Результатом культовой деятельности является прежде всего удов- летворение религиозных потребностей, оживление религиозного соз- нания. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состо- яния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутренней разорванности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворен- ности, успокоенности, гармонии, радости, прилива сил). В культовой
деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов — все это может доставлять эстетическое наслаждение.
§ 3. Религиозные отношения
В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения — внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения эко- номической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объективному содержанию они нерелигиозны.
Свойства религиозных Религиозные отношения представляют собой
отношений вид отношений в духовной сфере, которые
складываются в соответствии с религиозным
сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной де- ятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.
Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания. Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазирован- ным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом. Первые отношения развертываются в плане сознания, однако прояв- ляются в действительных отношениях между людьми, например, меж- ду мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с другом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойст- вам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные.отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами пред- ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства-подчинения (по типу «Господь и раб Госпо- день»), государственно-правовые структуры (Бог — «Царь небесный», патриарх — «владыка», папа — «монарх», «каноническое право»), связи судопроизводства («суд» над Христом, Бог — «судья», грешники — «судимые», «Судный день»), семейные отношения («Бог Отец», «Бог Сын», «брат», «сестра»). Особое значение имеет воспроизведение нрав- ственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям придается моральное значение.
Имеются различные способы фиксации и опосредования
религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы неживой и живой природы — храм, икона, крест, распятие, ступа, «черный камень», корова, крокодил, голубь и т. д., — и тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2) индивид или группа лиц — служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара» и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т. д.; это иде- ализированная, образная форма опосредования (И сказал Иисус: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» — Мф. 18:20); 4) язык — отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым. Предметы, вещи, персоны, образы, слова обладают символическими свойствами, являются знаками, ко- торые выражают религиозные значения и смыслы, «прочитываются» вступающими в связь индивидами.
Виды отношений Следует различать внекультовые и культовыерелигиозные отношения. Внекультовые акту- ализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отно- шения между религиозными индивидами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения обмена информацией; «богословских со- беседований». Педагогический процесс в духовных школах предпола- гает наличие связей «учитель — ученик», «ректор — педагогический коллектив», определенных взаимоотношений между слушателями. Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуще- ствляются посредством информационных отношений, механизмов на- ставления, сообщения, адаптации. В религиозной организации складываются связи координации (взаимодействия «по горизонтали») и субординации (соподчинения «по вертикали»), действуют отношения властвования.
Культовые отношения формируются в процессе культовой деятель- ности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипос- тазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимос- вязях людей. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические, обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церков- ного брака; крещение устанавливает связь «крестного сына (дочери)» с «крестными родителями (отцом и матерью)».
Носителями религиозных отношений в зависимости от степени
влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс, профессиональная группа, государство со своими подданными или части указанных групп, т. е. такие социальные и политические объединения, представители которых относят себя также к одному общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и вос- производстве религиозных отношений играли социальные группы, вы- делявшиеся по религиозному признаку, — варна брахманов в древнеиндийском обществе, жрецы в рабовладельческих государствах Европы, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях и т. д.
Религиозные отношения могут иметь разный характер — солидар- ности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы, нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже при «мирном сосуществовании», как правило, имеется представление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.
§ 4. Религиозные организации
В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации. Для «ориентации» во вне- религиозных областях создаются экономические институты (например, «Банк святого духа» в Ватикане), политические партии (христианские, исламские и др.), профсоюзы женские, молодежные и прочие формирования.
Виды и строение Складываются учреждения и в религии — религиозных организаций внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой де- ятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы обра- зования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и пр.), а среди культовых упомянем причт, клир, диаконат, епископат.
В первобытном обществе религиозных организаций не было. Ру- ководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, зна- хари и др. Складывались религиозные группы — «тайные союзы», не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные организации.
Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. В рамках общности на основе различных видов деятельности — культовой и внекультовой — выделяется целая систе- ма религиозных субгрупп. Существование и функционирование общности как единого целого обеспечиваются организацией.
Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами, конституциями и т. д. Организационные принципы определяют ее со- ставные части, совокупность позиции и ролей, правила субординации и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев организации, узлы деятельности и соответственно группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от ус- ловий возникновения и существования религиозные организации принимают монархический (католицизм, православие), парламентско- королевский (англиканство), республиканско-демократический (кальвинизм, баптизм) и иной вид.
Общность со всеми своими организационными элементами пред- ставляет собой религиозное объединение. Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над общинами надстраива- ется комплекс звеньев вплоть до высшего звена — центра объединения. В объединении существует и целый ряд других составных элементов, имеющих специфические организационные связи, но в то же время включенных в общую структуру (например, духовенство, монашество). Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все звенья становятся взаимосвязанными органами целого.
Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных элементов организации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты.
Типы объединений Набор организационных элементов, их в заимосвязи, распределение позиций и ролей,
управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях разных типов. На основе изучения христианства выделены типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия и др. Наибольшее единодушие исследователей получило признание трех первых типов.
Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каж- дого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквах члены делятся на духовенство и мирян. Позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и ав- торитарному принципам.
Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, цен- ностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а не- редко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к
духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается ак- цент на «обращении», предшествующем, членству. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток вре- мени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в иные типы.
Деноминация может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, куль- товые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя, акцент на «избранности» членов, она признает возможность духовного возрож- дения для всякого верующего. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считается обязательным признаком «истинной» религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянного и строго контролируемого, членства, в соответствии с которым предписывается активность прежде всего в религиозной деятельности, наблюдается тенденция к соединению с «миром», последователи призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали.
Глава IV
РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Значение- и смысло-пола - Религия представляет собой одну из областей гание в культуре духовной культуры (лат. culture — возделы- вание, воспитание, образование, почитание).
В качестве плодотворно «работающего» в религиоведении примем следующее определение культуры: "это совокупность способов и приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и пред- ставлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поко- лениями. Культура характеризует как процесс деятельности людей (под углом зрения владения соответствующими способами, приемами и постоянного их воплощения), так и ее результаты. Она имеет в виду соответствующие свойства сознания и поведения в различных областях жизни — в экономике, политике, морали и т. д., подразумевает опре- деленные стороны жизнедеятельности и индивида, и группы, и обще- ства»
Культуросозидание совершается в области как материального, так и духовного производства. И в той и в другой есть свои предметные носители. Предметами-носителями культуры в сфере материальной де- ятельности являются орудия и средства труда, искусственно создан-
ные продукты питания, одежда, жилища, принадлежности быта, сред- ства связи и транспорта, а воплощениями духовного производства вы- ступают язык в звуковой и письменной формах, различные искусственные знаковые системы (например, схемы, карты, «язык» ма- тематики), книги, газеты, произведения искусства.
В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное и идеальное взаимопроникают друг в друга: в материальной деятель- ности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные про- дукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов.
Важный аспект культуры составляют механизмы регулирования человеческой активности, включающие нормы, правила, требования, эталоны, образцы, инварианты действия и общения. Качеством куль- туры наделены учреждения и институты — образования, воспитания, управления, власти.
Развитие и функционирование культуры возможно лишь в кон- тексте объект-субъектных отношений. Сами по себе материальные предметы вне знаковых отношений с общественным и индивидуальным сознанием мертвы. Благодаря деятельности субъекта-индивида и груп- пы обеспечиваются «свечение» и движение культуры. Чтобы дейст- вовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры, представители новых поколений должны овладеть умениями, навы- ками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях. В труде сменяющих друг друга поколений осуществляется взаимо- действие процессов опредмечивания и распредмечивания. Опред- мечивание представляет собой воплощение в объективных предметах человеческих способностей, знаний, навыков, а распредмечивание — это освоение людьми способов и приемов деятельности, посредством которых произведены те или иные предметы — носители культуры. Эти предметы приобретают двойное бытие: с одной стороны, они оста- ются независимой от человека реальностью, непосредственно-чувст- венной вещью, с другой - замещают, выражают какую-то иную реальность, имеют значение, становятся чувственно-сверхчувствен- ными. Значение представляет собой идеальное образование, в котором откристаллизован опыт человечества, выражаются объективные связи, отношения, взаимодействия. Будучи запечатленным в материальных носителях, значение приобретает устойчивость, инвариантность и в этом своем качестве входит в содержание духовной сферы общества или группы. Несмотря на то, что значение фиксировано в конкретном предметном носителе, оно представляет собой обобщение действитель- ности.
Значение относится к разряду объективно-общественных явлений, но входит и в духовный мир отдельного человека. Усваивая опыт пред- шествующих поколений, индивид овладевает совокупностью значений. Становясь фактом индивидуального сознания, значение не теряет объективного содержания, однако наделяется личностным смыслом.
Смысл формируется под влиянием той макро- и микросреды, вусловиях которой происходят формирование и развитие личности* Данная среда транслирует индивиду общественные значения в конкретизированном виде, через призму сложившегося в ней опыта освоения этих значений» По мере становления личности у нее вырабатывается собственная спо- собность индивидуации значения. В ходе индивидуаций происходит «переработка» значений. Они соотносятся с потребностями, интересами, целями, сокровенными состояниями и переживаниями человека. Смысл выступает как освоенное личностью значение.
Соотношение религии Рассмотрим решение вопроса о соотношении и культуры религии и культуры в христианской теологии. В ней понятие «культура» не является базо- вым, а религия истолковывается на основе христианского самоосоз- нания как связь между Богом и человеком (см. § 1 гл. I). Согласно католическим воззрениям, культура — философия, мораль, искусство, техника — представляет собой исторический факт, продукт деятель- ности человека: лишенная религиозного измерения, она не является подлинной культурой. Христианство — это не культура, а религия, поскольку вера в Христа не есть просто ценность среди других цен- ностей, которые содержат различные культуры. Но христианство не безразлично и не чуждо культуре, нуждается в том, чтобы выразить себя в ней; оно должно обновить культуру человека, пораженного гре- хом. Существует «христианская квалификация культуры». По мнению Иоанна Павла II, культура представляет собой «привилегированный сектор евангелизации». Последняя, будучи автономной от культуры, должна находить выражение в жизни народов и наций. Воплощение Евангелия в какой-либо культуре — «инкультурация» — совершается через обновление внутреннего мира человека. К высшему достоинству — достоинству духовности, которое находит выражение в наиболее возвышенном даре — даре любви, человек поднимается через cultura animi («культура души»). Чтобы культура сложилась как подобает, весь человек должен участвовать в этом — вся его творческая сила, разум, его знание мира и людей, способность сдерживать себя, жер- твовать, быть солидарным и готовность содействовать общему благу* Папа говорит: «...первым и самым важным является тот труд, который совершается в человеческом сердце, а то, каким образом он включается в построение собственного будущего, зависит от его понимания себя и своего предназначения. Именно этой плоскости касается специфический и существенный вклад Церкви в пользу истинной куль- туры»1. Подлинной культурой является христианская (католическая) культура, которая возникает как результат веры, внутреннего душев- ного стимула, данного религией.
Православные богословы базисом духовной культуры тоже считают религию. Обратим внимание на идеи «единой философии культа», раз-
работанной П. А. Флоренским. По его мнению, религия стоит над явлениями духовной культуры, культура возникает на основе религии: искусство родилось как культовое, наука и философия явились как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право веч- но базировались на религиозных заповедях. Культ — «средоточное» место культуры, в узком смысле он — богослужение, богослужебное действие, а в широком — феургия (греч. theurgea — богоделание). Фе- ургия является «материнским лоном всех наук и искусств»2. В культе встречаются имманентное и трансцендентное, дольнее и горнее, вре- менное и вечное, поэтому он образует основу, источник культуры. Культура — это то, «что от культа присно отщепляется, — как бы про- растания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни — это первичное творчество человека; культурные ценности — это производ- ные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа...»3. Вспомогатель- ные термины, понятия, формулы, являющиеся производными культа, в процессе усложнения и автономного развития превращаются в «свет- скую философию, светскую науку, светскую литературу»4.
Немецко-американский протестантский теолог и философ П. Тиллих (1886 — 1965) в своей «теологии культуры» исходит из идеи отчуждения человека от Бога (Самого Бытия) в результате грехопа- дения и открывания Богом (Самим Бытием) себя человеку в историче- ском времени. Главное для П. Тиллиха — «определить способ соотнесения христианства и секулярной культуры»5. Религия и куль- тура противостоят друг другу и одновременно образуют единство. «Религия, - полагает П. Тиллих, — есть высшая забота... Религия есть субстанция, основа и глубина духовной жизни человека»6, она питает культуру и придает ей смысл. Религия есть субстанция куль- туры, а культура — форма религии. Субстанция и форма постоянно стремятся к синтезу и каждый раз разрушают достигнутый синтез. Культура заключает в себе отношение к Безусловному, иначе говоря, религиозный опыт, хотя это отношение постоянно подвергается де- струкции. Вхождение Бога (Самого Бытия) во временную историче- скую ситуацию — Кайрос (греч. kairos — надлежащая мера, норма, надлежащая пора) соединяет ее с «вечным значением» и придает фор- ме культурный смысл. По степени вхождения Безусловного, вечного во временное П. Тиллих выделяет три типа культуры: теономную (греч. theos — бог, nomos — обычай, порядок, закон), гетерономную (греч. heteros — другой), автономную (греч. autos — сам). Теономная культура выражает религию не как нечто чуждое, а как собственную духовную основу; в истории этот тип нереализуем и недостижим. В историческом отчужденном существовании представлены гетероном- ный и автономный типы. Гетерономная культура — это крайне ав- торитарная система, которая подчинена религии, а автономная выражает оскудение духовной жизни, для нее характерны антропо- центризм, гуманизм, но и в ней имеется измерение Безусловного,
религиозный опыт, хотя бы в негативной форме — переживания пус- тоты и бессмысленности.
Осознание явлении культуры началось со сферы материального производства, и прежде всего обработки земли. Не случайно вначале употреблялся термин «агрикультура» (лат. agricultura — уход за зем- лей), а впоследствии уже слово «культура» стало обозначать и город- ской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для называния явлений духовного порядка.
Исторически первой областью духовной жизни была мифология, которая синкретически объединяла разные способы освоения мира — знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис, орнамент, песню и пляску и др. В ходе дифференциации мифологиче- ского комплекса постепенно вычленяются и относительно отделяются различные сферы духовной культуры — искусство, мораль, философия, наука, религия и др. Вместе с другими областями куль- туры религия производила и накапливала способы и приемы осуще- ствления бытия человека в области как материальной, так и духовной деятельности, реализовывала их в продуктах, передавала от поколения к поколению. При всей сложности, неоднолинейности и неоднознач- ности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии, на- уки в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали единство и целостность — универсум духовной жизни. В различные эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее инстенсивное выражение и развитие те или иные области культуры: искусство и философия в античности, религия — в средние века, философия — в XVIII — XIX вв., наука — в XX в.
Религия, став частью культурного универсума, внутри себя, в пре- делах собственной области синтезирует определенные явления искус- ства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует традиции мифологии. Эти традиции отчетливо воспроизводятся в религиозном мифе. А в те эпохи, которые являются для религии «звез- дным часом», она доминирует, охватывает почти всю область куль- туры. Такая ситуация, как было сказано, сложилась в средние века.
В процессе секуляризиции, при переходе от феодализма к капитализму различные сферы духовной культуры: философия, искус- ство, мораль, наука — постепенно освобождались от религиозного санкционирования. Приведем данные американского социолога, рус- ского по происхождению, П. А. Сорокина о секуляризационных про- цессах в Западной Европе. Если в средние века идеалистическая философия составляла 100% содержания философских систем, то в XX в. (1900— 1920-е годы) ее доля упала до 40,9%. Шло развитие и распространение эмпиризма, материализма, критицизма и аг- ностицизма, что служит, по мнению П. А. Сорокина, показателем се- куляризации философии. В XX в. (1900 — 1920) доля эмпиризма во всех философских системах составляла 53%, материализма — 23,3,
3 3ак. 536 65
скептицизма — 21,9%7. Тематика и стиль в искусстве в средние века определялись почти полностью религией, а затем религиозная ориентация ослабевает. В живописи и скульптуре религиозное искус- ство составляло: до X в. — 81,9%, в X — XI — 94,7; в XII — XIII - 97; в XIV — XV - 85; в XVI - 64,7; в XVII - 50,2; в XVIII - 24,1; в XIX — 10; в XX в. — 3,9%8. Постепенно происходила и секу- ляризация этических систем, выражением чего было появление и развитие чувственной этики счастья (гедонизма, утилитаризма, эвде- монизма). Абсолютная (религиозная) этика и чувственная составляли соответственно в IV — XIV вв. 100 и 0%, в XV — 91,3 и 8,7; в XVI
— 56,5 и 43,5; в XVII —61,6 и 38,4; в XVIII — 63,7 и 36,3; в XIX
— 62 и 38; в XX в. (до 1920 г.) —57 и 43%9.
Религиозная культура Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование, все аспек- ты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура — это совокупность имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия че- ловека, которые реализуются в религиозной деятельности и представ- лены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельностным центром является культ.
Содержание культурных ценностей задается религиозным соз- нанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, на- полнены соответствующими образами, представлениями, понятиями, мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на гипостазированные существа, свойства, связи, превращения, удовлет- воряют разнообразные потребности человека. В качестве материальных носителей верований выступают: устная речь, в которой излагается предание, священная литература, ритуальные тексты, средства культа (идол, ступа, икона и пр.), произведения искусства.
В религиозных системах шло накопление опыта развертывания отношений, отлаживания организации, структурирования взаимосвя- зей, управления поведением людей. Организационная сторона религиозной культуры осуществляется в различных звеньях управ- ления культовой деятельностью, в обеспечении теолого-теоретических исследовании и образования, в проведении экономической, коммер- ческой, благотворительной деятельности.
Под влиянием религии складываются религиозные философия, мо- раль, искусство и т. д. Религиозная философия, исходя из религиозных мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и язык теологии, богословия, решает онтологические, гносеологические, логические, социологические, антропологические и другие проблемы. Религиозная мораль — это развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценно-
стей, наполняемых конкретным (иудаистическим, христианским, исламским и др.) содержанием. Религиозное искусство представляет собой область созидания, восприятия и трансляции художественных ценностей, в которых «живут» религиозные символы.
Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосред- ственно — сакральные тексты, теология, различные элементы культа и пр. Другую составляют те явления из области философий, морали, искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную и культовую деятельность, в церковную жизнь.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление