КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охраны окружающей среды 3 страница. Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение объема потребления природных ресурсов
Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов); сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов; снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Затраты природопользователей на мероприятия, реализуемые в рамках международных соглашений по охране природы, а также осуществляемые в рамках региональных экологических программ, подлежат рассмотрению на предмет зачета в счет платежей в первоочередном порядке, в том числе: сокращение загрязнения водных объектов в бассейне Балтийского моря на территориях Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской областей и Республики Карелия в части реализации водоохранных мероприятий, обеспечивающих сокращение сбросов соединений фосфора и азота, солей тяжелых металлов, нефти и других загрязняющих веществ, определенных рекомендациями ХЕЛКОМа (Хельсинкский комитет по защите морской среды Балтийского моря); осуществление водоохранных мероприятий в бассейнах Черного и Азовского морей на территориях Краснодарского края, Смоленской, Брянской, Белгородской и других сопряженных областей в части снижения сбросов ртути, азота аммонийного, фосфора, фенола, цветных металлов, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ, предусмотренных программой, одобренной государствами Причерноморья на совещании, проходившем в рамках ЮНЕП (программа окружающей среды ООН); реализация комплексной программы по сокращению загрязнения озера Байкал на территории Иркутской и Читинской областей, Бурятской Республики в части реализации водоохранных мероприятий, направленных на сокращение сбросов соединений цветных металлов, нефтепродуктов, хлорпроизводных, окислов азота и углерода, фтористого водорода и т.д.; сокращение выбросов в атмосферу соединений серы, окислов азота, окиси углерода, летучих органических соединений и других загрязняющих веществ в соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении атмосферы, принятой Европейской экономической комиссией ООН в Женеве; мероприятия по хранению, обработке или уничтожению наиболее токсичных и опасных отходов в соответствии с Директивой Совета ЕЭС, принятой в 1978 году, по удалению токсичных и опасных отходов. Природопользователи, участвующие в долевом финансировании мероприятий по охране природы, проводимых в рамках региональных и межрегиональных программ за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму долевого взноса. К природоохранным мероприятиям, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, относятся: мероприятия для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты - аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны; приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива; строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов; приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов с территории городов и других населенных пунктов; строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства; проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия и др. Затраты на проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, предусмотренные проектно-технической документацией на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и т.д. основного производства, должны осуществляться в рамках реализации проектов. Не подлежат зачету текущие затраты на газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие для получения планируемой продукции из минерального сырья; среднекислотные и другие цехи, служащие для получения планируемой продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей; газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), служащие для установления нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах; санитарно-защитные зоны, сооружения для дожига газа на свечах, озеленение и т.д., являющиеся составными элементами технологических схем, промсанитарии, благоустройства и т.д. По представлению природопользователей органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований и территориальные органы МПР России могут засчитывать в счет платы за загрязнение окружающей среды часть собственных средств природопользователей, направленных на реконструкцию и новые технологии, непосредственно дающие снижение объемов вредных выбросов (сбросов), образующихся отходов; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение договорного срока. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии такого основания, как проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, предусматривающим проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, представляются следующие документы: подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели; подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, используемого исключительно на вышеперечисленные цели; бизнес-план инвестиционного проекта. Инвестиционный налоговый кредит оформляется на основании заявления организации договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и организацией. Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов утвержден Приказом ФНС от 4 октября 2006 г. N САЭ-3-19/654@; 3) уменьшение полученных доходов на сумму произведенных расходов при уплате налога на прибыль. Произведенные расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты организации. К ним, в частности, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, в том числе: расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов; расходы на захоронение экологически опасных отходов; расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия. Если к природоохранным мероприятиям относятся работы (услуги) природоохранного назначения, то организации могут уменьшать сумму налога за счет включения в затраты следующих работ: утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных); проведение на территориях (акваториях) хозяйственных и природных объектов рекультивационных и иных восстановительных работ (за исключением последствий чрезвычайных ситуаций); проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель в целях их консервации и реабилитации; разработка технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение опасных для окружающей природной среды материалов и веществ (кроме радиоактивных) и т.д. <1>. -------------------------------- <1> См. подробнее об этом: Приказ Госкомэкологии РФ от 23 февраля 2000 г. N 102 "О работах (услугах) природоохранного назначения". Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
3. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах): так, Постановлением главы администрации города Волжского Волгоградской области от 10 апреля 2003 г. N 1394 "О предоставлении льгот предприятиям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в целях охраны окружающей среды" предусмотрено для предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность в целях охраны окружающей среды путем создания специального производства по переработке отработанных автомобильных шин и неармированных резинотехнических изделий, как составной части областной системы безопасного обращения с отходами производства и потребления, установить арендную плату в размере величины земельного налога с коэффициентом 0,3 за земельные участки, отведенные под территории санитарно-защитных зон; в соответствии с Законом Московской области от 24 ноября 2004 г. "О льготном налогообложении в Московской области" некоммерческим организациям, уставными целями, деятельностью которых являются защита и охрана окружающей среды, предоставляются следующие налоговые льготы: снижение ставки налога на прибыль организаций на 4 процентных пункта в соответствии с п. 3 ст. 2 настоящего Закона; уменьшение суммы налога на имущество организаций на 50 процентов; освобождение от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств <1>; -------------------------------- <1> См.: Закон Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (в ред. от 28 декабря 2006 г.) // Вестник Московской областной Думы. 2004. N 12.
в Коломенском районе Московской области освобождены от уплаты земельного налога общественные организации, содействующие государственным органам в деле охраны окружающей среды, сохранению животного и растительного мира <1>; -------------------------------- <1> См.: решение Совета депутатов Коломенского района Московской области от 14 ноября 2005 г. N 145/18СД "Об установлении и введении земельного налога на территории Коломенского муниципального района с 01.01.2006" (в ред. от 14 апреля 2006 г.). Текст официально опубликован не был // СПС "Гарант".
в Лотошинском районе Московской области при уплате земельного налога налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 70% от кадастровой стоимости земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, коммерческим организациям, уставными целями, деятельностью которых являются защита и охрана окружающей среды, животного мира <1>. -------------------------------- <1> Решение Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области от 7 ноября 2006 г. N 295/34 "О земельном налоге на территории Лотошинского района" // Сельская новь. 2006. 23 ноября.
Статья 18. Экологическое страхование
Комментарий к статье 18
1. По статистике 15% территории России по экологическим показателям находится в критическом состоянии. Небольшие инвестиции (в 2005 г. они составляли немногим более 30% от объема капиталовложений 1990 г.), а главное - их структурная асимметрия привели к тому, что износ основных производственных фондов в химической промышленности сегодня достигает 60%, износ оборудования - 70%. На гидротехнических сооружениях, срок службы которых перевалил уже за 40 лет, износ оборудования составляет 50 - 60%. В нефтедобывающей промышленности более 35% основных производственных фондов старше нормативного срока эксплуатации, а 55% парка промышленного оборудования морально устарело <1>. -------------------------------- <1> См.: О состоянии и перспективах развития экологического страхования в России // Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии. 2008. N 3.
В Российской Федерации функционируют свыше 2,5 тыс. химически опасных объектов, более 1,5 тыс. радиационно опасных объектов, 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, более 30 тыс. гидротехнических сооружений и других объектов. Большая часть этих объектов представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей среды. Стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан и окружающей среды. Для предупреждения и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и привлечения негосударственных средств в сферу природопользования и охраны окружающей среды необходимо экологическое страхование. Впервые экологическое страхование было закреплено в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (ст. 23), согласно которому "в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф". Впоследствии было разработано и утверждено Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, действующее до сих пор. В целях усиления роли экологического страхования в прогнозировании, предотвращении и ликвидации последствий экологических аварий в 1994 - 1995 гг. был проведен эксперимент по развитию экологического страхования в Архангельской, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской и других областях (всего 15 регионов). По результатам эксперимента был подготовлен проект Закона "Об экологическом страховании", который был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении, однако окончательно данный закон не принят до сих пор. В зарубежной практике под экологическим страхованием обычно понимают страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. В России экологическое страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении предусмотренных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий, а также за счет иных средств страховщиков. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов на случай экологических рисков. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Под экологическим риском понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы. Опасные природные явления, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя опасные геологические процессы (землетрясения, вулканическая деятельность, оползни, сели, грязевой вулканизм), опасные геокриологические процессы (сходы лавин и ледников, разрушение вечной мерзлоты), опасные гидрометеорологические (метеорологические, гидрологические, агрометеорологические) явления (сильные ветры, смерчи, тайфуны, очень сильные осадки, сильные метели и пыльные бури, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, сильный мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками, селевые потоки, снежные лавины, цунами, сгонно-нагонные явления), опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговыми заболеваниями, в том числе связанные с переносом возбудителей мигрирующими животными), угрозы экономическому потенциалу и экономической безопасности, связанные с катастрофическим размножением и миграциями животных. Природные риски разделяются на две группы: риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности при нарушении регламентов технической деятельности, и риски, связанные с накопленным экологическим ущербом. Природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и представляющие собой потенциальный источник угроз жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя риски разрушения природной среды в результате продолжения деятельности существующих объектов промышленного и иного назначения, реализации проектов нового промышленного освоения, в том числе в регионах с особо чувствительными к антропогенному воздействию экосистемами, технических аварий и иных причин, выходящих за рамки регламента технической деятельности хозяйственных и иных объектов, чья деятельность в штатном режиме не несет экологических и иных угроз. Природные риски, связанные с накопленным экологическим ущербом, представляющие собой потенциальный источник угроз жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя риски негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека и хозяйственный потенциал не рекультивированных, но подлежащих рекультивации территорий и акваторий, риски негативного воздействия законсервированных объектов с потенциально опасными свойствами, риски продолжающейся деградации природных экосистем, вызванной антропогенной деятельностью (п. 1 Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утв. Постановлением Правительства РФ от 6 января 2006 г. N 1 (в ред. от 12.06.2007)). В России в настоящее время отсутствует страхование экологических рисков, связанных с негативным воздействием чрезвычайных ситуаций природного характера. Между тем, по оценкам Всемирной метеорологической организации и Всемирного банка реконструкции и развития, в настоящее время отмечается тенденция увеличения материальных потерь из-за усиливающегося воздействия опасных природных явлений. Более 50% общего ущерба от опасных природных явлений составляют опасные гидрометеорологические явления. Кроме того, ежегодный ущерб от воздействия опасных гидрометеорологических явлений на территории России составляет 30 - 60 млрд. руб. Ежегодный прирост количества опасных явлений составляет около 6,3%. Эта тенденция, по данным Росгидромета, сохранится и в дальнейшем <1>. -------------------------------- <1> О состоянии и перспективах развития экологического страхования в России // Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии. 2008. N 3.
2. В Российской Федерации может осуществляться обязательное и добровольное экологическое страхование. Отношения по обязательному страхованию регулируются ст. 935 и 969 ГК РФ. Обязательное страхование может быть следующих видов: обязательное страхование в силу закона; обязательное государственное страхование; обязательное страхование в силу договора (в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества - на договоре с владельцем имущества или на учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным в смысле ст. 935 ГК РФ и не влечет последствий, предусмотренных ст. 937 ГК РФ). Обязательное страхование в силу закона - это страхование, при котором обязанность страховать конкретный имущественный интерес возлагается на страхователя непосредственно нормами закона. Обязательное страхование в силу закона может быть введено только после принятия специального закона об обязательном экологическом страховании, который установит условия и порядок страхования. Закон должен содержать положения, определяющие: субъекты страхования; объекты, подлежащие страхованию; перечень страховых случаев; минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения; размер, структуру или порядок определения страхового тарифа; срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); срок действия договора страхования; порядок определения размера страховой выплаты; контроль за осуществлением страхования; последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования и т.д. В настоящее время обязательное экологическое страхование осуществляется в соответствии с Законом о промышленной безопасности, согласно п. 1 ст. 15 которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Также обязательное страхование осуществляется на основе Закона о безопасности гидротехнических сооружений, согласно ст. 15 которого риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Актуальность развития на территории России мер обязательного экологического страхования трудно переоценить. Суммарный ущерб от техногенных катастроф в настоящее время сближается с ущербом от катастроф природных, а число техногенных аварий за четыре года возросло в шесть раз. 3. Добровольное экологическое страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения. Такие типовые правила (Типовое положение) были утверждены Министерством охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ и Российской государственной страховой компанией в 2002 г. Страхователи - юридические лица всех форм собственности, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории Российской Федерации. Объект страхования - риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. Страховое событие (случай) - внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. В положении оговорены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности: прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, гражданских волнений, диверсий, внутренних беспорядков, боевых действий, чрезвычайного, военного, осадного или особого положения, объявленного органами власти; вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива; вытекающие из обычной деятельности страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности; связанные с умышленными действиями страхователя или третьих лиц; вызванные нарушением законов, постановлений, ведомственных или производственных правил, инструкций и других нормативных документов; связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями, эпилепсией и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность, и т.п.
Глава V. НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |