КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Последствия «очистительного урагана»: старые сравнения и новые перспективы 5 страница
В целом мусульмане почти не участвовали в революционных событиях 1905-1907 годов, не сыграли заметной роли в них, несмотря на сильные преувеличения советской и постсоветской историографии. Конечно, имели место и исключения из общего правила, наблюдались отдельные случаи социального и политического радикализма, когда о себе заявляли редкие революционеры-мусульмане. Все это, однако, не значит, что в их сознании не происходили существенные сдвиги, но они были направлены в русло дальнейшей консолидации мусульманства, постепенного превращения его в крупную социальную силу российского общества. Тем не менее 1905-1907 годы имели огромное значение для мусульман по иным причинам. Во-первых, стало распространяться религиозное обновленчество; во-вторых, к мусульманским народам "вернулась" их интеллигенция, прежде заметно обособленная от масс; в-третьих, именно тогда впервые была заложена реальная основа для политического единения мусульманских народов империи, на их съездах была выработана программа этого единения. Социальный нейтралитет мусульман, большинство которых не относились по своему социальному статусу к категории инородцев, а считались полноправными гражданами Российской империи, в период первой русской революции являлся мощным противовесом революционной стихии. Если до революции мусульман империи можно было характеризовать как относительно обособленный от российского общества социум, то их поведение в условиях данного общественно-политического кризиса свидетельствует, что они, несмотря на отношение к себе как к "второсортной" части населения, продемонстрировали свою лояльность, свою готовность работать для сохранения единого государства, нуждавшегося, на их взгляд, в модернизации, но никак не в "смуте" или революции. Без этой поддержки многомиллионного мусульманства невозможна была как устойчивость Российского государства, так и социальная стабильность в кризисные времена, в том числе в период первой русской революции. -------------------------------------------------------------------------------- [1] Агаев А. Необходимые пояснения к петициям мусульман // Каспий. 1905. 30 марта. [2] Ельчиев Б. О некоторых течениях среди мусульман // Свободный Туркестан. 1918. 24 января. [3] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 30. С. 323. [4] Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа, 1995. С. 128. [5] Гришин Я. Польско-литовские татары (Наследники Золотой Орды). Казань, 1995. С. 84. [6] Юсупов М.Х. Галимджан Баруди. Казань, 2003. С. 17. [7] Рашитов Ф.А. История татарского народа: С древнейших времен до наших дней. Саратов, 2001. С. 180. [8] Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. С. 147. [9] Идрисов У.Ю., Сенюткин С.Б., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Из истории нижегородских мусульманских общин в XIX - 30-х годах XX века. Нижний Новгород, 1997. С. 114. [10] Арапов Д.Ю. Ислам в оценке российских государственных деятелей начала ХХ в. // Российская государственность ХХ века. М., 2001. С. 180. [11] Циунчук Р.А. Государственная Дума имперской России: проявление этноконфессиональных интересов и формирование новых национальных политических элит // Исторические записки. 2001. № 4. С. 246. [12] Тыркова-Вильямс А. На путях к свободе. Нью-Йорк, 1952. С. 35-36, 38, 40. [13] Агаев А. Указ. соч. [14] Здесь и далее коранические цитаты даются по изданию: Коран / Перевод с арабского Г.С. Саблукова. Казань, 1907. [15] Агаев А. Что я вынес из моего путешествия в Петербург? // Каспий. 1905. 20 мая. [16] Извлечения из Высочайше утвержденного 18 июня 1905 го.да особого журнала Комитета министров 10 мая // Право. 1905. 3 июля. С. 2129, 2131. Речь шла, среди прочего, о пересмотре цензурных правил в выпускаемых мусульманами книгах и периодических изданиях и об отмене административных положений, ограничивающих мусульман в праве преподавания в учебных заведениях и в праве получения стипендий и пособий. [17] Из отчета сенатора Кузьминского // Право. 1906. 5 марта. С. 802. [18] Митинг мусульман // Каспий. 1905. 29 ноября; Сеидзаде Д.Б. Из истории азербайджанской буржуазии в начале ХХ века. Баку, 1978. С. 121, 122. [19] Аристов М. Киргизы в переживаемое нами время // Санкт-Петербургские ведомости. 1908. 16 декабря. Скорее всего, автором этой статьи был Н.А. Аристов, известный русский тюрколог, этнограф, казаховед, долгое время проживший в Средней Азии. [20] Значение и смысл Корана. Т. 1. М., 2002. С. 280. [21] Аристов М. Указ. соч. [22] Для сравнения: на Всероссийском (общеимперском) мусульманском съезде в Москве в мае 1917 года было почти 900 делегатов. Количество делегатов, избираемых на собраниях мусульман, определялось на национально-пропорциональной основе: по официальной статистике, к 1905 году мусульман в Российской империи было 15,4 миллиона человек, к 1917 году - около 17 миллионов. Следовательно, и в 1906 году, и в 1917 году один делегат представлял примерно 20 000 человек. Учитывая, что оба этих съезда сыграли исключительно важную роль в развитии общемусульманского движения, их участников - 800-900 человек - можно обоснованно считать политической элитой мусульман всей империи, выражавшей различными способами, в том числе петициями, основные устремления своих народов и их различных социальных групп.
Konrad Zelinski (р. 1971) - историк, сотрудник Отдела этнических исследований политологического факультета Университета им. Марии Кюри- Склодовской в Люблине (Польша).
Завершается год, знаменующий собой столетнюю годовщину событий, которые в польской историографии чаще всего называют революцией 1905 года. Что же произошло на польских землях - главным образом в Царстве Польском, входившем в состав царской империи, в 1905-1907 годах? Хотя по этому вопросу существует обширный круг источников и этот период новой истории Польши хорошо изучен, до сих пор продолжаются споры о том, было ли это очередное - четвертое национальное восстание или же речь должна идти прежде всего о социальной революции. Уже в межвоенный период (1918-1939 годы) польская историография занималась событиями 1905-1907 годов. Одно из ее течений, представленное польской политической эмиграцией в СССР, основную роль в революции отводило рабочим массам. Историография, связанная с Польской социалистической партией (ППС)[1] и личностью Юзефа Пилсудского, обращала внимание, прежде всего, на деятельность Боевого отдела ППС, рассматривая революционные события в качестве прелюдии к борьбе за независимость. Это направление и стало доминирующим в послевоенной историографии. Тем не менее появлялось все больше работ, посвященных другим аспектам революции, например деятельности отдельных партий и политических группировок. Фундаментальной стала книга Станислава Калабинского и Феликса Тыха «Четвертое восстание или первая революция? 1905-1907 годы в польских землях»[2]. 1989 год не привнес каких-либо коренных перемен в восприятие революции 1905 года, более того, представляется, что интерес к ней ослаб. В отличие от послевоенного периода, когда значение революции представлялось достаточно односторонне, после 1989 года сложно дать пример какой-то обширной дискуссии на тему революционных событий 1905 года в средствах массовой информации. Лишь в столетнюю годовщину со дня начала революции появилось несколько текстов, в которых более широко оговаривается борьба рабочих и уделяется внимание прежде укрываемым или приукрашиваемым аспектам революции. Наилучшим примером тому может служить статья Магдалены Мичинской, опубликованная на страницах популярного еженедельника «Политика», под знаменательным заголовком «Свобода и похмелье». Как пишет автор: «События, начало которым положила революция 1905 года, в течение нескольких лет коренным образом преобразили польскую политическую сцену и изменили общественное сознание, главным образом политическое сознание его интеллектуальной элиты. Эти события были временем героической самоотверженности при решении национальных и социальных проблем, но также стали временем пустых обещаний, проявления слабости, предательства и безнравственности»[3]. Современные польские левые партии - Союз демократических левых сил и Социал-демократия Польской Республики - организовали собственное празднование годовщины; а на общенациональном уровне празднование столетия революции было объединено с празднованием годовщины июньского восстания в Лодзи. В торжествах принимал участие и тогдашний премьер-министр Марек Белька. Как в его речи, так и на страницах польских газет подчеркивалось, прежде всего, значение событий 1905-1907 годов в борьбе за независимость польского государства[4]. Чем же в действительности была революция? Начнем с напоминания о ее генезисе и ходе.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |