КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функционализм и структурализм
Б. Малиновский: магия, наука (рациональное овладение окружающим миром) и религия в жизни и практической деятельности людей. Социальная функция магического ритуала. Религия как институт культуры: социальная функция ритуалов жизненного цикла; смерть и реинтеграция группы. Священная традиция (мораль, вера, миф) и преодоление кризисных ситуаций. Полемика с Дюркгеймом. А.Р. Рэдклифф-Браун: религия и общество. Социальные санкции и табу. Религия и мораль. К. Леви-Строс. Структуралистский анализ мифа, магии, тотемизма и первобытных классификаций. Литература: 1. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 19-91. 2. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Гл. 6, 7, 8, 11; 3. Леви-Строс К. Магия и религия// Структурная антропология. М., 1983. Гл. IХ-ХII; Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов // Первобытное мышление. М., 1994. С. 355-369. Темы для рефератов и обсуждения: 1. Социальный смысл ритуалов очищения (по работе М. Дуглас «Чистота и опасность». М., 2000). 2. Теория магии (по работе М. Дуглас «Чистота и опасность». М., 2000. Гл. 4 «Чудеса и магия»). 3.Три функции богов в религиях индоевропейских народов (по работе Ж. Дюмезиля «Верховные боги индоевропейцев». М., 1986). 4. Социология религии и этнология (К. Леви-Строс «Предисловие к трудам Марселя Мосса» // М. Мосс. Социальные функции священного. СПб., 2000. С. 409-434). 1.5. Религия как символический медиум Э. Лич: Религия и коммуникация: логика взаимосвязи символов; миф и ритуал; теория магии и колдовства; логика жертвоприношения; религиозное мировоззрение /космология/ и религиозная этика. К. Гирц: Религия как культурная система. Религиозное мировоззрение и этос. Р. Белла: Религия как символическая система, формирующая человеческий опыт. Типология религии. Литература: 1. Лич Э. Культура и коммуникация. М., 2001. 2. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.Часть III. Гл. 4-6. 3. Белла Р. Социология религии //Американская социология. Проблемы, перспективы, методы. М., 1972. С. 265-281 // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 190-194. 4. Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005. Разд. IV. С. 54-75. Темы для рефератов и обсуждения: 1. Ритуал как символическое действие, создающее социальную реальность (по работам: В. Тэрнер. Символ и ритуал. М., 1983 и М. Дуглас. Чистота и опасность. СПб., 2000. Гл. 4). 2. Гадание и его символика (по работе В. Тэрнера «Символ и ритуал». М., 1983). 3. Миф и общество: функция мифа (по работе Р. Кайуа «Миф и человек». М., 2003). 4. Религия и мораль (по работе Н. Лумана «Медиа коммуникации»). 5. Р. Барт – теория мифологии (Р. Барт. Мифологии. М., 1996). 6. П. Бурдьё. Генезис и структура поля религии // Социальное пространство: поля и практики. СПб., 2005. С. 7-74. Тема 2. Теории религии в постклассической социологии 2.1. Теория религии Т. Парсонса. Роль религии в легитимации нормативной системы и интеграции общества, ее функции в системе «поддержания образцов». Концепция «неоэволюционизма»: религиозные корни системы современных обществ; религия как символическая система; типы религиозно-символических систем (Р. Белла). – Религиозные основы «досовременного» западного общества – христианская культура и ее мирские элементы. – Раннее христианство в его отношении к секулярному миру; дифференциация христианской церкви от мирского общества; учение Августина о «граде людском» и «граде Божьем»; превращение христианства в государственную религию; разделение восточной и западной ветвей христианства. Монастырское движение. Христианство как «рассадниковое движение» с потенциальными возможностями для будущего социального развития. – Христианство и средневековое общество. Социальная структура церкви как основной мост между древним и современным западным обществом. Города как главные центры возникающей рыночной экономики. Теологический синтез средневековой культуры. Культурные основы важнейших социальных и политических инноваций. – Ренессанс и Реформация. Секуляризация как сдвиг христианского сознания к признанию светского мироустройства и светской культуры (искусства, науки, права, этики). Реформация как эпоха радикальных культурных перемен. Лютеранство и кальвинизм как религии нового типа – раннесовременного (Р. Белла). Литература:
Дополнительная: 1. Парсонс Т. О структуре социальных действий. М., 2002. 2. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. Темы для рефератов и обсуждения: 1. Религиозные убеждения (по работе Т. Парсонса «О социальных системах». М., 2002. Гл. 8. Разд. Системы религиозных убеждений. С. 496-517). 2. Является ли религиозное согласие необходимым условием стабильного ценностного согласия на социетальном уровне? (по работе Т. Парсонса «О социальных системах». М., 2002. Очерк социальной системы. С. 616-622).
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |