КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модерн. 4 страница
Нормы морали (или заповеди морали) — это и есть частные правила, которые абсолютно определенно, в императивной (повелительной, категорической) форме предписывают человеку общеобязательный порядок поведения: «уважай старших», «не убивай», «не лги», «не воруй», «не завидуй», «не клевещи», «относись к другому по-братски» и т. д. Вместе с тем при всей своей конкретности и строгости нормы морали лишь образец должного поведения, идеальное руководство моральной деятельностью. Реальное осуществление моральных норм требует от человека больших личных усилий, особой душевной энергии, свободного творчества и, конечно, мужества. Только собственные сознательные действия позволяют человеку без всякого принуждения, самостоятельно и свободно применить всеобщее правило к какой-либо своей личной жизненной ситуации. Такое умение вырабатывается путем воспитания и беспрерывного самовоспитания. Норма права — это общеобязательное правило, установленное государством и обеспеченное его принудительной силой. Нормы права регулируют взаимоотношения как отдельных лиц, так и организаций. Нормы права наделяют субъектов права юридическими (закрепленными в законе) правами и обязанностями. Регулирующая роль нормы состоит в том, что субъект права действует в соответствии с ее (нормы) предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения. Нарушение ее требований вызывает необходимость государственного принуждения (т. е. необходимость заставить правонарушителя исполнять требование нормы) путем применения силы правоохранительных органов. Норма права — это изначальная, «элементарная частица», «первокирпичик» системы права данной страны. Нормы права различают в зависимости от отраслей права: нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права и т.д. Нормативно-правовой акт — главный источник (или форма) права в правовой системе', официальный документ, который создается компетентными (обладающими соответствующим правом) государственными органами и содержит общеобязательные правовые нормы. Различают два основных типа нормативных актов: 1) конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные); 2) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и др.). Нормативно-правовые акты обладают различной юридической силой. Юридическая сила правовых актов определяется тем, какой из компетентных государственных органов их издает.00 О Образ жизни — изменяющаяся совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей (индивида, социальной группы, общества в целом), свойственная исторически конкретным социальным отношениям (например, образ жизни современного российского общества). Термин «образ жизни» характеризует деятельность и положение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политической и культурной жизни, а также межнациональные отношения, материальное благосостояние, социальное обеспечение, здравоохранение, образование. Образование — профессионально организованный процесс приобщения личности к ценностям и нормам культуры данного общества. С5 Элементами системы образования являются: сеть образовательных учреждений (государственных и негосударственных), специфические социальные общности (например, педагоги, учащиеся), учебный процесс как особый вид деятельности, совокупность средств и технологий Образование как социальный институт выполняет функции выявления и развития интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности (гуманистическая функция); подготовки квалифицированных специалистов (профессионально- экономическая функция); гражданского обучения и воспитания (социально-политическая); подготовки личности к жизни и взаимодействию в обществе (адаптационная функция). Образование традиционно подразделяется на общее (начальное, основное, среднее), профессиональное (начальное, среднее, высшее специальное, послевузовское повышение квалификации) и дополнительное. Причем на более низких ступенях обучения решаются преимущественно задачи общего образования — просвещение, а на более высоких — профессионального: введение обучаемого в действующую систему разделения труда, усвоение им специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере. В связи с переходом современного человечества в постиндустриальную фазу развития возрастает роль образования, причем актуальным становится непрерывное образование, т.е. в различных формах продолжающееся всю жизнь человека. Общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми. Общение включает, как минимум, три различных процесса: •обмен информацией, ее уточнение, обогащение; •обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия; •восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения. Иными словами, можно сказать, что общение включает обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию поведения. Различают познавательное, деловое и интимно- личностное общение. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.). Общение играет важную роль в личных и деловых отношениях людей. В общении человек самовыражается, т. е. обнаруживает свои индивидуальные особенности. Можно увидеть проявле- имя его общей культуры, характера. Не случайно все чаще говорят о необходимости обучения искусству общения. Специалисты в этой области разработали специальные приемы и средства развития способностей и навыков общения, а в ряде случаев его корректировки. Общественное сознание — процесс осознанного восприятия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношение социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям общественной жизни. Общественный прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — развитие общества, характеризующееся его совершенствованием в ходе исторического развития, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершенного к более совершенному. Общественный прогресс является обобщающим, комплексным показателем главного направления развития экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что происходящие в обществе изменения могут носить разнонаправленный характер: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Общество — исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения', часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная. Наука рассматривает общество как целостную, относительно устойчивую и вместе с тем динамичную систему социальных связей, отношений между большими и малыми группами. Эта система состоит из отдельных взаимосвязанных частей — подсистем. Важнейшими подсистемами являются сферы жизни общества. В более узком смысле различают: — исторический этап развития общества (например, первобытно-общинное общество, индустриальное общество); — совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (например, английское общество, татарское общество); круг людей, объединенных общностью происхождения, положения (например, дворянское общество); — круг людей, имеющих общие интересы, в том числе профессиональные (например, спортивное общество, общество врачей-хирургов). Объективная истина — достоверное знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества). Обыденное (повседневное) познание — одна из ступеней познавательной деятельности, в основе которой лежат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники получения истинного знания. Относительная истина — показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях. Знание всегда имеет относительный характер, так как мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии. Относительность истины обусловлена уровнем развития научного познания и практики и является составной частью процесса движения к постижению абсолютной истины. Отношения — особые связи человека с окружающим миром; в более широком смысле — взаиморасположение различных объектов и взаимозависимость их свойств. Отношения бесконечно разнообразны. Можно назвать пространственные и временные отношения, причинно-следственные отношения, отношения части и целого, формы и содержания и др. Особый тип отношений составляют общественные отношения — взаимосвязи между группами людей, занимающих разное положение в обществе, различающихся образом жизни. Когда говорят о социальных общностях, то различают классовые, групповые, национальные, семейные отношения. Когда говорят о той или другой деятельности, то различают производственные, учебные отношения и т. п. Взаимосвязи между людьми в группах характеризуют межличностные отношения. Отношения межличностные — взаимосвязи между отдельными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Среди межличностных отношений выделяют деловые, или официальные, и личные (знакомства, приятельские отношения, товарищеские отношения, дружеские отношения). Отношения общественные — многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их в процессе практической и духовной деятельности людей. Общественные отношения условно разделяют на отношения материальные и духовные. Материальные отношения (производственные, экологические и др.) возникают непосредственно в ходе практической деятельности человека независимо от его сознания. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и раз- пития. Духовные отношения (идеологические, политические, правовые, нравственные, художественные, философские, религиозные и др.) складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовных ценностей. Они являются условием культурного развития общества. Материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества. Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Отрасль права — составная часть системы права, ее самое крупное подразделение, представляющее собой совокупность норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений. Так, например, сферу отношений, связанных с государственным устройством и правовым положением человека, регулирует конституционное право; сферу трудовых отношений — трудовое право; сферу семейных отношений — семейное право и т. д. В нашей стране система права включает около 30 отраслей. Все они по характеру действия могут быть классифицированы на: 1) отрасли материального права (конституционное, гражданское, административное, семейное, трудовое и др.); 2) отрасли процессуального права, содержащие правила применения норм материального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и др.). Отчуждение — категория, описывающая парадоксальность человеческого существования, жизненные ситуации и состояния, в которых человек становится чужд своей деятельности, ее условиям, средствам и результатам. В истории философии и обществоведения наблюдалась смена различных социальных концепций отчуждения. Наиболее широкую известность приобрела концепция отчуждения, принадлежа щая К. Марксу. Он рассматривал отчуждение как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других людей. Иными словами, К. Маркс трактовал отчуждение как отношение собственности. На последующих этапах общественного развития остроту приобретали другие аспекты отчуждения, например утрата человеком духовности в условиях «машинизированного мира», экологические и другие проблемы. Охлократия (греч. ochlos — толпа, чернь и kratos — власть) — власть толпы, которая руководствуется низменными страстями, творит насилие и беззаконие.
ППедагогика (от греч. paidagogike teachne — «детоводческое» мастерство) — отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательного процесса в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. Как социальная наука педагогика входит в систему гуманитарного знания, поскольку непосредственно обращена к человеку. Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — многообразие во всех сферах жизнедеятельности общества и человека: плюрализм взглядов, точек зрения, позиций, мнений; плюрализм форм собственности и т. д. Политический плюрализм, в частности наличие многопартийности, характеризует уровень демократических преобразований и предполагает утверждение в обществе терпимого, уважительного отношения к оппонентам (см. То- лерантност ь). Поведение — 1) процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой; 2) целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. Источник поведения — потребности живого существа. Термин «поведение» применим как к отдельным индивидам, так и к их совокупностям. Например, можно говорить о поведении животных того или другого вида, о поведении определенной социальной группы, о поведении конкретного человека. Поведение человека всегда обусловлено особенностями его шчности и общественными процессами. Оно зависит от его индивидуальных качеств, характера взаимоотношений с окружающими (в том числе группами, членом которых он является), от социальных норм, ценностей, правил и др. Поведение человека может быть сознательным и неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным (отклоняющимся). Поведение человека изучается психологией, социологией. Поведение отклоняющееся — тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе социальным нормам, ценностям и ожидаемым образцам поведения. Как правило, под отклоняющимся поведением подразумевают: — правонарушения; — уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение. Совершению правонарушений нередко предшествует аморальное поведение человека, т. е. такое поведение, которое нарушает те или иные нравственные нормы данного общества. Примером аморального поведения может быть пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений. Входя в привычку, такое поведение зачастую приводит и к совершению правонарушений. Преступное поведение отдельного человека объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. К результатам неправильного развития могут быть отнесены дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенности характера, эмоциональной, волевой сферы личности и др. Первые проявления отклоняющегося поведения нередко наблюдаются в подростковом возрасте. Они могут объясняться недостаточным интеллектуальным и волевым развитием, отрицательным влиянием ближайшего окружения (семьи или приятелей). Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительности, против кажущейся несправедливости. Вместе с тем следует понимать, что отклоняющееся поведение подростков в значительной степени определяется недостатками воспитания. Они могут привести к образованию устойчивых личностных психических свойств, способствующих совершению аморальных и противоправных поступков. Каждый человек выполняет множество ролей в обществе. Например, женщина может быть женой, матерью, учительницей, музыкантом, членом профсоюза, избирателем. Среди группы статусов выделяется главный — наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди. Главный статус чаще всего определяется местом работы, характером деятельности (директор, профессор, инженер, школьник и т. п.). Различают предписанный статус и статус достигнутый. Предписанный — статус, получаемый на основе принадлежности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей. Достигнутый — это статус, приобретаемый индивидом благодаря его собственным усилиям и требующий от него определенных индивидуальных способностей, знаний, труда, квалификации, образования и т. д. Социальный статус хотя и связан с оценкой положения индивида или социальной группы («ниже», «выше», по уважению, привлекательности), однако не определяется произвольно. Кто имеет более высокий статус — профессор университета или главарь мафии, зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей, от культуры конкретного общества. Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) — наука о законах становления, развития, функционирования общества в целом. Она рассматривает общество как социальный организм, как органическое единство экономической, социальной, политической и духовной сфер, развивающихся благодаря социальной деятельности людей. Социология изучает общественную деятельность людей, возникающие в ее процессе социальные отношения во взаимосвязи и взаимодействии материальной и духовной сторон жизни. Ученые-социологи проводят социологические исследования, делают теоретические обобщения, определяют основные направления общественного развития. Социология насчитывает более 40 специализированных отраслей, численность которых продолжает расти. Социум — одно из ключевых понятий обществоведения, обозначающее социальную среду, социальный мир. Употребляется в нескольких значениях: 1) общество как единая социальная система; 2) разновидность человеческой общности (род, община, полис, поселок, землячество и др.); 3) социальное окружение человека; среда, предоставляющая необходимые материальные условия для духовного роста личности, удовлетворения ее куль- ivpiibix потребностей; среда, в которой человек вовлечен во все пмды общественных связей (производственных, политических, религиозных и т. д.). Специализация производства — сосредоточение основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров, услуг. Способности — индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности. Различают общие (интеллектуальные) и специальные (условие выполнения определенной деятельности — музыкальной, сценической, литературной и др.) способности. Способности нельзя свести просто к знаниям, умениям или навыкам. Они проявляются в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и качественно, легко и прочно осваивает ту или иную деятельность. Способности личности могут изменяться, развиваться. В • вязи с этим их рассматривают и как предпосылку успешного хода деятельности человека, и как продукт его деятельности. В)i ом состоит взаимосвязь способностей человека и его деятельности. Ученые полагают, что развитие способностей происходит на основе врожденных задатков ребенка. Такими задатками могут (>ыть музыкальный слух, память и т. п. Для того чтобы задатки развились в способности, требуются определенные социальные условия. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-ли- бо деятельности могут лежать различные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успехов в различных видах деятельности. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями «талант» (получение оригинальных, совершенных и общественно значимых продуктов деятельности) и «гениальность» (осуществление принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества). Средства массовой информации (СМИ, масс-медиа) —организационно-технические комплексы, которые обеспечивают систематический сбор, оперативную передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. СМИ свойственна оперативность, массовость (значительные тиражи печатных изданий, широкая аудитория электронных СМИ), периодичность воздействия на потребителей информации. К СМИ относят: периодическую печать — газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени; телерадиовещание — радио, телевидение, видеопрограммы; цифровые издания на компакт-дисках; информационные агентства; массовые периодические рассылки (более 1000 адресатов) с использованием телекоммуникационных сетей (Интернет, SMS, MMS и др.). Одни исследователи не относят к СМИ Интернет (блоги, форумы, конференции и т. п.). Другие, наоборот, включают в СМИ не только Интернет, но и кинематограф и шоу-бизнес. Поскольку СМИ охватывают огромную аудиторию и являются основным источником информации, они оказывают серьезное влияние на формирование общественного сознания. Субкультура — относительно самостоятельное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственными ценностями, обычаями, нормами. Субкультуры создаются отдельными социальными группами (например, детская субкультура, этническая субкультура, субкультура хиппи, профессиональная субкультура и т. п.) и отражают в определенной мере социальную структуру общества. Основой субкультуры могут стать образ жизни, религиозные или политические взгляды, музыкальные или спортивные пристрастия. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от ценностей господствующей культуры. Субъект права — лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять установленные законом права и обязанности. «Лицо» на юридическом языке — это отдельный гражданин или организация — государство, государственное учреждение, государственное или частное предприятие, муниципальная или общественная организация — словом, к данному понятию относятся все те, кто способен иметь и осуществлять права и обязанности, установленные законом. Судьба — констатация неотвратимости событий, явлений, поступков в жизни человека или народа. Особенно широко этот термин представлен в мифологическом сознании. В современном обыденном сознании термин «судьба» употребляется в нескольких значениях: ход жизненных событий, не зависящих от воли человека; доля, участь; законченная история (кого-то, чего-то); то, что произойдет в будущем. Сущность — главное содержание предмета или явления. Сферы жизни общества — это составные части общества, отражающие его структуру, совокупность деятельности людей, отношения между ними. Наука рассматривает общество как систему, сферы же являются подсистемами (частями) общества. Экономическая сфера включает производство, финансовые учреждения, обмен, распределение и потребление, отношения людей в этих процессах деятельности. Социальная— охватывает классы, социальные группы, этносы, различные отношения в обществе (например, национальные, семейные), образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты, основной задачей которых является забота о пенсионерах и малоимущих. Политическая — включает политику, государство, право, отношения между этими структурами и отношения людей к этим структурам. Духовная— охватывает мораль, науку, религию, образование, искусство, культуру в различных их проявлениях и организациях, творческую деятельность людей, их отношения в процессе создания, распространения, сохранения и усвоения духовных ценностей. С6 Все четыре сферы тесно взаимосвязаны (влияют друг на друга). Так, развитие экономической сферы прямо влияет на процессы в сфере социальной; правовые отношения охватывают все сферы общественной жизни. Нередко одно и то же учреждение по роду деятельности фактически относится к нескольким сферам: например, государственные учебные учреждения в своей подчиненности по финансированию относятся к социальной сфере, а не образовательно-воспитательной, как считают многие, однако в целом их деятельность соотносится со сферой духовной. Т "Талант (от греч. talanton) — выдающиеся способности, одаренность в какой-либо области (художественной, научной, политической и др.). Творчество — создание, открытие, изобретение новых духовных или материальных ценностей. Это целенаправленная деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неизвестное. Она отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Существует точка зрения, что творческие способности присуши любому человеку, — необходимо лишь суметь раскрыть их и развить. Творчество предполагает наличие у личности интересов, способностей, знаний, умений, благодаря которым создается новый, оригинальный, уникальный продукт. При этом не всегда прослеживается прямая связь между школьными оценками — двойками или пятерками — и развитием творческих способностей. На первый взгляд процессы творческой деятельности могут показаться спонтанными, т. е. самопроизвольными, неуправляемыми. Однако специалисты нашли возможности изучать процесс творческой деятельности. Они подчеркивают важную роль развитого воображения, интуиции, неосознанных компонентов умственной активности, а также потребности людей в раскрытии и реализации своих созидательных возможностей в процессе творчества. Оптимальная стратегия творчества требует сочетания чрезвычайной- целеустремленности, последовательности, трудолюбия и способности взглянуть на проблему по-новому, поддаться интуитивному порыву. Комбинация из целеустремленности и умения преодолеть косность (консервативность) мышления — вот зерно, из которого рождается всякое творчество. Специфика творчества обусловлена той сферой культуры, в которой оно протекает. Например, творчество может иметь место в таких сферах, как производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др. Каждая сфера обусловливает своеобразие процессов творческой деятельности. Новизна, свойственная творческой деятельности, может быть объективной и субъективной. Объективная новизна свойственна деятельности конструкторов, ученых, изобретателей, композиторов, писателей (изобретение новых приборов, открытие новых законов, создание новых литературных или музыкальных произведений и т. п.). Субъективная новизна характерна для индивидуальной мыслительной деятельности, в ходе которой человек открывает то, что было открыто до него, но ему не было известно. С этой точки зрения учебный процесс может быть творческой мыслительной деятельностью. С развитием кибернетики начались попытки моделирования процесса творчества. Однако формализовать (строго конкретизировать) все составляющие этого сложного процесса не представляется возможным. Тинейджер (англ. teenager) — подросток, юноша или девушка в возрасте 13—19 лет. Употребляется в двух значениях: 3) подчеркивается переходный возраст представителей этой возрастной группы; 4) указывается на принадлежность к молодежной субкультуре. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — в общест- иоведческом смысле — 1) терпимость к другим мнениям, верованиям, поступкам, поведению, образу жизни, обычаям, чувствам; 2) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Выражение «проявление толерантности» означает отсутствие нетерпимости, стремление выслушать и понять другую точку зрения, требование, позицию; способность сострадать [ I сорадоваться другому, готовность всегда идти с другим на кон- I акт и т. п. Толерантность как искусство жить с непохожими людьми, как признание субъектом безусловной ценности другого, отличного от него, субъекта является нормой жизни в мире гармоничного многообразия. Толерантность имеет и свои пределы. Они связаны с существующими в данном обществе нравственными, правовыми, политическими и иными нормами, которые необходимо соблюдать. Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни людей; процесс преобразования природы с целью производства материальных благ. В технологическом отношении труд — соединение профессионально подготовленной рабочей силы со средствами производства. С точки зрения экономической труд — осознанная, общепризнанная целесообразная деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства. Это один из основных факторов производства. Труд является необходимым условием существования общества. Трудовое право — отрасль права, регулирующая труд наем- пых работников на предприятиях, в учреждениях, организациях. 1'егламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда', отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда. Основные источники трудового права — Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и другие законодательные акты. По некоторым
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |