КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Язык как особая знаковая система. Основные функции языка
Тема 1. Уровневая структура языка I. Языкознание как наука о языке.Разделы языкознания. Языкознание – наука о языке (языковедение, лингвистика, устар. глоттология); своего рода база для изучения всех лингвистических дисциплин, помогает освоить лингвистическую терминологию, разобраться в дефинициях (точное определение научного понятия). Языкознание бывает общее и частное. Общее языкознание изучает то общее и существенное, что обнаруживается в различных (в идеале – во всех) языках мира. Частное языкознание занимается каким-либо отдельным языком (например, английским, финским, корейским и т.д.) или группой близкородственных языков (например, славянскими языками). Языкознание может быть синхроническим или диахроническим. Синхроническое языкознание описывает факты исследуемого языка в какой-либо конкретный момент его истории. Диахроническое языкознание описывает развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени. Современное языкознание представлено различными научными школами и направлениями. В соответствии с этим в общем языкознании выделяют следующие разделы: 1. Эксталингвистика, или внешняя лингвистика. Изучает язык как общее явление и состоит из следующих подразделов: - социальная лингвистика (социолингвистика) изучает язык в его отношении к обществу; - менталингвистика (от лат. mens (mentis) - ум, мышление) изучает связи языка и мышления; - этнолингвистика (от греч. ethnos – народ) изучает проявление языка в различных этнических сообществах. 2. Системно-структурное языкознание, или внутренняя лингвистика. Изучает внутреннюю систему языка и подразделяется на следующие науки: - фонология – учение о звуковом строе языка; - лексикология – учение о словарном составе языка; - морфология – учение о структуре слова и формах словоизменения; - синтаксис – учение о предложении и словосочетании.
3. Сравнительно-историческое языкознание, или лингвистическая компаративистика — область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов (диахрония (от греческого dia - через, сквозь и chroos - время), историческое развитие тех или иных знаковых систем как предмет изучения.) в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.
Язык – это форма отражения реальной действительности в сознании человека, которая выражается естественной, исторически сложившейся и развивающейся в человеческом обществе системой звуковых, лексических (словесных) и грамматических средств, предназначенных для общения (коммуникации).
В настоящее время большинство языковедов придерживается мнения о языке как системе знаков. Такое понимание языка получило обоснование в курсе общей лингвистики Фердинанда де Соссюра: знак – психологическое явление, т.к. его означающие это акустический образ, а означаемое – это понятие. Знаку Соссюр приписывал 2 свойства первостепенного значения: - произвольность - отсутствие естественной природной связи между означающим и означаемым; - линейность – протяжённость. Знак выступает в системе в 4-х аспектах: - сигматическом (связь знака с предметом) - синтаксическом (связь знака с другим знаком) - семантическом (интерпретация знаков и их сочетаний, как средство выражения мысли) - прагматическом аспекте (взаимоотношения людей и знаков, которыми они пользуются). Знак - материальный предмет, замещающий собой другой предмет и выражающий о нём информацию, поэтому у знака можно выделить 2 функции: замещающую и информативную. Под знаковыми системами понимается широкий круг явлений: - жестовая речь; - дорожные знаки; - морские семафоры; - азбука для глухонемых. Изучаются системы в семиотике (семио́тика, или семиоло́гия (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. В 1930-х годах их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис. Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.
Знаки, входящие в состав языков как средства коммуникации в обществе, называются знаками общения. Знаки общения делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных знаковых систем (искусственных языков). Естественные языки общения - это национальные языки, в них в более или менее явной форме существуют правила грамматики, а правила смысла и употребления - в неявной форме. Для письменной формы речи существуют также закрепленные в сводах и справочниках правила орфографии и пунктуации. В искусственных языках как правила грамматики, так и правила смысла и употребления задаются в явной форме в соответствующих описаниях этих языков. Искусственные языки возникли в связи с развитием науки и техники, они применяются в профессиональной деятельности специалистов. К искусственным языкам относятся системы математических, химических символов. Они служат средством не только общения, но и выведения нового знания. Среди искусственных знаковых систем можно выделить кодовые системы, предназначенные для кодирования обычной речи. К ним относятся азбука Морзе, морская флажковая сигнализация букв алфавита, различные шифры. Особую группу составляют искусственные языки, предназначенные для управления работой компьютерных систем, - языки программирования. Они имеют строгое системное устройство и формализованные правила соотнесения кодовых знаков и смысла, предусматривающие выполнение компьютерной системой именно тех операций, которые требуются. Знаки искусственных языков могут сами составлять тексты или включаться в состав письменных текстов на естественном языке. Многие искусственные языки имеют международное употребление и включаются в тексты на разных естественных национальных языках. Разумеется, что знаки искусственных языков уместно включать только в тексты, адресованные специалистам, знакомым с этими языками. Естественный звуковой язык людей является самой полной и совершенной из всех систем общения. Другие знаковые системы, созданные человеком, воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка. Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либо одном или нескольких отношениях, но одновременно уступать ему в других. Так, например, система математических символов превосходит естественный язык краткостью записи информации, минимальностью знаков кода. Языки программирования характеризуются четкостью правил и однозначным соответствием смысла и формы. Естественный язык - отличается значительно большей гибкостью, открытостью и динамичностью, - применим для описания любых ситуаций, в том числе тех, которые еще не были объектом описания с помощью данного языка, - позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки, а также использовать существующие знаки в новых значениях, что невозможно в искусственных языках, - известен в рамках всего национального общества, а не только узкому кругу специалистов. - быстрее приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей и потому является основным и в целом незаменимым средством человеческого общения.
Основная единица языка – слово – отвечает определению знака, т.к. слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на его, и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете. Языковая система очень отличается от других знаковых систем. Специфика заключается в следующем: 1. Язык возникает стихийно, естественно и развивается исторически. Другие знаковые системы создаются искусственно. Они не развиваются,а изменяются по договору. Язык не имеет договорного характера. 2. Язык первичен по отношению к другим знаковым системам, которые создаются на его основе. 3. Язык полифункционален. Другие знаковые системы – однофункциональны. 4. Язык универсален в своей функции, другие знаковые системы ситуативны. 5. Язык орудие познания, мышления, а другие знаковые системы такой специфики не имеют. 6. Ни одна знаковая система, кроме языка, не имеет такой сложности и многоярусности иерархических отношений между уровневыми единицами. Язык – семиотическая система, но система особого рода. Она несколько автономна.
Язык связан с обществом, он важнейшая часть человеческой истории и культуры. Язык формирует сознание, хранит и передает опыт поколений, объединяет людей в их практической деятельности, поэтому лингвисты говорят об определенных функциях языка (функция – это роль, назначение языка в обществе): 1. Коммуникативная функция. Язык – важнейшее средство общения, но не единственное. Есть и другие средства передачи информации: жесты, мимика, произведения искусство, научные формулы. Но все это вспомогательные средства, их возможности ограничены: музыка передает чувства, а не мысли, математические символы передают содержание только математических понятий. Язык же является универсальным средством общения. Коммуникативная функция проявляется в следующих сферах человеческой деятельности: 1) в установлении контакта, 2) в хранении и передаче традиций и культуры народа, т.е. язык осуществляет связь между поколениями. 2. Экспрессивнаяфункция.Язык – средство выражения мыслей, чувств и воли говорящего, это функция воздействия на собеседника. Подразделяется на следующие функции: - информативная – хранение и передача информации; - эмотивная (эмоциональная) – выражение эмоций, настроений, переживаний говорящего; - волюнтативная – выражение волеизъявления говорящего. 3. Гносеологическая функция, или аккумулятивная (гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις - «знание» и λόγος - «учение, наука»); аккумуля́ция (лат. accumulatio - накопление). Язык – средство сохранения, накопления опыта и знаний для потомства.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 7598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |