G (Good). Очень значительная степень потёртости. Основные элементы оформления и дизайна монеты различимы, хотя, кое-где лишь в виде контуров. Буквы в надписях на монетах XIX века и более поздней чеканки сильно скруглены, ободок монеты сравнялся с надписями и уцелевшими базовыми элементами дизайна. Различают две степени состояния Good: G4 и 6. Монеты, оцениваемые как G4 потёрты сильнее, чем G6.
Монеты, имеющие ещё более серьёзную степень потёртости (рельеф которых практически сравнялся с полем, ободок и надписи также различимы лишь частично, монета с трудом идентифицируется по штемпельной разновидности и т.д.), относятся к более низким категориям состояния: AG (Almost/About Good), FA (Fair) и PR (Poor).
Для правильной оценки состояния монет и определения их коллекционной стоимости, необходимо также помнить следующие вещи:
Существует несколько категорий монет, оценка состояния которых представляется наиболее трудной задачей. В первую очередь, это монеты с непрочеканами части деталей рисунка. Непрочеканы следует отличать от потёртостей (т.е. износа монеты в ходе обращения). Потёртость монеты, обычно, бывает более или менее равномерной, тогда как непрочеканы возникают как бы "местами". Потёртые участки поверхности монеты, обычно, отличаются по цвету (или блеску) от соседних, невытертых участков, а непрочеканенные участки обычно не выделяются ни по цвету, ни по блеску от окружающих их поверхностей. Поскольку оценка состояния имеет главной целью определить цену монет, всегда следует помнить, что плохо прочеканенные экземпляры монет стоят существенно дешевле, чем такие же монеты с точно такой же степенью износа (т.е. в точно таком же состоянии), но при этом полностью прочеканенные. Например, монета в состоянии Extremely Fine с чётко прочеканенными деталями рисунка имеет гораздо более высокую коллекционную и инвестиционную цену и ценность, чем точно такая же монета в состоянии Extremely Fine, но при этом хуже прочеканенная. Т.е. надо помнить, что в общем случае непрочеканы, не являясь следами износа, не снижают общую оценку состояния монеты, но при этом они снижают коллекционную цену любой монеты в любом состоянии. Всё вышесказанное, в основном, справедливо не только для непрочеканов, но и для любых других дефектов чеканки, о которых речь пойдёт ниже. Другими монетами, состояние которых бывает сложно оценить, являются монеты редких типов, экземпляры которых нечасто попадаются на нумизматическом рынке. Такие монеты почти не с чем сравнивать, и, следовательно, оценка состояния таких монет обычно бывает менее точной. Другим примером трудно оцениваемых с точки зрения состояния монет, являются очень многие монеты ранних выпусков вне зависимости от своей редкости (например, очень многие российские монеты XVIII века и практически любые монеты допетровской Руси). Из-за несовершенства технологии, многие такие монеты часто имеют самые различные дефекты чеканки (включая, помимо прочих, и вышеупомянутые непрочеканы деталей рисунка), которые не всегда легко отличить от износа, полученного в процессе обращения. И, следовательно, правильно оценить состояние этих монет тоже бывает иногда очень нелегко.
Помимо непрочеканов на монетах нередко могут встречаться и многие другие дефекты чеканки, которые также снижают коллекционную цену монет. Дефекты чеканки - это самые различные недостатки монет (от следов юстировки заготовки монеты до различных признаков разрушения штемпелей, смещения заготовки относительно штемпелей и т.д.), появляющиеся в процессе их изготовления на монетном дворе. Чем лучше общее состояние монеты (т.е. чем меньше степень её потёртости), тем сильнее дефекты чеканки снижают её цену. И чем больше площадь поверхности монеты, занимаемая дефектом чеканки и чем сильнее "степень тяжести" этого дефекта, тем с большей скидкой обычно продаётся такая монета по сравнению с точно такой же монетой в точно таком же состоянии (т.е. с той же степенью естественного износа), но без подобного дефекта. Т.е. еле заметный дефект чеканки может крайне незначительно снижать стоимость монеты, а если дефект огромен и уродлив, то он снижает коллекционную ценность монеты уже гораздо сильнее. Для цены монет более "грубых" ранних выпусков дефекты чеканки не так критичны, как для цены монет более поздних "цивилизованных" выпусков. Например, небольшое слоение металла не так сильно портит монету XVIII века, как монету XX века.
От дефектов чеканки следует отличать так называемее "ненатуральные дефекты", которые обычно снижают цену монет еще намного сильнее, чем дефекты чеканки. Эти дефекты появляются на монетах не в процессе их чеканки на монетном дворе, а уже как результат их последующего неправильного или грубого использования, хранения, а то и умышленного повреждения или попыток реставрации. Поскольку причиной появления на монетах любых "ненатуральных дефектов" всегда является совершенно непредсказуемый и хаотичный "человеческий фактор", список всех возможных "ненатуральных дефектов" поистине бесконечен. Обязательным признаком всех этих дефектов является то, что все они появляются не в результате естественного износа (стирания) монеты в процессе обращения и не как результат несовершенства технологии чеканки. Т.е. иными словами монеты с "ненатуральными дефектами" - это повреждённые или испорченные монеты. Различные "химические" воздействия (искусственная патина, коррозия и т.д.), грубые "механические" повреждения (большие забоины, следы грубой чистки, отверстия и т.д.), реставрация (подгравировка стёртых изображений или надписей, заглаживание следов ударов и т.д.) - вот лишь очень малая часть тех "ненатуральных дефектов", которые могут встречаться на монетах. Различные "ненатуральные дефекты" по-разному снижают коллекционную цену монет. Например, наличие на ободке монеты забоины снижает цену монеты не так сильно, как сквозное отверстие, проделанное в монете, которое обычно снижает коллекционную или нумизматическую цену монеты вплоть до нуля (или цены металла). Также важна площадь и интенсивность "ненатуральных" повреждений. Например, золотая или высокопробная серебряная монета, которая была грамотно и осторожно помыта с целью удалить с неё грязь, окислы или некрасивую патину может почти не отличаться (если вообще будет отличаться) по цене от такой же немытой монеты. Но монета со следами грубой чистки (в виде множества тонких царапин и частичной утраты чеканного блеска от использования абразивных материалов) может запросто стоить уже в несколько раз дешевле такой же нечищеной монеты. Чем выше общее состояние монеты (т.е. меньше степень её естественного износа), тем сильнее "ненатуральные дефекты" снижают её цену. Чем сильнее степень реставрационного вмешательства, чем больше площадь переделанной поверхности монеты и сильнее глубина и интенсивность этой переделки, тем меньшую коллекционную и инвестиционную ценность имеет монета. И тем ближе она становится к обыкновенной подделке. Описание состояния монет с более или менее серьёзными "ненатуральными дефектами", обязательно должно сопровождаться указанием этих дефектов (например, "XF, коррозия" или "VF, следы чистки" и т.п.). Монеты с "ненатуральными дефектами" считаются проблемным и неликвидным коллекционным материалом. И поэтому эксперты по нумизматике рекомендуют избегать разного рода испорченных и повреждённых монет, т.е. монет с более или менее серьёзными "ненатуральными дефектами" и не включать такие монеты в коллекцию.
На коллекционную цену монет также влияет экстерьер. Экстерьер или "внешняя привлекательность" монеты - это то, насколько красива или привлекательна монета для глаза. Этот фактор в оценке монет является весьма субъективным, но, тем не менее, весьма важным, и чем больше монет Вы посмотрите, тем Ваше мнение на этот счёт станет ближе к мнению признанных экспертов по монетам. Экстерьер зависит главным образом от цвета или патины монеты, а именно от того, насколько красива, равномерна и привлекательна патина, а также от того, насколько согласуются между собой цвет и характер патины на аверсе и реверсе монеты. Наибольшее значение этот фактор, вероятно, имеет при определении цены медных монет, а наименьшее - для золотых, платиновых, никелевых, и алюминиевых монет (то есть для монет, менее подверженных окислению и разным химическим воздействиям, и потому обычно мало отличающихся друг от друга по цвету). Для золотых монет ценным считается наличие лёгкой однородной патины оранжевого цвета. Для серебряных монет, согласно общепринятому мнению, самой ценной является многоцветная переливающаяся "радужная" патина, меняющая свой оттенок в зависимости от угла зрения. Для медных монет общее правило состоит в следующем - чем патина светлее, тем она ценнее. Наиболее ценными считаются так называемые "красные" медные монеты, сохранившие свой первоначальный цвет. "Коричневые" медные монеты (имеющие ровный оттенок от желтоватого до шоколадного) уже менее ценны. А так называемые "кладовые", а тем более "чёрные" или "копаные" монеты, имеющие гораздо более тёмную рыхлую патину, вообще особой ценности не представляют. Это связано не только с тем, что эти монеты выглядят "тускло и уныло". На самом деле рыхлая тёмная патина на меди свидетельствует о неправильном хранении этих монет и наличии иногда очень серьёзной коррозии под этой патиной.
Такой фактор, как блеск монеты также может влиять на её цену. Общее правило здесь следующее: чем ярче родной чеканный блеск монеты, тем лучше. Хорошим и желательным признаком любой монеты обычного качества чеканки (то есть не Proof или Prooflike) является так называемый "эффект колеса" или "вращающихся лучей". Он состоит в том, что если поднести монету к яркому источнику света и начать качать её взад и вперёд, то по полю монеты вокруг центрального изображения "побегут по кругу" два лучика, один напротив другого. При этом надо иметь в виду, что этот эффект может наблюдаться, в основном, на монетах XIX века и более поздних, которые имеют ровное поле и защитный ободок по краю монеты. Монеты тусклые, т.е. имеющие недостаточный блеск, ценятся меньше.
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на цену монет, является наличие, количество, размеры и глубина разных недостатков сохранности поверхности - "мешковых" засечек, задиров и царапин, т.е. следов от соударения с другими монетами. Чем всех этих "отвлекающих внимание" отметин будет меньше, тем лучше. Каждый из вышеперечисленных трёх факторов (экстерьер, блеск и сохранность поверхности) оказывает влияние на цену монет. Например, монета в состоянии Extremely Fine, имеющая красивую "ровную" патину может стоить дороже, чем такая же монета в состоянии Extremely Fine, но при этом "пегая", пятнистая, в некрасивой патине. Монета, имеющая тусклый, недостаточный блеск может стоить дешевле, чем точно такая же монета точно такой же степени потёртости (т.е. в таком же состоянии), но с ярким "кричащим" блеском поверхностей. Монета несколько "покоцанная" и поцарапанная может быть дешевле, чем такая же монета в таком же состоянии, но с более хорошей сохранностью поверхности. И чем выше общее состояние монеты (т.е. меньше её потёртость), тем сильнее каждый из этих трёх факторов может влиять на её цену. Дополнительную информацию об этом смотрите также выше в главе "Uncirculated".
Для правильной оценки состояния монет на основе консервативных стандартов, такие факторы как возраст, редкость и тип монет, в основном, не должны приниматься в расчёт. Эти факторы надо учитывать при определении цены монеты на основе уже сделанной оценки состояния. А само состояние монеты как таковое должно оцениваться без учёта этих факторов. Также надо знать, что во многих случаях, для каждой монеты существует своё, желаемое и предельно возможное состояние. Например, некоторые монеты XX века могут часто встречаться в состоянии Uncirculated тогда как некоторые выпуски монет XVIII века могут быть чрезвычайно редкими уже в состоянии Extremely Fine.
Нередко встречаются экземпляры монет, у которых состояние каждой из сторон неодинаково. Общая оценка состояния таких монет (по какой бы системе она не выполнялась) не может быть выше оценки состояния худшей стороны. Т.е. общее состояние любой монеты следует оценивать по состоянию худшей из её сторон.
Для правильной оценки состояния монет надо стараться их смотреть при хорошем и всегда одинаковом освещении (лучше всего, если это будет естественный дневной свет). Если Вы предпочитаете рассматривать монеты с целью оценки их сохранности через увеличительное стекло, то надо всегда смотреть любые монеты, используя только стекло одного увеличения. Причём использовать для этой цели лупу с увеличением более сильным, чем 1 к 4 вряд ли имеет смысл. И как уже было сказано выше, самое главное условие правильной оценки состояния монет - это наличие большого практического опыта. Самый лучший и верный путь освоения этого мастерства заключается в том, чтобы смотреть как можно больше разных монет, сравнивать их друг с другом и пытаться самостоятельно присваивать им свою собственную оценку состояния на основе уже имеющегося опыта.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление