Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как стать оратором




А.Ф. Кони

О нравственной свободе оратора

Искусство речи на суде (1910)

П. С. Пороховщиков (П. Сергеич)

Всякий искусственный прием заключает в себе некоторую долю лжи: пользование дополнительными цветами в живописи, несоразмерность частей в архитектуре и скульптуре применительно к расположению здания или статуи, риторические фигуры в словесности, демонстрация на войне, жертва ферзем в шахматах — все это есть до некоторой степени обман. В красноречии, как во всяком практическом искусстве, технические приемы часто переходят в настоящую ложь, еще чаще в лесть или лицемерие. Здесь нелегко провести границу между безнравственным и дозволенным. Всякий оратор, заведомо преувеличивающий силу известного довода, поступает нечестно; это вне сомнения; столь же ясно что тот кто старается риторическими оборотами усилить убедительность приведенного им соображения, делает то, что должен делать. Здесь отличие указать нетрудно; первый лжет, второй говорит правду: но первый может быть и вполне доб­росовестным, а доводы его все-таки преувеличенными. (Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 2009. С. 264-265)

 

Задание 8.2

Свободная дискуссия на тему: «Как стать оратором?».

Приёмы и задачи обвинения (1911)

На вопрос своих учеников, что нужно делать, чтобы стать красноречивыми, А. Ф. Кони отвечал: «Если под красноречи­ем разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выраже­ний, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом воспита­тельных влияний среды, примеров, чтения и собственных переживаний»...

Поэтому невозможно преподать никаких советов, исполне­ние которых может сделать человека красноречивым, иное дело уметь говорить публично, то есть быть оратором. Это умение достигается выполнением ряда требований, лишь при наличии которых можно его достигнуть. Этих требований или условий, по моим наблюдениям и личному опыту три: нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности' выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользо­ваться его гибкостью, богатством и своеобраными оборо­тами, причем, конечно, к этому знанию относится и знаком­ство с сокровищами родной литературы...

Нужно не лгать. Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, трояким образом: он говорит не то, что думает, это ложь по отношению к другим он думает не то, что, чувствует,— это ложь самому себе, и, наконец, он впадает в ложь, так сказать, в квадрате: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует. Присутствие каждого из этих видов лжи почти всегда чувствуется слуша­телями и отнимает у публичной речи ее силу и убедитель­ность. Поэтому искренность по отношению к чувству и к де­лаемому выводу или утверждаемому положению должна составлять необходимую принадлежность хорошей, то есть претендующей на влияние речи. (Кони А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала. – М., 2000. С. 54-56).

 

Задание 8.3

Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы:

1. Какие общечеловеческие ценности, как полагает П. Сорокин, должно усвоить молодое поколение для дела возрождения России?

2. Какими аргументами обосновывает П. Сорокин своё понимание будущего России?

3. Какое место в истории, как утверждает П. Сорокин, должна занимать Россия?

4. Почему так важно русскому народу иметь своё национальное лицо?

5. Какую роль в возрождении России, как полагает П. Сорокин, играет моральный фактор, совесть нации? Как он это обосновывает?

6. Почему П.Сорокин рекомендует в спутники и руководители таких лиц, как Нил Сорский, Сергий Радонежский, Толстой и Достоевский?

7. Какими риторическими средствами усиливает П. Сорокин свою аргументацию в речи перед студентами Петербургского университета?

8. Насколько оправдались прозрения Питирима Сорокина?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.