Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет религиоведения 5 страница




Существует противоречие между характером человеческого поз-
нания, которое по своей природе, призванию, возможностям неог-
раниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный
момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но
существует только как индивидуальное познание миллиардов людей.
Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только
через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей. По-
этому знание всегда несет на себе печать ограниченности.

Благоприятную гносеологическую почву религии создают отде-
ление друг от друга чувственной и рациональной ступени познания
и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувст-
венного познания — ощущения, восприятия, представления, так и на
уровне абстрактного мышления — понятия, суждения, умозаключения.

Предпосылки Ощущение и восприятие обеспечивают непос-
на чувственной ступени редственную связь сознания с внешним
миром, контактность с вещью. В этой непос-
редственной связи, контактности — сила данных форм познания, но
в ней же заключена их известная ограниченность. Ощущение и
восприятие сосредоточены на данном свойстве и вещи, чувственное со-
зерцание «не слышит», «не осязает» иных свойств и вещей, кроме тех,
которые воздействуют на органы чувств в данный момент. Оно схва-
тывает единичное, конечное, ограниченное, преходящее, случайное,
в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосущество-
вание и последовательность вещей и событий, но не может перейти
от явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бес-
конечному, от следствия к причине, отличить post hoc (после этого)
от propter hoc (по причине этого).

Особенностью субъективного чувственного образа является его
предметная отнесенность к внешнему миру. Восприятие находит
объект там, где он реально существует, — во внешнем мире, в
объективном пространстве и времени. В акте восприятия субъект не

 

 


соотносит образа вещи с самой вещью, для субъекта образ как бы на-
ложен на вещь1. В обычных условиях предмет и образ не расчленены.

Образы ощущения и восприятия, неадекватно выражающие сущ-
ность, представляют собой иллюзии. Как и адекватные образы,
иллюзии имеют свойство отнесенности к внешнему миру, с ними свя-
зано переживание «чувства реальности», «присутствия предмета».
Примерами иллюзий чувственного созерцания, входивших в
религиозную картину мира, являются «Движение Солнца вокруг
Земли», «Плоская Земля», «Куполообразный свод неба» и др.

Представление есть чувственный обобщенный образ предметов и
явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосред-
ственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.
Оно не приковано к данному свойству и вещи, связь его с ними опос-
редована, возникает без непосредственного контакта сознания с пред-
метами и их свойствами. Для его появления достаточно лишь слова,
обозначающего предмет. Находясь на границе живого созерцания и
абстрактного мышления, оно сохраняет предметную отнесенность к
внешнему миру.

Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью во-
ображения. Воображение - это преобразующее отражение
действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситу-
аций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности во-
ображения общее, мысль воплощаются в конкретно-чувственной
форме. Исходный материал берется из чувственного опыта. На его
основе воображение репродуцирует элементы будущего образа пред-
мета и ситуации, но целостный образ появляется в результате про-
дуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут быть
построены представления о таких связях, существах, превращениях,
ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силу
отнесенности чувственного образа к внешнему миру имеется тенденция
полагания вне сознания указанных связей, существ, превращений,
ситуаций.

Предпосылки Мышление познает действительность глубже,

на рациональной ступени чем ощущение, восприятие, представление.

Становление, развитие и функционирование

мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслитель-
ной деятельности выражаются в словесной форме. Языковые значения
имеют содержание, свободное от непосредственных чувственных эле-
ментов. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явления
к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от слу-
чаййости к необходимости и т. д. По сравнению с формами чувствен-
ного познания оно более опосредованно связано с внешним миром,
имеет больше возможностей для отлета от реальности, может в боль-
шей мере оторваться от действительности.

 

 


На ранних стадиях развития сознания мышление вплетено в ткань
чувственных форм, логический аппарат развит слабо. Отсутствует спо-
собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.
Сознание индивида спито с коллективным сознанием, нет четкого
отличения человека от природы. Объем знаний об окружающем мире
чрезвычайно ограничен. В этих условиях особенно важную роль в ка-
честве гносеологических предпосылок религии играли такие приемы
духовного освоения мира, как оборотничество («все превращается во
все»), олицетворение (перенос представлений о человеке и общинно-
родовых отношениях на природу), партиципация («часть вместо це-
лого»), идентификация предмета с его изображением или именем и

др.

По мере развития практики, общественных отношений, разделения
труда умственная деятельность отделяется от непосредственной ма-
териальной, прогрессирует абстрактное мышление. Формируется спо-
собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.
Совершается переход от состояния, когда индивид не выделяет себя
из рода и природы, к ступени, на которой формируется индивиду-
альное самосознание. В этих условиях гносеологические предпосылки
религии видоизменяются, приобретают значение новые факторы.
Однако и прежние факторы в преобразованном виде и ограниченных
рамках воспроизводятся в определенных структурах обыденного соз-
нания.

Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения,
образования понятий. Диалектическое мышление отражает
объективную диалектику адекватно. Метафизический способ
понимания, хотя и является исторически правомерным и даже необ-
ходимым в некоторых областях познания, рано или поздно достигает
того предела, за которым становится односторонним, ограниченным.

Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех пред-
метов, свойств, связей, которые в определенном отношении несуще-
ственны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают
в себе и известный отход от действительности, производят разрыв
объективных связей: целостные предметы и отношения в мышлении
предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое кон-
кретное, составляющее исходный пункт созерцания и представления,
расчленяется, отражается в виде различных абстрактных определений.
Диалектическое мышление на этом не останавливается, оно затем идет
от абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное как
единство многообразного. Конкретное в мышлении выступает как
процесс синтеза, как результат. Метафизическое же рассудочное мыш-
ление отрывает абстрактное от конкретного и тем самым искажает
действительность.

Обобщающая способность мышления позволяет образовывать
понятия. В объективном мире единичное, особенное и всеобщее на-

 

 


ходятся в единстве. Понятие же представляет собой мысль об общих
и существенных признаках. В связи с другими понятиями оно получает
возможность движения в рамках логического процесса, вне непосред-
ственной связи с единичными вещами. Диалектическое мышление, вы-
делив и отразив общие и существенные признаки предметов, постоянно
осуществляет синтез единичного, особенного и общего. Если же общее
субъективистски, метафизически отрывается от единичного и особен-
ного, если игнорируется диалектика формирования и движения
понятий, то может возникнуть видимость предсуществования общего
до единичного. Поскольку общее есть лишь частичка единичного и,
следовательно, не может быть сведено к данному единичному,
возникает неосознаваемое стремление найти носителя общего.

Генетически мышление развивалось из чувственных форм, поэтому
сознание в своей деятельности имеет тенденцию выразить мыслитель-
ное содержание в чувственной сфере. Понятия, абстракции рассудка
тесно связаны с представлением, а потому незаметно происходит пола-
гание вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общее
может быть преобразовано в фантастическое существо, существующее
наряду с единичным и отдельно от него. Происходит процесс гипос-
тазирования (греч. hypostasis — сущность, субстанция) —превра-
щение отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные
существа и наделение их объективным существованием.

Глава III
ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе
истории. В первобытном обществе религия как относительно самосто-
ятельное образование еще не выделилась. В дальнейшем, став
относительно самостоятельной областью духовной жизни, она вместе
с тем все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы,
складывались связи этих элементов. Как было сказано, в ставших
религиях выделяются религиозное сознание, деятельность, отношения,
институты и организации.

§ 1. Религиозное сознание

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, создан-
ные воображением образы, соединение адекватного действительности
содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность,
сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью
религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные

 


черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная на-
глядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искус-
ства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках,
недостоверные понятия ж теории создаются в естествознании и т. д.
Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в
религиозном сознании, какова их субординация в нем.

Религиозная вер а Интегративной чертой религиозного сознания
является религиозная вера. Не всякая вера

есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого
феномена в психологии человека. Вера — это особое психологическое
состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в
предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии
дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о
конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого
поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осу-
ществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает
в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успеш-
ного действия, его благоприятного исхода и Знание этой возможности.
Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если
поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осущест-
влено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера
возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют
для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав
когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера
появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соот-
ветствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важ-
ным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом
решимости и активности людей.

Религиозная вера — это вера: а) в объективное существование су-
ществ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом
процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися
объективными существами, воздействия на них и получения от них
помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических со-
бытий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологиче-
ского события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих
представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; д) в религиозные
авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков»,
«харизматиков», «бодхисаттв», «архатов», церковных иерархов,
служителей культа.

Содержание веры обусловливает символический аспект
религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием
актов объективирования мыслимого содержания, направленности на
объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения
этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются

 

 


религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих
значений и смыслов образует религиозно-символическую среду
формирования и функционирования соответствующего сознания.

С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в
объективное существование существ включает веру в общение с ними,
а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослу-
жении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней
речи.

Наглядная образность и эмоциональность

Религиозное сознание выступает в чувствен-
ных (образы созерцания, представления) и
мыслительных (понятие, суждение, умозак-
лючение) формах. Значимость последних существенно возрастает на
концептуальном уровне, в целом же преобладают сенсорные образо-
вания, особенно большую роль играет представление. Источником
образного материала служат природа, общество, человек; соответст-
венно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию
явлений природы, общества, человека. Существенны в религиозном
сознании так называемые смыслообразы, которые являются переход-
ной формой от представления к понятию. Содержание религиозного
сознания наиболее часто находит выражение в таких литературных
жанрах, как притча, рассказ, миф, «изображается» в живописи, скуль-
птуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начер-
таниям и т. д.

Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что
обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного
сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные
чувства. Религиозные чувства — это эмоциональное отношение веру-
ющих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям,
к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу
и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным
явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно
считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными
представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответ-
ствующую направленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные
чувства становятся объектом потребности — тяготения к их
переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.

С религиозными представлениями могут сплавляться и получать
соответствующую направленность, значение и смысл самые разные
эмоции человека — страх, любовь, восхищение, благоговение, радость,
надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и
эгоистические, практические и гностические, нравственные и эс-
тетические; в этом случае переживаются «страх Господень», «любовь
к Богу», «чувство греховности, смирения, покорности», «радость бо-
гообщения», «умиление иконой Богоматери», «сострадание к ближне-

 


му», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы»,
«ожидание чуда», «надежда на потустороннее воздаяние» и т. д.

Соединение адекватного и неадекватного

В религиозном сознании адекватные отра-
жения соединены с неадекватными. Нет осно-
ваний подходить к такому соединению
аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди
никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было
исканий истины, они не «вина», а неизбежность (о сознательном обма-
не с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае
не идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивиду-
ального существования люди нуждаются в иллюзиях.

Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является «аб-
солютно ложным»: в нем есть адекватное миру содержание. Например,
в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогу-
щего, всеблагого, вездесущего и человека как тварного, немощного,
греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и
зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют со-
ответствующие действительности данные чувственного опыта (астро-
морфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм,
психоморфизм, социоморфизм). В религиозном мифе, притче воссоз-
даются реальные явления и события аналогично тому, как это
происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном
повествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всего
содержания сознания религиозных систем. В определенных условиях
в них развивались естественнонаучные, логические, исторические,
психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуя
с другими областями духовной жизни, религия включает эко-
номические, политические, нравственные, художественные, фило-
софские воззрения. Они бывали заблуждениями, но среди них есть
и такие, которые давали достоверную информацию о человеке, мире,
обществе, выражали объективные тенденции развития. В религиях
производится адекватное действительности духовное содержание. И все
же правомерно учитывать, что это содержание в религиозных пред-
ставлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в резуль-
тате чего целостная картина может скрывать объективные связи.
«Основоположения», «посылки», «доктринальные аксиомы», «главные
Истины» не получили обоснования с использованием методов научного
познания и в конечном счете являются предметом веры.

Языковое выражение Религиозное сознание существует,
функционирует и воспроизводится посредст-
вом религиозной лексики, а также других производных от естествен-
ного языка знаковых систем — предметов культа, символических
действий и пр. Религиозная лексика — это та часть словарного состава
естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные

 

 


значения и смыслы. Имена религиозной лексики можно разделить на
две группы: 1) означающие действительные предметы с
атрибутизированными свойствами, например «икона», «крест», «храм»,
«кардинал», «монастырь»; 2) означающие гипостазированные сущест-
ва, свойства, связи, такие, как «Бог», «ангел», «душа», «чудо», «ад»,
«рай».

Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим,
действенным, становится групповым и общественным и, таким обра-
зом, существующим и для индивида» На ранних стадиях язык суще-
ствовал в звуковой форме, религиозное сознание выражалось и
передавалось с помощью устной речи. Появление письма позволило
фиксировать религиозные значения и смыслы также и в письменном
виде, складывались сакральные тексты. Сила слова, действенность
прежде всего звучащей речи отразились в религии. Например, хорошо
известно христианское учение о Логосе: «В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и без
Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоанн 1:1,3).

Возникала вера, что само знание и произнесение имени оказывают
воздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появление
речевой магии, а также словесных табу: у многих племен полностью
или в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей,
тотемов, духов, богов. Такие табу отражены в Ветхом Завете — имя
Бога «Яхве» запрещено произносить, оно заменяется другими,
например, читают и говорят «Адона» («Мои боги»).

Уровни сознания

Религиозное сознание имеет два уровня —
обыденный и концептуальный. Обыденное
религиозное сознание предстает в виде образов, представлений,
стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, вле-
чений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые
являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно
выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагмен-
тарном виде — разрозненных представлений, взглядов или отдельных
узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются
рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако
доминирующую роль играют эмоции — чувства и настроения, содер-
жание сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди компо-
нентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые,
консервативные и подвижные, динамичные; к первым можно отнести
традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым — настроения. Следует под-
черкнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные спо-
собы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий,
религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает
в личной форме.

Религиозное сознание на концептуальном уровне — концепту-

 

 


ализированное сознание — это специально разрабатываемая, систе-
матизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений,
аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упо-
рядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке,
целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, тео-
логия, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соот-
ветствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация
экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-эко-
номические, религиозно-политические, религиозно-правовые,
религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции
(теология труда, политическая теология, церковное право, нравствен-
ное богословие и т. д.); 3) религиозная философия, находящаяся на
стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм,
христианский экзистенциализм, христианская антропология, ме-
тафизика всеединства и др.).

Интегрирующий компонент — это вероучение, богословие, тео-
логия (греч. theos — бог, logos — учение). Богословие (теология)
состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные
аспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и в
то же время разрабатывает правила их толкования.

§ 2. Религиозная деятельность

Виды деятельности В религии развертывается соответствующая
деятельность. Последняя представляет собой

«движущий», «беспокойный» компонент. Следует различать не-
религиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов,
групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуще-
ствляется во внерелигиозных областях: экономическая, производствен-
ная, профессиональная (в различных сферах разделения труда),
политическая, государственная, художественная, научная. Она может
быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может
выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, пред-
мету и результатам — это внерелигиозная деятельность.

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе
общественной деятельности. Существуют два основных вида
религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая
осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную вне-
культовую деятельность образуют разработка религиозных идей,
систематизация и интерпретация догматов теологии сочинение бого-
словских произведений и т. д. Разновидностями практической внекуль-
товой деятельности являются производство средств религиозного
культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание бого-
словских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах,

 

 


духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в
религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных
взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда
в семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что,
как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей
мере проникают и элементы культа.

Культ Важнейшим видом религиозной деятельности
является культ (лат. cultus — уход;

почитание). Его содержание определяется соответствующими
религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное
сознание предстает в культе прежде всего в виде культового текста,
к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Пре-
дания, молитв, псалмов, песнопений и др. Воспроизведение этих тек-
стов во время отправления культа актуализирует в. сознании
участников религиозные образы и мифы. Рассматриваемый с точки
зрения содержания культ может быть охарактеризован как «дра-
матизация религиозного мифа». В искусстве (например, в театре) вос-
произведение художественного текста, каким бы точным и мастерским
оно ни было, не устраняет условность ситуации действия. А дра-
матизация текста в религиозном культе связана с верой в действитель-
ное совершение описанных в мифе, событий, в повторяемость этих
событий, в присутствие мифологических персонажей, в получение
ответа от признаваемых объективными существ, в партиципацию или
идентификацию с ними.

Предметом культовой деятельности становятся различные объекты
и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве пред-
метов культа в религиях разных типов, в разных религиозных на-
правлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные,
растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр. с полагаемыми
религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями.
Многообразные процессы и явления могут представать в качестве пред-
мета культа и в виде гипостазированных духовных существ-духов, бо-
гов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа, в частности,
являются ритуальные пляски вокруг изображения животных — пред-
метов охоты, заклинание духов, камлания и пр. (на ранних стадиях
развития религии); богослужение, религиозные обряды, проповедь,
молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых
религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий
индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные
стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стрем-
ления, чаяния. Вместе с. тем может действовать побуждение удовлет-
ворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности —
эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа как

 


субъект неоднородна: имеется небольшая труппа осуществляющих уп-
равление — священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец,
шаман и пр. и большая часть лиц, которые действуют как соучастники
и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна ве-
рующим со значительной степенью религиозной убежденности, с
хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых
действии.

К средством культа причисляют молитвенный дом, религиозное
искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные
культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, свя-
щеннические облачения). Важнейшим средством является культовое
здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую
зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от
иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей
сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, зна-
ках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозный
смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержанием
религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе
религиозных взглядов складываются определенные нормы,
предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются
как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, ко-
ленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более слож-
ных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения,
праздники).

Средства и способы деятельности имеют символическое значение.
Символ представляет собой единство двух сторон — наличного пред-
мета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово
представляют значение, отличное от их непосредственного значения.
Крест, например, — это не просто предмет с перекрестными планками,
он является символом, выражает определенное значение (воздвижение
креста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время кре-
стного знамения православных, представляя собой некоторую фигуру,
образованную тремя сложенными пальцами, в то же время обозначает
исповедание триединства Бога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.