КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модерн. 3 страница
Систематическая реализация требований культуры межнациональных отношений — одна из существенных характеристик демократического общества. В становлении и укреплении культуры межнациональных отношений большую роль играет самосовершенствование индивида, прочность гуманистических убеждений. Культура элитарная — субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом. Элитарная культура обращена к узкому кругу творцов и ценителей, она по определению последовательно противостоит культуре большинства — народной и массовой культуре. Элитарная культура ограничивает круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими», формирует особую систему норм, принимаемых данной группой в качестве обязательных для узкого круга «посвященных». Элитарность культурных ценностей поддерживается разными средствами: новаторской деятельностью или, наоборот, демонстративным неприятием всего нового; применением специально усложненного языка (символов, метафор и т. п.), требующего для восприятия специальной подготовки и широкого кругозора; использованием неожиданных выразительных средств и т. д. Культурология — гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, значении культуры в жизни личности и общества, способах ее постижения. Специфика культурологии как науки определена не столько ее предметом (им может стать любой продукт материальной или духовной деятельности человека или сама деятельность), сколько особым взглядом на предмет. В культурологии выделяют два профиля познания: собственно культурология в узком смысле — знание о культуре в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования, и культуроведение — совокупность дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры (религию, искусство и т. п.). Существуют и другие классификации основных направлений культурологии, например: 1) историческая культурология и консервационная культурология (изучает способы и средства охраны, консервации и реставрации фактов культуры); 2) социальная культурология (изучает ценностные ориентации людей конкретных эпох, регулируемые средствами культуры общественные отношения); 3) гуманитарная культурология (исследует заложенные в конкретных объектах «тексты культуры»), Л Легитимность — признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.Личность (англ. personality, от лат. persona — маска актера, роль) — 1) особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.); 3) особая форма существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется развитие человека в мире людей, его приобщение к культуре. Соотношение между индивидом как продуктом биогенетическим, личностью, усвоившей обществен- но-исторический опыт, и индивидуальностью с ее набором неповторимых свойств может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Особо значимый период в развитии личности — подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. В связи с демократизацией и гуманизацией образования во многих странах мира и в Российской Федерации в частности свободное развитие личности человека выступает основной целью воспитания и обучения. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели. На первый план выступает задача формирования базовой культуры личности, которая позволила бы обеспечить деятельное включение человека в новые социально-экономические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личности, понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости. Логика (от греч. logos — мысль, слово, закономерность) — I) философская наука о законах и формах правильного мышления; 2) совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира (логика событий, логика каких-либо действий). Люмпен (от нем. Lumpen — лохмотья) — общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Это морально опустившиеся, материально и духовно нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного места жительства и существуют за счет попрошайничества, воровства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных социально- культурных связей, социальная незащищенность граждан, деструктивные (разрушающие) процессы в общественной жизни. М Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим культурам, образу жизни устойчивых социальных общностей.Массовая культура — см. Культура массовая.Межнациональные конфликты — споры, столкновения, возникающие внутри страны между большими группами людей разных национальностей. Основные причины межнациональных конфликтов — ограничение прав человека по национально-этническим признакам; насилие (принижение, вытеснение, подавление этнических групп, преследование и запрещение религии, искусства, пользования национальным языком, отрицание самобытности этноса и т. п.); территориальные претензии. Межнациональные отношения — часть общественных отношений, охватывающая все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают в себя взаимоотношения личностей, национальностей в процессе производства материальных благ, функционирования и развития культуры, в образовательном процессе, в деятельности всех ветвей власти. Эти взаимоотношения могут быть непосредственными (контакты людей логия (исследует заложенные в конкретных объектах «тексты культуры»). Л Легитимность — признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений. Личность (англ. personality, от лат. persona — маска актера, роль) — 1) особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.); 3) особая форма существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется развитие человека в мире людей, его приобщение к культуре. Соотношение между индивидом как продуктом биогенетическим, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью с ее набором неповторимых свойств может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Особо значимый период в развитии личности — подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. В связи с демократизацией и гуманизацией образования во многих странах мира и в Российской Федерации в частности свободное развитие личности человека выступает основной целью воспитания и обучения. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели. На первый план выступает задача формирования базовой культуры личности, которая позволила бы обеспечить деятельное включение человека в новые социально-экономические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личности, понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости. С4 Логика (от греч. logos — мысль, слово, закономерность) — I) философская наука о законах и формах правильного мышления; 2) совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира (логика событий, логика каких-либо действий). Люмпен (от нем. Lumpen — лохмотья) — общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Это морально опустившиеся, материально и духовно нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного места жительства и существуют за счет попрошайничества, воровства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных социально- культурных связей, социальная незащищенность граждан, деструктивные (разрушающие) процессы в общественной жизни. М Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим культурам, образу жизни устойчивых социальных общностей.Массовая культура — см. Культура массовая.Межнациональные конфликты — споры, столкновения, возникающие внутри страны между большими группами людей разных национальностей. Основные причины межнациональных конфликтов — ограничение прав человека по национально-этническим признакам; насилие (принижение, вытеснение, подавление этнических групп, преследование и запрещение религии, искусства, пользования национальным языком, отрицание самобытности этноса и т. п.); территориальные претензии. Межнациональные отношения — часть общественных отношений, охватывающая все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают в себя взаимоотношения личностей, национальностей в процессе производства материальных благ, функционирования и развития культуры, в образовательном процессе, в деятельности всех ветвей власти. Эти взаимоотношения могут быть непосредственными (контакты людейразных национальностей в процессе труда, образования, в быту, при проведении досуга, в культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В конце XX в. в системе межнациональных отношений ярко проявились разделительные и объединительные процессы (дифференциация и интеграция). Основой демократических международных отношений являются равенство, взаимная помощь, взаимное уважение национального достоинства народов, их интересов, менталитета, традиций. Ментальность, менталитет (от позднелат. mentalis — умственный) — устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций, социальных слоев), обуславливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира. Менталитет включает не только знания, верования людей, но и ценностные ориентации, доминирующие потребности, стереотипы мышления и поведения. Менталитет характеризуется также определенным ценностно и эмоционально окрашенным отношением к собственности, семье, церкви, политике и т. д. Возникновение менталитета связывается с рядом факторов, например геоклиматическим, этноисторическим, социально-экономическим, религиозным, политическим. Менталитет предполагает подсознательное реагирование индивида на объекты реального мира. Он весьма устойчив, не поддается воздействию со стороны государства и иных социальных институтов с целью его коренного изменения. Местное самоуправление — самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории (местного значения). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Среди полномочий местного самоуправления — управление муниципальной собственностью территории, охрана общественного порядка, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг и пр. Местное самоуправление осуществляется либо непосредственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органом местного самоуправления в городах, селениях, поселках, других населенных пунктах является собрание представителей (дума, муниципальный кабинет), главой местного самоуправления — глава администрации, староста. Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, кварта- нах, на улицах) органов территориального общественного самоуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и пр. Структура и организация деятельности местного самоуправ- исния определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций. Мировая экономика — 1) мировое хозяйство; 2) раздел экономической науки, рассматривающий экономические вопросы с точки зрения взаимодействия различных стран. Субъектами мировой экономики выступают национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения. Развитию мирового экономического хозяйства способствуют углубление международного разделения труда, увеличение степени интернационализации хозяйственной жизни, усиление экономической взаимозависимости государств. Экономическая наука изучает проблемы и формы международных экономических отношений: международную торговлю, международное разделение труда и специализацию мирового рынка, международные валютные отношения, движение капиталов между странами, научнотехнический обмен, миграцию рабочей силы Мировоззрение — система взглядов на мир, на место человека в нем, на содержание смысла его жизни и деятельности. Мировоззрение — это система идей, создающая определенную картину мира и человека. На ее основе осуществляется оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в окружающем мире; выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы, т. е. всеобщие принципы, представления о благе, пользе, истине и др. Мировоззрение предполагает выработку человеком собственной жизненной позиции на основании своего жизненного и духовного опыта. Ее составляющие — личностные убеждения и принципы, являющиеся сущностной характеристикой личности. Мировоззрение определяет самочувствие человека в социуме, его неповторимый образ мышления; самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. В мировоззрении человека достигается относительное единство побуждений и действий, мыслей и чувств, слов и дел, сознательного и бессознательного. Развитие мировоззрения связано с возрастными, профессиональными особенностями личности, т. е. с жизненным опытом. Выделяются следующие типы мировоззрения: религиозное, мифологическое, естественно-научное, философское, обыденно-практическое (житейское). В повседневной жизни люди, как правило, пользуются отдельными идеями и положениями, связанными с каждым из этих типов и ориентированными на решение конкретных жизненных проблем. Модернизация — 1) существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономике, технике, технологии, культуре и т. д.) применительно к современным требованиям; 2) переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый коренными ценностными изменениями сознания и культуры. Молодежь — большая социальная группа, объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 лет. Возрастные границы этой группы во многом определяются конкретно-историческими условиями, социально-экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны (например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает нижнюю границу к более ранним годам). Социально-психологические черты молодежи определяются возрастными особенностями людей, а также тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое положение, духовный мир находятся в стадии становления. Монотеизм (от греч. monos — один и theos — Бог) — единобожие — религия, основанная на вере в единого Бога, в противоположность политеизму исключающая существование других богов. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство, ислам. Мораль (от лат. moralis — нравственный) — феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого — утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни. Содержание морали составляет система принципов и норм (см. Норма морали), которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, определяют идеал человечности, гуманности, гуманистическую перспективу развития общества. Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе (другой вариант: не делай другому того, чего себе не желаешь). Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, в семейных, во внутригрупповых, в международных, в межнациональных отношениях. Она содержит в себе то общее, изначальное, что составляет основу духовности, культуры (во всех ее проявлениях) и делает возможным само существование человека и общества. Основными понятиями, с помощью которых наука о морали — этика — объясняет наиболее важные свойства морали, являются «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» (в противоположность понятию «зло») показывает, что мораль нацелена на идеал человечности; понятие «долг» отражает императивный (повелительный) характер морали; понятие «совесть» указывает на глубоко внутреннюю, личностную природу морали, моральной оценки и самооценки. Мораль связана с другими социальными нормами (особенно с правом), но существенно от них отличается. У морали нет каких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы. Моральные правила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привычки, общественного мнения, а главное — силой развитых в человеке убеждений, чувством долга, силой его личной совести. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Моральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его должностью, ни с его властью, ни с его общественным положением. Он целиком зависит от его личных моральных качеств. У морали есть свое противоречие. Моральные требования сами по себе очень высоки, служат образцом, идеалом поведения. Человек же — любой человек — далеко не идеален, его жизнь нередко противоречива, в ней много дурного, вредного, нередко даже преступного. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, понимает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправедливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо» и «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реальным поведением, и есть основное противоречие. И только мораль, ее идеалы помогают человеку сделать правильный моральный выбор, выходить из тупика, побеждать зло в себе и вокруг себя Налоговая политика — один из инструментов воздействия государства на экономику, меры, вносимые правительством в порядок налогообложения, направленные на обеспечение стабильного развития экономики, занятости населения, предотвращение инфляции. Основной механизм налоговой политики — регулирование налогообложения. Если экономика страдает от высокой инфляции, государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения. В ситуации спада производства и потребления государство уменьшает налоги, способствуя тем самым оживлению экономики. Наука — 1) специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая получение нового знания о природе, обществе и мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение полученного знания; 2) процесс построения системного образа реальности; 3) система теоретических знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов. Наука как система включает ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научного исследования, понятийный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму имеющихся знаний, выступающих в качестве предпосылки, средства или результата научного производства. Современное научное знание представлено совокупностью точных, естественных, гуманитарных и социальных дисциплин. Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность. Наука как самоорганизующаяся система наиболее активно развивается в периоды научных революций. Наука является частью мировой и национальной культуры. В пространстве культуры она наиболее тесно взаимодействует с техникой, философией, религией. Современная наука активно взаимодействует с социально-политическими институтами, благодаря чему происходит формирование мирового научного сообщества. Наука об обществе — система дисциплин, исследующих различные стороны общественной жизни. Эта система обеспечи- iiiioT в своей целостности научное понимание возникновения, функционирования и развития общества. Общественные науки, являющиеся составной частью духовной культуры, развивались на основе дифференциации (разделения) социальных знаний, обусловленной потребностями изменяющегося общества. К числу общественных наук относятся, в частности, история, экономика, правоведение, этика, эстетика, политология, психология, социология, демография, этнография, культурология, ре- нигиоведение, антропология. Эти науки (нередко их называют социально-гуманитарными) имеют общей целью увеличение и систематизацию знаний о человеке и обществе (т. е. о человечестве в его временном и пространственном единстве). Общественные науки имеют большое значение в исследовании прошлого и современного развития общества и его перспектив, в выработке гуманистических ценностных ориентиров человека и гражданина. Научное познание — высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий создание теоретических знаний в обществе. Научное познание существенно отличается от обыденного. Результаты научного познания — знания, представленные в общепринятых формах научной деятельности (понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, анализ конкурирующих теорий или гипотез, система теорий и др.). Научное познание отличает стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, какой он есть, вне человека и независимо от него, что достигается применением специальных приемов (техник и методологий), требующих особой подготовки, навыков и сочетания личных качеств (наблюдательность, последовательность, терпеливость, добросовестность, критичность, пытливость, страсть к приобретению новых знаний и др.) (см. Наука). Научно-техническая революция (НТР) — это резкий скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы). Он вызван коренными изменениями в системе научных знаний, превращением науки в середине XX в. в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг). В НТР выделяют два этапа. 1-й этап (1950—1970-е гг.) связан с автоматизацией производственных процессов, 2-й этап (с конца 1970-х гг. по настоящее время) связан с развитием микроэлектроники, широким использованием компьютеров, прогрессивных технологий, включая биологические. Основные направления НТР: автоматизация и компьютеризация производства; внедрение современных информационных технологий; разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов; освоение новых источников энергии и изменения в средствах коммуникации и связи. НТР радикально меняет положение человека в процессе производства: он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Изменяется характер труда в направлении его усложнения; повышаются требования к квалификации и образованию работника. В то же время обостряются проблемы занятости населения. С НТР связаны и экологические проблемы (см. Глобальные проблемы). Национальная политика — одна из сфер политики, совокупность мер всех ветвей власти, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений. Национальная политика различается по целям, направленности с учетом приоритетов политики государства. Цели, направленность антигуманной тоталитарной политики — отстаивание так называемой этнической «чистоты», разжигание расовой ненависти, насилие в интересах господства своего государства. Эти цели реализуются законами, организацией и поощрением соответствующего группового поведения. Фашизм — наиболее человеконенавистническое выражение этой антидемократической политики. Цели и содержание демократической национальной политики — законодательное закрепление уважительного отношения к людям всех национальностей, этносов, к их самосознанию, самобытности, создание наиболее благоприятных условий для свободного развития всех народов, согласование национальных интересов, предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов. Государство, демократические партии способствуют тому, чтобы эти цели разделялись населением страны. Национальная политика целостного многонационального Российского государства основывается на Конституции РФ, общечеловеческих нормах международного права. Основные принципы государственной национальной политики в РФ таковы: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и обществен- 11мм объединениям; запрещение любых форм ограничения прав гражданина по признакам социальной, расовой, национальной, я пиковой или религиозной принадлежности; сохранение исторической целостности РФ, равноправие всех субъектов РФ, гаран- ш)| прав коренных малочисленных народов; право каждого гражданина определять и указывать свою национальность; содействие развитию национальных культур и языков народов РФ; своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с родиной в соответствии с нормами международного права. Нация (от лат. natio — народ, племя) — одно из наиболее сложных обществоведческих понятий, обозначающее исторически сложившуюся устойчивую общность людей, образующуюся в процессе формирования единой экономической жизни, территории. Это понятие имеет два значения: 1) нация как этнокультурная (этносоциальная) общность с единым языком, культурой и исторической памятью; 2) нация как политическая общность, граждане одного государства. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности. Основное внимание уделяется признакам, отличающим нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К ним относятся: унификация (ликвидация различий) языка, развитие национальной культуры и искусства:, формирование социальной структуры общества, соответствующей эпохе научно-промышленного развития. Необходимость — философская категория (понятие), выражающая объективные связи реального мира с точки зрения их внутренних особенностей (структуры, определенных закономерностей). Необходимость — это то, что обязательно должно произойти в данных условиях, т. е. то, что неизбежно. Необходимости в философии противостоит случайность (эти понятия употребляются, как правило, в паре). Случайность — это то, что может быть и не быть, может произойти так или иначе под воздействием непредвиденных обстоятельств Ноосфера (от греч. noos — разум и sphaira — шар) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии природы и общества. Норма морали (см. Мораль) — правило поведения, строго и конкретно предписывающее человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать. Понятие «моральные нормы» нередко употребляют в широком смысле, имея в виду как собственно нормы (конкретные правила), так и принципы морали. Следует уточнить, что принципы морали (гуманность, справедливость, взаимность, милосердие, великодушие, терпимость и др.) — это исходные положения, на основе которых строится вся мораль, все моральное поведение человека. Они раскрывают содержание морали в обобщенном виде, дают человеку основные направления его поступков и служат опорной базой для частных, конкретных правил поведения.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |