Религиозная культура не одинакова в разных религиях и кон- фессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных религий, как индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская, буддийская, христианская, исламская и прочая (в их многочисленных конфессиональных разновидностях) культура.
Религиозная культура, смотря по историческим обстоятельствам, в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру в целом, а также на отдельные ее части.
Глава V ФУНКЦИИ И РОЛЬ РЕЛИГИИ
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммар- ный результат, последствия выполнения ею функций.
Функции религии Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, ком- муникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, куль- туротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, преж- де всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозер- цание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсо- люты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вы- рваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на
достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, не- счастий, одиночества, морального падения.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как перест- ройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное не- равенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; цер- ковная благотворительность, милосердие, призрение, пере- распределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщен- ность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично- стным богообщением и общением в религиозной группе. Важное зна- чение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.
Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, свя- тыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, пос- редников общения между людьми — в литургии, молитве, медитации, «тайнозрении» и т. д.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определен- ных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обы- чаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Осо- бенно большое значение имеет система норм (религиозного права, мо- рали), образцов (многочисленных примеров для подражаний), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и на- казаний («воздаяний» действительных и обещаемых в посмертном су- ществовании).
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении- объединяет, а в другом — разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция — ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполня- ется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.
68
Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культу- ретранслирующую функцию. Она способствует развитию определен- ных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поко- лению.
Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узако- нение некоторых общественных порядков, институтов (государствен- ных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как должных или, наоборот,.утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование — максиму (лат. maxima — высший принцип), в соответствии с которой дается оценка опре- деленных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.
Принципы анализа роли Результат, последствия выполнения религией религии ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сфор- мулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени.
1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические отношения и другие сферы общест- венной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол Свя- тости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через де- ятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общест- венные отношения.
2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в кон- тексте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секу- ляризации (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ве- дет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, «вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные вне- религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны,
противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменя- ющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.
3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных на- правлений и конфессии. Как мы увидим далее (см. раздел «История религий»), в их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отно- шения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на «че- ловека экономического», «человека политического», «человека мораль- ного», «человека художественного». Неодинаковой была система мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйствен- ной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных на- правлениях. По-разному включались в межэтнические, меж- национальные отношения родоплеменные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются замет- ные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями.
4. Как уже было сказано, религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отно- шения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в религиозной областях. Функционирование названных элементов и свя- зей давало соответствующие им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а за- блуждения не способствовали преобразованию природы, общества и че- ловека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отно- шения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций шло и вдет создание и накопление материальной и ду- ховной культуры — освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры
отторгались, отталкивались — многие компоненты языческой культу- ры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исла- ме, духовные образования, попавшие в свое время в Индекс запрещенных книг католицизма, ряд научных открытии, свободо- мыслие. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются.
5. Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-пер- вых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества; в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-чет- вертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий — три, не говоря уже о множестве народностно-националь- ных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях — история показывает, что в религиозных организациях были и есть раз- ные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко «за- креплены» за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению гуманистических ценностей.
Раздел второй ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Глава VI ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ
Основные подходы Одна из концепций происхождения религии
к решению пробле мы была выдвинута представителями тео-
происхождения религи и логических и околоцерковных кругов и вошла
в историю изучения религии под названием
концепции «прамонотеизма», или первобытного монотеизма. Впервые в сжатом виде она была сформулирована шотландским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844 — 1912) в его книге «Становление религии». Однако в наиболее полной форме она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868 — 1954), который посвятил обоснованию этой концепции 12-томную работу «Происхождение идеи Бога». Суть теории «прамонотеизма» сводится к тому, что за всем многообразием существующих верований, в том числе верований отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впос- ледствии к ней примешались загрязнившие ее элементы. Для подт- верждения этой теории В. Шмидт привлек огромный массив этнографических фактов, давая им теологическую интерпретацию, факты же, которые не укладывались в его схему, оставлял вне поля зрения. Эти факты показывали, что монотеизм является не исходным пунктом религиозной эволюции, а этапом развития одной из ветвей генеалогического древа религии.
Была выдвинута гипотеза о существовании «дорелигиозного периода» в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утвер- ждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание было непосредст- венно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абст- ракций, в том числе религиозных. Многие этнографы, антропологи и религиоведы на рубеже XIX — XX вв. приводили сведения о суще-
ствовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия. Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обы- чаев, языков, особенностей мышления исследователи неизменно обна- руживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики. Поэтому гипотеза о существовании «дорелигиозного периода» так и осталась гипотезой.
Учитывая, что процесс антропогенеза растянулся на 2 — 3 (а мо- жет быть, и более) млн. лет и что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена, современные религиоведы скептически относятся как к теории «прамонотеизма», так и к гипотезе о существовании "дорелигиозного периода". В настоящий момент мож- но с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного (Homo Sapiens), который достаточно резко отличался от своих предполага- емых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий и определенного уровня абстракций.
О существовании религиозных верований в тот период истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установ- лено, что сапиентный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем над покойниками предварительно совершались обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихо- да, украшения и т. п. Следовательно, первобытные люди уже имели представление о том, что наряду с реальным миром существовал мир иной, где обитали умершие.
Религиозные верования нашли отражение и в произведениях пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда — зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, а также в возможность воздействия на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.
Первобытные верования Одна из форм религиозных верований по- лучила название «фетишизм» от португаль- ского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира.
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший во-
ображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим.
Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.
Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать то- темизм — веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом живот- ных или растений. Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототеман», которое на языке североамериканских индейцев племени оджибве означает «род его».
В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного че- ловека — собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исклю- чало, а даже предполагало употребление тотемных животных и рас- тений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему аборигены Австралии выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к глубокому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и до- шедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обо- роты.
Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой — к изменению отношения к тотему, в частности к появлению за- претов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и на- поминало о древних нормах и правилах.
Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними
практики была магия (греч. mageia — колдовство, чародейство) — со- вокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки - этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским эт- нографом Б. Малиновским в его работе «Магия, наука и религия». Изу- чая жизнь туземцев тихоокеанских островов, Б. Малиновский подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, уро- жай которых бывает изменчив, но магия не применяется при культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный урожай. В рыболовстве магические приёмы практикуются при промыс- ле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строительстве же домов магия не исполь- зуется. Это позволило Б. Малиновскому сделать вывод, что магические представления возникают тогда, когда -человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от множества привходящих факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия.
В глубокой древности магические представления и обряды носили недифференцированный характер, но в дальнейшем произошла их дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, ко- торый недосягаем для субъекта магической деятельности), парциаль- ную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, во- енную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.
Обычно магическими приемами занимались специально подготов- ленные люди — колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды кол- лектива. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обра- щался к ним за помощью в самые критические моменты. Соответ- ственно этому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.
Наконец, говоря о первобытных формах верований, нельзя не упо- мянуть об анимизме (от лат. anima — душа) — вере в существование душ идухов. Детальный анализ анимистических верований был дан
английским антропологом Э. Тайлором (1832 — 1917) в его работе «Первобытная культура». Согласно теории Э. Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических пред- ставлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покида- ющей его время от времени. В дальнейшем формируются более слож- ные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и пред- меты объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их же- ланиями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, живот- ных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм.
Основываясь на факте широкого распространения анимизма, Э. Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом были археологические и этнографические данные, которые свидетель- ствовали, что религиозные верования первобытных людей (например, тотемизм или фетишизм) зачастую не включают в себя анимистических представлений. Такие верования были названы «пре- анимистическими». Однако несомненным является то, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу— все это модификации анимистических представлений перво- бытной эпохи.
То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении существ в облике животных. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики религий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверии: вера в порчу, в гадания, заговоры.
На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому
ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется не очень корректным. Видимо, речь должна идти о ком- плексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наибо- лее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной систе- мой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались большей склонностью к фетишизму.
Эволюция религии Комплекс рассмотренных первобытных веро-
в период перехода ваний стал ядром родоплеменных религий,
к классовому обществу которые отличались большой пестротой, так
как отражали специфические для того или
иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особен- ности материальной культуры и т. п.
Период доклассового общества характеризовался низким уровнем развития производительных сил и относительно простыми социаль- ными отношениями. Он растянулся на много тысячелетий, и в его рам- ках происходили существенные изменения как в общественной жизни, так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной специализации несуществующими свойствами наделялись различные стороны окружа- ющей первобытных людей действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, покло- нялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — диким животным. Но в родоплеменных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной деятельности, в них отражались и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом и возникшая на основе этого новая организация общества привели к существенным изменениям в религиозном сознании. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, пос- тепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа так- же становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строя религиозные верования отражали и реальное равенство соплеменников. Духовные существа, носили в основном безличный характер, и у людей не было представлений об иерархии духов. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участво- вали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов еще не были жестко отделены от массы верующих.
К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социаль- ной дифференциации внутри племен. Со временем в руках отдельных общинников начинают накапливаться материальные богатства, в их
подчинение попадают рядовые соплеменники. Выделение вождей и усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сак- рализации, они становятся объектом религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри пле- мен и формирование племенной аристократии тоже нашли свое отра- жение в содержании религиозных представлений. Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются опреде- ленные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию. Полидемонизм — почитание множества духов — вступает в свою завершающую стадию.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление