КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модерн. 2 страница
Антипод знания — незнание: в науке оно осознается как задачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание выражается понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др. Незнание — это то, что находится между старым и новым знанием. Знание же результат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний. Знания различаются по объекту познавательной деятельности. Наиболее общими объектами познания являются природа, общество и человек, которым соответствуют естественно-научное, социальное и гуманитарное знания. Идеология (от греч. idea — образ, идея и logos — учение) — в широком смысле система взглядов и идей (политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология выражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, ценностей, программ и образцов поведения. Творцами идеологий являются идеологи — представители определенных классов, социальных групп, партий, государств. Идеология может опираться на данные науки, но иногда с целью манипулирования людьми может создавать искаженные представления о действительности. Идеология всегда ориентирована на человеческие практические потребности, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных общественных отношений. Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ (см. Политическая идеология). Избирательная система — 1) порядок выбора депутатов и должностных лиц в представительные органы. Он регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, а также сложившимися обычаями. Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс) и в некоторых странах — отзыва выборных лиц. Основополагающими принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании. Избирательный процесс включает следующие стадии: назначение выборов, установление избирательных округов и участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов и установление результатов голосования, возможный второй этап голосования и (или) новые выборы, окончательное определение и опубликование результатов выборов; 2) порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. Основными избирательными системами являются мажоритарная (система большинства) и пропорциональная (система представителей политических партий), но также существует и смешанная избирательная система. При мажоритарной системе (один депутат — один округ) победителем на выборах считается либо тот, кто набрал наибольшее число голосов (относительное большинство), либо тот, кто завоевал 50 % + 1 голос (абсолютное большинство). Пропорциональная система (избирательные округа, как правило, не выделяются, и выборы проводятся по единому общенациональному округу) предполагает голосование не за личности, а за партийные списки. Распределение мест в выборном органе осуществляется пропорционально числу завоеванных партиями голосов избирателей. Смешанная система сочетает мажоритарную и пропорциональную системы. Она действует, например, при избрании депутатов Государственной думы РФ. Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Социальная история человека началась тогда, когда он отделился от природы, стал «индивидом». Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые должны были быть удовлетворены. Чтобы удовлетворить их, он вступал в отношения с другими людьми. По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний несравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения индивида. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на атомарную частицу общества. Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из сообщества других людей. Через это слово выявляется непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности. Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу. Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных правовых норм внутри какой-либо отрасли права. Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе развития общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт права регулирует не всю сферу однородных общественных отношений, а только ее отдельные стороны. Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудовое право) существует, в частности, институт трудового договора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности; институт преступлений против собственности и многие другие. Институт социальный (лат. institutum — установление и socialis — общественный) — исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребности. К важнейшим социальным институтам относятся: институты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономические институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); политические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институты религии (потребность в решении духовных проблем); институты образования и науки (удовлетворяют потребности в познании мира, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений. Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» — научное или образовательное учреждение. С понятием социального института связано и понятие «ин- ституциализация», означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих учреждений. Интуиция — знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения. Искусство — 1) особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно-символическими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта. Искусство представляет собой группу разновидностей человеческой деятельности, включающую живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку, театр и др. Произведения искусства всегда соединяют в себе духовный образ и материальную конструкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д. С одной стороны, материальная конструкция дает художественному образу вещественное воплощение (и на этом строится типология видов искусств), с другой — она выступает как система знаков и символов, особый язык, фиксирующий заложенную автором информацию. Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), мусульманство (магометанство) — одна из трех мировых религий, число последователей которой превышает 1 млрд человек. Возникновение ислама относят к началу VII в. Главный источник вероучения и руководство практической жизнью каждого мусульманина — Коран. На его основе с VIII в. стал оформляться шариат — свод юридических норм, правил поведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульманина. Основной догмат ислама — строго подчеркнутый монотеизм — вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда. Выделяют пять столпов ислама (аркан ад-дин): символ веры — «нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; обязанность в течение суток совершать пятикратную молитву — намаз; обязанность соблюдать 30-дневный пост — ураза в священный месяц Рамадан; обязательная уплата ежегодного налога с имущества богатых в пользу нуждающихся мусульман — закят (аз-закат) человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности. Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу. Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных правовых норм внутри какой-либо отрасли права. Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе развития общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт права регулирует не всю сферу однородных общественных отношений, а только ее отдельные стороны. Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудовое право) существует, в частности, институт трудового договора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности; институт преступлений против собственности и многие другие. Институт социальный (лат. institutum — установление и socialis — общественный) — исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребности. К важнейшим социальным институтам относятся: институты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономические институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); политические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институты религии (потребность в решении духовных проблем); институты образования и науки (удовлетворяют потребности в познании мира, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений. Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» — научное или образовательное учреждение. С понятием социального института связано и понятие «ин- ституциализация», означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих учреждений. Интуиция — знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения. Искусство — 1) особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно-символическими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта. Искусство представляет собой группу разновидностей человеческой деятельности, включающую живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку, театр и др. Произведения искусства всегда соединяют в себе духовный образ и материальную конструкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д. С одной стороны, материальная конструкция дает художественному образу вещественное воплощение (и на этом строится типология видов искусств), с другой — она выступает как система знаков и символов, особый язык, фиксирующий заложенную автором информацию. Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), мусульманство (магометанство) — одна из трех мировых религий, число последователей которой превышает 1 млрд человек. Возникновение ислама относят к началу VII в. Главный источник вероучения и руководство практической жизнью каждого мусульманина — Коран. На его основе с VIII в. стал оформляться шариат — свод юридических норм, правил поведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульманина. Основной догмат ислама — строго подчеркнутый монотеизм — вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда. Выделяют пять столпов ислама (аркан ад-дин): символ веры — «нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; обязанность в течение суток совершать пятикратную молитву — намаз; обязанность соблюдать 30-дневный пост — ураза в священный месяц Рамадан; обязательная уплата ежегодного налога с имущества богатых в пользу нуждающихся мусульман — закят (аз-закат) С3 и добровольные пожертвования на богоугодные нужды (строительство мечетей и др.) — садака; обязанность один раз в течение жизни в 12-й месяц мусульманского календаря совершить паломничество (хадж) в Мекку, к священному храму Кааба. В России ислам распространен среди татар и башкир, в республиках Северного Кавказа (кроме Северной Осетии — Алании), среди многочисленной азербайджанской диаспоры, выходцев из государств Средней Азии, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Истина — подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность; истина — цель и результат познавательной деятельности. Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и общества на данном этапе их развития. Этим объясняется относительный характер истины — ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта. Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий. Исторический процесс (от лат. processus — ход, развитие, изменение) — последовательная смена событий, жизнь человечества, протекающая во времени и пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происходит безостановочно и не может быть завершен, поскольку жизнь человечества постоянно продолжается. Участники исторического процесса — индивиды, крупные социальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность — народ, роль которого в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются народные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях человеческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверждается, что народ консервативен, упорно держится за существующее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей. В современном историческом процессе весьма значительна роль элиты — тех, кто, по выражению Г. Плеханова, видят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие общественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить: В историческом процессе участвуют и личности, активно действующие в составе определенных общественных групп (движений, классов, партий). Человек — центр мира, истории. Через человека и для человека происходит все совершающееся в истории. История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) — 1) процесс развития природы и человеческого общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всем его многообразии: различные формы человеческой жизнедеятельности, возникновение и крушение государств и империй, заслуги великих личностей, образ жизни простых людей. История состоит из всеобщей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов; подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, Новую историю, Новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют также исторические дисциплины, изучающие различные стороны культуры, науки и техники. Исторической науке принадлежит ведущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся в памяти людей; 4) происшествие (событие); 5) рассказ. Источники (или формы) права — это официальные, т. е. исходящие от государства, способы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юридического характера. Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт. Правовой обычай (или обычное право) — наиболее древний источник права, представляющий собой правило, которое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Первые законы Древнего мира и Средневековья фактически были сводами обычного права (Русская Правда, Саксонская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен другими источниками — юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, решая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае видно влияние обычая, когда воспитанием детей в основном занималась мать. Судебный прецедент (прецедентное право) — это решение по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в законодательстве страны нет необходимой для данного случая правовой нормы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Средневековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок. Иудаизм (от древнеевр. Иегуда — патриарх, основоположник племени иудеев) — древнейшая монотеистическая религия с культом Бога Яхве, возникшая в конце II — начале I тысячелетия до н. э. в Палестине. Происхождение и развитие иудаизма прослеживается в Ветхом Завете. Центральная доктрина иудаизма — вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ и безграничен. Человеческий разум признается адекватным образу Бога, поэтому человеческая душа бессмертна. Божья воля открывается человеку через Священные Писания. Иудаизм распространен главным образом среди евреев и связан с верой в то, что они являются богоизбранным народом. Основные положения иудаизма собраны в Талмуде и Торе. Религиозные предписания иудаизма охватывают все стороны жизни верующих, образуя государственную религию Израиля. Иудейская церковь — синагога. Иудаизм оказал влияние на формирование христианства и ислама. К Коммуникация (от лат. communicatio — связываю) — наиболее употребительный термин в социологии, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности. Не менее распространенным является другое значение этого термина — «путь, сообщение (связь) одного места с другим». Компромисс (от лат. compromissum) — соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок. Конституционное право — ведущая отрасль права, регулирующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения. Ими охватываются: конституционный строй; формы и способы осуществления государственной власти-, основы правового положения личности', национально-территориальное государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется термин «государственное право». Основными принципами конституционного (государственного) права являются: республиканская форма правления (республиканизм); народный суверенитет; приоритет и нерушимость прав и свобод человека; разделение властей; федерализм. Главный источник конституционного права в России — Конституция РФ. К другим источникам относятся: федеральные конституционные законы («О референдуме Российской Федерации», «О Конституционном суде» и др.); федеральные законы («О выборах Президента Российской Федерации» и др.). Основанием для наступления конституционной ответственности является виновное поведение субъекта, нарушающее предписания (нормы) конституционного права. Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. В отличие от государственного строя, конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве конституции. Ключевая характеристика конституционного строя — верховенство права. Его необходимыми признаками также являются народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека (см. Права человека). Государственный строй может и не иметь этих признаков. Основы конституционного строя Российской Федерации устанавливает первая глава Конституции РФ. Конституция (от лат. constitutio — установление) — закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основа государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти. Конституция — политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ она отражает соотношение социальных и политических сил в обществе. Юридические свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Идеологический характер конституции заключается в том, что в ней отражается в той или иной степени определенное мировоззрение.Конституция Российской Федерации 1993 г. — основной закон Российского государства, закрепляющий основы его конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти. Конфессия (от лат. confessio — признание, исповедание) — синоним понятия «вероисповедание» — какая-либо религия, имеющая теоретически разработанное и систематизированное вероучение, культ и религиозные организации, в том числе священнослужителей и верующих. Конфликтология — сравнительно молодая наука, возникшая на стыке социологии, политологии, социальной и политической психологии. Эта наука занимается классификацией и анализом конфликтов по их масштабам, уровню, характеру и времени протекания. Ее наиболее важным направлением является познание закономерностей возникновения конфликтов, их сущности, роли в жизни общества и путей преодоления. Конформизм (от лат. con — с и forma — форма) — приспособление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пассивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с социальной мимикрией (т. е. приспособленчеством), нежелание противостоять преобладающим тенденциям и отстаивать собственную позицию. Критерии истины — оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом. В качестве критериев истины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов. Важную роль в обосновании истинности играет практика. Критерии истины конкретизируются в зависимости от содержания и цели решения научных и практических задач и носят конкретный характер в соответствии со спецификой сферы научной и практической деятельности. Практика — движущая сила познания; на каждом историческом этапе она ставит перед ним конкретные проблемы, требующие неотложного решения. В философии практика понимается как система всемирно-исторической деятельности человечества; в ней представлен как прошлый опыт этой деятельности, так и ее современные формы и методы. Кругозор — 1) пространство, охватываемое взором, горизонт; 2) объем знаний, широта взглядов на различные (экономические, политические, культурные, экологические и др.) проблемы и явления. Широко распространено мнение, что философское знание призвано помогать науке расширять ее кругозор. Культ (от лат. cultus — почитание) — 1) один из основных элементов религии, индивидуальные или коллективные действия символического характера, призванные дать видимое выражение религиозной вере, установить контакт их совершителя с почитаемыми божествами, Богом. Культ представляет собой совокупность определенных знаков и символов, которые могут воплощаться в обрядах и церемониях, материальных и нематериальных объектах. Религиозный культ базируется на вере в возможность установления определенных отношений между человеком и предметом его веры; 2) преклонение перед чем- или кем-либо, чрезмерное возвеличивание чего- или кого-либо (например, культ денег, культ личности). Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, почитание) — 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы; 2) совокупность достижений человечества в социально- экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления, правовая культура); 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена общества. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, технологии, материальные ценности) и духовной (наука, искусство, философия, мораль и т. д.) культуре, а также о политической культуре (цели, средства, результаты деятельности общества, социальной группы, отдельной личности, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений). Культура — историческое явление, раскрывающееся в процессе общественного развития. Развитие культуры осуществляется как за счет творческих новаций, так и в процессе освоения, транс формации, модернизации культурного опыта, наследия предыдущих поколений, ценностей других современных культур. Хотя культура порождается деятельностью общества, ее практическими творцами и исполнителями нередко выступают отдельные личности, которые одновременно являются и «продуктом», и потребителями, и творцами, и трансляторами культуры. Культура массовая — обобщенная характеристика распространенной в современном индустриальном обществе формы культуры, которой свойственно индустриально-коммерческое производство и распространение с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных ценностей, рассчитанных на массового потребителя. Массовая культура ориентируется, как правило, не на реалистические образы действительности, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Одна из ее важнейших функций — иллюзорно-компенсаторная — приобщение потребителя к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Это сочетается со скрытой пропагандой господствующей системы ценностей и образа жизни и приводит в конечном счете к отвлечению масс от социальной активности, принятию людьми существующих социальных реалий. Ценности массовой культуры также призваны заполнять досуг, способствовать снятию напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Массовая культура в определенной мере позволяет манипулировать сознанием человека. Культура межнациональных отношений — вид духовной культуры, составная часть культуры личности и межличностных отношений, государственной национальной политики. Культура межнациональных отношений основывается на гуманистической направленности мировоззрения, на нормах морали, «золотом правиле» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»; политико-правовых нормах, утверждающих равенство всех землян. Демократическая культура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности поведения, сознания, деятельности отдельного человека, больших групп населения, органов власти в области национальных отношений. Культура межнациональных отношений требует безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности этносов, особенностей их национального самосознания, менталитета, языка, религии, культуры, обычаев, исключает малейшие проявления национального недоверия, вражды. Культура межнациональ- пых отношений способствует предупреждению и преодолению межнациональных конфликтов.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |