Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окружающей среды 3 страница




Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Природопользователи на период эксплуатации помимо иных документов должны иметь проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно ст. 11 Закона об отходах, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР) в целях уменьшения количества их образования. Согласно ст. 14 данного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности; на опасные отходы должен быть составлен паспорт.

Природопользователями являются юридические и физические лица, осуществляющие производственную деятельность, в процессе которой образуются отходы, имеются стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, имеются источники сбросов загрязняющих веществ. На основе представленного проекта и иных документов природопользователи должны получить лимиты на размещение отходов.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Ростехнадзор) или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Нередки случаи превышения полномочий иными органами, берущими на себя обязанность по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Так, глава администрации г. Самары издал распоряжение "Об утверждении норм образования твердых бытовых отходов". Суд, рассмотрев все обстоятельства дела, сделал правильный вывод о том, что администрация, издав данный акт, превысила свои полномочия, поскольку разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение входит в компетенцию органов федеральной власти, а в рассматриваемом случае разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов входит в компетенцию территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Поволжского округа от 19 июня 2008 г. по делу N А55-2592/2008 "Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2008, которым были признаны недействующими подпункт 1.2 распоряжения Главы администрации г. Самары от 09.12.2005 N 314-р "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов" и пункт 2 в части введения указанных норм для применения жилищными организациями различных форм собственности, прочими организациями и учреждениями распоряжения Главы администрации г. Самары от 09.12.2005 N 314-р" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Уполномоченными органами лимиты на размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Законодатель последовательно проводит политику дифференцируемого установления нормативов исходя из ценности территорий, подлежащих охране. Так, лимиты на размещение отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно.

В Постановлении Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" установлен перечень документов, которые необходимо представить в территориальный специально уполномоченный орган для утверждения лимитов на размещение отходов: а) заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридических лиц; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуальных предпринимателей; б) копию лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с опасными отходами); в) проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по утвержденной форме; г) свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

Основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление указанных заявления и документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации. Нередки случаи необоснованного отказа в установлении нормативов образования отходов. Такие случаи часто обжалуются в судебном порядке, что подтверждается следующим.

Постановлением заместителя Главного государственного инспектора по ЦАО г. Москвы от 30 июня 2003 г. ООО "Стерх" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение ст. 11, 18 Закона об отходах, предусматривающих обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Однако действий, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, ни из протокола об административном правонарушении, ни из постановления о привлечении к административной ответственности не усматривается. Из имеющейся в материалах дела копии договора аренды, на который ссылается административный орган, усматривается, что обществом арендовалось помещение под складирование непродовольственных товаров, а на месте складирования находились бумажные коробки.

В протоколе зафиксировано, что места для временного хранения и сбора отходов не оборудованы надлежащим образом в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что ООО не может нести ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку не доказано, что оно ведет производственную деятельность, от которой образуются отходы, наносящие вред окружающей среде.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена юридическая ответственность. Анализ указанного и других судебных споров, связанных с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, свидетельствует об отсутствии четкого понимания деятельности, связанной со сбором, складированием, использованием, сжиганием, переработкой, обезвреживанием, транспортировкой, захоронением и иным обращением с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Органы, осуществляющие экологический контроль, требуют от юридических и физических лиц, осуществляющих любой вид хозяйственной деятельности, чтобы они имели природоохранную документацию в виде проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Отсюда - отсутствие такой документации, по их мнению, является основанием для привлечения этих лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ. Судебная практика идет по иному пути: установление обязанности иметь природоохранную документацию в виде проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для любого вида хозяйственной деятельности признается неправомерным, и ответственность, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ, возможна только в том случае, если доказано, что физическое или юридическое лицо ведет производственную деятельность, от которой образуются отходы, наносящие вред окружающей среде <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2004 г. N КА-А40/437-04 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2004 г. N КА-А40/1006-04 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Другой спор возник из-за отсутствия у юридического лица на момент проверки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в результате чего оно было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении на момент проверки у юридического лица отсутствовали проект лимитов на размещение отходов и разрешение на размещение отходов производства и потребления. Установлено, что юридическим лицом был заключен договор на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с третьим лицом.

Приняв во внимание факт заключения указанного договора, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, так как срок разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение законом не установлен <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2004 г. N КА-А40/7493-04 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду

 

Комментарий к статье 25

 

Нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

К вредному физическому воздействию относится вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства окружающей среды и здоровья человека. К нормируемым физическим воздействиям, помимо перечисленных, относится тепловое воздействие. Основными источниками его являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое хозяйство.

Установление рассматриваемой разновидности нормативов допустимого воздействия предполагает следующую процедуру. На основании комплексных нормативов допустимой антропогенной нагрузки для определенной территории (например, городского населенного пункта) определяются нормативы качества окружающей среды в целях оценки ее состояния и благоприятности для жизни и здоровья граждан и иных живых организмов. Для достижения данной цели каждому источнику физических воздействий на окружающую среду определяется максимально допустимый показатель его негативного воздействия на окружающую среду.

В различных нормах и правилах детализирован каждый из указанных видов воздействия на окружающую среду. Так, предельно допустимый уровень (ПДУ) шума - это уровень фактора, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение ПДУ шума не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных лиц <1>. Санитарными нормами допустимого уровня шума на территории жилой застройки установлено, что он не должен превышать 60 децибел, а в ночное время - с 23 до 7 ч - 45 децибел. Для санаторно-курортных зон эти нормативы составляют соответственно 40 и 30 децибел.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Е.А. Суховой, Е.Н. Абаниной, О.В. Зенюковой включен в информационный банк.

 

<1> См.: Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". М., 2007. С. 178 - 181.

 

Предельно допустимый уровень (ПДУ) вибрации - это уровень фактора, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение ПДУ вибрации не исключает нарушение здоровья у сверхчувствительных лиц <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 40 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. Санитарные нормы". СН 2.2.4/2.1.8.566-96.

 

В законодательстве об охране поверхностных вод установлены такие нормативы теплового воздействия: в источнике хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения летняя температура воды не должна превышать температуру самого жаркого месяца более чем на 3 градуса Цельсия. В рыбохозяйственных водоемах - быть не более 5 градусов Цельсия выше естественной температуры воды. При попытке найти судебную практику, связанную с применением данной группы нормативов, было установлено, что такая практика отсутствует. Причин сложившейся ситуации может быть две. Во-первых, такие нормативы на практике не нарушаются, соответственно, привлекать виновных к ответственности не за что (маловероятно). Во-вторых, и это представляется более правдоподобным, - данная норма не является реально действующей. Наверно, каждый житель страны хоть раз ощущал превышение нормативов допустимых физических воздействий, да и состояние окружающей среды говорит в пользу именно этой причины.

 

Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

 

Комментарий к статье 26

 

В настоящей статье устанавливаются общие требования о нормировании допустимого изъятия компонентов природной среды. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. На сегодняшний день установлены нормы допустимого изъятия (использования) природных ресурсов в земельном, водном, лесном и фаунистическом законодательстве.

Законодательством помимо регулирования объема изъятия (использования) природных ресурсов могут предусматриваться ограничения по характеру использования природного ресурса. Например, в соответствии со ст. 35 Закона о недрах, одной из задач государственного регулирования отношений недропользования является определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам. Согласно ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, что означает установление запретов или ограничений использования данных земель для несельскохозяйственных нужд. Следовательно, целью введения данной группы нормативов является обеспечение рационального природопользования для поддержания природного баланса, сохранение природных комплексов и объектов в интересах настоящего и будущего поколений людей.

 

Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

 

Комментарий к статье 27

 

1. Законодатель называет нормативы допустимой антропогенной нагрузки в качестве одного из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы предельной допустимой антропогенной нагрузки на природные объекты определяются мерой антропогенного воздействия (с учетом действия природных факторов) на природный объект, при превышении которой происходят нарушения устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшение условий использования природного объекта или его части (участка).

Норматив допустимой антропогенной нагрузки является нормативом, определяющим уровень возможного негативного воздействия на окружающую среду на определенной территории еще на стадии планирования определенных видов деятельности (размещение объектов промышленности, энергетики, транспорта, а также иных экологически вредных объектов) с учетом каждого вида антропогенных воздействий и их совокупности. Из этого следует, что деятельность по разработке документов территориального планирования федерального, регионального и муниципального уровня должна осуществляться с учетом данных нормативов, отсутствующих на практике. Это затрудняет расчет экологического воздействия на окружающую среду при планировании долгосрочного социально-экономического развития страны.

Воздействие человека на окружающую среду очень разносторонне и происходит в разных сферах. Хозяйственная деятельность наносит вред окружающей среде; кроме того, человек причиняет вред природе, и не осуществляя никакой хозяйственной деятельности (т.е. в процессе жизнедеятельности). Представить функционирование норматива допустимой антропогенной нагрузки можно следующим образом: допустим, на определенной территории планируется строительство трех заводов, проживание 1000 человек и т.д. Однако для данной территории указанное воздействие человека на окружающую среду приведет к нарушению устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшению условий использования данной территории. Это и будет означать, что нарушены нормативы предельно допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Допустим, устойчивое состояние экосистемы можно было бы обеспечить при размещении на данной территории только двух заводов.

Такой достаточно простой пример показывает, что разработка и учет показателей ПДН позволит избежать ситуации с возможным превышением емкости окружающей среды (то есть ее способности выдержать совокупную антропогенную нагрузку без нарушения ее экологической функции) при планируемом осуществлении хозяйственной или иной деятельности.

2. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки должны разрабатываться по результатам завершенных, специально проведенных научных исследований, изыскательских и проектных работ. В отдельных случаях, при отсутствии достаточного объема научно-обоснованной информации, при установлении нормативов допускается использование экспертных оценок.

В качестве примера можно рассмотреть работу по установлению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на побережье озера Байкал. Эта работа ведется уже порядка трех лет и еще далека от своего завершения. В настоящее время считается, что без ущерба для экологической составляющей этот регион ежедневно могут посещать порядка 100 тысяч человек, но научно обоснованного подтверждения этому пока нет. Первым шагом к установлению таких нормативов стала регистрация фоновых показателей окружающей среды. Кроме того, уже ведутся работы по определению состояния воздуха, растительного и земельного покрова. На основе приведенного примера становится ясно, что процедура разработки допустимой антропогенной нагрузки включает дело трудоемкое и длительное.

Такая процедура включает в себя: сбор и анализ информации об объекте окружающей среды; оценку состояния объекта окружающей среды с учетом гигиенических и экологических требований; характеристику источников воздействия. При этом следует учитывать природные особенности территории; экологическую и санитарную обстановку; устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям и способность их к восстановлению; необходимость целевого использования природного объекта.

3. Следует согласиться с мнением ряда авторов о необходимости скорейшей разработки и применения данной группы нормативов. Пренебрежение данными требованиями влечет за собой серьезные последствия. Нерациональное размещение промышленных предприятий на территории некоторых городов (Кемерово, Уфа, Стерлитамак и ряд других) привело к тяжелым экологическим последствиям окружающую среду и население этих регионов. Нежелание считаться с объективными нормативами нагрузки скота на единицу пастбищных угодий в некоторых регионах Республики Калмыкия стало причиной опустынивания земель <1>.

--------------------------------

<1> См.: Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М., 1995. С. 213.

 

Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды

 

Комментарий к статье 28

 

Представляется, что необходимости в данной статье нет. Данная норма по сути дублирует п. 2 ст. 19 комментируемого Закона, в котором законодатель установил, что перечень нормативов не является исчерпывающим: нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды.

Отсутствие исчерпывающего перечня экологических нормативов можно объяснить следующим. Так, региональные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду могут вводиться при отсутствии федеральных либо в целях установления иных ограничений по сравнению с федеральными (но не ниже ими установленных) с учетом экологической обстановки на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что ряд субъектов РФ уже воспользовались предоставленным им правом. Соответствующими региональными законами предусмотрены следующие "иные" нормативы: нормативы потерь отдельных видов природных ресурсов; нормативы допустимого преобразования территории и отдельных природных объектов; нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве и т.д.

Конечно, наиболее целесообразной правовой формой регулирования названных и ряда других отношений является принятие комплексных законов субъектов РФ об охране окружающей среды, в которых помимо других положений и устанавливаются "иные" нормативы. К настоящему времени известно о принятии ряда региональных законов общего характера: Закон Калужской области от 1 июля 2004 г. N 328-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Калужской области", Закон Краснодарского края от 31 декабря 2003 г. N 657-КЗ "Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края", Закон Липецкой области от 8 января 2003 г. N 33-ОЗ "Об охране окружающей среды Липецкой области", Закон Пермской области от 9 декабря 2002 г. N 502-94 "Об охране окружающей среды Пермской области", Закон Ростовской области от 11 марта 2003 г. N 316-ЗС "Об охране окружающей среды в Ростовской области", Закон Рязанской области от 31 октября 2002 г. N 67-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Рязанской области", Закон Тюменской области от 7 марта 2003 г. N 112 "Об охране окружающей среды в Тюменской области".

 

Статья 29. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды

 

Комментарий к статье 29

 

1. Согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании, стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Правовой смысл понятия стандартов с принятием Закона о техническом регулировании существенно изменился. Ранее значительная часть стандартов содержала требования, обязательные для применения, причем их несоблюдение влекло за собой юридическую ответственность, вплоть до уголовной.

Исходя из представленного выше определения, становится ясно, что в настоящее время соблюдение стандартов - дело добровольное. Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг, называется "стандартизация".

Стандартизация осуществляется в различных целях, в том числе для повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения научно-технического прогресса; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемости продукции.

Таким образом, от опасных воздействий продукции и деятельности по ее производству посредством стандартизации охраняется как жизнь и здоровье людей, их имущество, так и окружающая среда, животные и растения.

2. Согласно ст. 11 Закона о техническом регулировании, одной из целей проведения стандартизации является повышение уровня экологической безопасности. К документам в области стандартизации, используемым на территории России, относятся: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций. Рассмотрим указанные документы в области стандартизации подробнее.

Национальную систему стандартизации образуют национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Национальные стандарты, утверждаемые национальным органом по стандартизации, применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. О применении национального стандарта свидетельствует знак соответствия национальному стандарту.

Почему законодатель не применяет в отношении таких стандартов понятие "государственный стандарт"? Представляется, что в этом еще раз отражается принцип добровольности применения таких стандартов и, в свою очередь, подчеркивается их применение на всей территории России.

К национальной системе стандартизации, помимо национальных стандартов, относятся общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области статистического учета, банковской деятельности, налогообложения) устанавливается Правительством РФ. Для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии создается единая информационная система по техническому регулированию <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 (в ред. от 12 августа 2009 г.) "О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367; 2009. N 33. Ст. 4088.

 

В состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов входят следующие документы:

технические регламенты, утвержденные федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, утверждаемые Правительством РФ;

документы национальной системы стандартизации, в том числе национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также перечни национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;

международные (региональные) стандарты;

национальные стандарты иностранных государств;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.