Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема «Саморегуляция. Профилактика конфликтов»




Примерная программа практикума по предмету «Психофизиологические особенности водителя».

Продолжительность практикума и зачета 4 часа.

Количество участников практикума – 15 человек.

Форма работы: Психофизиологическое тестирование на программно-аппаратном диагностическом комплексе «Милети». Работа в парах и группах по решению ситуационных задач. Групповое обсуждение результатов.

Форма зачета: По результатам участия в практикуме.

Требования для зачета: Активное участие в практикуме. Ответ на вопрос «Что я буду делать, чтобы улучшить свой «Профиль водителя»?»

График работы:

Часть первая. Саморегуляция. (Продолжительность 3 часа)

  1. Психофизиологическое тестирование на аппарате «Мелети». Получение «Профиля водителя» и рекомендаций по развитию психофизиологических показателей. – 1,5 часа.
  2. Обсуждение результатов тестирования. Каждый участник отвечает на вопросы «Что нового Вы о себе узнали как о водителе?» и ответ на вопрос «Что я буду делать, чтобы улучшить свой «Профиль водителя»?» - 30 минут (по 2 минуты на каждого участника).
  3. Упражнение 1 на саморегуляцию. Четырехтактное дыхание. – 10минут.

Цель упражнения:

Получить навыки саморегуляции эмоционального состояния с помощью дыхания.

Описание упражнения:

Упражнение проводится в классе. Лучше всего, когда ученики сидят на стульях, составленных в круг. Преподаватель произносит инструкцию и показывает упражнение, еще раз проговаривая инструкцию. Затем просит повторить несколько раз это упражнение участников практикума. В конце упражнения преподаватель спрашивает учеников об их ощущениях и выслушивает несколько первых ответов.

Инструкция к упражнению:

    1. Сядьте, приняв удобное положение, удостоверившись, что ваши грудь, шея и голова составляют по возможности прямую линию, откиньте слегка плечи и положите свободно руки на колени. Таким образом, тяжесть тела поддерживается ребрами, и вы можете долго оставаться в таком положении.
    2. Выдохните медленно через ноздри, на счет 6.
    3. Сделайте паузу перед вдохом, считая до 4.
    4. Медленно, глубоко вдохните, считая до 4.
    5. Задержите дыхание, на счет 4.

 

  1. Упражнение 2 на саморегуляцию. «Мое место покоя» -15 минут

Цель упражнения:

Получить навыки саморегуляции эмоционального состояния с помощью воображения.

Описание упражнения:

Упражнение проводится в классе. Лучше всего, когда ученики сидят на стульях, составленных в круг. Преподаватель просит учеников следовать его инструкциям и начинает проговаривать инструкцию. Проговаривается медленно спокойным ровным голосом. В местах точек и запятых, нужно делать паузы. Преподаватель сам должен чувствовать спокойствие и равновесие внутри. В конце упражнения преподаватель спрашивает учеников об их ощущениях и выслушивает ответы.

Инструкция к упражнению.

Известно, что вегетативные реакции человека, находящегося в какой-то ситуации и воображающего в деталях эту же ситуацию одинаковы. То есть, чтобы зарядиться положительными эмоциями, снять эмоциональное напряжение необязательно уезжать на море или в горы. Мы можем взять положительные эмоции и спокойствие на время в наших воспоминаниях.

    1. Вспомните такую ситуацию в вашей жизни, в которой вам было хорошо и спокойно, которую вы с удовольствием вспоминаете.
    2. Сядьте поудобнее, почувствуйте, как вы сидите на стуле, как стоят ваши ноги, что ощущает ваша спина, как вы дышите. Вы можете закрыть глаза и сосредоточиться на своих ощущениях.
    3. Представьте себе вашу приятную ситуацию. Представьте себе, где вы были, что делали, что чувствовали. Вспомните цвета, звуки, запахи в этом месте. Вспомните, какие эмоции вы испытывали.
    4. Вы можете побыть в своей приятной ситуации несколько минут, столько, сколько вам нужно, чтобы взять оттуда состояние радости и спокойствия.
    5. Сейчас я буду считать до пяти. Пока я считаю, вы можете постепенно возвращаться сюда к нам, в классную комнату. Раз. Вы можете почувствовать свои ноги, которые стоят на полу. Два. Вы чувствуете как сидите на стуле. Три. Вы чувствуете ваши руки. Четыре. Вы открываете глаза. Пять. Вы возвращаетесь на наше занятие. Подумайте о том, что хорошего вы принесли с собой из этого мысленного путешествия в приятную ситуацию.

 

  1. Упражнение 3 на саморегуляцию. «Медитация на часть тела» - 15 минут

Цель упражнения:

Получить навыки снятия эмоционального напряжения с помощью сосредоточения на мышечном напряжении.

Описание упражнения:

Упражнение проводится в классе. Лучше всего, когда ученики сидят на стульях, составленных в круг. Преподаватель просит учеников следовать его инструкциям и начинает проговаривать инструкцию. Проговаривается медленно спокойным ровным голосом. В местах точек и запятых, нужно делать паузы. Преподаватель сам должен чувствовать спокойствие и равновесие внутри. В конце упражнения преподаватель спрашивает учеников об их ощущениях и выслушивает несколько первых ответов.

Инструкция.

Известно, что нервное напряжение хорошо сбрасывается в движении тела, при занятиях спортом. Однако, это возможно не всегда. А вот на то, чтобы в своем воображении почувствовать, как работают ваши мышцы вполне возможно.

    1. Сядьте поудобнее, почувствуйте, как вы сидите на стуле, как стоят ваши ноги, что ощущает ваша спина, как вы дышите. Вы можете оставить глаза открытыми или закрыть глаза и сосредоточиться на своих ощущениях.
    2. Почувствуйте свою правую руку. Не смотрите на нее. Почувствуйте, где она находится, как вы ее ощущаете.
    3. Теперь оставьте свою руку, там, где она находится в реальности. А мысленно почувствуйте, как вы поднимаете свою правую руку. Поднимите ее мысленно.
    4. Теперь представьте себе, что вы идете по улице и размахиваете руками. Почувствуйте, как вы размахиваете правой рукой при ходьбе.
    5. А теперь вы можете представить себя в бассейне, на дорожке. Вы плывете. Вы переплываете длинный-длинный бассейн, плывете и делаете гребки двумя руками, работаете ногами, но чувствуете по-прежнему лучше всего вашу правую руку. Вы можете еще немного поплавать в свое удовольствие и вернуться сюда, к нам в классную комнату.

Сейчас я буду считать до пяти. Пока я считаю, вы можете постепенно возвращаться сюда к нам, в классную комнату. Раз. Вы можете почувствовать свои ноги, которые стоят на полу. Два. Вы чувствуете, как сидите на стуле. Три. Вы чувствуете ваши руки. Четыре. Вы открываете глаза. Пять. Вы возвращаетесь на наше занятие. Что изменилось в вашем ощущении и эмоциях? Как вы себя чувствуете?

Часть вторая. Профилактика конфликтов. (Продолжительность 1 час.)

  1. Упражнение 1. «Я и остальные». (30 минут)

«Я и остальные» - как мы интерпретируем наши собственные действия и действия других людей

У нас есть тенденция объяснять поведение другого человека его внутренними причинами, больше чем внешними. Это есть базовая ошибка каузальной атрибуции.

В условиях дорожного движения водители объясняют свои неправильные действия внешними причинами (например, ситуация была сложной, видимость была плохой, скользко...), а причины ошибочных действий других водителей видят во внутренних факторах (другой водитель был небрежен, он / она смотрела не в ту сторону...). Мы всегда в курсе фоне наших собственных действий и ситуационных факторов, которые влияют на наше поведение.

А информацию о действиях других людей и влияющие на них ситуационные факторы мы можем только через наблюдение. По этой причине ошибки атрибуции часто присутствуют.

Главная цель упражнения:

Повышения осведомленности:

    • Участники станут лучше понимать собственные процессы оценки своих действий, а также действий других людей
    • Участники замечают, что их собственные действия и действия других являются интерпретируется по-разному. Если ошибаешься сам, то, в причина ошибки понятна, и обьясняется факторами, которые относятся к ситуации.

Если другой человек делает ошибку, причины могут быть только предполагаться и это связаны с личностными факторами (безответственное отношение, злонамеренность).

Повышение осознанности:

    • Участники учатся видеть, что их предположения необъективны. Они могут быть предвзятыми.
    • Участники отмечают, что все в процессе управления автомобилем могут ошибаться, а причины ошибки часто свойственны всем людям.
    • Участники замечают, что злонамеренность не главная причина поведения других водителей, чаще есть какая-то другая причина.

Описание упражнения.

Упражнение в классе, которое помогает посмотреть на интерпретацию собственных действий и действий других людей.

Сначала участники работают индивидуально, а затем происходит групповая дискуссия. Цель состоит в том, что ученики замечают, что их собственные действия и действия других людей интерпретируются по-разному и приходят к выводу, что интерпретации влияют на поведение за рулем. В будущем, ученики имеют более объективное представление о своих собственных толкованиях действий других людей.

В начале упражнения учеников спрашивают, что может иметь влияние на поведение водителей на дороге. Проводится лишь краткое обсуждение на эту тему. Многие ответы могут лежать на поверхности во время обсуждения этого вопроса, в том числе возраст, пол, цель поездки, уровень концентрации внимания, мотивы, отношения, собственный опыт и интерпретации поведения других, а также эмоциональное состояние и многое другое.

В качестве примера возьмем такой сценарий. Участникам говорят, что это городская "аварийная ситуация", то есть ситуация, когда можно избежать аварии, но если авария произойдет, то один или несколько людей получат серьезные повреждения.

Ученики сначала рассматривают эту ситуацию индивидуально, а затем в группах. Учеников просят прочитать описание ситуации и записать свои собственные мысли по этому вопросу впоследствии. Каждый участник получает один из вариантов задачи письменно, чтобы подумать.

Первый вариант:

«Вы едете по городу в субботу вечером с вашими двумя друзьями. Вы едете в кино и ищете место для парковки. В середине перекрестка со светофором перед вами неожиданно возникает автомобиль, где полно молодых людей и вы чуть не врезаетесь в него.После этого вы расстраиваетесь, потому что ситуация могла закончиться очень плохо. Похоже, что вы проехали на красный свет».

Напишите причины, которые могли привести к этой опасной ситуации.

Второй вариант:

«Вы едете по городу в субботу вечером с вашими двумя друзьями. Вы едете в кино и ищете место для парковки. В середине перекрестка со светофором у вашего капота неожиданно возникает автомобиль, где полно молодых людей и чуть не врезается в ваш автомобиль. Вы расстраиваетесь, потому что ситуация могла закончиться очень плохо. Похоже, что этот автомобиль проехал на красный свет».

Напишите причины, которые могли привести к этой опасной ситуации.

Половина группы анализирует ситуацию, где они проехали на красный свет, а другая половина анализирует ситуацию в предположении, что другой водитель проехал на красный свет. Оба автомобиля - «молодежные автомобили» с большим количеством молодых людей.

Далее анализ ситуации происходит в групповом обсуждении:

Оба варианта озвучиваются участникам, и они получат разъяснения о различиях в этих вариантах историй. Один человек собирает ответы. Если группа маленькая, то все идут к доске, чтобы записать варианты своих ответов. Если группа побольше, преподаватель собирает ответы и пишет резюме на доске. Слева, пишем причины, которые привели к собственному проезду на красный свет, а справа, причины, которые привели другого водителя к проезду на красный свет. Важно узнать мнение каждого участника. Это помогает определить различия и вызвать дискуссию.

Можно добавить вопрос, где участник оценивает, в соответствии с параметрами назначения, либо свою собственную вероятность аварии при проезде на красный свет, либо вероятность аварии других молодых водителей (с использованием шкалы от 1 до 10). Оценки могут быть собраны у всех участниках, и они могут быть использованы для определения средних баллов по оценке собственной вероятности аварии и вероятности других водителей. Таким образом, мы в состоянии определить степень чрезмерного оптимизма, которая фокусируется на себя. После этого, можно обсудить, почему свое собственное успешное избегание аварии воспринимается наиболее вероятным.

  1. Упражнение 2. «Профилактика конфликта». (30 минут)

«Какие конфликтогены могут быть «брошены» в вас другими участниками дорожного движения? Как на них можно ответить, чтобы не разгорелся конфликт?».

Цель упражнения:

    • Усвоить понятия «конфликт», «конфликтоген», способы профилактики конфликта, бесконфликтное поведение.
    • Получить практику принятия решения при начинающемся конфликте.
    • Получить опыт неконфликтного мышления.
    • Осознать, что собственные слова и действия могут стать причиной конфликта.

Описание упражнения.

Упражнение может быть проведено различными способами. Это может быть простой опрос всех участников. Каждый из участников должен придумать ситуацию начинающегося конфликта и способ нейтрализации этой ситуации. Одним из вариантов может быть, что один участник практикума излагает ситуацию, а другой придумывает решение. При двойном проходе круга все участники и придумают решение и зададут свой вопрос.

Преподаватель может придумать ситуации заранее, записать ситуации на листочках и поместить листочки в шляпу или коробку. Каждый участник вытаскивет листочек, читает задачу и отвечает на вопрос.

Тот факт, что у участников не будет много времени на раздумывание позволяет приблизить ситуацию в классе к реальной ситуации на дороге. Кроме того, если участник придумает неправильное решение и не справится с задачей, он сможет выслушать как минимум 14 других ответов и получит готовые решения для некоторых конфликтных ситуаций в жизни.

Рекомендуется начать упражнение с наиболее сильных и активных учеников.

  1. Обсуждение результатов Практикума. Каждый участник отвечает на вопрос «Что полезного для себя как водителя вы узнали сегодня на Практикуме?». – 30 минут.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 3347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.