Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дальше о том же самом, и о том, чем отличается духовное единение от духовного брака. Даются тонкие уподобления




Где говорится о великих милостях, которые Бог дает душе, вошедшей в седьмую обитель. Гово­рится и о том, какая, на Его взгляд, разница ме­жду душой и духом, хотя это все едино. Тут много примечательного.

СЕДЬМАЯ ОБИТЕЛЬ

(в ней четыре главы)

ГЛАВА I

1. Вот вам покажется, сестрицы, что я очень много ска­зала о духовном пути, больше сказать нечего. Очень глупо так думать; ведь величию Божию нет предела, нет и делам. Кто сочтет Его милости и великие силы? Их не счесть; так что не удивляйтесь, что я скажу, ибо все это - лишь малая часть того, что можно рассказать о Боге. Милосердно уже, что Он открывает нам все это, мы это можем узнать; а чем больше мы узнаем о том, что сообщает Он людям, тем боль­ше восхвалим Его величие и постараемся ценить души, в ко­торых Он находит такую отраду. Ведь у каждой из нас есть душа, только мы не так ее ценим, как надо ценить созданное по образу Божиему, и не понимаем ее великих тайн.

Да вразумит меня Господь, если Ему угодно, чтобы я хо­рошо водила пером и поняла, как сказать вам все, что надо; и да просветит Он тех, кого вводит в эту обитель. Много мо­лила я Его, и Он знает, что я хочу, чтобы милости Его не бы­ли в тайне, и все вы хвалили и славили Его Имя.

2. Надеюсь, не ради меня, а ради вас, сестрицы, Он даст мне эту милость, и вы поймете, сколь важно, чтобы вы всту­пили в духовный брак с Небесным Женихом, ведь с этим свя­зано очень много благ. О, Великий Боже! Такое жалкое соз­дание, как я, просто трепещет, что надо это объяснить, а она и понять-то недостойна. И впрямь, я сильно смущалась, и думала, не лучше ли закончить словами эту обитель, а то покажется, что я все знаю по опыту, и мне очень стыдно, очень страшно, я же знаю себя. С другой стороны, мне по­думалось, что это - искушение и слабость, как бы вы о том ни судили. Пускай хоть немного больше прославят и по­знают Бога, а там хоть весь свет кричи на меня, тем более что, может, я уже умру, когда это все увидят. Благословен Живущий во веки. Аминь.

3. Когда Господу угодно сжалиться над душой, которая столько страдает и страдала из-за своего к Нему стремле­ния, и Он с ней духовно обручился, то, прежде чем сверш­ить этот брак, Он вводит ее в Свою обитель, в седьмую;

ведь у Него на небе есть место, где Он живет, так и в душе должно быть такое место, только для Него, как бы второе небо. Тут очень важно, сестрицы, не представлять себе ду­шу как что-то темное, ведь мы ее не видим, и обычно кажется, что есть только тот внутренний свет, который ви­ден нам, а там, в нашей душе какая-то тьма. Если душа не в благодати, это так верно, но не потому, чтобы не было Солнца Истины - оно все равно внутри, потому она и жива, - а потому, что она не способна воспринимать свет. Кажется, я говорила в первой обители, как одна особа ура­зумела, что эти несчастные души - словно бы в темнице, они немы и слепы, связаны по рукам и ногам и не могут де­лать ничего доброго, себе на пользу. Так что пожалеем их и подумаем, что недавно сами были такими и Господь тоже может их помиловать.

4. Особенно, сестрицы, будем молить о них, не забы­вать, ибо великая милостыня - молиться о тех, кто в смерт­ном грехе. Если бы мы увидели, что у христианина руки прикручены цепью, а сам он прикован к столбу и умирает от голода, не потому, что нету еды - ее перед ним много, и самой лучшей, - а потому, что ему до нее не дотянуться, и он страдает, вот-вот умрет, да не этой, земной, а вечной смертью, не жестоко ли глядеть на него, но еды не протя­нуть? А что если по вашей молитве с него спадут цепи? Вот видите? Ради Бога прошу вас, всегда поминайте в своих мо­литвах таких людей!

5. Но мы говорим не с ними, а с теми, кто, по милости Божией, покаялся в своих грехах и сейчас - в благодати, а там - не темный, тесный угол, но целый мир, в котором, как вы знаете, много прекрасных обителей; и как иначе, если в этой душе - та обитель, где обитает Господь?

Когда Ему угодно оказать ей милость этого дивного бра­ка, Он прежде всего вводит ее в Свой чертог, но не в исступ­лении, как раньше, а в молитве, которую мы назвали молит­вой единения, хотя тогда душе кажется, что ее зовут не вглубь, а как бы вверх. Но это не очень важно; так ли, иначе ли Господь соединяет ее с Собой, отнимая от нее речь зрение, как было с апостолом Павлом, когда он обратился и она не может узнать, как оказана милость, которой он; наслаждается, ибо все ее блаженство в том, что она рядов, с Богом. А когда Он соединит ее с Собой, она совсем ничего не понимает, ничего не может.

6. Тут все не так: Благой наш Бог хочет, чтобы с глаз ее спала чешуя и она хоть видела и понимала милость, которая ей оказана, хотя происходит это и необычно. Когда она входит в эту обитель, ей, в умном видении, является Пресвятая Троица, все Три Лица, и в таком пламени, что дух поначалу как бы видит очень светлое облако, а что до Лиц, душе дается дивное разумение, и она с чрезвычайно верностью видит, что Они - Единосущны, Одна Сила, Одно Знание, Один Бог. Словом, то, что мы знаем через веру душа понимает, скажем так, через зрение, хотя видит он не телесными очами, и не душевными, ибо это - не из видений, порожденных воображением. Тут с ней общаются Все Три Лица, и говорят, и поясняют то, что сказал, по Евангелию Господь: и Он, и Отец, и Дух Святой придут в душу которая любит Бога и соблюдает Его заповеди.

7. О, Господи, сколь различно слышать эти слова и верить (как обычно слышат и верят) и понимать вот так, каковы они на самом деле! С каждым днем душа изумляете все больше, ей кажется, что Пресвятая Троица не исчезает, а пребывает в ней, в самой ее глубине. Она не может это описать по своей неучености, но ощущает в себе При­сутствие Божие.

8. Вам покажется, что от этого душа как бы вне Себя, она поглощена всем этим и ничего не понимает. Нет, она понимает куда больше, чем прежде, особенно в служении Богу и, поскольку уже нет других занятий, пребывает в Его Присутствии. Если сама она не оставит Его, Он, по-моему, будет сообщать ей, что Он - рядом. Так думать и надо, хотя она все равно старается больше, чем прежде, ни в чем Его не обидеть.

9. Если Господь с нами, это, конечно, бывает не так пол­но, то есть не так ясно, как в первый раз, или в других слу­чаях, когда Господь благоволит дать этот подарок; иначе душа совсем не могла бы разуметь что-нибудь еще и вооб­ще жить среди людей. А все-таки, хоть это и не в таком яс­ном свете, душа всегда понимает, что Бог - тут, с нею. Ну, скажем, кто-то сидел в очень светлой комнате с другими людьми, и окно закрыли, и стало темно; но он понимает, что все они - здесь, хотя ничего и не видит, пока не станет светлее. А вот увидит ли он их, когда откроются ставни, за­висит не от него - это уж Господь наш, когда Ему будет угод­но, отворит окно разумения. Великая милость и то, что Он никогда не покидает душу, и хочет, чтобы она это хорошо понимала.

10. Кажется, что дивный и всесильный Господь хочет расположить душу к еще прекраснейшему сообществу; ведь ясно, что Он ей поможет, чтобы она преуспела в доброде­телях и утеряла страх, в который иногда повергали ее дру­гие Его милости, это я уже говорила. Она стала лучше во всех отношениях и ей казалось: она столько трудилась и страдала, что главное в ее душе никогда и не уходило из этой обители, так что душа вроде бы разделилась и, тяжко трудясь после той милости, она жаловалась сама на себя, как Марфа на Марию, иногда говоря, что все время услаж­дается, как только хочет, этим покоем, оставляя на нее столько забот и трудов, что ей некогда тоже побыть с Богом.

11. Вам покажется, доченьки, что это - чушь, но так оно и бывает. Конечно, душа едина, а все-таки я говорю дело, и самое обычное. Из того, что я говорила, по духовным яв­лениям, можно ясно увидеть, что есть различие между ду­шой и духом, хотя вообще-то это одно и то же. Различие - очень тонкое, но иногда кажется, что действует они по-раз­ному, смотря какой привкус захочет придать им Господь. Еще, мне кажется, душа - одно, способности ее - другое, это разные вещи. Внутри у нас столько различий, и таких тонких, что я не дерзну описать их. Все увидим, если Гос­подь Своею милостью перенесет нас туда, где мы уразуме­ем эти тайны.

ГЛАВА II

1. Поговорим теперь о духовном браке с Богом, хотя эта великая милость не может свершиться полностью, пока мы живы, ибо если мы от Бога отступим, ее от нас отнимут.

Оказывая эту милость впервые, Господь хочет открыть душе в видении Себя Человека, чтобы она поняла и узнала, что получает этот высший дар. Другим, быть может, это дается иначе; но той, о ком мы говорим, Господь явил его сразу после причастия, в великом блеске и красоте и славе, словно только что по Воскресении, и сказал, что ей уже время счесть Его дела своими, а Он позаботится об ее де­лах, и другие слова, которые легче пережить, чем переска­зать.

2. Казалось бы, что тут нового, Господь и прежде являл­ся этой душе; однако все было настолько иначе, что она весьма изумилась и перепугалась: во-первых, потому, что видение - уж очень явственное, во-вторых, из-за этих са­мых слов, а в-третьих, потому что это произошло там, внутри, а с ней такого не бывало, кроме разве что вон того ви­дения. Вы поймите, очень большая разница между преж­ними видениями и теми, что в этой обители; духовное обру­чение отлично от духовного брака, как обручение жениха и невесты - от союза супругов, которые уже не могут рас­статься.

3. Я уже говорила, что так вот сравниваю, ибо не найду ничего получше, но надо понять, что о теле тут не помнишь, словно душа из него вышла, речь - об одном лишь духе, а уж тем более когда мы толкуем о браке духовном, ибо этот тайный союз свершается в самой сердцевине души, где, на­верное, и Сам Бог, а Ему, на мой взгляд, не нужны двери, чтоб войти. Я говорю «не нужны двери», ибо в том, о чем мы вели речь прежде. Он вроде бы входит через чувства и способности, и, наверное, так и с явлением Человека Хри­ста. А вот то, что бывает при духовном браке, - совсем иное: Господь является в сердцевине души в умном виде­нии, которое куда тоньше того, представляемого; так явил­ся Он апостолам, не войдя в двери, когда сказал им: «Мир вам». Господь сообщает душе в одно мгновение такую ве­ликую тайну, такую высокую милость, душа ощущает та­кое блаженство, что и не знаю, с чем это сравнить, разве вот что: Господь хочет показать душе небесную славу са­мым возвышенным образом, превосходящим все видения и духовные услады. Можно сказать одно (насколько вообще это постижимо) - душа, то есть дух этой души, соединяется с Богом, Который, и Сам Дух, пожелал явить Свою любовь к нам, показывая некоторым людям, докуда Он доходит, чтобы мы славили Его величие, ибо так решил Он соеди­ниться со Своим созданием, что оно не может от Него отде­литься, Он - не хочет.

4. Духовное обручение - иное, тут жених и невеста часто разделяются, как и сам их союз; ибо союз состоит в соедине­нии, но каждый может отойти и жить сам по себе, что обыч­но и бывает, ведь эта милость Господня уходит быстро, и душа остается без нее, то есть ее не ощущает. А вот с той, другой милостью все не так; Господь остается в сердцевине души. Скажем, две восковые свечи соединились настолько, что пламя одно, или нет - и фитиль, и свет, и воск едины; но их можно разнять, и станет две свечи, а можно вытащить фитиль из воска. В этой же обители словно бы дождь льет­ся в реку или в ручей, и уже не разберешь, где вода из реки, где - с неба; или же ручеек течет в море, их уже не разде­лишь; или в комнате два окна, и свет, входя отдельно, сли­вается воедино.

5. Может быть, об этом и говорит апостол Павел: «Сое­диняющийся с Господом есть один дух с Ним», понимая воз­вышенный брак, который Господь заключает с душой Еще он говорит: «Для меня жизнь - Христос и смерть - при­обретение». Я думаю, то же самое может сказать душа ведь бабочка, о которой шла речь, умирает теперь с великой радостью, ибо жизнь ее - Христос.

6. Это с течением времени понимаешь все лучше, из-за действий в душе, ибо сокровенные внушения ясно показывают, что это Бог дает ей жизнь, и внушения иногда та] живы и ощутительны, что уже и не усомнишься, хотя о них и не расскажешь, а все же чувствуешь столько, что вое кликнешь в умилении, не удержишься: «О, жизнь мое жизни и поддержка моя!» или что-нибудь такое. Ведь и груди Божией, у которой вроде Бог и держит душу, теку струи молока, постоянно питая всех насельников замка словно Господь хочет, чтобы и они как-то услаждались тем, чем в обилии услаждается душа, или из полноводно реки, поглотившей ручеек, порою брызгает вода и орошает тех, кто служит Жениху и невесте. Человек, который ждет, что его окатят водою, непременно ее ощутит; так тут, только это еще бесспорней. Вода ведь не может окатить нас без причины (как я уже говорила), вот и тут понимаешь, что внутри кто-то мечет эти стрелы, дает жизнь этой жизни, и яркий свет идет от солнца, озаряя способность души. А душа (я уже говорила) не покидает сердцевины, не теряет мира, ибо Тот, Кто дал его Своим апостола когда они были вместе, может дать и ей.

7. Вот я подумала, что слова Господни к славнейшей Ма­рии Магдалине: «Иди в мире» значат куда больше, чем кажется; ведь Его слова действуют в нас, и, наверное, дей­ствовали в душах, к тому расположенных, отстраняя от них все чувственное и оставляя чистый дух, чтобы она могла соединиться с Нетварным Духом в небесном единении, ибо, без сомнения, когда мы опустошим себя от всего тварного и отрешимся от него ради любви к Богу, Сам Господь на­полнит наши души Собою. Как-то наш Господь, молясь за апостолов (не помню уж, откуда это), просил, чтобы они стали одно с Отцом и с Ним, как Он - во Отце и Отец - в Нем. Не знаю, что больше такой любви! И все мы непре­менно войдем туда, ведь Господь сказал: «... не только о них молюсь, но и о верующих в Меня по слову их», и еще: «Я в них». О, Господи, сколь истинны эти слова и как душа понимает их, видя, что они исполняются в ней самой! И как бы поняли их мы все, если б не наша вина, ибо слова Госпо­да нашего Иисуса Христа непреложны. А мы виноваты, ибо не расположены к этому и не отреклись от всего, что мешает нам видеть этот свет, и ничего не видим в зеркале, где запечатлен наш образ.

9. Вернемся теперь к тому, о чем мы говорили. Когда Господь вводит душу в Свой чертог, то есть в сердцевину нашей души, где Он обитает Сам (говорят, это седьмое не­бо, эмпиреи, и, в отличие от других небес, оно не движет­ся), то кажется, что душа тоже не движна, способности и воображение уже не мешают ей и не нарушают ее мира.

Вам покажется, будто получив эту Божию милость, ду­ша уверена, что спасется и больше не упадет. Нет, я этого не говорю, и когда я вот так рассуждаю, понимайте: душа - в безопасности, пока не оскорбляет Господа, и Он ее дер­жит за руку. Во всяком случае, я верно знаю, что в этом со­стоянии, даже и многие годы, она ни в чем не уверена, куда больше боится в самом малом прогневать Бога, очень хо­чет служить Ему (об этом я еще скажу) и горюет, и смуща­ется, как всегда, что делает она так мало, должна - так много, а это истинный крест, великое послушание; но че больше она страдает ради Бога, тем больше радуется. По настоящему она страдает, когда Господь отнимет у не здоровье и силы, которые для этого нужны. Я говорила другом месте, как это тяжко,но тут это много тяжелее, причина - в корне, ибо дерево, посаженное близ потоков вод, свежее и плодоноснее; так что незачем удивляться желаниям души, ведь истинный ее дух един с небесной водой, о которой мы говорили.

10. Вернемся к тому, о чем шла речь. Не думайте, что чувства, способности и страсти души совсем уж в мире; во душа - та умирилась. В других обителях бывает время бор бы и трудов и усталости, но это не может нарушить ее ми и как бы сдвинуть ее.

А о сердцевине нашей души или духе очень трудно сказать, тут и поверить трудно, так что, сестрицы, я просто и знаю, как вам это объяснить, чтобы вы не соблазнились не усомнились в моих словах; ведь нелегко понять, что труды и скорби есть, а душа - в мире. Приведу сравнение другое. Да поможет мне Бог, чтобы они хоть что-то пояснил а не пояснят, я все равно знаю, что сказала правду.

11. Король живет во дворце, в стране его - и распри, смуты, но он - все на месте. Так и тут: в остальных обителях - и суета, и суматоха, и ядовитые гады, и большой шум, но никто не проникает в последнюю обитель, и не гонит изнее душу; то, что ей слышно, немного мучает ее, но не смущает ее и не нарушает мира, ибо страсти уже покорены боятся войти, чтобы их еще больше не унизили. Или так: у нас болит все тело, но если не болит голов; оно ей боли не передаст.

Сама смеюсь над этими сравнениями, ведь это - совсем не то, а иначе не умею. Думайте, что хотите; я cказала правду.

ГЛАВА III




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.