Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение меры связи между явлениями




Т

5. По специальной таблице (приложение 13) определить досто­
верность различий. Для этого полученное значение (t) сравнивает­
ся с граничным при 5 %-ном уровне значимости (t0fi5) ПРИ числе
степеней свободы/= пэ + пк - 2, где пэк пк~ общее число инди­
видуальных результатов соответственно в экспериментальной и
контрольной группах. Если окажется, что полученное в экспери­
менте t больше граничного значения (/0)о5)> т0 различия между
средними арифметическими двух групп считаются достоверными
при 50 %-ном уровне значимости, и наоборот, в случае когда
полученное t меньше граничного значения t0<05, считается, что раз­
личия недостоверны и разница в среднеарифметических показате­
лях групп имеет случайный характер. Граничное значение при 5 %-
ном уровне значимости (Г0>05) определяется следующим образом:

— вычислить число степеней свободы/= 8 + 8 - 2 = 14;

— найти по таблице (приложение 13) граничное значение tofi5 при/= 14.

В нашем примере табличное значение tQ<05 = 2,15, сравним его с вычисленным Г, которое равно 1,7, т.е. меньше граничного значения (2,15). Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, недостаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что одна методика обучения стрельбе ока­залась эффективнее другой. В этом случае можно записать: / = 1,7 при/» > 0,05, это означает, что в случае проведения 100 аналогич-


ньгх экспериментов вероятность (р) получения подобных резуль­татов, когда средние арифметические величины эксперименталь­ных групп окажутся выше контрольных, больше 5 %-ного уров­ня значимости или меньше 95 случаев из 100. Итоговое оформле­ние таблицы с учетом полученных расчетов и с приведением соответствующих параметров может выглядеть следующим обра­зом (табл. 7).

Таблица 7

При сравнительно больших числах измерений условно приня­то считать, что если разница между средними арифметическими показателями равна или больше трех своих ошибок, различия счи­таются достоверными. В этом случае достоверность различий опре­деляется по следующему уравнению:

Как уже говорилось в начале этого раздела, /-критерий Стью-дента может применяться только в тех случаях, когда измерения сделаны по шкале интервалов и отношений. Однако в педагоги­ческих исследованиях нередко возникает потребность определять Достоверность различий между результатами, полученными по Шкале наименований или порядка. В таких случаях используются непараметрические критерии. В отличие от параметрических не­параметрические критерии не требуют вычисления определен­ных параметров полученных результатов (среднего арифметичес­кого, стандартного отклонения и т.п.), чем в основном и связа­ны их названия. Рассмотрим сейчас два непараметрических крите­рия для определения достоверности различий между независимы­ми результатами, полученными по шкале порядка и наименова­ний.




 




 




 


 


выбора критериев при зависимых (сопряженных, связанных) и независимых результатах можно воспользоваться таблицей (при­ложение 11).

Наряду с относительно простыми способами сравнения одной выборки с другой в исследовательской работе встречаются и бо­лее сложные задачи, когда приходится сравнивать одновременно несколько выборок, объединяемых в единый статистический ком­плекс. В этих случаях используется дисперсионный анализ.

Исследователей часто интересует вопрос о том, как связаны между собой различные факторы, влияющие на результаты учеб­но-тренировочного процесса. Например, имеют ли спортсмены, начавшие заниматься каким-либо видом спорта в более раннем возрасте, тенденцию к достижению более высоких результатов? Или как влияет гибкость гимнаста на качество выступлений на соревнованиях и т. п. Такого рода связи и зависимости называют­ся корреляционными или просто корреляцией [3, 5, 6]. Изучение этих связей с помощью математических методов осуществляется на основе корреляционного анализа, основные задачи которого — измерение тесноты, а также определение формы и направления существующей между рассматриваемыми явлениями и факторами зависимости. По направлению корреляция бывает положительной (прямой) или отрицательной (обратной), а по форме — линейной и нелинейной. При положительной корреляции с возрастанием при­знаков одного фактора они увеличиваются и у другого. Например, с увеличением силовых показателей у штангистов улучшаются их результаты на соревнованиях. При отрицательной корреляции на­оборот — при увеличении признаков одного фактора признаки другого уменьшаются. Например, увеличение веса у гимнасток может вызвать ухудшение спортивных результатов. Корреляция называется линейной, когда направление связи между изучаемы­ми признаками графически и аналитически выражается прямой линией. Если же корреляционная зависимость имеет иное направ­ление, она называется нелинейной. Анализ линейной корреляции осуществляется с помощью вычисления коэффициентов корреля­ций (г). Для измерения криволинейной, т. е. нелинейной, зависи­мости используется показатель, называемый корреляционным от­ношением. Здесь мы рассмотрим только линейную корреляцию, с анализом которой в исследованиях в области физического воспи­тания и спорта приходится сталкиваться наиболее часто. При на­личии положительной связи между изучаемыми признаками ве­личина коэффициента корреляции имеет положительный знак (+), а при отрицательной — знак (—). Величина этого коэффициента




 




 


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.