Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов: Психологический практикум




Правила общения с агрессивным водителем.

Очень важной составляющей регулирования и разрешения конфликта является снижение накала эмоций в конфликте. Поэтому, в первую очередь необходимо научится сохранять спокойствие. Для этого полезно освоить способы саморегуляции.

Проявляйте уважение и сочувствие к эмоциям вашего оппонента (не стоит радостно улыбаться, когда собеседник кипит от гнева). Если Вы виноваты, извиняйтесь. Переводите разговор с эмоций на обсуждение технических или формальных деталей (ссылаясь на правила и законы), перечисляя свои действия, используя технический язык. Уточняйте цель беседы. Объединяйтесь с оппонентом в ваших высказываниях. «Давайте,уточним цель нашей беседы», например. Или «Давайте, поговорим спокойно».

 

Практикум – это практическое занятие. Целью практикума является выработка базовых навыков саморегуляции и бесконфликтного поведения водителей на дороге.

Для отработки данных навыков мы рекомендуем руководствоваться следующими правилами проведения Практикума. Практикум относится к активным или интерактивным методам обучения. Работа может проводиться индивидуально (каждый сам отвечает на вопрос), в парах (один задает вопросы и оценивает ответы, другой отвечает или один выполняет упражнение, а второй ему помогает), тройках (двое работают, а третий наблюдает за работой и дает обратную связь) и группах учащихся (работа в команде, решение вырабатывает вся команда, ответ дает лидер).

При использовании активных методов обучения ученики становятся равноправным участником учебного процесса. Не потребителями, а партнерами.

Они лучше осознают свои ощущения, эмоции и мотивы поведения, усваивают учебный материал, могут адекватно оценивать свое состояние и возможности.

В начале практикума преподаватель-ведущий объявляет цели и задачи практикума, выясняет ожидания и потребности участников практикума. Задается вопрос, чего они ждут от проведения практикума, какую пользу он может им принести. Это мотивирует участников на работу в Практикуме. Очень полезно выслушать, не комментируя, ответы всех участников.

Практикум должен состоять из набора практических заданий и упражнений для учащихся.

  • Это задания на самопознание своих психофизиолических особенностей, стрессоустойчивости, личностных характеристик (уровень тревожности и агрессивности, мотивация достижений или избегания неудач), особенности реагирования этого типа в ситуации напряжения с помощью различных диагностических методик и тестов. Лучше всего использовать в этой части практикума Аппаратно-программный комплекс «Мелети».

АПК состоит из пульта управления, интерфейса и программного обеспечения. Программное обеспечение АПК основано на применении 14 видов тестов, которые подобраны и оттестированы специально для водителей. Большинство этих тестов разработаны признанными мировыми психологами, широко применимы в практике тестирования и творчески адаптированы для АПК.

Данные тесты позволяют оценить следующее: Психофизиологические качества, такие как: параметры внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение внимания), параметры кратковременной памяти, времени и точности реакции, точности восприятия времени и т.д. Свойства личности, такие как: склонность к риску, агрессивность, свойства нервной системы и темперамента, мотивация к безаварийному вождению и т.д.

По результатам тестирования кандидат в водители (или профессиональный водитель) получает на руки ПРОФИЛЬ ВОДИТЕЛЯ - распечатанные результаты, в которых качественно и количественно дана оценка его психофизиологических качеств и свойств личности.

  • Практические задания с выработкой поведенческой стратегии в сложной ситуации (как избежать конфликта, как снизить эмоциональную составляющую конфликтной ситуации, как ответить на конфликтоген).
  • Выработка плана действий в ситуации, когда водитель плохо себя почувствовал, у него возникло предобморочное состояние, в ситуации, когда он принял алкоголь иди медикаменты, несовместимые с управлением транспортным средством или при получении информации, которая вызвала эмоцию высокой интенсивности.
  • Упражнения на освоение техники 4-х - тактного дыхания (вдох-пауза-выдох-пауза), медитации на часть тела, техники расслабления, ресурсных состояний. Дело в том, что умение регулировать свое эмоциональное состояние может быть выработано только до возникновения эмоционально заряженной ситуации.
  • Проигрывание ситуаций, вызывающих высокую тревогу у учащихся, или наиболее опасных ситуаций социального взаимодействия на дороге. Например, встреча с сотрудником ГИБДД, образ которого в сознании учащихся может быть грандиозно опасным. Или встреча с водителем, машину которого ученик повредил. Как реагировать, когда произошло ДТП. Что делать, когда ученику кажется, что неправ был другой водитель. Цель таких упражнений позволить учащимся снизить уровень тревоги и научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации в безопасных условиях учебного класса.
  • Работа с «социальным конструированием». Возможные варианты причин поведения других водителей. Понимание, что ожидают водители друг от друга. Несколько ответов на каждый вопрос «Почему он меня подрезал?», «Зачем мне сигналят?», «Зачем мне показывают, чтобы я открыл окно?».

После каждого задания и упражнения важно провести обсуждение того, что происходило в процессе работы, что чувствовали участники, какие выводы они сделали.

Для преподавателя важно:

  • Поощрять безоценочные высказывания.
  • Поощрять высказывания о собственных чувствах и ощущениях.
  • Дать высказать все точки зрения.
  • Сделать заключение. Обобщить мнения участников практикума.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 8507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.