Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В ней говорится о других милостях, которые Бог дарует иначе, и о большой от них пользе 3 страница




12. Тут важно, сестрицы, чтобы вы говорили с духовни­ком очень просто и откровенно - не про грехи, это вы и так говорите, а про молитву. Если этого нет, вы уж поверьте, не Бог вас наставляет: Он ведь очень любит, чтобы с Его представителем на земле говорили ясно и откровенно, как с Ним Самим, открывали все наши мысли, тем более - де­ла, даже самые малые. Тогда не смущайтесь и не бойтесь - если видения и не от Бога, то при смирении и доброй совес­ти они вам не повредят, Господь умеет извлечь доброиз зла и на пути, которым бес хотел вас погубить, вы только при­обретете. Думая, что Бог так одарил вас, вы постараетесь угодить Ему и постоянно о Нем помнить. Один ученый че­ловек говорил, что бес - искусный художник, и если бы тот показал ему въяве образ Господа, он бы не огорчился, ибо это возбудило бы его благоговение и бес был бы побе­жден своим же оружием. Ведь как ни дурен художник, изо­бразивший Все наше Благо, мы все равно этот образ чтим.

13. Человек этот считал, что очень плохо показывать таким видениям кукиш, как некоторые советуют, ибо где бы мы ни видели нашего Царя, мы должны относиться к Нему с благоговением. По-моему, он прав, ведь и среди людей то же самое: если ты кого-нибудь любишь, а пор­трет его оскорбляют, тебе это не понравится. Насколько же надо чтить Распятие или другое изображение нашего Владыки? Я уже об этом писала, но повторю и здесь, ибо я знала одну особу, которая очень горевала, когда на нее на­ложили такое послушание. Не знаю, кто уж выдумал это средство, только оно страшно мучает того, кто непремен­но должен слушаться; когда же это велел духовник, душе представляется, что она погибнет, если не будет так делать. По-моему, тут надо со смирением привести вот эти доводы и не следовать совету. Мне очень, очень помогло, когда мне все толком объяснили.

14. Душа извлекает большую пользу от этой милости Господней, думая о Нем, о его земной жизни и о Страстях и вспоминая Его кротчайший и прекрасный Лик. В этом мы находим великое утешение - ведь куда лучше увидеть бла­годетеля, чем никогда не знать его. Поверьте, это сладост­ное воспоминание очень утешает и помогает, и приносит с собой много других благ, но я много уже говорила о том, что бывает от таких явлений, скажу - еще больше, так что не буду утомлять и вас, и себя. Только, очень вас прошу, если услышите или узнаете, что кому-нибудь Бог оказыва­ет такие милости, не завидуйте и не просите вести вас по этому пути, ибо хотя он кажется вам и превосходным, и ценным, он вам не подходит, и вот почему.

15. Во-первых, если вы хотите и просите того, чего вы не удостоились, это значит, что вам недостает смирения. Тот, кто желает особых милостей от Бога, не может быть очень уж смиренным. Бедный крестьянин и не помыслит стать королем, и не подумает, он ведь этого не заслужил;

так и смиренный относится к явлениям с неба. Я думаю, Бог никогда не являет их гордым, ибо прежде, чем оказать эти милости, Он дает душе как следует познать себя. Высо­ких даров не пожелаешь, зная твердо, что лишь по великой милости Божией ты не осужден на вечную гибель. Во-вто­рых, тут очень легко вмешаться дьяволу, он ведь пролезет и в маленькую щель, чтобы наставить тысячу ловушек. В-третьих, если очень чего-то хочешь, воображение пред­ставит и образы, и звуки, - так вот мечтаешь и думаешь о чем-то весь день, а ночью это и приснится. В-четвертых, очень уж самонадеянно выбирать самим свой путь - мы ведь не знаем, что нам лучше, и потому предоставим это Господу, Который знает нас и поведет нас как надо, чтобы Воля Его исполнилась во всем. В-пятых, неужели вы дума­ете, что те, кого Господь одаряет такой милостью, мало страдают? Нет, они страдают тяжко, и по-разному; откуда же вы знаете, что все это вам под силу? В-шестых, то, от чего вы ждете пользы, может принести вам вред, как по­вредило Саулу, что он стал царем.

16. Кроме этих доводов, сестрицы, есть и другие. По­верьте мне, куда безопасней желать лишь того, что угодно Богу, Он-то уж знает нас лучше, чем мы сами, да и любит больше. Предадим же себя в Его руки, чтобы Его Воля ис­полнилась в нас, и не ошибемся, только надо твердо при­держиваться этого правила. Кроме того, заметьте, что от великих и многих милостей никак не зависит наша слава в раю, ибо тот, кто больше получил, обязан и служить Богу усерднее. Господь всегда даст нам возможность получше угодить Ему, ибо это в наших силах; много святых, кото­рые и не видели ни одной из тех милостей, а другие, полу­чившие их, святыми не стали. И еще не думайте, что такие милости посылаются все время; скорее так: получишь одну от Бога - а там уже идут испытания, и душа печется не о том, будет ли это снова, а о том, как бы отплатить Богу благодарностью.

17. Правда, дары свыше очень помогают на пути к со­вершенству, но ведь всякий, кто достиг добродетелей свои­ми усилиями, заслужит перед Богом куда больше. Я знаю одну особу, которой Господь оказал кое-какие милости, и двух людей (один из них - мужчина), которые служили Ему сами, без великих утешений, и так хотели пострадать, что жаловались, когда Он утешал их, и если бы могли, отказа­лись бы. Я говорю здесь о тех утешениях, которые бывают от созерцания, а не о тех видениях, которые приносят душе столько пользы - те надо очень ценить.

18. Правда, я думаю, такие желания - не от естества, они бывают у душ, которые очень любят Бога, и хотели бы Ему показать, что служат не за плату. Вот они (я уже гово­рила) и не помнят, что обретут славу и служат не ради нее, но от любви, которая всегда действует на множество ла­дов. Если бы она могла, она нашла бы новые пути, чтобы душа сгорела любовью; и если надо было совсем исчезнуть ради славы Божией, она бы охотно согласилась. Да будет прославлен во веки Тот, Кто умалился до таких убогих соз­даний, являя Свое величие!

ГЛАВА Х

1. На много ладов общается Бог с душой посредством та­ких явлений свыше: то Он посылает их, когда она в скорби, то - перед большим испытанием, а то - чтобы утешить ее и порадоваться с нею. Незачем подробно говорить о каждом случае, я просто объясню вам, какая тут есть разница, на­сколько сама поняла, и еще скажу, как это бывает и какие от этого последствия. Не все, что нам привидится, - виде­ние; но если оно истинное, не смущайтесь и не горюйте, оно и впрямь возможно. Бесу польза, когда мы горюем и тревожимся, ведь тогда мы не можем всею душой славить и любить Бога. Бог и по-иному общается с душой, это не так опасно, и, я думаю бесу труднее это подделать; но и рассказать об этом трудно, очень уж это сокровенно, а вот такие видения описать легче.

2. Иногда, если Богу угодно, душа на молитве владеет всеми своими чувствами и вдруг впадет в исступление, а там Господь откроет ей великие тайны, которые она видит как бы в Нем Самом. Нет, она не видит Христа-Человека, чув­ства и воображение не действуют, это - видение умное, она просто видит все в Боге и понимает, что все - в Нем. От этого бывает большая польза, и хотя все длится не больше мгновения, но остается в душе, а та очень смущается, ибо ей ясно, как оскорбляем мы Бога - ведь мы в Самом Боге, как бы внутри, а творим зло. Я хотела бы это сравнить, если сумею, чтобы вы поняли, - ведь хотя все так и есть, и мы часто об этом слышим, мы об этом не думаем, или ду­мать не хотим; а то разве можно, все понимая, вести себя с такой наглостью?

3. Так вот, сравним Бога с большой и прекрасной обителью или с дворцом и представим себе, что Он - этот дво­рец. Может ли грешник выйти из него, чтобы совершить преступление? Конечно, нет. Мы, грешники, совершаем все свои мерзости, гадости и злодеяния в самом дворце, в Боге. Как это страшно, и как размышления об этом полез­ны для нас, невежд! Если бы мы это понимали, разве реши­лись бы на такое безумие? Подумаем, сестрицы, как мило­стив и долготерпелив Господь, когда Он не осуждает нас тут же, и возблагодарим Его и устыдимся, что мы так чув­ствительны, если что сделают или скажут против нас! Мы и слова потерпеть не можем, хотя его скажут не при нас, да и без злого умысла, а Бог, наш Создатель, терпит, что столько Его созданий творит зло прямо в Нем Самом! Куда уже несправедливей...

4. О, ничтожество человеческое! Когда же, доченьки, будем мы подражать хоть в чем-то Великому Богу? Так не возомним о себе, если сможем перетерпеть оскорбления, перенесем их охотно и возлюбим наших обидчиков, ведь Великий наш Бог не перестал нас любить, сколько мы Его ни обижали, и потому вправе желать, чтобы и мы прощали обидчикам. Поверьте, доченьки, хоть это видение и уходит быстро, Господь оказывает великую милость, когда дает его, если кто хочет получить пользу и всегда помнит о нем.

5. Еще бывает, что Бог внезапно и несказанно открыва­ет нам истину в Себе Самом, и она как бы затемняет все ис­тины тварных существ, ибо ясно, что Он один - истина, и не может солгать. Вот и понятно, что говорит Давид в псалме: «Всякий человек - ложь» - иначе это и не поймешь, даже если услышать много раз. Правда Божия - непрелож­на.Тут я вспомню о Пилате, как он спросил нашего Госпо­да во время Его Страстей, а Тот ответил ему, что Он - Ис­тина. О, как мало мы здесь эту Истину понимаем!

6. Хотела бы я объяснить все это получше, но никак не могу. Заключим же, сестрицы: если мы хотим хоть в чем-то уподобиться нашему Богу и Жениху, будем всегда хо­дить в этой Истине. Я говорю не про то, чтоб не лгать, -слава Богу, я вижу, что в наших домах вы очень следите за собой, не солжете ни за что, - но о том, чтобы ходить в Ис­тине перед Богом и людьми, как только можем; особенно же не хотеть, чтоб нас считали лучше, чем мы есть, и отда­вать Богу - Богово, а себе - наше. Стремясь из всего извлечь истину, мы достигнем небрежения к миру, где все - обман и подделка, а потому - проходит.

7. Как-то я размышляла, почему наш Господь так любит добродетель смирения, и вдруг, словно по наитию, мне пришло в голову: да потому что Бог - Сама Истина, а сми­ряясь, мы ходим в истине, ведь правда же, у нас нет ничего хорошего, кроме убожества и нищеты, и всякий, кто этого не понял, пребывает во лжи, а тот, кто понял, больше уго­ден Истине, ибо он в Ней и ходит. Да удостоит нас Бог, се­стрицы, всегда знать самих себя. Аминь.

8. Господь одаривает душу этими милостями как настоя­щую невесту, которая решила жить по Его воле; Он хочет ее получше научить, и являет Свое Величие. Больше об этом говорить не надо, и все-таки кое-что прибавлю к тем двум вещам, это по-моему очень важно: не опасайтесь, лучше хвалите Господа, что Он это вам послал; ведь и бесу, мне кажется, и воображению здесь мало места, а потому в душе остается великое утешение.

ГЛАВА ХI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.