Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В области охраны окружающей среды 3 страница




Существующие гражданско-правовые гарантии регулируют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан. Так, ст. 1084 - 1094 ГК РФ и ст. 77 - 79 комментируемого Закона закрепляют обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями, устанавливают порядок такого возмещения, а также особенности возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей среды. Особенностью возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением, является то, что наряду с экономическими потерями учитывается и вред, нанесенный окружающей среде, ведущий зачастую к непоправимому ухудшению ее качества. Вред окружающей среде подлежит возмещению в соответствии со специальными методиками и таксами исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление надлежащего качества природного объекта.

В числе прочих отраслевых гарантий большое значение принадлежит административно-правовым гарантиям. Их содержание заключается в практическом осуществлении органами государственного и муниципального управления и их должностными лицами следующих юридически значимых действий: выполнение юридических обязанностей по обеспечению реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду; создание надлежащих условий его реализации; наблюдение за его реализацией; охрана данного права; применение санкций в случае его нарушения.

Примером работы данной группы гарантий будет являться оказание содействия со стороны соответствующих должностных лиц гражданам и их объединениям в получении своевременной, полной и достоверной экологически значимой информации, а также в своевременном реагировании на жалобы, заявления и обращения граждан.

2. В целях охраны окружающей среды законодатель предусматривает выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экологических требований в процессе осуществления хозяйственной деятельности на всех стадиях организации производства: при размещении, проектировании и строительстве объектов (доэксплуатационная стадия); при вводе их в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации (послеэксплуатационная стадия), чему посвящена глава VII комментируемого Закона.

Комментируемый п. 2 посвящен охране окружающей среды лишь на одной из указанных стадий - стадии размещения объекта. Размещение объекта - это выбор земельного участка для последующего расположения на нем определенного хозяйственного объекта (здания, строения, сооружения), производимый с учетом требований законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также учетом возможных экологических, экономических, демографических и иных последствий деятельности указанного объекта (объектов).

Выбор земельного участка для строительства объекта производится в соответствии с градостроительными регламентами, входящими в состав правил застройки, утверждаемых нормативными актами органов местного самоуправления. Земельные участки из состава государственных или муниципальных земель могут предоставляться для строительства, во-первых, без предварительного согласования мест размещения объектов, и, во-вторых, с предварительным согласованием мест размещения объектов (ст. 30 ЗК РФ).

При размещении объекта обеспечивается выполнение требований в области охраны и восстановления окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации таких объектов.

Комментируемая норма отчасти воспроизводит п. 3 ст. 35 комментируемого Закона, утративший силу, который был посвящен вопросам учета результатов референдумов при размещении объектов. Сохранение в комментируемой статье аналогичной нормы означает, что референдум как средство учета мнения населения сохраняется, однако на практике более востребованными являются упомянутые в комментируемой статье иные варианты "учета мнения населения". Под ним следует понимать публичные слушания, проводимые в соответствии с требованиями ГрадК РФ и применяемые для обсуждения генеральных планов, правил землепользования и застройки, определяющих перспективные места размещения строительных и иных объектов, равно как и частные случаи строительства (например, публичные слушания проводятся при предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства).

3. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Наиболее мягким видом воздействия на нарушителей экологического законодательства (при условии, что эти действия нарушают и трудовое законодательство) является наложение мер дисциплинарного воздействия в соответствии со ст. 192 - 193 ТК РФ. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

При наличии большей общественной опасности деяния законодательство предусматривает меры административной ответственности. Так, ст. 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Наиболее же строгое наказание, например, за вышеупомянутый отказ в предоставлении гражданину информации, в том числе о состоянии окружающей среды, предусматривает ст. 140 УК РФ, согласно которой наказанию подлежит неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Данный перечень деяний, препятствующих реализации экологических прав граждан, равно как и мер ответственности, не является исчерпывающим.

 

Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.