Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модерн. 3 страница




Систематическая реализация требований культуры межнацио­нальных отношений — одна из существенных характеристик де­мократического общества. В становлении и укреплении культу­ры межнациональных отношений большую роль играет самосо­вершенствование индивида, прочность гуманистических убежде­ний.

Культура элитарная — субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закры­тостью, духовным аристократизмом. Элитарная культура обраще­на к узкому кругу творцов и ценителей, она по определению по­следовательно противостоит культуре большинства — народной и массовой культуре.

Элитарная культура ограничивает круг ценностей, признава­емых истинными и «высокими», формирует особую систему норм, принимаемых данной группой в качестве обязательных для узкого круга «посвященных».

Элитарность культурных ценностей поддерживается разными средствами: новаторской деятельностью или, наоборот, демон­стративным неприятием всего нового; применением специально усложненного языка (символов, метафор и т. п.), требующего для восприятия специальной подготовки и широкого кругозора; ис­пользованием неожиданных выразительных средств и т. д.

Культурология — гуманитарная наука о сущности, законо­мерностях существования и развития, значении культуры в жиз­ни личности и общества, способах ее постижения.

Специфика культурологии как науки определена не столько ее предметом (им может стать любой продукт материальной или духовной деятельности человека или сама деятельность), сколько особым взглядом на предмет. В культурологии выделяют два про­филя познания: собственно культурология в узком смысле — зна­ние о культуре в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования, и культуроведение — совокуп­ность дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры (религию, искусство и т. п.). Существуют и другие классифика­ции основных направлений культурологии, например: 1) истори­ческая культурология и консервационная культурология (изучает способы и средства охраны, консервации и реставрации фактов культуры); 2) социальная культурология (изучает ценностные ориентации людей конкретных эпох, регулируемые средствами культуры общественные отношения); 3) гуманитарная культурология (исследует заложенные в конкретных объектах «тексты культуры»), Л

Легитимность — признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при­нимаемых ею законодательных актов и решений.Личность (англ. personality, от лат. persona — маска актера, роль) — 1) особое качество человека, приобретаемое им в социо­культурной среде в совместной деятельности и общении; 2) че­ловек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональны­ми, волевыми, нравственными и др.); 3) особая форма существо­вания и развития социальных связей, отношений человека к ми­ру и с миром, к себе и с самим собой.

Подлинными основаниями и движущей силой развития лич­ности выступают совместная деятельность и общение, посред­ством которых осуществляется развитие человека в мире людей, его приобщение к культуре. Соотношение между индивидом как продуктом биогенетическим, личностью, усвоившей обществен- но-исторический опыт, и индивидуальностью с ее набором не­повторимых свойств может быть передано формулой: «Индиви­дом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отста­ивают».

Особо значимый период в развитии личности — подростко­вый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся лич­ность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Рост самосознания, связанный с формирова­нием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов.

В связи с демократизацией и гуманизацией образования во многих странах мира и в Российской Федерации в частности сво­бодное развитие личности человека выступает основной целью воспитания и обучения. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как сред­ство достижения цели. На первый план выступает задача форми­рования базовой культуры личности, которая позволила бы обес­печить деятельное включение человека в новые социально-эко­номические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личнос­ти, понимание самоценности человеческой жизни, ее индивиду­альности и неповторимости.

Логика (от греч. logos — мысль, слово, закономерность) — I) философская наука о законах и формах правильного мышле­ния; 2) совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира (логика событий, логика каких-либо действий).

Люмпен (от нем. Lumpen — лохмотья) — общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) сло­ев общества. Это морально опустившиеся, материально и духов­но нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного мес­та жительства и существуют за счет попрошайничества, воров­ства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных социально- культурных связей, социальная незащищенность граждан, де­структивные (разрушающие) процессы в общественной жизни. М

Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим куль­турам, образу жизни устойчивых социальных общностей.Массовая культура — см. Культура массовая.Межнациональные конфликты — споры, столкновения, возникающие внутри страны между большими группами людей разных национальностей. Основные причины межнациональных конфликтов — ограничение прав человека по национально-эт­ническим признакам; насилие (принижение, вытеснение, подав­ление этнических групп, преследование и запрещение религии, искусства, пользования национальным языком, отрицание са­мобытности этноса и т. п.); территориальные претензии.

Межнациональные отношения — часть общественных от­ношений, охватывающая все сферы общественной жизни. Меж­национальные отношения включают в себя взаимоотношения личностей, национальностей в процессе производства матери­альных благ, функционирования и развития культуры, в образо­вательном процессе, в деятельности всех ветвей власти. Эти вза­имоотношения могут быть непосредственными (контакты людей логия (исследует заложенные в конкретных объектах «тексты культуры»). Л

Легитимность — признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при­нимаемых ею законодательных актов и решений.

Личность (англ. personality, от лат. persona — маска актера, роль) — 1) особое качество человека, приобретаемое им в социо­культурной среде в совместной деятельности и общении; 2) че­ловек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональны­ми, волевыми, нравственными и др.); 3) особая форма существо­вания и развития социальных связей, отношений человека к ми­ру и с миром, к себе и с самим собой.

Подлинными основаниями и движущей силой развития лич­ности выступают совместная деятельность и общение, посред­ством которых осуществляется развитие человека в мире людей, его приобщение к культуре. Соотношение между индивидом как продуктом биогенетическим, личностью, усвоившей обществен­но-исторический опыт, и индивидуальностью с ее набором не­повторимых свойств может быть передано формулой: «Индиви­дом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отста­ивают».

Особо значимый период в развитии личности — подростко­вый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся лич­ность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Рост самосознания, связанный с формирова­нием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов.

В связи с демократизацией и гуманизацией образования во многих странах мира и в Российской Федерации в частности сво­бодное развитие личности человека выступает основной целью воспитания и обучения. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как сред­ство достижения цели. На первый план выступает задача форми­рования базовой культуры личности, которая позволила бы обес­печить деятельное включение человека в новые социально-эко­номические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личнос­ти, понимание самоценности человеческой жизни, ее индивиду­альности и неповторимости. С4

Логика (от греч. logos — мысль, слово, закономерность) — I) философская наука о законах и формах правильного мышле­ния; 2) совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира (логика событий, логика каких-либо действий).

Люмпен (от нем. Lumpen — лохмотья) — общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) сло­ев общества. Это морально опустившиеся, материально и духов­но нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного мес­та жительства и существуют за счет попрошайничества, воров­ства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных социально- культурных связей, социальная незащищенность граждан, де­структивные (разрушающие) процессы в общественной жизни. М

Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим куль­турам, образу жизни устойчивых социальных общностей.Массовая культура — см. Культура массовая.Межнациональные конфликты — споры, столкновения, возникающие внутри страны между большими группами людей разных национальностей. Основные причины межнациональных конфликтов — ограничение прав человека по национально-эт­ническим признакам; насилие (принижение, вытеснение, подав­ление этнических групп, преследование и запрещение религии, искусства, пользования национальным языком, отрицание са­мобытности этноса и т. п.); территориальные претензии.

Межнациональные отношения — часть общественных от­ношений, охватывающая все сферы общественной жизни. Меж­национальные отношения включают в себя взаимоотношения личностей, национальностей в процессе производства матери­альных благ, функционирования и развития культуры, в образо­вательном процессе, в деятельности всех ветвей власти. Эти вза­имоотношения могут быть непосредственными (контакты людейразных национальностей в процессе труда, образования, в быту, при проведении досуга, в культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными цен­ностями, информацией, отношения между государствами). В конце XX в. в системе межнациональных отношений ярко про­явились разделительные и объединительные процессы (диффе­ренциация и интеграция).

Основой демократических международных отношений явля­ются равенство, взаимная помощь, взаимное уважение нацио­нального достоинства народов, их интересов, менталитета, традиций.

Ментальность, менталитет (от позднелат. mentalis — умственный) — устойчивый способ мировосприятия, характер­ный для больших групп людей (этносов, наций, социальных сло­ев), обуславливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира. Менталитет включает не только зна­ния, верования людей, но и ценностные ориентации, доминиру­ющие потребности, стереотипы мышления и поведения. Мента­литет характеризуется также определенным ценностно и эмоцио­нально окрашенным отношением к собственности, семье, церк­ви, политике и т. д. Возникновение менталитета связывается с ря­дом факторов, например геоклиматическим, этноисторическим, социально-экономическим, религиозным, политическим. Мента­литет предполагает подсознательное реагирование индивида на объекты реального мира. Он весьма устойчив, не поддается воз­действию со стороны государства и иных социальных институтов с целью его коренного изменения.

Местное самоуправление — самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории (местного значения).

Органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти. Среди полномочий местного само­управления — управление муниципальной собственностью тер­ритории, охрана общественного порядка, организация комму­нально-бытовых и социально-культурных услуг и пр.

Местное самоуправление осуществляется либо непосред­ственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органом мест­ного самоуправления в городах, селениях, поселках, других насе­ленных пунктах является собрание представителей (дума, муни­ципальный кабинет), главой местного самоуправления — глава администрации, староста.

Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, кварта- нах, на улицах) органов территориального общественного само­управления: советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и пр.

Структура и организация деятельности местного самоуправ- исния определяется населением самостоятельно с учетом истори­ческих и иных местных традиций.

Мировая экономика — 1) мировое хозяйство; 2) раздел эко­номической науки, рассматривающий экономические вопросы с точки зрения взаимодействия различных стран.

Субъектами мировой экономики выступают национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные ин­теграционные объединения. Развитию мирового экономического хозяйства способствуют углубление международного разделения труда, увеличение степени интернационализации хозяйственной жизни, усиление экономической взаимозависимости государств.

Экономическая наука изучает проблемы и формы междуна­родных экономических отношений: международную торговлю, международное разделение труда и специализацию мирового рынка, международные валютные отношения, движение капита­лов между странами, научнотехнический обмен, миграцию рабо­чей силы

Мировоззрение — система взглядов на мир, на место чело­века в нем, на содержание смысла его жизни и деятельности.

Мировоззрение — это система идей, создающая определен­ную картину мира и человека. На ее основе осуществляется оцен­ка человеком себя, своего окружения, своей жизни в окружаю­щем мире; выявляется система смыслов и ценностей, вырабаты­ваются идеалы, т. е. всеобщие принципы, представления о благе, пользе, истине и др.

Мировоззрение предполагает выработку человеком собствен­ной жизненной позиции на основании своего жизненного и ду­ховного опыта. Ее составляющие — личностные убеждения и принципы, являющиеся сущностной характеристикой личности.

Мировоззрение определяет самочувствие человека в социуме, его неповторимый образ мышления; самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение.

В мировоззрении человека достигается относительное един­ство побуждений и действий, мыслей и чувств, слов и дел, со­знательного и бессознательного. Развитие мировоззрения свя­зано с возрастными, профессиональными особенностями лич­ности, т. е. с жизненным опытом.

Выделяются следующие типы мировоззрения: религиозное, мифологическое, естественно-научное, фило­софское, обыденно-практическое (житейское).

В повседневной жизни люди, как правило, пользуются от­дельными идеями и положениями, связанными с каждым из этих типов и ориентированными на решение конкретных жизненных проблем.

Модернизация — 1) существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономике, технике, технологии, культуре и т. д.) применительно к современным требованиям; 2) переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый коренными ценностными изменениями сознания и культуры.

Молодежь — большая социальная группа, объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 лет. Возрастные границы этой груп­пы во многом определяются конкретно-историческими условия­ми, социально-экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны (например, широкое применение детского труда, тру­да подростков существенно сдвигает нижнюю границу к более ранним годам).

Социально-психологические черты молодежи определяются возрастными особенностями людей, а также тем, что их социаль­но-экономическое, общественно-политическое положение, ду­ховный мир находятся в стадии становления.

Монотеизм (от греч. monos — один и theos — Бог) — едино­божие — религия, основанная на вере в единого Бога, в проти­воположность политеизму исключающая существование других богов. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христи­анство, ислам.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) — феномен чело­веческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого — утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни.

Содержание морали составляет система принципов и норм (см. Норма морали), которые способны оказывать духовное воз­действие на поведение людей, определяют идеал человечности, гуманности, гуманистическую перспективу развития общества.

Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие пос­тупали по отношению к тебе (другой вариант: не делай другому того, чего себе не желаешь).

Требования морали распространяются на всех людей, не до­пускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и ре­гулирует поведение людей во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, в семейных, во внутригрупповых, в международных, в межнациональных отношениях. Она содер­жит в себе то общее, изначальное, что составляет основу духов­ности, культуры (во всех ее проявлениях) и делает возможным само существование человека и общества.

Основными понятиями, с помощью которых наука о мора­ли — этика — объясняет наиболее важные свойства морали, яв­ляются «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» (в противо­положность понятию «зло») показывает, что мораль нацелена на идеал человечности; понятие «долг» отражает императивный (по­велительный) характер морали; понятие «совесть» указывает на глубоко внутреннюю, личностную природу морали, моральной оценки и самооценки.

Мораль связана с другими социальными нормами (особенно с правом), но существенно от них отличается. У морали нет ка­ких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы. Моральные пра­вила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привычки, обще­ственного мнения, а главное — силой развитых в человеке убеж­дений, чувством долга, силой его личной совести. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Моральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его долж­ностью, ни с его властью, ни с его общественным положением. Он целиком зависит от его личных моральных качеств.

У морали есть свое противоречие. Моральные требования са­ми по себе очень высоки, служат образцом, идеалом поведения. Человек же — любой человек — далеко не идеален, его жизнь не­редко противоречива, в ней много дурного, вредного, нередко да­же преступного. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, понимает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправед­ливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо» и «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реальным поведе­нием, и есть основное противоречие.

И только мораль, ее идеалы помогают человеку сделать пра­вильный моральный выбор, выходить из тупика, побеждать зло в себе и вокруг себя

Налоговая политика — один из инструментов воздействия государства на экономику, меры, вносимые правительством в порядок налогообложения, направленные на обеспечение ста­бильного развития экономики, занятости населения, предотвра­щение инфляции.

Основной механизм налоговой политики — регулирование налогообложения. Если экономика страдает от высокой инфля­ции, государство увеличивает налоги, снижая тем самым эконо­мическую активность фирм и населения. В ситуации спада про­изводства и потребления государство уменьшает налоги, способ­ствуя тем самым оживлению экономики.

Наука — 1) специфическая форма человеческой деятельнос­ти, обеспечивающая получение нового знания о природе, обще­стве и мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, система­тизацию и распространение полученного знания; 2) процесс построения системного образа реальности; 3) система теоретичес­ких знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующа­яся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов.

Наука как система включает ученых с их знаниями и способ­ностями, квалификацией и опытом; научные учреждения, экспе­риментальное и лабораторное оборудование; методы научного ис­следования, понятийный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму имеющихся знаний, выступающих в качестве предпосылки, средства или результата научного производства. Современное научное знание представлено совокупностью точ­ных, естественных, гуманитарных и социальных дисциплин. На­учное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность.

Наука как самоорганизующаяся система наиболее активно развивается в периоды научных революций.

Наука является частью мировой и национальной культуры. В пространстве культуры она наиболее тесно взаимодействует с тех­никой, философией, религией.

Современная наука активно взаимодействует с социально-по­литическими институтами, благодаря чему происходит формиро­вание мирового научного сообщества.

Наука об обществе — система дисциплин, исследующих различные стороны общественной жизни. Эта система обеспечи- iiiioT в своей целостности научное понимание возникновения, функционирования и развития общества. Общественные науки, являющиеся составной частью духовной культуры, развивались на основе дифференциации (разделения) социальных знаний, обусловленной потребностями изменяющегося общества. К числу общественных наук относятся, в частности, история, эко­номика, правоведение, этика, эстетика, политология, психо­логия, социология, демография, этнография, культурология, ре- нигиоведение, антропология.

Эти науки (нередко их называют социально-гуманитарными) имеют общей целью увеличение и систематизацию знаний о че­ловеке и обществе (т. е. о человечестве в его временном и прост­ранственном единстве).

Общественные науки имеют большое значение в исследова­нии прошлого и современного развития общества и его перспек­тив, в выработке гуманистических ценностных ориентиров че­ловека и гражданина.

Научное познание — высший уровень познавательной дея­тельности, обеспечивающий создание теоретических знаний в обществе. Научное познание существенно отличается от обыден­ного.

Результаты научного познания — знания, представленные в общепринятых формах научной деятельности (понятие, сужде­ние, умозаключение, гипотеза, теория, анализ конкурирующих теорий или гипотез, система теорий и др.).

Научное познание отличает стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, какой он есть, вне человека и незави­симо от него, что достигается применением специальных при­емов (техник и методологий), требующих особой подготовки, навыков и сочетания личных качеств (наблюдательность, после­довательность, терпеливость, добросовестность, критичность, пытливость, страсть к приобретению новых знаний и др.) (см. Наука).

Научно-техническая революция (НТР) — это резкий ска­чок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы). Он вызван коренны­ми изменениями в системе научных знаний, превращением нау­ки в середине XX в. в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и ус­луг).

В НТР выделяют два этапа. 1-й этап (1950—1970-е гг.) свя­зан с автоматизацией производственных процессов, 2-й этап (с

конца 1970-х гг. по настоящее время) связан с развитием микро­электроники, широким использованием компьютеров, прогрес­сивных технологий, включая биологические.

Основные направления НТР: автоматизация и компь­ютеризация производства; внедрение современных информаци­онных технологий; разработка биотехнологий и новых конструк­ционных материалов; освоение новых источников энергии и из­менения в средствах коммуникации и связи.

НТР радикально меняет положение человека в процессе про­изводства: он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Изменяется харак­тер труда в направлении его усложнения; повышаются требова­ния к квалификации и образованию работника. В то же время обостряются проблемы занятости населения. С НТР связаны и экологические проблемы (см. Глобальные проблемы).

Национальная политика — одна из сфер политики, совокуп­ность мер всех ветвей власти, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противо­речий в сфере национальных отношений. Национальная полити­ка различается по целям, направленности с учетом приоритетов политики государства. Цели, направленность антигуманной то­талитарной политики — отстаивание так называемой этнической «чистоты», разжигание расовой ненависти, насилие в интересах господства своего государства. Эти цели реализуются законами, организацией и поощрением соответствующего группового пове­дения. Фашизм — наиболее человеконенавистническое выраже­ние этой антидемократической политики.

Цели и содержание демократической национальной полити­ки — законодательное закрепление уважительного отношения к людям всех национальностей, этносов, к их самосознанию, са­мобытности, создание наиболее благоприятных условий для сво­бодного развития всех народов, согласование национальных ин­тересов, предупреждение и гуманное разрешение межнациональ­ных конфликтов. Государство, демократические партии способ­ствуют тому, чтобы эти цели разделялись населением страны. На­циональная политика целостного многонационального Российс­кого государства основывается на Конституции РФ, общечело­веческих нормах международного права.

Основные принципы государственной национальной полити­ки в РФ таковы: равенство прав и свобод человека и граждани­на независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и обществен- 11мм объединениям; запрещение любых форм ограничения прав гражданина по признакам социальной, расовой, национальной, я пиковой или религиозной принадлежности; сохранение истори­ческой целостности РФ, равноправие всех субъектов РФ, гаран- ш)| прав коренных малочисленных народов; право каждого граж­данина определять и указывать свою национальность; содействие развитию национальных культур и языков народов РФ; своевре­менное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; за­прещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; защита прав и ин­тересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественни­ков, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и разви­тии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с родиной в соответствии с нормами международного права.

Нация (от лат. natio — народ, племя) — одно из наиболее сложных обществоведческих понятий, обозначающее историчес­ки сложившуюся устойчивую общность людей, образующуюся в процессе формирования единой экономической жизни, террито­рии.

Это понятие имеет два значения: 1) нация как этнокультур­ная (этносоциальная) общность с единым языком, культурой и исторической памятью; 2) нация как политическая общность, граждане одного государства.

Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности. Основное внимание уделяет­ся признакам, отличающим нацию от исторически предшество­вавшей ей народности. К ним относятся: унификация (ликвида­ция различий) языка, развитие национальной культуры и искус­ства:, формирование социальной структуры общества, соот­ветствующей эпохе научно-промышленного развития.

Необходимость — философская категория (понятие), выра­жающая объективные связи реального мира с точки зрения их внутренних особенностей (структуры, определенных закономер­ностей).

Необходимость — это то, что обязательно должно произойти в данных условиях, т. е. то, что неизбежно. Необходимости в фи­лософии противостоит случайность (эти понятия употребляются, как правило, в паре). Случайность — это то, что может быть и не быть, может произойти так или иначе под воздействием не­предвиденных обстоятельств

Ноосфера (от греч. noos — разум и sphaira — шар) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная дея­тельность человека становится решающим фактором ее разви­тия; качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии природы и общества.

Норма морали (см. Мораль) — правило поведения, строго и конкретно предписывающее человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать.

Понятие «моральные нормы» нередко употребляют в широ­ком смысле, имея в виду как собственно нормы (конкретные пра­вила), так и принципы морали. Следует уточнить, что принци­пы морали (гуманность, справедливость, взаимность, милосер­дие, великодушие, терпимость и др.) — это исходные положения, на основе которых строится вся мораль, все моральное поведе­ние человека. Они раскрывают содержание морали в обобщен­ном виде, дают человеку основные направления его поступков и служат опорной базой для частных, конкретных правил поведе­ния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.