Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модерн. 2 страница




Антипод знания — незнание: в науке оно осознается как за­дачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание выража­ется понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др. Незнание — это то, что находится между старым и новым знанием. Знание же ре­зультат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний.

Знания различаются по объекту познавательной деятельнос­ти. Наиболее общими объектами познания являются природа, об­щество и человек, которым соответствуют естественно-научное, социальное и гуманитарное знания.

Идеология (от греч. idea — образ, идея и logos — учение) — в широком смысле система взглядов и идей (политических, пра­вовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология выражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, цен­ностей, программ и образцов поведения. Творцами идеологий являются идеологи — представители определенных классов, со­циальных групп, партий, государств.

Идеология может опираться на данные науки, но иногда с целью манипулирования людьми может создавать искаженные представления о действительности. Идеология всегда ориентиро­вана на человеческие практические потребности, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных обществен­ных отношений.

Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ (см. Политическая идеология).

Избирательная система — 1) порядок выбора депутатов и должностных лиц в представительные органы. Он регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избира­тельное право, а также сложившимися обычаями.

Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс) и в некоторых стра­нах — отзыва выборных лиц. Основополагающими принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при прове­дении избирательной кампании.

Избирательный процесс включает следующие стадии: назна­чение выборов, установление избирательных округов и участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, вы­движение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, го­лосование, подсчет голосов и установление результатов голосова­ния, возможный второй этап голосования и (или) новые выбо­ры, окончательное определение и опубликование результатов вы­боров;

2) порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Основными избирательными системами являются мажо­ритарная (система большинства) и пропорциональная (система представителей политических партий), но также суще­ствует и смешанная избирательная система.

При мажоритарной системе (один депутат — один округ) по­бедителем на выборах считается либо тот, кто набрал наибольшее число голосов (относительное большинство), либо тот, кто за­воевал 50 % + 1 голос (абсолютное большинство).

Пропорциональная система (избирательные округа, как пра­вило, не выделяются, и выборы проводятся по единому общена­циональному округу) предполагает голосование не за личности, а за партийные списки. Распределение мест в выборном органе осуществляется пропорционально числу завоеванных партиями голосов избирателей.

Смешанная система сочетает мажоритарную и пропорцио­нальную системы. Она действует, например, при избрании депу­татов Государственной думы РФ.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдель­но взятый представитель всего человеческого рода.

Социальная история человека началась тогда, когда он отде­лился от природы, стал «индивидом». Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощ­ность и одиночество. Но индивид обладал полным набором био­логически обусловленных потребностей, которые должны были быть удовлетворены. Чтобы удовлетворить их, он вступал в отно­шения с другими людьми.

По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний не­сравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения инди­вида. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на атомарную час­тицу общества.

Накопление индивидом духовных, психологических, социаль­ных качеств есть процесс становления и развития личности.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из со­общества других людей. Через это слово выявляется непохожесть

человека на других, его социально значимые отличия, своеобра­зие, неповторимость его психики и личности.

Как противоположность общего, типичного слово «индивиду­альность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.

Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных право­вых норм внутри какой-либо отрасли права.

Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе разви­тия общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт пра­ва регулирует не всю сферу однородных общественных отноше­ний, а только ее отдельные стороны.

Внутри каждой отрасли действует множество различных пра­вовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудо­вое право) существует, в частности, институт трудового догово­ра, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и уволь­нения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, ин­ститут преступлений против жизни, здоровья, достоинства лич­ности; институт преступлений против собственности и многие другие.

Институт социальный (лат. institutum — установление и socialis — общественный) — исторически сложившаяся форма ор­ганизации людей, которая регулирует их деятельность и удо­влетворяет те или иные фундаментальные человеческие потреб­ности. К важнейшим социальным институтам относятся: инсти­туты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономи­ческие институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); поли­тические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институты религии (потреб­ность в решении духовных проблем); институты образования и науки (удовлетворяют потребности в познании мира, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устой­чивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.

Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» — научное или образователь­ное учреждение.

С понятием социального института связано и понятие «ин- ституциализация», означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завер­шающийся принятием определенных законов и созданием соот­ветствующих учреждений.

Интуиция — знание, возникающее как результат познаватель­ного озарения, без осознания путей и условий его получения.

Искусство — 1) особая форма общественного сознания и че­ловеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры, связан­ная со способностью человека к эстетическому освоению реально­го мира, его воспроизведению образно-символическими средства­ми с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.

Искусство представляет собой группу разновидностей челове­ческой деятельности, включающую живопись, скульптуру, архи­тектуру, литературу, музыку, театр и др.

Произведения искусства всегда соединяют в себе духовный образ и материальную конструкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д. С одной стороны, материальная конструкция дает художественному образу вещественное вопло­щение (и на этом строится типология видов искусств), с дру­гой — она выступает как система знаков и символов, особый язык, фиксирующий заложенную автором информацию.

Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), му­сульманство (магометанство) — одна из трех мировых религий, число последователей которой превышает 1 млрд человек. Воз­никновение ислама относят к началу VII в.

Главный источник вероучения и руководство практической жизнью каждого мусульманина — Коран. На его основе с VIII в. стал оформляться шариат — свод юридических норм, правил по­ведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульма­нина.

Основной догмат ислама — строго подчеркнутый моноте­изм — вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда. Вы­деляют пять столпов ислама (аркан ад-дин): символ веры — «нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; обязан­ность в течение суток совершать пятикратную молитву — намаз; обязанность соблюдать 30-дневный пост — ураза в священный месяц Рамадан; обязательная уплата ежегодного налога с имуще­ства богатых в пользу нуждающихся мусульман — закят (аз-закат) человека на других, его социально значимые отличия, своеобра­зие, неповторимость его психики и личности.

Как противоположность общего, типичного слово «индивиду­альность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.

Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных право­вых норм внутри какой-либо отрасли права.

Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе разви­тия общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт пра­ва регулирует не всю сферу однородных общественных отноше­ний, а только ее отдельные стороны.

Внутри каждой отрасли действует множество различных пра­вовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудо­вое право) существует, в частности, институт трудового догово­ра, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и уволь­нения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, ин­ститут преступлений против жизни, здоровья, достоинства лич­ности; институт преступлений против собственности и многие другие.

Институт социальный (лат. institutum — установление и socialis — общественный) — исторически сложившаяся форма ор­ганизации людей, которая регулирует их деятельность и удо­влетворяет те или иные фундаментальные человеческие потреб­ности. К важнейшим социальным институтам относятся: инсти­туты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономи­ческие институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); поли­тические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институты религии (потреб­ность в решении духовных проблем); институты образования и науки (удовлетворяют потребности в познании мира, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устой­чивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.

Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» — научное или образователь­ное учреждение.

С понятием социального института связано и понятие «ин- ституциализация», означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завер­шающийся принятием определенных законов и созданием соот­ветствующих учреждений.

Интуиция — знание, возникающее как результат познаватель­ного озарения, без осознания путей и условий его получения.

Искусство — 1) особая форма общественного сознания и че­ловеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры, связан­ная со способностью человека к эстетическому освоению реально­го мира, его воспроизведению образно-символическими средства­ми с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.

Искусство представляет собой группу разновидностей челове­ческой деятельности, включающую живопись, скульптуру, архи­тектуру, литературу, музыку, театр и др.

Произведения искусства всегда соединяют в себе духовный образ и материальную конструкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д. С одной стороны, материальная конструкция дает художественному образу вещественное вопло­щение (и на этом строится типология видов искусств), с дру­гой — она выступает как система знаков и символов, особый язык, фиксирующий заложенную автором информацию.

Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), му­сульманство (магометанство) — одна из трех мировых религий, число последователей которой превышает 1 млрд человек. Воз­никновение ислама относят к началу VII в.

Главный источник вероучения и руководство практической жизнью каждого мусульманина — Коран. На его основе с VIII в. стал оформляться шариат — свод юридических норм, правил по­ведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульма­нина.

Основной догмат ислама — строго подчеркнутый моноте­изм — вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда. Вы­деляют пять столпов ислама (аркан ад-дин): символ веры — «нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; обязан­ность в течение суток совершать пятикратную молитву — намаз; обязанность соблюдать 30-дневный пост — ураза в священный месяц Рамадан; обязательная уплата ежегодного налога с имуще­ства богатых в пользу нуждающихся мусульман — закят (аз-закат) С3

и добровольные пожертвования на богоугодные нужды (строи­тельство мечетей и др.) — садака; обязанность один раз в течение жизни в 12-й месяц мусульманского календаря совершить палом­ничество (хадж) в Мекку, к священному храму Кааба.

В России ислам распространен среди татар и башкир, в рес­публиках Северного Кавказа (кроме Северной Осетии — Ала­нии), среди многочисленной азербайджанской диаспоры, выход­цев из государств Средней Азии, Ближнего Востока, Юго-Вос­точной Азии и Африки.

Истина — подкрепленное практикой, научным эксперимен­том утверждение, точно (адекватно) отражающее действитель­ность; истина — цель и результат познавательной деятельности.

Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей прак­тической и теоретической деятельности человека и общества на данном этапе их развития. Этим объясняется относительный характер истины — ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта. Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.

Исторический процесс (от лат. processus — ход, развитие, изменение) — последовательная смена событий, жизнь челове­чества, протекающая во времени и пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происходит безостано­вочно и не может быть завершен, поскольку жизнь человечества постоянно продолжается.

Участники исторического процесса — индивиды, крупные со­циальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность — народ, роль которого в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются на­родные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях чело­веческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверж­дается, что народ консервативен, упорно держится за существу­ющее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей. В современном историческом процессе весьма значи­тельна роль элиты — тех, кто, по выражению Г. Плеханова, ви­дят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие об­щественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить: В ис­торическом процессе участвуют и личности, активно действую­щие в составе определенных общественных групп (движений, классов, партий).

Человек — центр мира, истории. Через человека и для чело­века происходит все совершающееся в истории.

История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнан­ном) — 1) процесс развития природы и человеческого общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучаю­щих прошлое человечества во всем его многообразии: различные формы человеческой жизнедеятельности, возникновение и кру­шение государств и империй, заслуги великих личностей, образ жизни простых людей. История состоит из всеобщей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов; подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, Новую историю, Новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют также исторические дисциплины, изучающие различные стороны культуры, науки и техники. Исторической науке принадлежит ве­дущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся в па­мяти людей; 4) происшествие (событие); 5) рассказ.

Источники (или формы) права — это официальные, т. е. ис­ходящие от государства, способы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юри­дического характера.

Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай (или обычное право) — наиболее древ­ний источник права, представляющий собой правило, которое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Пер­вые законы Древнего мира и Средневековья фактически были сводами обычного права (Русская Правда, Саксонская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен други­ми источниками — юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, решая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае видно влияние обычая, когда воспитанием детей в основном за­нималась мать.

Судебный прецедент (прецедентное право) — это реше­ние по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том слу­чае, когда суду необходимо принять решение, а в законодатель­стве страны нет необходимой для данного случая правовой нор­мы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Средневековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.

Иудаизм (от древнеевр. Иегуда — патриарх, основополож­ник племени иудеев) — древнейшая монотеистическая религия с культом Бога Яхве, возникшая в конце II — начале I тысячеле­тия до н. э. в Палестине. Происхождение и развитие иудаизма прослеживается в Ветхом Завете. Центральная доктрина иудаиз­ма — вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ и безграничен. Человеческий разум признается адекватным обра­зу Бога, поэтому человеческая душа бессмертна. Божья воля от­крывается человеку через Священные Писания. Иудаизм распро­странен главным образом среди евреев и связан с верой в то, что они являются богоизбранным народом. Основные положения иудаизма собраны в Талмуде и Торе. Религиозные предписания иудаизма охватывают все стороны жизни верующих, образуя государственную религию Израиля. Иудейская церковь — сина­гога.

Иудаизм оказал влияние на формирование христианства и ис­лама. К

Коммуникация (от лат. communicatio — связываю) — наибо­лее употребительный термин в социологии, обозначающий обще­ние, передачу информации от человека к человеку, специфичес­кая форма взаимодействия людей в их трудовой и познаватель­ной деятельности.

Не менее распространенным является другое значение этого термина — «путь, сообщение (связь) одного места с другим».

Компромисс (от лат. compromissum) — соглашение, достиг­нутое на основе взаимных уступок.

Конституционное право — ведущая отрасль права, регули­рующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения. Ими охватываются: конституционный строй; формы и способы осуществления государственной власти-, основы пра­вового положения личности', национально-территориальное го­сударственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется термин «государствен­ное право».

Основными принципами конституционного (государственно­го) права являются: республиканская форма правления (респуб­ликанизм); народный суверенитет; приоритет и нерушимость прав и свобод человека; разделение властей; федерализм.

Главный источник конституционного права в России — Конституция РФ. К другим источникам относятся: федераль­ные конституционные законы («О референдуме Российской Фе­дерации», «О Конституционном суде» и др.); федеральные зако­ны («О выборах Президента Российской Федерации» и др.).

Основанием для наступления конституционной ответствен­ности является виновное поведение субъекта, нарушающее пред­писания (нормы) конституционного права.

Конституционный строй — система социальных, экономи­ческих и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовы­ми актами государства. В отличие от государственного строя, конституционный строй всегда предполагает наличие в государ­стве конституции.

Ключевая характеристика конституционного строя — верхо­венство права. Его необходимыми признаками также являются народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неот­чуждаемость общепризнанных прав и свобод человека (см. Пра­ва человека). Государственный строй может и не иметь этих признаков.

Основы конституционного строя Российской Федерации ус­танавливает первая глава Конституции РФ.

Конституция (от лат. constitutio — установление) — закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивыс­шая правовая форма, в которой официально закрепляются цен­ности, институты и нормы конституционного строя, основа го­сударственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.

Конституция — политический, юридический и идеологичес­кий документ. Как политический документ она отражает соотно­шение социальных и политических сил в обществе. Юридичес­кие свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Идео­логический характер конституции заключается в том, что в ней отражается в той или иной степени определенное мировоззрение.Конституция Российской Федерации 1993 г. — основной за­кон Российского государства, закрепляющий основы его консти­туционного строя, права и свободы человека и гражданина, фе­деративное устройство, организацию высших органов государ­ственной власти.

Конфессия (от лат. confessio — признание, исповедание) — синоним понятия «вероисповедание» — какая-либо религия, имеющая теоретически разработанное и систематизированное ве­роучение, культ и религиозные организации, в том числе священнослужителей и верующих.

Конфликтология — сравнительно молодая наука, возникшая на стыке социологии, политологии, социальной и политической психологии. Эта наука занимается классификацией и анализом конфликтов по их масштабам, уровню, характеру и времени про­текания. Ее наиболее важным направлением является познание закономерностей возникновения конфликтов, их сущности, ро­ли в жизни общества и путей преодоления.

Конформизм (от лат. con — с и forma — форма) — приспо­собление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пас­сивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с соци­альной мимикрией (т. е. приспособленчеством), нежелание про­тивостоять преобладающим тенденциям и отстаивать собствен­ную позицию.

Критерии истины — оценочные характеристики степени со­ответствия человеческих знаний действительности и «совпаде­ния» содержания мысли с ее объектом. В качестве критериев ис­тины в познавательной деятельности выступают опытные дан­ные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.

Важную роль в обосновании истинности играет практика. Критерии истины конкретизируются в зависимости от содержа­ния и цели решения научных и практических задач и носят конк­ретный характер в соответствии со спецификой сферы научной и практической деятельности. Практика — движущая сила познания; на каждом историческом этапе она ставит перед ним конкретные проблемы, требующие неотложного решения. В фи­лософии практика понимается как система всемирно-истори­ческой деятельности человечества; в ней представлен как прош­лый опыт этой деятельности, так и ее современные формы и методы.

Кругозор — 1) пространство, охватываемое взором, горизонт; 2) объем знаний, широта взглядов на различные (экономические, политические, культурные, экологические и др.) проблемы и яв­ления.

Широко распространено мнение, что философское знание призвано помогать науке расширять ее кругозор.

Культ (от лат. cultus — почитание) — 1) один из основных элементов религии, индивидуальные или коллективные действия символического характера, призванные дать видимое выражение религиозной вере, установить контакт их совершителя с почита­емыми божествами, Богом. Культ представляет собой совокуп­ность определенных знаков и символов, которые могут вопло­щаться в обрядах и церемониях, материальных и нематериальных объектах. Религиозный культ базируется на вере в возможность установления определенных отношений между человеком и пред­метом его веры;

2) преклонение перед чем- или кем-либо, чрезмерное возве­личивание чего- или кого-либо (например, культ денег, культ личности).

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, обра­зование, почитание) — 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования при­роды; 2) совокупность достижений человечества в социально- экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, сте­пень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (на­пример, культура труда, культура потребления, правовая культу­ра); 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена об­щества.

В более узком смысле принято говорить о материальной (тех­ника, технологии, материальные ценности) и духовной (наука, искусство, философия, мораль и т. д.) культуре, а также о поли­тической культуре (цели, средства, результаты деятельности об­щества, социальной группы, отдельной личности, характеризую­щие меру социального развития личности как субъекта преобра­зования общественных отношений).

Культура — историческое явление, раскрывающееся в процес­се общественного развития. Развитие культуры осуществляется как за счет творческих новаций, так и в процессе освоения, транс формации, модернизации культурного опыта, наследия предыду­щих поколений, ценностей других современных культур.

Хотя культура порождается деятельностью общества, ее прак­тическими творцами и исполнителями нередко выступают от­дельные личности, которые одновременно являются и «продук­том», и потребителями, и творцами, и трансляторами культуры.

Культура массовая — обобщенная характеристика распро­страненной в современном индустриальном обществе формы культуры, которой свойственно индустриально-коммерческое производство и распространение с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных ценностей, рас­считанных на массового потребителя. Массовая культура ориен­тируется, как правило, не на реалистические образы действитель­ности, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стерео­типы. Одна из ее важнейших функций — иллюзорно-компенса­торная — приобщение потребителя к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Это сочетается со скрытой пропагандой гос­подствующей системы ценностей и образа жизни и приводит в конечном счете к отвлечению масс от социальной активности, принятию людьми существующих социальных реалий. Ценности массовой культуры также призваны заполнять досуг, способство­вать снятию напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Массовая культура в определен­ной мере позволяет манипулировать сознанием человека.

Культура межнациональных отношений — вид духовной культуры, составная часть культуры личности и межличностных отношений, государственной национальной политики. Культура межнациональных отношений основывается на гуманистической направленности мировоззрения, на нормах морали, «золотом правиле» нравственности, которое гласит: «Поступай по отноше­нию к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»; политико-правовых нормах, утверждающих равенство всех землян. Демократическая культура межнацио­нальных отношений определяет ценностные ориентации, осо­бенности поведения, сознания, деятельности отдельного чело­века, больших групп населения, органов власти в области на­циональных отношений. Культура межнациональных отношений требует безусловной реализации прав и свобод лиц любой нацио­нальной принадлежности, уважения самобытности этносов, осо­бенностей их национального самосознания, менталитета, язы­ка, религии, культуры, обычаев, исключает малейшие проявле­ния национального недоверия, вражды. Культура межнациональ- пых отношений способствует предупреждению и преодолению межнациональных конфликтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.