Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соціальний простір дитинства та його роль у її соціалізації




Соціальний простір дитинства І.П.Рогальська розуміє як простір соціального світу, що обумовлює процес соціалізації особистості дитини і має такі складові: суспільне довкілля, до якого авторка відносить світ дорослих та світ дітей; культурологічну домінанту змісту дошкільної освіти; цілісну картину світу, що відображена в дитячій субкультурі. Образ соціального світу вона характеризує як такий, що заснований на широкому розмаїтті уявлень про Світ Природи, Світ Культури, Соціальний Світ Людей, Світ власного „Я”, який кожна дитина створює до завершення дошкільного дитинства.

 

26. Соціально-педагогічний супровід соціалізації дитини дошкільного віку.

 

Причиной обращения к проблеме педагогического сопровождения социально-личностного развития послужил уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий его саморазвития. Особую актуальность данная проблема приобретает в период детства, так как дошкольник и младший школьник, как известно, отличаются особой чувствительностью, уязвимостью в отношении средовых факторов, среди которых ведущую роль играют взаимоотношения в системах: «ребенок - взрослый», «ребенок - педагог», «ребенок - сверстник».

Известный ученый Д.И. Фельдштейн отмечает, что важнейшим критерием развития личности является степень развитости социальности, в связи, с чем целесообразно рассматривать становление личности в онтогенезе как особую форму проявления ее социального развития. Становится очевидной необходимость и возможность целостного исследования процессов развития социально-личностной компетентности ребенка в период детства.

Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение опыта работы педагогов-практиков позволили выявить противоречия между:

• требованиями общества к оперативному решению вопросов защиты детства и существующим реальным уровнем подготовки педагогов и родителей к осуществлению осознанного и полноценного сопровождения социально-личностного развития ребенка в период детства;

• наличием научных разработок по реализации компетентностного подхода к организации образовательного процесса и недостаточным их применением в обосновании и практической реализации педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста;

• необходимостью педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка в период детства и недостаточной обоснованностью условий, способствующих успешности педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении.

ДНЗ как система есть сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных, функциональных компонентов, условий функционирования.

Основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста.

Насыщенное и безопасное проживание, событийность, взаимосвязь взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

Под социально-личностным развитием понимается:

- развитие познавательной сферы ребенка,

- степень овладения ребенком социальным опытом действий и отношений,

- степень осознания ребенком себя в обществе,

- степень видения себя в других людях,

- сформированность способов ориентации личности в системе ее жизнедеятельности, готовность к ответственному действию в окружающем мире.

Результат социально-личностного развития ребенка в период детства заключается в движении: от социальной адаптации через социальную зрелость к социальной компетентности применительно к ребенку дошкольного возраста.

В исследованиях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, И.А.Николаевой, Р.В.Ов-чаровой, А.В Петровского отмечается, что социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирования его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Изменение этой системы отражает основной закон динамики возрастов.

Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий тип деятельности. Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями. Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, определяющую целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает все новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития.

Р.В.Овчарова, И.А.Николаева отмечают, что в социальной ситуации развития отражаются возрастно-типичные закономерности и социальное развитие личности, а в индивидуальной социальной ситуации отражаются, прежде всего, индивидуальные особенности взаимодействия личности и среды на определенном возрастном этапе.

Как указывала Л.И.Божович, переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа жизни. Ядро социально-психологической готовности к школьному обучению составляют три вида отношений ребенка: отношения со взрослыми, отношения со сверстниками и отношение к самому себе. Изменения в этих основных сферах обеспечивают качественные отличия дошкольного и младшего школьного возраста, переход от ведущей игровой к ведущей учебной деятельности, а также его социальную адаптацию.

Иваненко М.А. выделяет следующие стадии социально-личностного развития ребенка в период детства:

- стадия социальной адаптации в период детства как процесс и результат приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью социальных средств, в результате чего достигается формирование самосознания и ролевого поведения, адекватных связей с окружающими. Социальная адаптация ребенка происходит на основании собственного опыта в процессе обучения и воспитания (С.М.Громбах, Ж Пиаже, Р.В.Тонкова-Ямпольская, А.Г.Срипкова, Г.И. Дарегородцев и др.). В дошкольном возрасте это процесс, результат которого связан со становлением индивида как социального существа, готового выбирать адекватные способы существования в социуме. Через призму понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления (приобщения) к культурным, психологическим и социальным факторам. Социализация - это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность (И.С.Кон, А.А.Реан, Н.Смелзер, Г.Тард). Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения (А.Г.Асмолов, С.И.Гессен, Н.Ньюкомб). Установлено, что процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин).

- стадия социальной зрелости ребенка дошкольного возраста предполагает достижение определенного уровня сформированности установок, знаний, умений, этических качеств, а также наличие комплекса личностных качеств субъекта, составляющих его умение взаимодействовать с другими людьми.

- стадия социальной компетентности в дошкольном возрасте понимается как приобретение знаний о себе, о социальном мире и ценностных ориентаций; освоение личностью социального опыта; способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми; умение ориентироваться в социальных ситуациях и адекватно выбирать способы взаимодействия и поведения.

Исходя из теоретических принципов возрастного развития ребенка, разработанных научной школой Л.С.Выготского в русле культурно-исторического подхода, сопровождение - это движение вместе с ребенком, рядом с ним, чуть впереди ребенка, чтобы помочь ему в познании социальной действительности и окружающего мира. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия, которую несет сам субъект.

Под сопровождением, по определению Е.И.Казаковой, понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом субъект развития определяется и как развивающийся человек, и как развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Иными словами, педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства — это комплексная технология поддержки н помощи ребенку, которая представляет собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого с изменением ценностно-смысловых ориентации и установок взрослых, создает оптимальные условия обучения и обеспечивает социально-личностное развитие ребенка. Цель педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста может быть определена как обеспечение успешного вхождения детей в новую социальную ситуацию развития.

В процессе педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка педагог учит ребенка чувствовать собственную состоятельность, поддерживать в каждом ребенке чувство социально-личностной компетентности. Для этого ему необходимо наличие представлений о структуре способностей и личности ребенка, возрастных особенностях ребенка, об отношении ребенка к обучению и взаимодействию со взрослым и сверстниками; представлений о возрастно-нормативной модели развития, т.е. о соответствии содержания образовательной программы возрастным нормам, задачам социально-личностного развития ребенка на данном этапе жизни; представлений о содержании образовательной среды, в которой происходит обучение ребенка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.