Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Где начинает объясняться, как душа в молитве соединяется с Богом. Говорит о том, как раз­личить, что это - не обман




ПЯТАЯ ОБИТЕЛЬ

(содержит четыре главы)

ГЛАВА I

1. О сестры, как я смогу описать вам богатства, сокрови­ща и услады, которые есть в пятой обители! Наверное, луч­ше бы ничего не говорить о других обителях, после этой, ведь никак не описать их, разуму их не понять и сравнений подходящих нету, земные понятия слишком для того низ­менны.

Пошли, Господи, свету с небес, чтобы я хоть немного просветила Твоих слушатель-ниц, Тебе ведь угодно посы­лать некоторым из них такие радости - так пусть дьяволнеобманет их под видом ангела света,ибо они только и хотятугодить Тебе.

2. Хотя я сказала «некоторым», на самом деле мало кто не входит в обитель, про которую я сейчас скажу. Есть бла­годать побольше, есть поменьше, вот я и говорю, что сюда входят очень многие; и все-таки, некоторые вещи, о кото­рых я сейчас скажу, по-моему, не так уж часто встречают­ся. Великое милосердие Божие уже и в том, что пойдешь до входа, ибо сказано: «много званых, но мало избранных». Поэтому здесь я прибавлю: хотя все мы, кто облечен в свя­щенные одежды Кармила, призваны к молитве и созерца­нию, - ведь это и есть начальная цель нашего ордена, и все мы принадлежим к роду святых отцов горы Кармил, кото­рые в таком уединении и таком презрении к мирскому отыс­кивали это сокровище, немногие из нас расположены при­нять от Господа драгоценную жемчужину этой милости. Мы исполняем уставные правила, и этого было бы доста­точно, чтобы получить такую милость, если бы к нашим добродетелям не нужно было прибавить очень многого и не пренебрегать ничем даже в самом малом. Вот почему, сестрицы, будем ревностью молить Бога, чтобы Он Сам помог нам Своей благодатью хоть как-то насладиться Не­бом на земле, не лишиться этого по нашей провинности. Да укажет Он нам путь и даст духовную силу, чтобы мы рыли землю нашей души, пока не найдем сокрытого в ней сокро­вища. Это я и хотела бы объяснить вам, если Богу угодно.

3. Я сказала: «душевную силу», чтобы вы поняли, что не нужно телесной крепости, когда Господь наш ее не дает. Он никому не возбранил купить Его богатства - если каждый даст за них что имеет. Ему довольно. Да будет благо­словен такой великий Бог! Только смотрите, доченьки, Он ведь хочет, чтобы у вас совсем ничего не было; мало ли, много, - все для Него, а вы получите больше ли, меньше ли милости, смотря по тому, что дали. Ничто не показы­вает так, вправду или нет достигли мы единения с Богом, как наша молитва. Не думайте, что это нам мерещится, как было в предыдущей обители. Я говорю: «мерещится», по­тому что душа вроде бы задремала, то ли она во сне, то ли наяву. А здесь все чувства уснут, и так крепко, что не ве­шают ни земных вещей, ни нас самих. По правде сказать, дока это длится - а длится это недолго, - душа вроде бы и не чувствует, и думать не может, даже если бы пожелала. Теперь уже и стараться не надо, чтобы мысли останови­лись.

4. Даже любовь - если она есть - уже не поймет, что она любит, чего хочет. Словом, мы совершенно умираем для миpa, чтобы полнее жить в Боге. Это - сладостная смерть, душа как будто покидает тело, так что я и не знаю, остается ли в нем столько жизни, чтобы дышать (я как раз думала об этом, и кажется мне, что нет, во всяком случае если оно и дышит, то само не замечает); мы бы очень хотели понять, что с нами такое, но сил не хватает, и мы так пугаемся, что не можем шевельнуть ни рукой, ни ногой, как бывает, когда человек упадет без чувств, а кажется, что он умер.

О, тайны Божий! Я никогда не устала бы описывать их вам, если бы думала, что преуспею, а так я скажу тысячу несуразностей в надежде, что хоть что-нибудь будет пра­вильно, дабы мы постоянно славили Господа.

5. Я сказала, что это не мерещится; а в предыдущей оби­тели, пока душа не обрела большого опыта, она все гадает, почудилось ей что-то, приснилось ли, от Бога это или от беса, притворившегося ангелом. У нее очень много сомне­ний, и это хорошо, потому что, я уже говорила, естество наше может обмануть нас. Там меньше места для ядовитых гадов, а малые ящерки проникнуть могут, они юркие; прав­да, они не причинят вреда, особенно если не обратишь на них внимания, мелкие мысли, порожденные воображением или другими причинами, могут стать и очень докучливыми. В этот же покой ящерки, хоть бы самые юркие, не залезут, ведь ни воображение, ни память, ни разум не препятствуют нашему благу. Смею сказать: если это и впрямь единение с Богом, дьяволу невозможно ни войти, ни повредить, ибо Господь так близко и в таком единении с самой сутью души, что тот не посмеет приблизиться и даже не знает о тайне. Это ясно; он ведь, говорят, не понимает наших мыслей, ку­да же ему понять тайну, которую Бог не открывает и наше­му разуму? О, сколь благо состояние, в котором нечистый не причинит нам зла! Душа получает такие великие мило­сти, ибо Сам Господь действует в ней, и никто даже мы са­ми, не чинит Ему препятствий. Чего же не даст Тот, Кто любит давать и может дать, что захочет?

6. Наверное, я смутила вас, когда сказала: «если это и впрямь единение с Богом», а значит, допустила, что бывает союз ненастоящий. Как не бывать! Дьявол может восполь­зоваться суетою, когда мы привязаны к ней, но она не при­несет душе ни услаждения и довольства, ни мира и радости, какие приносит Бог. Эта радость выше всех земных радо­стей и услад, ибо исходит из совсем другого начала и поро­ждаемое ею - совсем другого рода, как вы и сами знаете из опыта. Помню, я сказала, что можно таким же образом сравнить то, что они как будто в этом грубом теле или в мозге костей, и правильно, так оно и есть, лучше мне не сказать.

7. Но, боюсь, вам мало этих объяснений, и вы думаете, что можете ошибиться, ибо трудно разобраться в том, что происходит внутри души. Хотя этого и достанет каждому, у кого есть опыт, тут ведь большая разница, дамка я все-таки ясное указание, чтобы вы не обманулись и твердо зна­ли, от Бога это или не от Бога. Господь навел меня сегодня на эту мысль, и она, мне кажется, поможет. Когда что трудно, а я думаю, что хорошо понимаю и не лгу, я все-таки говорю: «кажется», - ведь если я ошибусь, я всегда готова поверить тому, что скажут люди ученые. Если у такого че­ловека мало опыта - он все равно может дать совет, ибо Бог поставил его светильником Своей Церкви, и просвеща­ет его, чтобы он наставлял в истине. Если он благочестив и не суетен, но служит Богу, он не удивится величию дел Божиих, ибо поймет, что Ему возможно и большее. Если же совсем уж трудно, он найдет в книгах доказательства, что такое бывает.

8. У меня тут большой опыт; видела я и боязливых, неу­ченных людей, и знакомство это обошлось мне очень доро­го. Как бы то ни было, а мне кажется: если человек не ве­рит, что Бог может много больше, чем то, что Он делал и делает для Своих созданий, он запирает накрепко дверь к таким дарам. Так что, сестрицы, да не случится этого с ва­ми! Верьте, что Бог силен сделать куда больше, и не смо­трите на добродетели или недостатки тех, кому Он дарует такие милости. Господь Сам все знает; я уже говорила, не­зачем нам вмешиваться. Наше дело - служить Ему в смире­нии и простоте сердца, восхваляя Его деяния и чудеса.

9. Возвратимся теперь к тому, верному признаку. Душа, которую Господь совсем лишил разума, чтобы запечатлеть в ней истинную мудрость, ничего не видит, не слышит, не понимает. Ей кажется, что состояние это - короче, чем на самом деле. Бог запечатлевает Себя в душе, и когда она очнется, она никак не усомнится, что Он был в ней и она была в Нем. Убеждение это столь неколебимо, что если Господь много лет не окажет ей больше этой милости, она не смо­жет ее забыть и усомниться в ней. О благодатных действи­ях, пребывающих в душе, я скажу после, это очень важно знать.

10. Вы скажете: «Как же душа увидела или поняла, если она не видела и не понимала?» Я и не говорю, что она это видела тогда, она это видит потом и не потому что это - ви­дение, а потому, что Бог даровал ей уверенность. Я знаю женщину, которая не ведала сперва, что Бог - во всем Сво­им Присутствием, Силою и Сущностью. Когда же она по­лучила от Него такую милость, она поверила в это твердо. Один из тех недоучек знал так же мало, как и она знала, прежде чем Бог оказал ей милость; она спросила его: «Как же Бог присутствует в нас?», а он ответил ей, что Бог бы­вает в душе только по благодати, но она была так утверж­дена в истине, что не поверила ему. Потом она спросила об этом других и узнала истину, и очень утешилась.

11. Только не думайте, что когда есть присутствие, в ко­тором вы уверены, Бог присутствует в душе телесно, как присутствует Он невидимо в Святых Тайнах. Здесь Он не в этом естестве, а только в Божественной сущности. Как же можем мы быть столь уверенными в том, чего не видели? Не знаю, это - дело Божие. Зато я знаю, что говорю прав­ду, и если у кого нет такой уверенности, я сказала бы, что с Богом соединилась не вся душа, а только одна из ее сил или из многочисленных даров Божьих. Не надо гадать, почему это все бывает, причины непостижимы разуму. Тогда за­чем нам понапрасну гордиться? Довольно знать, что это — дела Всемогущего. Мы не можем, как ни старайся, обрести эту благодать, это - дело Божие, так что не пытайтесь и понять его.

12. Вот я говорила, чего мы не можем, и вспомнила, что говорит Невеста в книге Соломоновой «Песнь Песней»:

«Царь привел меня в винный погреб», или, кажется: «сунул». Она не сказала, что сама вошла. И еще она говорит, что ходила повсюду, искала Возлюбленного. Это, я так понимаю, и есть тот погреб, куда Господь нас хочет приве­сти, когда Ему угодно и как Ему угодно. Сами мы туда не войдем, сколько бы ни старались. Господь должен ввести нас и проникнуть в глубину нашей души; чтобы лучше явить нам Свои чудеса, Он хочет, чтобы мы не принимали в этом большого участия, но только предали Ему свою во­лю и не отворяли дверь нашим чувствам и способностям, которые уже уснули. Он хочет войти в глубину души Один, без них, как вошел к Своим ученикам и сказал: «Мир вам», или как Он восстал из гроба, не сдвинув камня. Потом вы увидите, как в последней обители Он позволит душе услаж­даться Своим Присутствием в самой ее глубине; ведь там, в последних покоях, Он куда больше с нами, чем в этом.

13. О, доченьки, много мы еще увидим, если признаем, что мы ничтожны и убоги, и поймем, как мы недостойны служить такому великому Господу, что чудных Его дел и не постигнешь! Да будет Он прославлен во веки, аминь.

ГЛАВА II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.