Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Социальные функции религии




Тема 5. Социальные формы организации религии

– Определение религиозной принадлежности в «диффузных религиях»: родовые и семейные культы, племенные, этнические и государственные религии.

– Объединения верующих: религиозная община, религиозное объединение (общность), церковь как социальный институт.

– Возникновение «организованной религии», ее характерные черты: образование иерархии, догматизация и конфессионализация. Появление религиозных организаций как результат религиозных движений и процесса институализации.

– Типология религиозных организаций: церковь – деноминация – секта – культ как «идеальные типы» способов существования религиозных групп. Социологические критерии различения церкви и секты: отношение к «миру», членство, организационная структура.

– Проблема классификации современных верующих.

– Возникновение и эволюция религиозных групп под влиянием депривации в различных ее формах. Социальный смысл религиозного сектанства как «подпольного мира» девиантных смыслов, значений, противостоящих контролю со стороны общества. Дилемма институализации религии. Религиозный универсализм и партикуляризм; экуменическое движение.

Понятие функции в социальной науке; функционализм как методологическая установка в социологии религии (Дюркгейм, Малиновский).

Основные социальные функции религии:

– компенсаторная: а) восполнение ограниченности и несовершенства социальных связей, религиозное обоснование социального конформизма (К. Маркс); б) культивирование радостного чувства социального благополучия, эйфории (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский);

– функция легитимации (К. Маркс, Т. Парсонс), «сакрализации и космизации социального порядка» (П. Бергер, Т. Лукман);

– интегративная функция: сплочение верующих на единой религиозной основе, достижение религиозной идентичности, стабилизация социальных отношений (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский) и функция дезинтеграции: разъединение членов различных социальных общностей, их противопоставление друг другу по признакам религиозных различий, религиозные конфликты, религиозные войны, расколы и распад религиозных объединений (К. Маркс, М. Вебер. Г. Зиммель, Л. Козер);

– функция смыслополагания (мировоззренческая, «рационализации» действий): выработка установок религиозного сознания, которые реализуются в поведении верующих, в религиозном культе, в религиозных движениях, и могут мотивировать расходящиеся в широком диапазоне ориентации: социально активное поведение, социальный протест, и - социальную пассивность, квиетизм; религиозный модернизм и - религиозный фундаментализм (М. Вебер, Р. Белла, Э. Фромм);

– регулятивная функция: установление для верующих ценностно-нормативной системы религиозного и общественного поведения, легитимной по причине ее сакрального происхождения (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, Н. Луман);

– функция социализации: а) «включение» индивида в общество, б) религиозное обращение, религиозная конверсия как перемена религиозной идентичности (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Г. Зиммель);

– коммуникативная функция: а) поддержание устойчивых связей между единоверцами (Э. Дюркгейм, Ч. Глок), б) коллективная память, трансляция религиозной составляющей социокультурного наследия, передача традиций (Э. Дюркгейм, Н. Луман, М. Хальбвакс, Р. Дебрэ).

Проблема функциональности и дисфункциональности религии. Р. Мертон о «латентных» функциях религии. Изменение характера и степени воздействия религии на общество на разных этапах социальной эволюции (Р.Белла).

Проблема религиозной интеграции в традиционном обществе («механическая солидарность») и в современном, функционально дифференцированном, обществе («органическая солидарность»). Проблема социальной солидарности в светском (секулярном) обществе: светские идеологии как функциональный эквивалент религии.

Тема 7. Религия и социокультурная динамика: П. Сорокин

Религия как культурная система, совокупность ценностей и норм, неотъемлемая часть общей культуры человечества. Три культурных уровня религии как эмпирического феномена: идеологический, поведенческий и материальный. Суперсистемы культуры и типы религии, формирующиеся в зависимости от их характера: чувственная, рациональная и интегральная. Социокультурная динамика как смена суперсистем. Разрушение преобладающей в Новое время чувственной системы западной культуры как сущность «кризиса нашего времени». Религия как исторически изменяющееся «миропонимание» во взаимодействии с другими компонентами социокультурной динамики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.