Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Религия в контексте социокультурной трансформации российского общества




Тема 8. Религия в постсовременном мире

– Место религии в постсекулярном плюралистическом обществе. Религия и наука: притязания научного знания и религиозной веры – должно ли общество признать авторитет различных наук как обладающих монополией на мирское знание?

– Религия и светская мораль; существование религии в условиях конституционного государства, основанного на светской морали и предписанных конституцией секулярных основоположениях принятия решений.

– Религиозная свобода и толерантность. Отношения между религиями в условиях мировоззренческого плюрализма.

– Моральная коммуникация и религия в «поликонтекстном мире» (Н. Луман): почему морализирование и религия более не производят общественной интеграции?

Литература:

1. Хабермас Ю. Вера и знание // Будущее человеческой природы. М., 2002. С. 117-131.

2. Бурдьё П. «Разложение религиозного» и «Социология веры и верования социолога» // Начала. М., 1994. С.147-155 и 133-140.

3. Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005. Разд. IV (особенно с. 64-70).

4. Белла Р. Привычки сердца // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 677-699.

5. Бергер П. Еретический императив // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 339-364.

Дополнительная:

1. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003.

2. Уолцер М. О терпимости. М., 2000.

Темы для рефератов и обсуждения:

1. Условия преодоления деструктивного потенциала монотеистических религий в плюралистическом постсекулярном обществе (по работе Ю. Хабермаса «Вера и знание» // Будущее человеческой природы. М., 2002).

Религиозность в России в конце ХХ – начале ХХI вв.; отношение различных социальных слоев к религии; представления о ее месте в обществе. Религия и политика в массовом сознании. Этноконфессиональные процессы в современной России. Религия и ценностные ориентации российской элиты. Религиозная тема в российских масс-медиа. Новые религиозные движения 1990-х гг.

Литература:

1. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России // Под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. М. - СПб., 2000.

2. Религия и идентичность в России // Сост. и отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 2003.

3. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы // Отв. ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. М., 2003.

Дополнительная:

1. Верховский А.М. Политическое православие. М., 2003.

2. Здоровец Я.И., Мухин А.А. Религиозные конфессии и секты. М., 2005.

Темы для рефератов и обсуждения:

1. Секуляризация в России (по работе Милюкова П.Н. «Очерки по истории русской культуры». Т. 2. Ч. 1. М., 1994 и Т. 3. Ч.II. М., 1995).

2. Теория секуляризации П. Бергера (по фрагменту книги П. Бергера «Священная завеса», опубликованному в издании «Дебаты о политике и культуре – Неприкосновенный запас». 2003. № 3).

7.2. В качестве оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации успеваемости используются:

1. Написание рефератов и эссе на тему прочитанных текстов (6 тыс. знаков).

2. Написание контрольных работ в форме тестов.

3. Написание итоговой письменной работы (20-25 тыс. знаков).

4. Практические занятия под руководством преподавателя по изучению методологии и методики проведения эмпирического социологического исследования.

5. Контрольные работы по лекционному курсу в виде тестов.

6. Написание реферата и выступление на семинаре с докладом на тему прочитанных текстов (6 тыс. знаков).

Итоговая аттестация по курсу – экзамен; принимается в устной форме в виде ответа на вопросы, указанные в билете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.