КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В ней говорится о других милостях, которые Бог дарует иначе, и о большой от них пользе 1 страница
В ней говорится о том, как общается Бог с душой через умное видение и даются некоторые советы. Говорится и о том, что бывает от такого общения, когда оно подлинное, и дается совет хранить эти милости в тайне. Где говорится о плодах молитвы, описанной в предыдущей главе, и становится ясно, что она - истинная, а не обман. Говорится здесь и о другой милости, которую Господь открывает душе, дабы она Его славила. Говорит о том, как Господь отрешает душу во время молитвы исступления или экстаза или восхищения (я думаю, что все это — одно и то же), и о мужестве, необходимом, чтобы получить великие дары от Господа. 1. Как может быть спокойной бедная бабочка среди стольких испытаний и всего, о чем шла речь? Она еще больше хочет насладиться присутствием Жениха, тогда как Он, Кому известна наша слабость, располагает ее многими способами к единению с Ним, Великим Господом, сообщая ей мужество взять Его в Супруги. 2. Вы посмеетесь, что я так говорю, и вам это покажется нелепицей, ведь любая из вас, наверное, думает, что здесь не нужно никакого мужества и что нет ни одной женщины, столь низко поставленной, которая не отважилась бы стать царской невестой. И я так думаю, если царь - земной, но когда это - Царь Небесный, поверьте, нужно больше смелости, чем вы думаете. Мы по естеству своему слишком робки и убоги для такой великой милости и, я уверена, если бы это дал не Бог, сколько бы мы и видели, что это нам на благо, мы бы не решились. Вы сами это поймете, когда увидите, что совершает Господь, дабы мы с Ним обручились, а это, по-моему, бывает во время исступления, когда душа отрешается от чувств, ибо иначе, так близко от такого величия, она бы живой не осталась. Только поймите, это об истинном исступлении, а не о женских слабостях, которым мы все здесь подвержены, и которые принимаем за экстаз или восхищение; ведь - кажется, я уже говорила - есть столь хилые создания, что они обмирают, чуть начнут молитву о покое. Здесь я хочу описать некоторые роды исступления (о которых слыхала от многих духовных людей), хотя и не уверена, что мне это удастся, как было и тогда, когда я писала в других местах и об этом, и о другом; но, по разным соображениям, мне показалось, что неплохо бы повторить все это, хотя бы потому, что здесь уместно объединить все, что относится к разным обителям. 3. Один из видов такого исступления бывает, когда душа, даже не на молитве, поражается словом, пришедшим ей на память или услышанным от Бога. Господь, тронутый долгими ее страданиями из-за того, что она хотела приблизиться к Нему, воспламеняет искру в самой ее глубине, это я уже говорила. Душа, охваченная пламенем, словно птица феникс, вся преображается, и вполне благочестиво предположить, что грехи ее в тот миг прощены. Вот такую очищенную душу Бог соединяет с Собой, и никто иной об этом не ведает, даже сама душа не может сказать об этом после, хотя чувства ее и не спали, как бывает в обмороке или в припадке, когда теряют сознание. 4. Насколько я могу понять, душа до того никогда не воспринимала так трезво то, что от Бога, и не была так озарена познанием Его величия. Вроде бы, этого быть не может, ведь силы ее и чувства так сосредоточены, что их можно счесть мертвыми, как же допустить, что она проникла в эту тайну? Не знаю, а может - и никто не знает, кроме Самого Создателя, и это же мы вправе сказать о многом другом, что бывает в таком состоянии, то есть в этих двух обителях. Ведь шестую и седьмую можно бы соединить в одну, ибо из одной в другую нет закрытых дверей. Правда, в седьмой происходит то, что чуждо тем, кто еще не вошел в нее, и только поэтому мне показалось, что лучше их разделить. 5. Когда душа в таком состоянии и Господу угодно открыть ей некоторые тайны, скажем - небо, и дать ей иные видения, воспринимаемые воображением, она способна потом их описать, ибо они настолько запечатлены в памяти, что никогда невозможно их забыть. А вот когда это -видения умные, описать их нельзя, ибо они весьма возвышены и недоступны пониманию живущих на земле. Однако вернувшись в обычное состояние, душа может передать нечто о многих из этих умственных видений. Возможно, некоторые из вас не знают, что такое - видения, и особенно - умные. Я объясню это, когда надо. Так мне велели настоятели, и, хотя это, быть может, покажется некстати, все же некоторым принесет пользу. 6. Вы скажете мне: если душа не вспомнит возвышенных милостей, оказанных Господом, какую же пользу могут они принести ей? Ох, доченьки, очень большую; ведь даже если видения не опишешь, они запечатлелись в недрах души и забыть их нельзя. Тогда вы спросите: если они безобразны и невозможно воспринять их душевными силами, как же о них можно помнить? Я тоже не понимаю, но все же знаю, что некоторые истины о величии Божьем остаются в душе столь непоколебимо, что если бы даже наша вера не учила, Кто Он, и не велела верить в Него, душа поклонилась бы Ему в тот миг, как поклонился Иаков, когда узрел в видении лестницу. Конечно, тогда же он непременно уразумел и другие тайны, которые уже не мог выразить - ведь если бы внутренний свет не был больше, он бы не понял столь сокровенных и великих вещей при одном виде лестницы, по которой всходили и спускались ангелы. 7. Я не уверена, что объясняю точно - ведь хотя я и слышала обо всем этом, я не знаю, хорошо ли я все запомнила. Моисей тоже не смог сказать всего, что он видел в купине, а лишь столько, сколько было угодно Богу. Но если бы Тот не уверил его в истине Своего Откровения так, чтобы он узрел и поверил, что это - Он, Моисей не решился бы на такие многочисленные и великие подвиги. Конечно, ему было дано уразуметь что-то великое в шипах этой купины, вот он и отважился совершить все, что он сделал для Израиля. Так что, сестрицы, нам подобает не проникать в Божий тайны, дабы понять их, а верить в Его могущество; допустим же, что таким немощным червям, как мы, не охватить Божьего величия. Воздадим Ему хвалу за то, что, по Его милости, мы уразумели хоть малую часть. 8. Я бы хотела найти сравнение, чтобы пояснить то, о чем я говорю, но ни одно не подходит, однако скажем так: вы входите в покои какого-нибудь царя или вельможи, и там очень много хрустальной и глиняной посуды, и других вещей, и они так расположены, что, войдя, можно увидеть все сразу. Однажды меня ввели в такой зал у герцогини Альбы (исполняя послушание, я остановилась там проездом, она меня очень просила через моих настоятелей). Вошла я и испугалась, удивляясь, к чему бы такая куча вещей; но тут же поняла, что и это может послужить прославлению Господа. А теперь вот радуюсь, что это здесь пригодится. Хотя я была там какое-то время, я не смогла удержать в памяти всего, что увидела, ни одну из вещей не помню, словно их и не видела, так что не могла сказать после, как они сделаны, запомнила только все вместе. Так и здесь, когда душа воедино с Богом в чертоге высшего неба, которое - в нас самих (ведь, ясное дело, если Бог - в наших душах, то там же и Его обитель). Хотя душа и в экстазе, не всегда угодно Господу, чтобы она видела эти тайны (она поглощена тем, что Ему радуется, и довольно с нее); но порой Его воля отрешает ее от высшего созерцания и тогда она видит все, что только есть в том чертоге. Когда же она придет в себя, в ней остается все великое, что она видела, но она не может хоть что-либо описать, ибо ее естество не способно подняться до того, что Бог сверхъестественным образом благоволил открыть ей. 9. То ли это видения, которые воспринимаются воображением? Этого я не говорю, тут - видение умное; я ведь не учена и, по неуклюжести не умею объяснить лучше. Так что если я до сих пор что-то сказала о такой молитве, ясно, что если сказала хорошо, это не от меня, а от Бога. Сама я думаю, если в исступлении душе не открывается что-то сокровенное — это не подлинный экстаз, а просто природная слабость, свойственная людям некрепкого сложения, как мы, женщины, - только соприкоснется хоть как-то дух с естеством, они теряют силу и отрешаются; я уже это говорила, когда шла речь о молитве покоя. Все это - совсем не экстаз, ведь в экстазе душа восхищена Богом вся, целиком, и Он, как Своей невесте, показывает ей частицу Царствия, принадлежащего ей по праву. Как бы это не было мало, это много, как и все в Господе, Который не желает помехи ни от способностей, ни от чувств души; вот Он сразу и велит затворить двери всех обителей, оставляя открытым только вход в чертог, где Он Сам, чтобы и мы вошли в него. Да будет благословенна такая великая милость. Вот и понятно, почему будут осуждены те, кто не желает воспользоваться ею и теряет общение с Господом. 10. О, сестрицы, как ничтожно все, что мы оставили в миру, и все то, что мы делаем и могли бы сделать ради Бога, Которому угодно иметь общение с такими червями! Если у нас есть надежда уже здесь, в этой жизни насладиться этим благом, что мы делаем, дабы его достичь? Чего мы ждем? Какая может быть причина, чтобы потерять даже одно мгновение, когда мы ищем Господа, как невеста в Песне Песней, которая искала Его по улицам и площадям? Как обманчиво все в этом мире, когда не ведет нас к этой цели, даже если бы мирские наслаждения, богатства и радости и все в нем длилось вечно! Все мерзость и мусор перед сокровищами, которыми мы будем наслаждаться без конца. Но и все эти радости - ничто перед тем, чтобы обладать Нашим Господом и Владыкою всех сокровищ небесных и земных. 11. О слепота человеческая! До каких, до каких же пор пыль эта будет затемнять нам взор? Хотя тут, у нас, ее не так много, чтобы мы совсем ослепли, я все-таки вижу соломинки и песчинки, которые умножатся, если мы оставим их без внимания, и причинят нам большой вред. Ради любви к Богу, сестрицы, используем наши недостатки, чтобы познать нашу немощь, и да послужат они тому, чтобы мы видели лучше, как послужило брение из грязи слепому, излеченному нашим Женихом. Итак, при виде нашего несовершенства будем усерднее умолять Его, чтобы Он извлек благо из нашего убожества, и мы во всем угодили Ему. 12. Незаметно для себя самой, я далеко отошла в сторону. Простите мне, сестрицы, и поверьте, что, дойдя до столь великих дел Божиих, то есть до их описания, я очень жалею, когда вижу, как много мы теряем по нашей вине. Правда, Господь дает все это, кому хочет, и все-таки Он дал бы это всем нам, если бы мы любили Его, как Он любит нас, ибо Он только и желает, как найти, кому оказать милости, и богатства Его от этого не уменьшаются. 13. Возвращаюсь снова к тому, о чем говорила. Жених велит закрыть двери обителей и всего Замка и внешних стен. Когда Он восхищает душу, дыхание останавливается, и хотя другие чувства еще некоторое время способны к восприятию, она никак не может говорить. Порой все ее душевные способности внезапно отрешаются, руки и тело холодеют как у мертвой, так что трудно понять, осталось ли в ней дыхание или нет. Это бывает недолго, то есть она приходитвсебя; такое исступление проходит, тело возвращается к обычному состоянию и вдыхает воздух, но лишь для того, чтобы умереть снова и дать больше жизни душе. И все-таки такой экстаз не длится долго. 14. Случается, однако, что полное отрешение чувств проходит, но воля остается как бы в плену и разум поглощен на целый день или даже на несколько дней, так что кажется, будто душа может заняться только тем, что побуждает ее к большей любви. Для этого - она бодрствует, для земных услаждений - как бы спит. 15. О, как смущается она, когда придет в себя, и как хочет любыми способами послужить Господу и угодить! Если желания эти оставались в душе после описанных выше степеней молитвы, что можно сказать о такой великой милости? Теперь душа хотела бы жить не один раз, а тысячу, чтобы столько же раз пожертвовать жизнью Богу и чтобы все на земле прославляло Его из-за нее. Она стремится к подвигам и все, что она делает, кажется ей ничтожным, так пламенна ее любовь. Теперь она понимает, почему мученики не считали тяжкими свои страдания - ведь с помощью Божией все легко. Кроме того, душа скорбит перед Ним, когда нет случая ради Него пострадать. 16. Душа очень ценит, когда получает дары от Бога втайне; когда же это бывает на людях, она не так поглощена и не так рада, она стыдится и смущается, мучается, что подумают люди; ведь мир лукав, и состояние это припишут не Богу, а вместо хвалы Ему оно даст повод к пересудам. В такой тревоге и печали мне видится недостаток смирения; правда, это от нас не зависит, но ведь если ты стремишься к поношению, что тебе от того? Одна особа вот так горевала, и услышала слова Господа: «Не печалься, будутонихвалить Меня или хулить тебя - ты в любом случае получишь пользу. Я узнала потом, что особу эту очень ободрили и утешили эти слова; чтобы утешить тех, кто так вот мучается, пишу их здесь. Кажется, Господь хочет, чтобы все поняли, что эта душа теперь принадлежит Ему и никто не должен ее беспокоить. Что до тела, до чести, до имения - им пускай вредят, все будет к славе Божией. А вот душу и трогать нельзя, и если она сама не откажется от Жениха по греховнейшей дерзости, Он защитит ее и от всего мира, и от всей преисподней. 17. Не знаю, объяснила ли я хоть как-то, что такое - исступление, ведь объяснить его совсем невозможно. Это я уже говорила. Наверное, все-таки я ничего не упустила, чтобы вы поняли, что это такое, ведь ложное исступление идет совсем иначе. Я не говорю «притворное», ибо тот, у кого они бывают, не хочет обмануть других, но обманывает себя. Тогда внешние признаки и действия в душе не соответствуют такой великой милости от Бога, и это вводит людей в соблазн, они вправе потом сомневаться, когда кому-то Бог окажет подлинную милость, да будет Он благословен во веки. Аминь.
ГЛАВА V продолжает все о том же и описывает, как душа поднимается к Богу другим путем, нежели тот, что был описан. Указывает, почему тут нужна отвага. Говорит кое-что о милости, которую так сладостно дарует Господь. Эта глава очень полезна. 1. Есть и другое восхищение или полет духа, как я бы сказала; хотя это то же самое, но воспринимается в глубине души совсем иначе. Иногда внезапно чувствуешь скорое движение духа, подобного восхищению, такое быстрое, что даже страшно, особенно в начале. Поэтому я сказала, что всякому, кому Бог окажет эту милость, нужно большое мужество, и вера, и упование, и большая решимость предать себя на волю Божью. Вы думаете, мало смятения, когда ты при всех своих чувствах и вдруг у тебя восхищают душу (некоторые из нас считали, что и тело)? Ведь в самом начале даже и не знаешь, что это от Бога. 2. Можно ли тут хоть как-то противиться? Ни в коем случае; это еще хуже. Я слышала от одной особы, что кажется, будто Бог хочет показать душе: она так часто и безусловно предавала себя в Его руки, предоставляя Ему себя с такой готовностью, и теперь должна понять, что больше себе не принадлежит, а потому Он так резко, рывком восхищает ее. Она решилась быть в руках Божьих легкой, как соломинка, которую поднимает янтарь (если вы это видели), и, обращая тем самым необходимость в добродетель. Я говорю «соломинка», ведь так оно и бывает - наш Великий и Могущественный Великан восхищает дух с такой же легкостью, как исполин поднимает соломинку. 3. Похоже это и на водоем, о котором мы говорили, - кажется, в четвертой обители, теперь я уж и не помню - и который спокойно и тихо, то есть без всякого движения, наполнялся водой. Вот и тут Великий Бог, Который удерживает ручьи и запрещает выйти из берегов, дает свободу источникам, снабжавшим его водой, а они сильным напором вздымают вверх волну, столь мощную, что кораблик нашей души возносится на гребень. Если же судно не способно управлять само собой, а капитан и команда не в силах помочь при столь свирепом напоре волн, несущих его по своему произволу, еще менее могут недра души остановиться, где им угодно, или направить чувства и силы против веления свыше. Ничто внешнее не участвует здесь. 4. Поистине, сестрицы, толкуя обо всем этом, я ужасаюсь могуществу Великого Царя и Правителя, нашего Бога. Что же тогда переживания тех, кто испытывает это? Я вот думаю, что если бы Господь открыл Себя так живущим в миру и в грехе, они не осмелились бы впредь преступать Его заповеди, если не из любви, то хоть из простого страха. Сколько же обязаны те, которые были научены столь превосходными способами, дабы всеми силами стремились не нарушать Его воли! Ради Него, сестрицы, я умоляю тех, кому Он оказал такие или подобные милости: не будьте нерадивыми, не ограничивайтесь лишь получением Его даров. Вспомните, кто много задолжал, тот много платит. 5. Вот и по этой причине необходимо мужество, ибо все это приводит в трепет. Без помощи Божией душа пребывала бы в постоянной печали, видя, как велики Его милости и как малы ее дела, в которых к тому же столько небрежности и недостатков в сравнении с тем, что она Ему должна. Делая что-либо, она старается скорее об этом забыть, помня лишь о своих грехах и предавая себя милосердию Божиему, ведь ей нечем заплатить долг, вот она и надеется на Его милосердие и снисхождение к грешникам. 6. Может быть, Господь ответит ей, как Он ответил одной особе, молившейся перед Распятием, вот так печалясь о том, что ей никогда не было что пожертвовать Богу или от чего отречься ради Него. Распятый Господь Сам утешил ее, сказав, что Он отдает ей все страдания и тяготы Своих Страстей, чтобы она принесла их в дар Его Отцу. Особа эта, как я от нее узнала, осталась столь утешенной и обогащенной, что так и не смогла этого забыть, видя свое ничтожество, все вспоминала об этом, ободряясь и утешаясь. Я могла бы привести и другие примеры, я ведь знаю много святых и благочестивых людей; говорю вам это, чтобы вы не думали, что я пишу о себе самой. Но тот случай кажется мне очень подходящим, ибо из него понятно, как угодно Господу, чтобы мы признали свою нищету и свое убожество и ясно видели: у нас есть только то, что мы получили от Бога. Так что, сестрицы, для всего этого и для многого другого в духовной жизни, особенно на этой ступени - нужна отвага, и, по-моему, если есть смирение, в последних обителях ее нужно больше, чем в прежних. Да будет угодно Господу дать нам ее, ради Его благости. 7. Возвращаясь к внезапному восхищению, надо сказать, что в этот миг душе и впрямь кажется, что она - вне тела; а все-таки она знает, что тело еще живо, хотя тогда трудно сказать, в теле душа или нет. Ей кажется, что она была в другом мире, совсем не в том, в котором мы живем, и что ей показали другой свет, совсем не похожий на здешний. Если бы всю жизнь она пыталась представить себе этот свет, и другое, что она увидела, то ничего бы не вышло. В одно мгновение душа научена стольким вещам зараз, что если бы она трудилась много лет, стараясь расположить в памяти все воспринятое ею, ей бы не удалось сделать и тысячной доли. Это видение - не умное, оно воспринимается чувствами; через него душа понимает без слов гораздо больше, чем можно узреть на земле обычным зрением. Например, она видит святых, и ей кажется, что она хорошо их знала раньше. 8. Иногда, вместе с тем, что она видит духовными очами, в умном видении, ей открывается и другое, например - ангельское воинство с его Господом. Она не видит ничего ни телесными, ни душевными очами, ни неким превосходнейшим знанием, о котором я не сумею рассказать, воспринимает все это и еще многое, чего тоже не опишешь. Кто через это прошел и способнее меня, может быть, это и выразит, хотя, мне кажется, это очень трудно. Я даже не знаю, в теле душа или нет; во всяком случае, я бы не решилась поклясться, что она в теле, или что тело - без души. 9. Я часто думала: если солнце, оставаясь на небе, посылает свои лучи, и такие сильные, что они достигают земли в одно мгновение, то душа и дух, с которым она воедино, как солнце с лучами, не покидая своего обиталища, силою жара, полученного от Солнца Истины, возносится сама над собой посредством самой возвышенной своей части. Сама не знаю, что говорю, а вот что уж точно, как пуля, вылетающая из аркебуза, когда взорвется порох, - душа взлетает (лучше не скажу) бесшумно, но так явственно, что никак не может быть, чтобы это померещилось. Когда душа, насколько ей дано понять, - вне себя самой, она видит великое; приходя же в себя, находит обильную прибыль. Все земное для нее не больше, чем сор, в сравнении с тем, что она узрела, и с той поры она едва живет на земле, а все, что ей казалось ценным, не возбуждает в ней вожделения, словно Господу было угодно показать ей что-то из той страны, которая ей обещана, как израильтянам, которых послали в обетованную землю, и они принесли показать плоды, чтобы, предвосхищая место отдохновения, народ легче прошел трудный путь. Однако милость эта столь мимолетная, что можно недооценить ее, хотя так велики приобретения для души; тому, с кем этого не было, никак не понять, насколько она важна. 10. Вот и видно, что это не наваждение дьявольское, ведь все эти действия в душе не могут примерещиться, и дьявол не может представить то, что приносит душе столько мира и духовной пользы, да еще и три превосходнейших дара. Во-первых, она познает величие Божие, а чем больше его созерцаешь, тем большего достигнешь разумения. Во-вторых, она познает себя и смиряется, видя, как низка и немощна перед Тем, Кто создал столь великие вещи; раньше она отваживалась Ему противиться, а теперь даже не решается на Него взирать. В-третьих, она пренебрегает всем земным, кроме того, что может послужить славе Божьей. 11. Это - драгоценности, которые Жених дарит своей невесте, и цена их столь велика, что она их будет хранить; а встречи с Ним останутся так глубоко в ее памяти, что, я думаю, она не сможет забыть, пока не получит навсегда, иначе это было бы для нее великим бедствием. Жених, дающий ей эти дары, дает с ними и благодать, чтобы она их не потеряла. 12. Вернусь теперь к тому, о чем я говорила, - к тому, что тут нужно мужество. Неужели вы думаете, что это так легко? Ведь и впрямь кажется, что душа отделяется от тела, ты же утрачиваешь все чувства и не знаешь, зачем. Вот и нужно, чтобы дал отвагу Тот, Кто дает и все остальное. Вы скажете, что этот страх хорошо вознаграждается. И я так скажу. Да будет благословен Тот, Кто силен дать столько душе и да удостоит Он нас послужить Ему. Аминь. ГЛАВА VI 1. Из-за таких великих милостей душа так хочет насладиться Тем, Кто их ей дает, что живет в мучении, хотя и сладостном. Ей очень хочется умереть, и она со слезами умоляет Бога забрать ее из этого изгнания. Все земное утомляет ее; одиночество ее облегчает, но скорбь возвращается и становится ей обычной спутницей, и в конце концов, бабочка никак не найдет покоя. Душа, скорее, становится такой нежной от любви, что непрестанно воспламеняется и взлетает ввысь; так что в этой обители она то и дело бывает восхищена, ничего поделать не может, даже на людях, вот ее и преследуют и осуждают. Кроме того, она и хотела бы откинуть всякий страх, но многие, особенно - духовники, запугивают ее, и никак не дают успокоиться. 2. Внутри она как будто и очень уверена, особенно наедине с Богом, но она и горюет, скорбит, она ведь боится, что бес прельстит ее, и она обидит Того, Кого так любит; о пересудах же она печется мало, разве что ее порицает духовник, словно она может сделать больше. Просит она одного - молиться за нее, молить Господа, чтобы Он вел ее по другому пути, потому что ей так советуют, убеждая ее, что этот очень опасен. Однако сама она нашла на нем много преимуществ и поневоле видит их, а кроме того, она читает, и слышит, и знает, что исполнение заповедей Божиих ведет на небо, и потому, даже если бы и хотела, не может променять этот путь на другой и предаться Божьей воле. Тем не менее, ее мучит, что она стремится не к тому, что ей внушают, и не следует советам духовника, тогда как послушание и угождение Господу предохраняет от самообольщения. Ей кажется, что если она согрешит по своей воле и в малом, это - погубит ее, и вот, она страдает, что грешит то и дело, хотя и невольно. 3. Бог дает этим душам великое желание угождатьЕмуво всем, даже в самом малом, и, поскольку возможно, избегать всего, что не согласно с самим совершенством. Только поэтому, ни по чему иному, она хотела бы уйти от людей в одиночество и очень завидует тем, кто живет или жил в пустыне; однако хотела бы жить и в миру, если только поможет хоть одной душе прославить Бога. Когда это - женщина, ее печалит, что она по природе своей не может делать всего; ведь она хотела бы подражать тем, кто свободен славить Господа Воинств. 4. О, бедная бабочка, связанная столькими цепями, которые не дают ей лететь, куда она хочет! Сжалься над ней, Господи, сделай так, чтобы она могла, хоть отчасти, исполнить, что желает, во славу Твою! Забудь, что заслуги ее малы, природа - низменна! Ты, Господи, силен разделить морские бездны и остановить воды Иорданские, чтобы прошли сыны Израиля. Не щади ее, ведь с Твоей помощью она перенесет многое - она решилась на это и стремится к страданиям. Простри, Господи. Твою всесильную руку и не допусти ей прожить в таких низинах. Яви силу Свою на слабой и убогой женщине, дабы мир понял, что это - не от нее, и прославил Тебя, чего бы это ей ни стоило, ибо она к тому и стремится, чтоб умереть тысячу раз, если это возможно, взамен одной души, прославляющей Тебя, ради этой души. Умереть столько раз она бы сочла за приобретение, хорошо понимая, что недостойна понести за Тебя и малейшую скорбь, тем паче - умереть. 5. Не знаю, сестрицы, к чему все это сказала и зачем. Я совсем и не думала об этом писать. Ну что ж, поймем, что, без всякого сомнения, именно это и бывает от восхищения на молитве. Ведь такие желания не преходящи, они - внутри, и когда представляется случай оправдать их на деле, видно, что это не обман. Почему я сказала «внутри»? Иной раз душа страшится самой малости, и до того теряет мужество, что ей кажется, будто она вообще ничего не может. Я так думаю, Господь оставляет ее как она есть, для вящего блага, ибо она видит, что если у нее что и было/то от Господа, да так ясно, что смиряется, лучше разумея милость и величие Божий, явленные в таком ничтожном создании. Однако чаще всего она остается в том состоянии, о котором мы говорили. 6. Обратите внимание, сестрицы, на то, как сильно хочет она узреть Господа; порою это так мучает, что желание надо не поощрять, а умерять, конечно - если можешь, ибо бывает, как вы увидите, что это невозможно никоим образом. А тут это достижимо, ибо весь разум свободен сообразоваться с волей Божией и сказать то, что сказал святой Мартин; если же мучение слишком сильно, надо отвлечься чем иным, ибо все это бывает лишь у постигших совершенства, и дьявол может искусить нас - мы возомним, что это мы и есть; так что лучше сохранять опасливость. Что же до меня, я думаю, что наваждение не приносит мира и тишины, свойственных этой печали, а скорее возбуждает какую-либо страсть, вроде той, что сопряжена с мирскими огорчениями. Однако тот, у кого нет опыта (в этом или в ином) ничего не поймет; думая, что это - нечто великое, он будет поощрять такое желание и очень навредит своему здоровью, потому что мучаться будет долго, ну хотя бы - часто. 7. Еще заметьте, что печаль бывает от слабости у тех, которые плачут по малейшему поводу; и они сочтут,что ихслезы - печаль о Боге, тогда как это не так. Когда слезы льются без удержу при одном слове или мысли о Господе, может стать очень тяжко, и будешь плакать больше, чем от любви к Богу. Услышав, что слезы - похвальны, они так и плачут, не сдерживаясь, только того и хотят; но все это - бесовские происки, а бес хочет, чтобы они ослабели, не могли молиться, соблюдать свой устав. 8. Наверное, тут вы спросите, как же вам быть? Если я вижу во всем опасность, и допускаю, что даже в такомхорошем деле, как слезы, можно впасть в обольщение, то не ошибаюсь ли я сама? Конечно, могу и ошибаться, но поверьте, я это видела у некоторых, хотя со мной такого и не случалось, ибо я совсем не чувствительна, - напротив, я даже горюю, что у меня столь жесткое сердце, хотя от внутреннего огня оно все-таки плавится, как смола в нагретом котле. Легко узнать, когда слезы текут из этого источника: они укрепляют и умиряют, а не возбуждают и, если душа смиренна, редко наносят вред. Лучше претерпеть ущерб телу, чем душевное обольщение; если же нет смирения, опасайтесь обмана. 9. Не думайте, что достаточно обильных слез и больше ничего не надо. Будем делать и многое другое, помня о добродетелях, ибо они послужат нам лучше всего. А слезы пусть придут, когда Богу угодно; мы не должны о них стараться. Они поливают сушь нашей души, от этого урожай богаче. Чем меньше мы будем обращать на них внимания, тем больше будет плодов, ведь вода эта - с неба; а вот та, которую мы черпаем сами, прилагая усилья - она иная; часто мы копаем до изнеможения, и не находим ни одной лужи, а не то что колодца с живой водой. Вот я и думаю, сестрицы, что самое лучшее для нас - предстоять перед Богом, размышляя о том, как Он милосерден и велик, а мы ничтожны, и предоставляя Ему посылать нам, что захочет - дождь или засуху. Он лучше знает, что нам полезнее. Вот мы и пойдем дальше в спокойствии, а бесу будет куда как труднее обольстить нас. 10. Кроме этих состояний, и печальных, и утешительных, Господь иногда посылает нам радость и особую, странную молитву. Описать ее трудно, но я вот пишу, чтобы, если Господь вам ее даст, вы могли Его прославить, зная, что она и впрямь бывает. Мне кажется, тут Господь оставляет на свободе способности и силы души, чтобы они могли насладиться радостью, не понимая только, что ж их радует. Вроде бы смысла здесь нету, а это так. Радость столь обильна, что душа хотела бы не наслаждаться в одиночестве, но поделиться со всеми, чтобы все с ней славили Господа. Какой бы она пир устроила, чтобы все разделили ее радость! Ей ведь кажется, что она обрела самое себя, как Отец блудного сына, вот она и хочет пригласить всех на торжество. Еще ей кажется, что хоть теперь она - в безопасности, и я думаю, она права, ибо такую глубокую радость с таким миром и счастьем, с хвалой Господу, бес дать не может.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |