КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Структура религии
Содержание дисциплины Распределение часов по разделам, темам и видам занятий Структура и содержание дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы Учебная дисциплина «Социология религии» имеет объем 3 зачетные единицы – 108 академических часов. Лекции (ЛК) – 18 часов, практические занятия (ПЗ) – 18, самостоятельная работа студентов (СРС) – 36 часов, контролируемая самостоятельная работа (КСР) – 3 часа. Итоговый контроль – экзамен (36 часов). Дисциплина изучается в 5 семестре.
Тема 1. Социология религии как наука: ее возникновение, разработка исходных позиций и методологических подходов Социология религии в системе наук о религии (антропология, феноменология, психология и история религий): религия как предмет научной рефлексии. Возникновение на рубеже ХIX – XX вв. и первый этап развития социологии религии; изменения в религиозной жизни «индустриального общества» и социальный запрос на выработку системы теоретических объяснений религии на языке социологии; религия как предмет социологического изучения; теории религии К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля: проблематика и методологические подходы.Социологическое определение религии. Современная оценка классического наследия: «Генезис структуры и поля религии» (П. Бурдье). Тема 2. Социология религия: основные направления развития (20 –е гг. ХХ - начало ХХI вв.) Конфликтологические теории (Р. Дарендорф) и дисфункциональность религии. - Возникновение эмпирической социологии религии; методы получения конкретных данных о религии эмпирического характера. – Развитие классических подходов: функционализм (Б. Малиновский), структурный функционализм (Р. Рэдклифф-Браун). - Религия как система «образцов» понимания (смыслов) и социального взаимодействия (норм и ценностей) в а/ неоэволюционизме (Т. Парсонс, Р. Белла); б/ феноменологической социологии (П. Бергер, Т. Лукман); в/ теории социальной и культурной динамики (П. Сорокин); г/ теории социальных систем (Н. Луман); д/ теории коммуникативного действия (Ю. Хабермас). – Осмысление во второй половине ХХ в. причин и последствий изменившегося положения религии, ее кризисного состояния в современном обществе, упадка традиционных образов сакрального. – Реинтерпретация классического наследия в социологии религии во второй половине ХХ в. (Т. Парсонс, Н. Луман, П. Бергер, П. Бурдье). – Новое поле социологических исследований религии и новые подходы в 90-е гг. ХХ в. и начале XXI в.: религия и глобализация; процессы «религиозного возрождения» и проблема отношений между светскими и религиозными институтами; религиозный плюрализм, свобода религиозного выбора и религиозная идентичность; модернизм и фундаментализм. – Социология религии в России. – Личность и этика исследователя религии как социального феномена; требования объективности и «интеллектуальной честности» (М. Вебер). – Религиозное сознание. Священное в религиозном сознании, его эмпирическое описание и научная интерпретация; религиозный опыт: восприятие священного в качестве предмета почитания и табуированного источника осквернения; воплощение «коллективных представлений» в священном объекте как символическом выражении общества. Социальные функции священного (Э. Дюркгейм, М. Мосс). – Религиозная вера и религиозный авторитет; верования, мифы, притчи, пророчества, вероучения, религиозное мировоззрение и этос; догматика и теология. –Религиозность и религия (Г. Зиммель). Религия и повседневная жизнь. Мироощущение, мировосприятие, мировоззрение. Народная религиозность и народная этика. Повседневные религиозные практики и современные формы внецерковной религиозности. – Религия с социально-психологической точки зрения: религиозная личность; влияние религиозности на поведение, внешняя и внутренняя религиозность (Г. Оллпорт, А. Маслоу); состояние веры и молитвенного переживания, их психологические функции и биологическая полезность (У. Джемс); религиозное обращение и религиозный опыт: мистические видения, медитация, экстаз; религиозное верование как психологическое образование, факторы устойчивости веры, усиления или ослабления ее интенсивности; роль внушения и других психотехнических приемов; религиозный тип авторитарной личности (Т. Адорно); мотивация и психологические механизмы религиозного фанатизма; психологические последствия вовлеченности индивида в религиозную общину. – Психоанализ религии (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм); религия и поиск человеком смысла жизни (В. Франкл). – Религиозное действие. Религиозные практики как акты веры: ритуал; культ как регламентация религиозного поведения, обрядовых действий и слов (жертвоприношение, заклинание, молитва). – Религиозный культ как коммуникативная (знаковая) система, обеспечивающая хранение и передачу социально значимой информации через повторение, регулярное возобновление коллективного опыта и структуры коллективных представлений. – М. Вебер: 1/ религия как способ рационализации человеческой деятельности. Харизма и наделенные харизмой объекты; магия и религия; аскетизм и мистика. Сравнительный анализ мировых религий как идеальных типов отношения к миру. Хозяйственная этика мировых религий. 2/ Религия и социальное изменение. Харизма и пророчество. Протестантская этика и дух капитализма: мирская аскеза и развитие предпринимательской деятельности. – Религиозная этика и мирские сферы человеческой деятельности (политика, образование, семья, художественное творчество и др.). – «Расколдование мира». Упадок традиционных религий как симптом упадка западной цивилизации; противоречие между религией и секулярным «миром науки». – Религиозная общность. М. Вебер: религиозные типы: пророк, законоучитель, учитель этики, священнослужитель; духовенство и миряне. – Типы религиозных сообществ: «религиозное братство», пророческая община, «рутинизация харизмы» как процесс образования секты и церкви. Социальные учения христианских церквей и групп, типы религиозных сообществ: секта и церковь (М. Вебер, Э. Трельч). Верования, установки, ценности и религиозные общности (М. Рокич).
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |