Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии




Планы практических занятий

Образовательные технологии

В соответствии с теоретическим и практическим характером дисциплины «Социология религии», основными видами аудиторной учебной работы являются активные формы проведения занятий – лекции, семинары и контактные часы. Лекции составляют 50% аудиторных занятий. Контроль за изучением материалов лекций осуществляется в виде регулярных 10-минутных контрольных работ в часы семинарских занятий, состоящих из вопросов по пройденным темам.

Текущая работа студентов предполагает изучение материалов лекций и семинаров, написание краткого отчета по проведению социологического наблюдения, подготовку и защиту проекта (в виде отчета по проведенному в группе исследованию), выполнение письменных домашних работ – упражнений, кейсов, тестов и задач.

Согласно требованиям ФГОС ВПО, реализация компетентностного подхода предусматривает интерактивность курса, которая достигается посредством интерактивных методов организации учебного процесса, а также общения преподавателя и студентов не только на аудиторных занятиях, но и через Интернет – при помощи портала de.msu.ru.

По усмотрению преподавателей в рамках учебного курса в качестве внеаудиторной работы уместны встречи с представителями Министерств, религиозных деятелей, российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, экскурсии в музей, храмы и другие организации.

 

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тема 1. Предмет социологии религии. Религия с позиций классической социологии: К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер

1.1. К. Маркс: Религия как «ложное сознание» (идеология), присущее классовому обществу: «превратное сознание» как атрибут «превратного мира». Религия как «надстройка» над «экономическим базисом». «Религиозное отчуждение»: существо, причины, социальные последствия и перспектива преодоления. Социальная функция религии.

Контрольные вопросы:

1. В какой мере, по К. Марксу, религия самостоятельна и активна: «отражает» или «творит» общество?

2. Какую роль играет религия в социальном изменении? Как К. Маркс оценивает роль протестантизма в развитии капитализма? Как связана религия, в экономической теории Маркса, с «товарным фетишизмом»? Возможно ли общество без религии?

Литература:

1. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956 // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Сост. В.И. Гараджа и Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 80-82;

2. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1 // Религия и общество. Хрестоматия. С. 82-84;

3. К критике гегелевской философии права. Введение // Там же // Религия и общество. Хрестоматия. С. 85-86;

4. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3. С. 1-4;

5. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3. С. 11-12, 17-18, 24-25, 29-30, 38-39;

6. К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4. С. 423, 426-427, 434-435, 445-446, 449;

7. К. Маркс. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23. С. 82, 89-90, 91, 142, 635, 725-726 // Религия и общество. Хрестоматия. С. 86-88;

8. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. С. 328-330.

1.2. Э. Дюркгейм: Религия как «примитивная форма классификации»: сакральное и профанное; способ упорядочивания природного и социального мира в тотемизме как «элементарной форме религиозной жизни». Структура элементарной формы религии: верование (миф), ритуал (практики, культ), группа («церковь»); верования как «коллективные представления», ритуалы как «коллективные действия». Власть сакрального: предписания и запреты (табу). Логическая и социальная интеграция («механическая солидарность») как функции «коллективных представлений», упорядочивающих мир социально недифференцированным образом. Усложнение форм религиозной жизни в сложных обществах по мере развития социальной дифференциации, необходимости легитимации различий и обеспечения «органической солидарности».

Контрольный вопрос:

Почему взгляд Дюркгейма на религию и его метод анализа, оправданный применительно к элементарным формам религиозной жизни, оказывается недостаточным для понимания религии и ее функций в более сложных обществах?

Литература:

1. Э. Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество, Хрестоматия. С. 111-145, 438-441, 469-470; (можно также этот текст найти в другом издании: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Сост. А. Н. Красников. М., 1998. С. 174-231);

2. Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. М., 1996.

Дополнительная:

1. Р. Арон. Этапы развития социологической мысли. М., 1993;

2. Э. Эванс-Притчард. Теории примитивной религии. М., 2004. С. 54-81;

3. Т. Парсонс. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии // Религия и общество. Хрестоматия. С. 170-190.

Темы для рефератов и обсуждения:

1. Функции деревенских святынь в народной культуре (по книге А.А. Панченко. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998).

2. Социальные функции жертвоприношения (М. Мосс. Очерк о природе и функции жертвоприношения // Социальные функции священного. СПб., 2000).

3. Молитва как социальный феномен (М. Мосс. Молитва // Социальные функции священного. СПб., 2000).

4. Теория религии Дюркгейма в интерпретации М. Дуглас (по работе: М. Дуглас. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000. Введение и гл. 1).

5. Божественное и земное в структуре российской культуры (по работе: М. Кивинен. Прогресс и хаос. Социологический анализ прошлого и будущего России. С. – П., 2001. Гл. 4 «Культура»).

1.3. М. Вебер: Возникновение религии как процесс возникновения «религиозных сообществ». Харизма; представление о выходящих за пределы повседневности силах и образование сферы религиозной деятельности. Магическая и религиозная рационализация деятельности. 1/ Колдун и колдовство. Вера в духов и магическая практика; превращение колдовства в символическое действие; значение магии для «хозяйства» и установления в общине власти колдунов-«профессионалов», созданной ими организации. Магический символизм и стереотипизация всех видов человеческой деятельности. 2/ Религия и культ. Смысл и цель религиозного поведения в отличие от магического. Священство и пророчество как носители систематизации и рационализации учения («доктрины») и «религиозной этики». Рационализация табу. Концепция «греха». 3/Священные объекты как центры социальных сообществ, символы братства (на примере тотемизма). Пророки и создание религиозных общин мирян с действующим в них учением о спасении и жизненном поведении. Власть харизмы пророка. Проповедь и забота о спасении души; влияние священников на поведение людей. Влияние мирян на религию. Сословия, классы и религия.

Контрольные вопросы:

1. Как возникают харизматически квалифицирумые объекты» и «вера в духов»? Каким образом «харизматически квалифицируемые объекты» определяют действия людей? Что означает у Вебера «рационализация» человеческой деятельности? в чем разница между магической и религиозной мотивацией деятельности? Каким образом боги обрели «этическую квалификацию»?

2. Как связана система религиозных верований и практик, содержание магического и религиозного дискурсов, с религиозными интересами тех, кто их производит, распространяет, и тех, кто их воспринимает?

Литература:

1. М. Вебер. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 78-181.

Дополнительная:

1. П. Бурдьё. О символической власти// Социология социального пространства. СПб., 2005. С. 87-96;

2. П. Бурдьё. Разложение религиозного// Начала. М., 1994. С. 147-155.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 2193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.