Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема синтеза искусств в модерне




Синтез предусматривает конфликт различных видов искусств. Синтез чаще всего пользуется принципом мифологизации. Создается условный мир, обладающий своим измерением, своими внутренними законами. Первые теоретически осмысленные постулаты синтеза возникли в эпоху, которую можно назвать протомодерном. Их провозгласили немецкие романтики. Они считали, что в ту эпоху, когда они творили, человек утратил органичность, цельность: жизнь и искусство отделились друг от друга. Надо восстановить синтез искусства и жизни, искусства и человека. Путь к этому восстановлению видели в синтезе искусств.

Именно в период романтизма в начале XIX столетия стали много говорить и писать о сближении разных видов искусств с музыкой, стали зарождаться идеи цветомузыки, которым суждено было особенно сильно развиться в эпоху модерна, о театре как возможной основе для нового синтеза, что было подхвачено поздними романтиками, а затем символистами рубежа столетий.

Готфрид Земпер, акцентировал внимание на создании предметно-пространственной среды, что в будущем оказалось характерным для модерна. Показательно, что Земпер придавал особенно большое значение прикладным искусствам, считая, что их развитие опережает развитие архитектуры. Эту же идею создания организованной эстетической среды развивал и Уильям Моррис. Большое место он отводил архитектуре, которой, по его мнению, предстояло в новых условиях организовать все внешнее окружение жизни человека.

Предпосылкой стал универсализм художника достигший такого уровня, какого он не достигал, пожалуй, никогда. Художник понимал сущность смежных видов искусства. Это давало ему возможность правильно решать проблемы их взаимодействия. Идея синестезии. И поэты, и живописцы стремились уподобить поэзию и живопись музыке. В искусстве модерна часто осуществляются замыслы, объединяющие разные виды искусства — архитектуру, живопись, скульптуру, витраж, предметы прикладного творчества; широкое развитие получает монументальная живопись.

Количество произведений монументальной живописи чрезвычайно велико. Как правило, особняки, общественные сооружения, даже деловые здания украшаются живописными панно, мозаикой, темперной росписью, живописью на стекле.

В 1899—1903 годах Климт в Вене сделал для университета большие панно с аллегорическими изображениями медицины, философии, юриспруденции, вызвавшие скандал профессуры из-за непривычных и, как казалось, непристойных для официального учреждения обнаженных фигур, введенных в композицию. Довольно часто выступал как монументалист Фердинанд Ходлер. Эти большие многофигурные сцены весьма показательны для монументальной живописи позднего модерна.

Один из лучших образцов настенной живописи Ар Нуво принадлежит Одилону Редону — росписи библиотеки аббатства Фонфруад (1911). В них использованы любимые мотивы художника к которым он обращался на протяжении всего своего творчества (деревья с золотыми опадающими листьями, квадрига лошадей, скачущих на фоне фантастического пейзажа, голубые горы и дали). Эти росписи органично включены в интерьер: живопись Редона легка, прозрачна, отличается мягкостью, музыкальностью.

Художники модерна свято чтили плоскость стены, никогда не рисковали ее нарушить. Живопись, по их мнению, не может находиться в конфликте с архитектурой. Мастера монументальной живописи модерна чаще всего избегают пространственных решений. Поэтому так акцентируется линейный контур, который "привязывает" фигуру или предмет к плоскости, скрадывается перспектива, а пространство подчас разворачивается не в глубину, а вдоль плоскости холста. Таким образом, в модерне господствует стилизаторское понимание пространства.

Живописцы модерна стремятся "подладиться" под архитектуру, войти в бесконфликтное сосуществование с ней, перенести акцент на организацию окружающей среды.

Сближение разных видов, вхождение их друг в друга ведет подчас к их превращению друг в друга. Это превращение, взаимозамена архитектуры, скульптуры, прикладных предметов, живописи становится отличительной чертой модерна. В модерне взаимоимитация разных видов искусства достигает высшей точки. Тенденция взаимозаменяемости видов искусства, взаимной имитации является одной из существенных особенностей формообразования модерна.

Ряд ограниченных сторон модерна и, в частности, отсутствие сверхзадачи, большой идеи определили невозможность "большого" синтеза. В связи с синтезом рубежа веков следует поставить и еще одну проблему — новообразований в искусстве, возникновения новых форм художественного творчества на почве тяготения друг к другу отдельных видов. Появились опыты в области цветомузыки, которая, правда, в течение всего XX столетия оставалась областью нереализованной, не давшей каких-то существенных эстетических результатов. Но все же цветомузыка вышла из стадии мечтаний и проектов, на какой она была в период раннего романтизма, и перешла в практическую сферу. Новые возможности синтеза искусств предложил и возникший в 1895 году кинематограф.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.