Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борьба как внутреннее переживание




Эрнст Юнгер

 


В своих военных дневниках «В стальных грозах» (1920) и «Борьба как внут-реннее переживание» (1926) Юнгер объяснял войну как мифическое явление природы, в котором, как он видел, возникает «современный человек новой, твердой как сталь породы».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

 

1. Вступление

 

2. Кровь

 

3. Ужас

 

4. Траншея

 

5. Эрос

 

6. Пацифизм

 

7. Мужество

 

8. Ландскнехты

 

9. Контраст

 

10. Огонь

 

11. Между собой

 

12. Страх

 

13. О враге

 

14. Перед боем

 

 

Предисловие

 

Война – отец всех вещей.

 

Гераклит

 

Эрнст Юнгер,прославившийся в разных областях писатель и поэт,собирательжуков и жизнелюб, националистический мыслитель и, прежде всего, – солдат, воин, последний кавалер ордена Pour le merite, «человек века»1, остроумный наблюдатель и летописец своего времени.

 

 

1 См. биографию Юнгера: Heimo Schwilk, Ernst Jünger – Ein Jahrhundertleben, (Эрнст Юн-

гер – человек, проживший век) München 2007.

 

 


В 1918 году Юнгер, 23-летний лейтенант, награжденный многими наградами, вернулся с полей сражений Первой мировой войны и был принят в ряды Рейх с-вера молодой Веймарской республики. Тогда же он начинает литературно обра-батывать пережитые им события и записанные им в дневниках воспоминания о четырех годах войны на Западном фронте.

 

Через два года после конца войны возникает «В стальных грозах», его первое произведение, и до сегодняшнего дня самая известная и самая успешная книга Юнгера. Она была реакцией на войну, которая по своему масштабу и по своим ужасам, вызванных ее механизацией, отодвинула в тень все предшествующие ей войны. Мечты образованной буржуазной молодежи довоенной Европы о по-четной и героической борьбе «один на один» после первоначальной эйфории быстро утонули в грязи стрелковых траншей, задохнулись в мощи ураганного огня, высекавшего новый облик у всех пейзажей, и заглохли под давлением «материальной» войны, войны техники, войны на истощение, в которой солдат сотнями тысяч бросали в «мясорубку» фронта ради продвижения вперед на не-многие метры.

 

Ужас миллионов людей, бессмысленно страдавших на немецкой стороне, нашел в Эрнсте Юнгере человека, который хотел описать не только то, как это могло бы быть, а то, как это было на самом деле2, и при этом предпринял писатель-скую попытку придать метафизическую интерпретацию собственному военному опыту3.

 

Другой подоплекой было то, что Юнгер принадлежал не к массе обычных «окопников», боевой дух которых к концу войны был давно измотан, а к так называемым «штурмовым отрядам», которых с большим опозданием создали в два последних военных года, чтобы удовлетворить новые требования войны. Имеются в виду сформированные из добровольцев специальные подразделения, действия которых отличались необычайно безрассудной смелостью. Прирож-

денный лидерский инстинкт и духовная движущая сила в соревновании челове-

 

ка с (военной) машиной должны были способствовать победе первого4. Возник новый человек, новая воля к жизни. Сильная твердость борца, выражение ин-

 

2 Предисловие к «В стальных грозах».

3 Werner Bräuninger, Wille und Vision,стр. 59, Berg 1997.

4 Ernst Jünger, Über Angriffsgeschwindigkeit,в: Militär-Wochenblatt, 15.5.1923.

 


дивидуальной ответственности, психического одиночества характеризовала его. В этой борьбе... его ранг выдержал испытание.5

 

Потому неудивительно, что ввиду немецкого поражения, вызванного, прежде всего, материальным превосходством противника, против которого напрасны были вся смелость и все терпение немцев, а также красной революцией в нояб-ре 1918 года, вызвавшей гибель старого порядка, у воина такой природы обя-зательно должен был возникнуть вопрос о чем-то новом, рожденном из крови и железа. Во всяком случае, только что основанная Веймарская республика для Эрнста Юнгера (и большинства его современников)этим новым не была.

 

При этом Эрнст Юнгер отнюдь не был единственным бывшим фронтовиком, ко-торый занялся этой задачей, однако, с литературной точки зрения он был из них всех самым значительным 6. Он был первым, кто нашел для изображения внутренних и внешних переживаний фронтовиков... классическую языковую форму7.

 

Но чтобы и по объему соответствовать этой оценке современников, требовалось написать своего рода продолжение «В стальных грозах», которое было бы до-полнением этой книги, носившей скорее описательный характер, и было бы по-священо внутренне пережитым, душевным процессам в солдате.

 

Осенью 1920 года возникает «Борьба как внутреннее переживание», что не в последнюю очередь было также ответом на разрастающийся пацифизм левых в Веймарской республике, для которых фронтовые заслуги ничего не значили, больше того, они даже вообще презирали все военное8.

 

5 Der Kampf als inneres Erlebnis, стр. 17.

6 В качестве представителей целого ряда военных писателей можно назвать таких авто-

ров как Вальтер Флекс (Walter Flex, Der Wanderer zwischen beiden Welten), Ганс Цёбер-ляйн (Hans Zöberlein, Der Glaube an Deutschland), и Вернер Боймельбург (Werner Beu-melburg, Sperrfeuer um Deutschland).

7 Dr. Richard Winter, Der Krieg als inneres Erlebnis, стр. 2.

8 Характерным примером такой духовной позиции левых было стихотворение Курта Ту-хольского со следующими словами:

 

«Мы знаем фирму, мы знаем дух, Мы знаем, что значит приказ по корпусу. Прочь это всё, рвите свои погоны

 

На куски – культура от этого не пострадает, Если однажды в стране исчезнет тот,

 


Такому подходу Юнгер противопоставляет, в полном согласии с Освальдом Шпенглером9 и другими видными правыми мыслителями того времени10,своюцентральную идею, оценивая войну не как аварию истории, а наоборот одобряя и приветствуя ее как самое внутреннее проявление цивилизации, даже всего человеческого существа.

 

Лишения, горе и постоянная конфронтация со смертью являются для солдата только внешними переживаниями войны, в духовном же смысле это понимание того, что это необходимая часть истории, инструмент более высокого разума11,

 

так как бытие – это смысл мира, а борьба это его наилучшая форма12.

 

Кроме того, сакрализация немецкого поражения ставит памятник погибшим од-нополчанам, в котором им отказывают государство и общество, и придает сме р-ти миллионов немецких солдат сверхисторический смысл.

 

Произведение Юнгера совершенно не утратило своей злободневности, хотя его высказывания могут показаться невыносимыми для современного гедонистиче-ского, зациклившегося на согласии и личном благополучии общества большин-ства. Вопреки близорукому взгляду почти всех ведущих западных современни-ков, которые благодаря принудительно навязанным всему миру идеям «демо-кратии» и «прав человека» болтают о «конце истории», фундаментальные за-

коны мира не изменились. История осуждает на смерть те народы, для которых правда была важнее поступков и справедливость весила больше, чем власть13.

 

«Pax Americana», «мир по-американски», насколько он действительно заслужи-вает этого названия, склоняется к своему концу. В условиях новой экспансии

 

 

С давлением которого не сможет справиться ни один свободный человек. Есть две Германии – одна из них свободна, Другая раболепна, кто бы это ни был.

Заставь же, наконец, замолчать, о, республика, Военную музыку! Военную музыку!»

9 Сравните с этим Oswald Spengler, Der Untergang des Abendlandes, München 1920, стр.

629.

 

10 Также Морис Баррес в „Le cultu de moi“ и Томас Манн в „Gedanken im Kriege“, стр. 14:

«Война! Это было очищение, освобождение, которое мы ощущали, и огромная надеж-да».

11 Der Kampf als inneres Erlebnis, предисловие ко 2-му изданию.

12 Там же, стр. 97

13 Освальд Шпенглер, указ. соч.

 

 


всегда думающего об агрессии ислама и демографического взрыва в Третьем мире, при одновременно прогрессирующем истощении наших естественных жизненных основ, линии будущих конфликтов проступают со все большей ясно-стью. Закат Запада покидает сферу литературы и, похоже, готовится стать горькой реальностью, по меньшей мере, он заметно принимает все более кон-кретные черты.

 

Белые народы отличаются не только прогрессирующей биологической импотен-цией, а, хуже того, еще и импотенцией духовной. Не масштаб появляющихся угроз или сила их врагов, а собственная душевная слабость белых народов – вот корень проблемы. Пацифизм, феминизм, ошибочно понимаемый гуманизм, гендерный мэйнстрим и другие идеологические химеры основательно разруши-ли Европу и то, что когда-то ее составляло.

 

Выход из кризиса ведет через духовную борьбу против основанных на идеях французской революции лжеучений либерализма со всеми его формами прояв-ления и возвращение права на собственную абсолютность.

 

Европа ни в чем не нуждается так сильно, как в новом поколении воинов. Ра н-ний Эрнст Юнгер, без сомнения, может ей в этом помочь.

 

В. Вольф, сентябрь 2008 года

 

Специально для Немецкой рубрики Велесовой Слободы

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.