываются связаны с той или иной системой организованной деятельности, на которые можно подразделить нашу культуру. Дом или работа, общежитие или больница, клуб или школа, штаб-квартира политической партии или церковь — все они имеют такие признаки, как место расположения, состав членов группы, правила распорядка, инструкции поведения, учредительные положения и функция. Более полный анализ показал бы, в дополнение к этому, что в каждом случае у нас имеется вполне определенное объективное основание для нашего анализа; таким основанием является изучение специфических объектов окружающей среды, зданий, оборудования, а также средств, вложенных в данный институт. Мы бы обнаружили, что для понимания работы атлетического клуба или научной лаборатории, церкви или музея нам нужно познакомиться с юридическими, техническими и административными нормами, согласовывающими деятельность людей. Персонал этих учреждений должен рассматриваться как организованная группа. Это значит, что мы можем установить иерархию, разделение деятельности и статус каждого члена группы, равно как и его отношения с другими. Впрочем, эксплицитные нормы и правила всегда отражают лишь идеальное поведение членов группы. Сравнение этого идеала и реального поведения как раз и составляет одну из самых важных задач антрополога или социолога в его полевой работе. Поэтому в нашем анализе мы всегда будем проводить ясное и отчетливое различие между тем, как должно быть в норме, и реальной деятельностью. Организация всякой системы деятельности предполагает принятие некоторых базовых ценностей и законов. В том числе это всегда некая организация людей, созданная ради достижения некоторой цели, признанной самими этими людьми и обществом в целом. Даже если мы рассмотрим банду преступников, то увидим, что у них тоже есть своя «хартия» (charter), определяющая цели и задачи, тогда как общество в целом, особенно органы правосудия и порядка, считают эту организацию преступной, а значит, опасной для общества, стремятся ее обнаружить, выявить всех ее членов и наказать. Отсюда опять же ясно, что признанная цель группы, то есть, собственно, ее хартия, и общий результат ее
деятельности, то есть ее функция, должны отчетливо различаться. Хартия — это идея, лежащая в основе культурного института, поддерживаемая его участниками и определяемая обществом в целом. Функция же — это роль данного института в целостной схеме культуры — в том виде, как эта роль определяется исследователем культуры, будь эта культура развитой или примитивной. Короче говоря, если мы хотим описать жизнь индивидуума в нашей цивилизации или в любой другой культуре, мы должны связать его деятельность с социальной схемой организации жизни, то есть с системой превалирующих в этой культуре институтов. А лучшее возможное описание культуры в терминах ее конкретных реалий состояло бы из указания и анализа всех институтов, составляющих эту культуру. Я полагаю, что именно этот тип подхода к исследованию общества, хотя часто и не декларируется, но де-факто уже практикуется историками, экономистами, политологами и представителями других ветвей гуманитарного знания при изучении различных обществ. Историки в большей мере заняты политическими институтами. Экономисты работают с институтами, организованными для производства, распределения и потребления товаров. Историки науки и религии, а также ученые, работающие в области сравнительного анализа систем знания и верований, более или менее успешно оперируют явлениями познания и веры как они представлены в соответствующих формах культурной организации. Тем не менее в том, что касается так называемых духовных аспектов цивилизации, трезвый и предметный подход в терминах социальной организации до сих пор не был признан. Авторы работ по истории философской мысли, политической идеологии, научных открытий или художественного творчества слишком часто пренебрегают тем фактом, что любая индивидуальная форма вдохновения может стать полностью фактом культурной реальности, только если она согласуется с общепринятым мнением группы, находит материальные средства выражения и таким образом становится определенным культурным институтом. С другой стороны, экономист иногда склонен недооценивать тот факт, что, хотя системы производства и собственности, безусловно, определяют целый ряд проявлений человеческой жизни, сами они в свою очередь определяют-
ся системами знания и этики. Другими словами, крайняя марксистская позиция, рассматривающая экономическую организацию общества как основной определяющий фактор культуры, упускает два ключевых пункта приводимого нами анализа: во-первых, понятие хартии, при помощи которого мы показываем, что всякая система производства зависит от системы знания, от жизненного стандарта, определяемого целым рядом культурных факторов и системой законов и политической власти, и, во-вторых, понятие функции, которое показывает, что распределение и потребление в такой же степени зависит от общего характера культуры, в какой и от самой организации производства. Иначе говоря, предлагаемый анализ определенно склоняет к мысли, что в пределах каждой специфической обществоведческой дисциплины следует не замыкаться в узком кругу реалий, а помнить о взаимном плодотворном воздействии на них других аспектов культуры, что поможет избежать гипертрофирования отдельных явлений в поисках первопричины всего остального. Если мы перейдем от нашей собственной культуры к любой менее нам известной и более экзотической, мы обнаружим там ту же самую ситуацию. Так, китайская цивилизация отличается от нашей в семейной жизни и в отношении к культу предков, в том, как устроено китайское селение и местное управление; там имеется обширная клановая система и, разумеется, другая экономическая и политическая организация общества. Изучая, скажем, какое-нибудь австралийское племя, мы проследили бы небольшие семейные группы, а также группы, в которые объединяются отдельные семьи, брачные классы, возрастные классы и тотемные кланы. Описание каждой такой единицы общественного устройства стало бы значимым и осмысленным, только если бы мы связали социальную организацию с соответствующей материальной средой, если бы мы сумели составить свод правил для каждой из этих групп и, кроме того, показали бы, как эти правила выводятся носителями культуры из общих принципов, всегда имеющих легендарное, мифологическое и историческое обоснование в виде прецедента или откровения. Связывая типы деятельности и их результаты с жизнью сообщества в целом, мы смогли бы подойти к функции каждой из систем организованной деятельности и тем самым показать, как их совокупность обес-
печивает носителям культуры пропитание и убежище, общественный порядок и обучение, предлагает систему ориентации в природной среде, а также верования, при помощи которых эти люди существуют в гармонии со своей общей судьбой. Исследователь как высоких цивилизаций, так и более примитивных культур Индостана обратился бы к анализу кастовой системы в ее отношении к брахманизму и к жизни буддийских монастырей. Наблюдение над деревенскими общинами, ремеслами, рынками и промышленными предприятиями постепенно подвело бы его к пониманию и объяснению того, как местные жители получают средства к существованию из доступных им ресурсов окружающей среды. Таким образом, как в примитивных, так и в развитых обществах мы прежде всего видим, что всякое результативное действие человека ведет к организации поведения. И это организованное поведение может быть подвергнуто анализу при помощи определенной схемы. Мы выяснили, что типы культурных институтов, то есть изолированных единиц организованного поведения, содержат некоторые фундаментальные сходства по всему обширному спектру культурного разнообразия. Теперь мы готовы приступить к эксплицитному, почти схематическому определению понятия института, которое, как я считаю, является легитимной изолированной единицей анализа культуры.
Глава 6
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |