Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие как форма мышления




Упражнение 1. Зафиксируйте признаки, составляющие содержание понятия, укажите элементы класса, подклассы: например: Человек – существенными признаками отличающими предмет от других являются: абстрактное мышление, прямохождение, речь, способность к труду. Элемент класса – В.В.Путин; подклассы - русский, живущий в России, президент РФ.

- Студент, - Время, - Право, - Справедливость, - Честный преступник, - Длинный, зеленый, зубастый, - Государственная Дума Российской Федерации.

Упражнение 2. Укажите существенный признак для каждого из понятий: например: Студент – лицо, успешно сдавшее вступительные экзамены и зачисленное приказом ректора ВУЗа.

- время, ребенок, закон, общество, правовая норма, истина, элита.

Упражнение 3. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям (охарактеризуйте понятия по объему и содержанию): например: Человек по объему общее; по содержанию конкретное, нерегистрируемое, положительное, безотносительное, несобирательное.

материя, правовое государство, банда рецидивистов, честная девушка, планета солнечной системы, кодекс, племянник, первый президент России, указ министра.

Упражнение 4. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими, а какие нет.

- Юридическое лицо, - Верховный Суд РФ, - Депутат Государственной Думы РФ, - Источник права, - Следователь, - Адвокат В.Кони, - Первый президент РФ, - Норма права, - Отпечатки пальцев, - Министерство обороны РФ, - Студент КемГУ, - Агентство Аэрофлота, - Экспертное бюро, - Коллектив ученых, - Отряд спецназа.

Упражнение 5. Укажите конкретные и абстрактные понятия:

Вещь. Следы преступления. Мужество. Потерпевший. Объективная сторона преступления. Честность. Соучастие. Миролюбие. Неподкупность. Добродетельность.

Упражнение 6. Укажите отрицательные и положительные понятия:

Верность. Беззаконие. Варварство. Гуманизм. Конституционность. Подследственность дела. Статья закона. Нелегитимный. Несчастный. Мораль. Бестактность.

Упражнение 7. Укажите относительные и безотносительные понятия:

Начало. Суд. Правда. Кража. Подсудимый. День. Кража. Гуманность закона. Муж.

Упражнение 8. Определите, какие из следующих понятий реализуют отношения рода и вида, какие - целого и части? Зафиксируйте признаки, являющиеся видовым отличием. например: Человек, глаза – отношение целого и части; Человек, европеоид – рода и вида.

- Дорога, шоссе, - Береза, березовая роща, - Женщина, кокетка, - Университет, факультет, - Человек, ухо.

Упражнение 9. Проведите операции обобщения над следующими понятиями: например: Человек - млекопитающее

Закон. Университет. Гражданское право. Осень. Европа. Организм. Мужчина. Преступление.Адвокатура. Суд. Разбирательство в Арбитражном суде. Потерпевший. Невинно осужденный. Умышленное убийство. Объективная сторона преступления.

Упражнение 10. Определите классы предметов, обобщенных на основании названных ниже признаков: например: Обладать сознанием - человек

Иметь шкалу с делениями. Обладать способностью к творчеству. Быть основным законом государства. Быть круглым. Состоять из атомов. Обладать способностью к саморегуляции. Доказывать вину человека. Исполнять функции защитника родины. Человек, гены которого ты носишь.

Упражнение 11. Проведите операции ограничения над следующими понятиями: например: Человек – француз, французский писатель А. Дюма

Человек. Машина. Кирпичный дом. Ребенок. Суд. Преступление. Следователь. Судья. Мошенник. Право. Государство. Собственность. Невинно осужденный. Умышленное убийство. Объективная сторона преступления.

Упражнение 12. Определите вид отношений между понятиями, изобразите эти отношения

с помощью круговых схем:

например:

дом, кирпичный дом, строение

1. Автомобиль, человек, игрушка, 2. Мужчина, женщина, ребенок, 3. Растение, дерево, человек, 4. Год, месяц, январь. 5. Отец, сын, дед. 6. Красивый, безобразный, сильный. 7. Женщина, домохозяйка, преступник,

Упражнение 13. Приведите примеры понятий равнозначных данным:

Мельчайшая частица, столица России, Конституция, самое большое озеро мира, самая глубокая морская впадина, животное меняющее цвет кожи, приспосабливаясь к окружению, человек, совершивший преступление.

Упражнение 14. Приведите примеры понятий соответствующим отношениям

1) 2) 3)

       
   


Упражнение 15. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

Студент. Военнослужащий. Народный судья. Морской флот. Рекордсмен. Браконьер. Инженер. Нормативный акт. Академия. Киноактер. Депутат. Акция. Апелляция. Закон. Первопроходец.

Упражнение 16. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

Учебник. Повесть. Озеро. Форма правления. Улика. Завод. Консульство. Понятие. Награда. Писатель. Прокурор. Общенародное государство. Химический элемент. Комедия.

Упражнение 17. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

1. Печать. Телевидение. Средство массовой информации. 2. Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление. 3. Известность, неизвестность. 4. Прямая линия, кривая линия. 5. Партийность, беспартийность.6. Революционер, контрреволюционер. 7. Виновность, невиновность. 9. Феодализм, капитализм, классовое общество. 10. Правда, ложь. 11. Юрист, прокурор, следователь, адвокат. 12. Сильный, слабый. 13. Истина, заблуждение. 14. Честь, бесчестие. 15. Общественная наука, история России, история экономических учений, философия. 16. Зависимость, независимость. 17. Обвинительный приговор, оправдательный приговор.

Упражнение 18. Подберите понятия, соподчиненные данным.

1. Преступление. 2. Наказание. 3. Демократия. 4. Городской транспорт. 5. Высшее учебное заведение. 6. Офицер. 7. Эксплуататорское общество. 8. Спортивная игра. 9. Сделка. 10. Смычковый инструмент. 11. Художественная литература. 12. Хищение. 13. Устав. 14. Ученое звание. 15. Форма государства.

Упражнение 19. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.

1. Большой. 2. Научный. 3. Капиталистический путь развития. 4. Холодный климат. 5. Легкая работа. 6. Верность. 7. Законный поступок

Упражнение 21. Произведите сложение классов и его результат на круговых схемах заштрихуйте:

например:

Человек, ребенок

 

Растение, дерево. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза. Верующий, неверующий. Параллелограмм, прямоугольник, квадрат. Писатель, ученый. Юрист, прокурор, судья. Студент, отличник. Верховный главнокомандующий, военнослужащий.

Упражнение 22. Постройте на круговых схемах результат действий над классами при заданных условиях:

например:

 

 


 

-

-

-

 

-

-

-

Упражнение 23. Произведите умножение классов и его результат на круговых схемах заштрихуйте:

Врач, терапевт. Европейская страна, республика. Математик, ректор вуза, лауреат Государственной премии. Растение, животное. Москвич, рабочий Московского автозавода, мастер спорта. Суждение, общее суждение, утвердительное суждение. Частица, элемен­тарная частица, нейтрино.

Упражнение 24. На основании законов поглощения и дистрибутивности сократите следующие высказывания: Все граждане России, в том числе и граждане России, проживающие за рубежом, обязаны соблюдать российские законы. Женщины-врачи и женщины-учителя представители древних профессий. Все млекопитающие, в том числе млекопитающие, откладывающие яйца, и млекопитающие, живущие в морях и океанах, вскармливают своих детенышей молоком.

Упражнение 24. Проведите дихотомическое деление и деление по видоизменению признака для каждого из следующих понятий: например: Человек (по видоизменению признака) делится на → мужчин и женщин→ женщины делятся→девочек, девушек, молодых женщин, старух; мужчины делятся на → мальчиков, юношей, молодых мужчин, стариков. (дихотомия) человек делится на → мужчин и не-мужчин→мальчиков и не-мальчиков.

1. Законодательство. 2. Подсудимый. 3. Ответственность. 4. Правонарушение. 5. Юриспруденция. 6. Гражданство. 7. Следователь.

Упражнение 25. Укажите структуру, вид и возможные ошибки следующих операций деления: например: - Транспорт бывает воздушный, сухопутный, морской, речной, подземный, железнодорожный, гужевой. (вид деления: по видообразующему признаку; Структура: «транспорт» - делимое, основание деления - передвижение в пространстве, члены деления - воздушный, сухопутный и т.д., ошибки: скачок деления, деление по нескольким признакам, члены деления не исключают друг друга)

1) Люди бывают хорошими или плохими, 2) Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной, 3) Женщины бывают красивыми или умными, 4) Законы делятся на гражданские и государственные. 5) Науки делятся на естественные, гуманитарные и технические. 6) Политические режимы бывают демократическим и недемократическим. 7) Договор бывает устным, письменным и заверенным нотариусом. 8) Уголовные преступления делятся на преступления против личности и преступления против государственной власти.

Упражнение 26. Замените дихотомическое деление на деление по видоизменению признака в следующих примерах:

Мужчины делятся на жадных и не жадных. Преступники делятся на злостных и не злостных. Адвокаты бывают опытные и неопытные. Автомобили бывают легковые и не легковые. ВУЗы делятся на университеты и не-университеты. Люди бывают хорошие и нехорошие.

Упражнение 27. Определите следующие понятия, укажите вид определения, следите за соблюдением правил определения:

- Право, - Бандит, - Адвокатура, - Конституция.

Упражнение 28. Укажите вид и проверьте правильность следующих определений: например: Конституция – это основной закон государства. (Вид: реальное, явное. Правильное).

1) Человек - это не обезьяна. 2) Параллельные прямые не пересекаются. 3) Логика – это наука о человеческом мышлении. 4) Цилиндр - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны. 5) Троллейбус - вид общественного транспорта, который похож на трамвай, но таковым не является.

Упражнение 29. Д.Х. Чейз широко использует приемы, заменяющие определения. Какие это приемы?

«Адвокат, защищавший меня, дрался как тигр, но напрасно. Результата нет».

«Одета Мальру была великолепно. Легкий белый кашемировый свитер и джинсы, расцветка которых напоминала шкуру леопарда, подчеркивали ее формы. Волосы, цвета вороньего пера, эффектно спадали на плечи». «У тебя такой вид, будто ты проглотил осу». «Он относился к тем безвольным, жалким натурам, которые вечно остаются в дураках; такие люди постоянно живут в нервном напряжении, изводя себя сомнениями относительно правильности своих поступков»

 

6 неделя семестра




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 2164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.