Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Религия и социальная стратификация. Религиозные конфликты




–Религия и социальное неравенство. Кастовая система как религиозно детерминированная система социального неравенства.

– Религиозная принадлежность и социальный статус. Христианство и социальное неравенство. «Религия бедных» и «религия богатых». Теодицея. Милленаристские движения.

– Религия и социальная мобильность. П. Сорокин о религиозном расслоении общества и «религиозных перегруппировках». Религия и «стиль жизни».

– Религия и социальные конфликты. Религия как способ разрешения конфликта между интересами общества и индивида (Э.Дюркгейм). Классовая борьба и религия (К.Маркс).

– «Борьба богов»: религия в контексте противостояния несовместимых мировоззренческих ориентаций (М.Вебер). Конфликты на религиозной почве: а) внутри религиозных групп; б) между религиозными группами. Источники религиозной нетерпимости. Религиозный фанатизм и экстремизм. Возможности религий в разрешении конфликтных ситуа­ций в борьбе за собственность и власть, в межэтнических столкновениях и национальной вражде, в межличностных отношениях. Религия в плюралистическом обществе; веротерпимость и свобода совести; толерантность как политическая, правовая и моральная категория.

Тема 9. Секуляризация как социальная реальность и социологическая теория; религия, экономика, политика, общество в современном мире

– Секуляризация как разноуровневый процесс: а) постепенное утверждение, начиная с эпохи Возрождения и Реформации, автономии культурной, интеллектуальной и экономической сферы жизни общества; б) начавшееся во второй половине ХVIII века в европейских странах и Америке освобождение политической сферы жизни общества от влияния религиозных институтов и символов; в) секуляризация на индивидуальном уровне – превращение религии в большинстве развитых стран в частное дело гражданина, дело его личных убеждений и свободного выбора.

– Социологические прогнозы «отмирания религии»: в ХIXв. – О. Конт, К. Маркс; в начале ХХ в. – возможность замены религии ее светскими эквивалентами – Э. Дюркгейм, «расколдование мира» как судьба западной цивилизации – М. Вебер; в середине ХХ в. – секуляризация как вытеснении религии из жизни общества (теории секуляризации Б. Вилсона, П. Бергера).

– Основные положения теории секуляризации: а) секуляризация как процесс, неразрывно связанный с модернизацией; б) как вытеснение религии наукой; в) как характерная черта современного образа жизни, повсеместный неуклонный спад индивидуальной религиозности и личного благочестия; в) понимание секуляризации как глобального явления, начавшегося с дехристианизации европейских стран, но распространяющееся на весь мир; г) необратимость секуляризации.

– Основные доводы критиков теории секуляризации (Д. Мартин, П. Бергер, Ж. Казанова, Д. Эрвье-Леже). Картина религиозной ситуации по данным социологических обследований населения в Европе, США, России.

– Критерии определения религиозности (Ч. Глок).

– Степень и характер влияния религии в развивающихся и развитых странах на экономику, политику, семью, образование, искусство, массовое сознание (по данным социологических исследований).

– Взаимодействие религии и политики в интерпретации М. Вебера. Концепция «симфонии властей», сложившаяся в Византии. Понятия: государственная религия, гражданская религия, отделение церкви от государства. Основные модели религиозно-политического взаимодействия в западно-христианском ареале (Д. Мартин). Понятия: папоцезарим и цезарепапизм, клерикализм и антиклерикализм. Феномен политизации религии в современном мире (использование политических средств в религиозных целях); религиозно мотивированные политические действия (в том числе – террористические акты). Специфика религиозно-политического взаимодействия в мусульманском мире.

– Новые нетрадиционные формы религиозности и новые религиозные движения (НРД). Характеристика «современного типа религии» (Р. Белла).

Признаки, характеризующие нетрадиционность новых форм религии. Новые религиозные движения. Причины их появления в середине ХХ в.

Поиск новых форм религиозной идентичности как проявление неудовлетворенности решениями глобальных проблем современности, предлагаемыми традиционными религиозными организациями, неудовлетворенности личной потребности многих людей в жизненной перспективе (желание развить свои способности, достичь здоровья и духовного совершенства, обрести бессмертие и др.). Внеконфессиональное происхождение большинства НРД как их отличие от религиозных сект. Эклектизм содержания вероучений НРД на примере движения «Новый век».

Основные разновидности НРД.

– Религия в контексте глобализации. Глобализация (в отличие от экономического «глобализма») как отношения взаимозависимости между людьми, живущими в разных точках сегодняшнего мира, появление и нарастание разнообразных транснациональных жизненных форм, и в тесной связи с этим – ослабление власти традиций, в том числе религиозных. «Детрадиционализация», разрушение традиций как негативное последствие глобализации. Фундаментализм как ответ на влияние глобализации, реакция на глобализацию и, одновременно, ее эксплуатация (Э. Гидденс). Необходимость разграничивать фундаментализм и традиционализм: фундаментализм как способ защиты традиций, отказывающийся от их рационального обоснования и диалога с современностью, ставка на насилие. Изменение роли религиозных традиций в современном обществе, необходимость обновления способов их обоснования, обновления методов религиозной самоидентификации и социальных форм религиозной жизни в условиях глобализации. Традиционные религии и проблема интеграции «индивидуализирующегося общества» (З. Бауман); солидарности, основывающейся на «ценностях, разделяемых всеми», в условиях глобализации (Э. Гидденс).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.