Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В ней говорится о том, какие дивные плоды у та­кой молитвы. На это надо обратить особое вни­мание, ибо это поразительно разнится от всего, что было




1. Так вот, мы говорим, бабочка уже умерла, очень ра­дуясь, что обрела покой, что в ней Христос. Посмотрим, как она живет и какая тут разница с прежней жизнью; а правда ли все, что сказано, мы узнаем по действию молит­вы. Насколько я могу понять, они - вот такие:

2. Во-первых, она забывает себя, ее поистине как бы не­ту, это я уже говорила. Она уже не помнит о себе и не зна­ет, будет ли ей честь, или жизнь, или награда на небе, ибо только и печется о славе Божией, так что воплотились Его слова: Ты позаботься о Моих делах, а Я позабочусь о тво­их. И о том, что может случиться, она не заботится, а как-то забывает, вот и кажется (это я говорила), что ее больше нету и она не хочет быть ничем ни в чем, разве что это хоть немного споспешествует славе Божией, вот тут она охотно пожертвовала бы жизнью.

3. Только не думайте, доченьки, что она теперь не спит — не ест (хотя все это ее немало мучает), или не делает того, что ей положено. Мы говорим тут только о внутреннем, о внешнем мало что можно сказать, ибо ей скорее тяжело, что у нее ни на что не хватает сил. Ведь она ни за что на све­те не пренебрегла бы тем, что, по силам ее и разумению, служит Богу.

4. Во-вторых, она очень хочет пострадать, но это ее те­перь не тревожит. Ведь эти души хотят, чтобы в них испол­нилась воля Божия, и все, что делает Бог, им хорошо. Если Ему угодно, чтобы они страдали, - пусть так и будет; если же нет - они не угрызаются, как прежде.

5. Кроме того, эти души очень радуются в гоненьях, и умиряются еще больше, чем прежде, и не питают никакой вражды к тем, кто причиняет им зло или желает навредить скорее они их особенно любят, так что когда тем трудно они им сердечно сочувствуют, и что угодно сделают, чтоб тем стало легче, и охотно препоручают их Богу, и отдал бы их Его милости, только бы они Его не оскорбляли.

6. Больше всего меня поражает вот что: как вы уже видели, души эти много скорбели и трудились, желая умереть и быть с Богом, а теперь они так хотят послужить Ему и ее действовать Его славе, и, если смогут, помочь хоть одно душе, что они желают не умереть, а жить много лет в величайших страданиях, только бы Господь был прославлен хотя бы в самом малом. Если бы они твердо знали, что, покинув плоть, будут с Богом, ничто бы не изменилось; если ж они представляют блаженство святых в раю, они не стремятся туда, ибо все их блаженство - хоть как-то помочь Распятому, особенно когда они видят, как Его оскорбляют и как мало людей поистине ищет Его славы, отрешаясь о всего земного.

7. Правда, порой, забывая об этом, душа снова желает быть с Богом и уйти из этого изгнания, особенно когда понимает, как мало для Него делает; но тут же одумывается и видя, что Он - все время с нею, удовлетворяется этим приносит Ему свое желание жить на земле, как самый ценный дар, какой у нее есть.

Смерти она боится не больше, чем тихого отрешения о чувств; ведь Тот, Кто внушал ей столь мучительные стремления, теперь посылает иные, да будет Он благословен в веки. Аминь.

8. Теперь этим душам не нужны ни награды, ни утешенья, ведь с ними Сам Господь, Он живет в них. Ясно, что Его жизнь была непрестанною мукой, вот Он и делает чтоб так жили мы хоть бы в желаньях, ведь в остальном Он ведет нас как немощных, хотя и уделяет от Своей силы когда нужно.

Душа отрешается от всего, ей хочется быть одной или заниматься чем-то во благо другой душе. Больше нет ни сухо ста душевной, ни скорби, только умиление и память о Гос­поде, и желание всегда Его славить; когда же она этим пре­небрегает, Сам Господь пробуждает ее, как я говорила, и ясно видно, что этот порыв (я не знаю уж, как его и назвать) исходит из недр души, подобно прежним порывам. Только здесь он куда тоньше, ибо идет не от мысли, и не от памяти, не от каких-либо свойств души, так что никак нельзя при­писать его ей самой. Бывает это часто, и столь обычно, что можно увидеть: как пламя, пусть самое большое, стремит­ся не вниз, а вверх, так и это устремление исходит из серд­цевины души, пробуждая ее силы.

9. И впрямь, если бы на этом молитвенном пути мы только того и достигали, что уразуметь, как хочет Господь общаться с нами и просит нас быть с Ним (ведь так и есть), то, по-моему, стоит перенести все испытания, чтобы насла­диться такими нежными и всепроницающими знаками Его любви.

Это вы, сестрицы, наверное, испытали; я думаю, когда достигнешь молитвенного единения с Богом, Он печется обо всем этом, лишь бы мы соблюдали Его заповеди. Ког­да с вами так случится, не забывайте, что тут уже та сокро­венная обитель, где обитает Господь, и восхвалите Его; ведь это Его письмена. Его послание, и пишет Он с такой любовью и так, чтобы вы одни поняли, чего Он желает от вас. А вы непременно Ему ответьте, даже если очень заня­ты внешними делами или беседой с кем-нибудь; ведь часто бывает, что Господь хочет оказать вам эту милость на лю­дях (а отвечать мы должны в тайне), и тогда надо отклик­нуться, скажу так, словом любви или повторить за апосто­лом Павлом: «Господи! Что повелишь мне делать?», а Он уж научит вас разными способами, как угодить Ему в это самое время; ведь Он как бы слышит нас и нежно касается души, почти всегда располагая ее твердо исполнять Его Во­лю.

10. Я уже говорила, чем отличается эта обитель: здесь нет той сухости и того смятения, какие бывали иногда едва ли не во всех прежних; напротив, душа всегда в мире. Она уже не боится, что этот великий дар - от дьявола, но твердо уверена, что он - от Бога; ведь, как я уже говорила, тут не при чем ни чувства, ни способности. Господь открыл Себя душе и вводит ее с Собой туда, куда, я думаю, бес войти не осмелится, да и Господь его не допустит. И еще, как я ска­зала, милости свыше никак не зависят от самой души, кроме того, что она совершенно предалась Богу.

11. Спокойно и тихо пользует и учит здесь Господь душу словно строится храм Соломонов, ибо тогда не было никакого шума; так и в этом храме Божием, в этой Его обители только Он да душа радуются в великой тишине. Разум не для чего кипеть или чего-то искать, ибо Господь, создавший его, хочет его умирить, и он как бы смотрит на во сквозь замочную скважину. Иногда он не может смотреть но перерыв - очень короткий, ибо, по-моему, способности души не утрачены, они лишь бездействуют, словно бы в изумлении.

12. Очень меня удивляет, что здесь нет отрешения чувств разве что иногда, но теперь они не такие, как прежние все хищения и полеты духа. Случаются они редко, почти веет да - не на людях, не то, что раньше. На душу не действую! как прежде, торжественные службы, благочестивые изображения, проповеди и церковные мелодии, которые приводили ее в исступление. Бедная бабочка металась, пугалась и хотела взлететь. Теперь она то ли нашла, где присест! то ли увидела столько в этой обители, и ее уже ничто не изумляет, а кроме того, она не одинока, как раньше, с не) Бог. А вообще-то, сестрицы, я не знаю, в чем причина; может быть, когда Господь начинает показывать ей все, что есть в этой обители, просто уходит слабость, которая ни как не уходила раньше. Наверное, Господь укрепил ее, paсширил, усовершил; а может, Он захотел, чтобы все увидели явно то, что Он дал этим душам втайне, а почему Он Один и знает, ибо Его суждений мы здесь, на земле, и пре ставить не можем.

13. Вот что дает Бог, вместе со всем другим, приносив­шим благо тогда, прежде, когда душа приходит к Нему, и еще Он дает ей лобзание, о котором просила невеста в Пес­ни песней, ибо, по-моему, здесь исполняется ее просьба. Здесь раненая лань получает воду в изобилии. Здесь наслаж­дается душа в скинии Божией". Здесь голубица, посланная Ноем, чтобы узнать, прошла ли буря, находит оливковую ветвь, а ветвь эта значит, что она нашла твердую землю среди вод и бурь сего мира. О, Господи, кто бы знал все, что есть в Писании, чтобы описать этот мир душевный! Бо­же мой. Ты видишь, что нам во благо, сделай же так, что­бы христиане искали его, а там - не отнимай, по милости Своей, от тех, кому его даровал! Ведь пока Ты не даруешь душе истинного мира и не введешь ее туда, где она облада­ет им вовеки, она непременно будет жить в страхе. Я гово­рю: «истинный мир», не потому что тут - мир не истинный, а потому, что если мы удалимся от Бога, может начаться прежняя борьба.

14. Что же чувствуют эти души, видя, что могут утра­тить такое великое благо? Они становятся еще осмотри­тельней и стараются извлечь силу из немощи, чтобы ниче­го не упустить по своей вине и получше угодить Богу. Чем больше получают они Божиих милостей, тем меньше наде­ются на свои силы и тем они осторожней. Получая великие дары, они узнали, как слабы они сами и как тяжелы их гре­хи, а потому нередко не смеют поднять взора, как мытарь, а то хотят умереть, чтобы верней избежать опасности, хо­тя сразу же, от любви к Богу, готовы жить, дабы служить Ему - это я уже говорила, - полагаясь во всем на Его мило­сердие. Иногда изобилие милостей уничижает их так, что они страшатся потерпеть крушение, словно чрезмерно на­груженный корабль.

15. Поверьте, сестрицы, здесь тоже есть крест, только он не сопряжен с тревогой и не нарушает мира, но уходит, словно волна или там буря, и сменяется ясной погодой. Ведь с душой - Господь, вот она и забывает сразу все невзгоды. Да будет Он благословен и прославлен всеми Своими соз­даниями. Аминь.

ГЛАВА IV

которой она и кончает, объясняя, почему, на ее взгляд, Господь оказывает душе такие великие милости. Говорится здесь и о том, что Марфа и Мария должны помогать друг другу. Эта глава очень полезна.

1. Не думайте, сестрицы, что действия, о которых я го­ворила, так навсегда и остаются в душе; поэтому я, если не забываю, прибавляю: «обычно». Иногда Господь оставля­ет душу без сверхъестественной помощи; тогда кажется, что все ядовитые гады из окрестностей и из обителей замка собираются, чтобы напасть на нее и отомстить за все то время, когда они не могли до нее добраться.

2. Правда, это бывает недолго - день или чуть поболь­ше; и в немалой сумятице, которую вызывает обычно ка­кой-нибудь случай, проявляется, что приобрела душа, общаясь с Богом. Он дает ей великую целостность, и она не уклоняется даже в малом от служения Ему и от добрых решений, они вроде бы возрастают, и она ни малейшим движением воли не уклоняется в сторону. Как я сказала, бывает это не часто. Господь не хочет, чтобы душа забывал; о своем естестве, иначе она утратит смирение; это одно, во-вторых, Он хочет, чтобы она лучше понимала, чем Ем обязана и воздавала Ему хвалу за великую милость.

3. Еще не подумайте, что если эти души так хотят ни чем не отступить от совершенства, они и не отступают, даже не грешат. Намеренно - не грешат, ведь Господь особо им в этом помогает; но я говорю о малых грехах, ибо о смертных, совершенных сознательно, они свободны, xoтя полной уверенности и нет, ведь чего-то они могут не заметить, и это их очень мучает. Страдают они и от того, многие души гибнут, и сами как-то надеются не попасть в их число, а все же боятся (это я говорила), вспоминая, что в Писании сказано о тех, кто вроде бы и получил милости от Господа, например - царь Соломон, который так мно­го с Ним общался. Словом, та из вас, которая больше всех уверена, что она - в безопасности, пусть больше боится, ибо царь Давид говорит: «Блажен муж, боящийся Госпо­да». Да помогает нам Господь всегда, и будем молить Его, чтобы нам никак Его не обидеть, вот и вся наша уверен­ность. Благословен Он навеки. Аминь.

4. Здесь хорошо пояснить вам, сестрицы, с какой целью Господь оказывает столько милостей на этом свете. По плодам их вы, наверное, и сами все поняли, если поразмыс­лили, но все же я скажу снова, чтобы никто из вас не поду­мал, что Он хочет только одарить души, это будет ошибка. Ведь Господь не может оказать нам большей милости, чем сообразуя нашу жизнь с жизнью столь Возлюбленного Сы­на. Вот я и уверена, что такие милости призваны укрепить нашу немощь - это я уже говорила, - чтобы мы могли под­ражать Ему в Его великих страданиях.

5. Мы всегда видели, что самые приближенные к Госпо­ду нашему Христу больше всего и мучались. Вспомним, сколько страдала Его Преславная Матерь и досточтимые апостолы. А как иначе, по-вашему, перенес бы апостол Павел такие великие тяготы? На его примере мы и видим, что дают видения и созерцания, когда они подлинные, а не от воображения или от бесовской прелести. Разве он уда­лился в скрытое место, чтобы одному наслаждаться этими дарами Божиими, ни о чем не заботясь? Сами видите, он не знал отдыха ни днем, ни ночью, ведь, насколько мы знаем, ночью он зарабатывал на жизнь. Я очень люблю думать о том, как апостол Петр, когда он бежал из тюрьмы, увидел Господа, и Тот сказал ему, что идет в Рим, чтобы Его снова распяли. Всякий раз, как мы читаем про это в цер­ковной службе на его праздник, я получаю особое утеше­ние. Что же было с апостолом после этого, что он сделал? Пошел на смерть и счел за великую милость Божию найти того, кто бы его умертвил.

6. О, сестрицы мои, как же должна душа, в которой вот так обитает Господь, забыть всякий отдых, и пренебречь доброй славой, и радоваться, если ее не почитают ни во что! Ведь если она много времени с Ним, она, естественно, почти и не помнит о себе, ибо только и думает, как угодить Ему и доказать свою любовь. Для того мы и молимся, до­ченьки; этому служит и духовный брак - все для дел, для дел.

7. Дела и доказывают, что милость - от Бога, это я уже говорила; ведь мало мне пользы, если я соберусь, уединюсь и пообещаю нашему Господу совершать чудеса, угождая Ему, а выйду из уединения, и при первом же случае сделаю все наоборот. Нет, я неверно сказала «мало пользы» — все, что с Богом, очень полезно, и если даже, по слабости, мы ничего не исполним, Господь когда-нибудь нам поможет, а еще даст и тяготы, это часто бывает - ведь Он видит нашу трусость и посылает очень большие испытания, хотя мы того никак не хотим; вот нам и польза. А уж потом душа это поймет, и страх совсем уходит, чтобы она еще больше предалась Богу. Я хотела сказать, что это - мало по сравне­нию с тем, когда дела сообразны словам и намерениям; но если кто не в силах совершить все сразу, пусть совершает понемногу. Пусть удвоит решимость, если хочет, чтоб мо­литва приносила плоды, ибо тут, у нас, хватит для этого случаев.

8. Жаль, я не умею объяснить, сколь это важно. Посмо­трите на Распятого, и все вам покажется легким. Если Гос­подь доказал нам Свою любовь такими страшными муками и делами, как же хотите вы удовлетвориться одними слова­ми? Знаете ли, что такое стать поистине духовными? Сде­латься рабами Богу, дабы Он, заклеймив их знаком креста, ибо они отдали Ему свободу, мог продать их в рабство все­му миру, как Он Сам был продан; тут нет никакой обиды, это - великая милость. Если же душа на это не решится, пустыне думает преуспеть в духовной жизни, ибо здание это, как я говорила, стоит на смирении, и если его на самом деле нет, Господь ради вашего же блага не допустит возвес­ти постройку уж очень высоко, чтобы не рухнула на зем­лю. Так что, сестрицы, чтобы фундамент у вас был прочен, старайтесь быть меньше всех людей, рабой им, только и ду­майте, как бы и в чем угодить им и услужить, ибо то, что вы сделаете для них, вы сделаете для себя, чтобы не рухнул ваш замок.

9. Снова скажу, для такой основы мало молитвы и созер­цания; ведь если вы не стяжаете добродетелей и не приме­ните их на деле, вы навсегда останетесь карлицами, и еще дай то Бог, чтобы вы просто не росли, вы же сами знаете -кто не растет, становится меньше. Ведь любовь не может удовольствоваться тем, что просто в нас пребывает; так я думаю.

10. Вам покажется, что я говорю только с новоначаль­ными, а потом можно и отдохнуть. Нет, я уже говорила, внутри, в душе царит покой, а извне его нет, к нему и не стремишься. Зачем, по-вашему, душа, из самой сердцевины замка, призывает, нет, лучше сказать вдохновляет тех, кто в верхних или во внешних покоях? Чтобы они легли спать? Нет и нет! Она сражается с ними, как сражалась, когда бы­ла с ними вместе, чтобы способности и чувства, и все, что относится к телу, не ведали отдыха; только куда сильнее, ведь тогда она не знала, какая польза от стараний. Может быть, из-за них Бог и ввел ее сюда. Он пребывает с ней, и потому ее силы намного больше. Царь Давид сказал: «Со святыми ты будешь свят», тут незачем сомневаться: ког­да ты соединен с Сильным в таком высоком союзе, дух с Духом, к тебе переходит сила, которая, наверное, и помо­гала святым в страдании и в смерти.

11. Вернее верного, что душа, окрепнув, помогает не только обитателям замка, но и самому телу, хотя часто оно вроде бы того и не чувствует. Укрепившись крепостью, об­ретенной ею от вина, которое она пьет в том винном погребе, куда ее ввел Жених и не выпускает, душа дает силы сла­бому телу, как пища, попавшая в желудок, дает силу голо­ве, да и телу тоже. Оно все равно немало страдает, пока не умрет - ведь сколько ни делай, душа понуждает его изну­три, борется с ним, и перед этим все ему кажется ничтож­ным. Наверное, потому и совершали великие подвиги мно­гие святые, особенно - Мария Магдалина, которой Господь всегда столько давал, и голодал ради славы Божией отец наш Илия, а святой Доминик со святым Франциском при­влекали души, чтобы Его славить. Вы уж поверьте, они не­мало претерпели, забывая о себе.

12. Вот чего я хочу, сестрицы; и не для услаждения, а для того, чтобы у нас были силы служить, стремиться к молит­ве и творить ее; и не желать непроторенной дороги, там еще заблудишься, да и очень уж странно, если Господь даст нам эти милости не на том пути, которым Он шел Сам и Его святые. Так что об этом и не думайте; поверьте мне, Марфа и Мария должны быть вместе, чтобы Господь при­шел к ним, и у них остался, а они хорошо Его приняли и на­кормили. Как накормила бы Его Мария, сидя у Его ног. если бы сестра ей не помогала? А пища Ему - в том, что мы, как только можем, привлекаем души, они же спаса­ются и славят Его.

13. Вот вы возразите мне, во-первых, что Сам Он ска­зал: «Мария избрала благую часть». Но ведь Марфа у» Ему услужила, помыла ноги и вытерла волосами. Думае­те, малое унижение такой госпоже идти по этим улицам (хотя, может быть, она так горела, что не понимала, где идет), да еще, наверное, одной, и войти в незнакомый дом и перетерпеть ропот фарисеев и много другое? Ведь в селении увидели, что женщина так переменилась, и водится дурными людьми, ну - хоть с Господом, Которого они терпеть не могли, и тут же припомнили, какой она прежде была, а сейчас вот хочет показаться святой, ясное дело, сменив одежду и все прочее. Если в наше время столько зло словят о людях менее известных, что же было тогда? Поверьте, сестрицы, «благую часть» она получила за многие муки и унижения. Взять хотя бы что она видела Своего Учителя в такой ненависти, это же страшное мученье. А сколько она перетерпела Во время Страстей Господних! А потом, без Него! Вот и видно, что она не только радовалась и созерцала Христа у Его ног.

14. Во-вторых, вы скажете, что вы не можете и не уме­ете приводить к Богу. Вы бы и рады, но не знаете, как это делается, ибо не учите и не проповедуете, подобно апосто­лам. На это я уже отвечала, хотя не уверена, что в «Замке»; но раз вы об этом думаете, и хотите по воле Божией, скажу и тут: я уже говорила при другом случае, что бес иногда внушает нам великие желания, чтобы мы только не делали того, что под рукой, не послужили Господу в том, что ис­полнимо; так мы и довольствуемся лишь невозможным. Вы и молитвой много сделаете, а кроме того, стремитесь помочь не всем на свете, но тем, кто с вами, тут и дело бу­дет больше, ведь это труднее. Думаете, мало пользы от смирения, и умерщвления, и служения ближним, и великой жалости к ним, и от любви к Господу, которая огнем воз­двигает всех, и от других добродетелей? Очень много, и Го­споду это приятно. Вы старайтесь, как только можете, а Он и поймет, что бы вы рады сделать гораздо больше, и вознаградит вас, словно вы привели к Нему многих.

15. Вы скажете, мы их не обратили, они ведь всё и так хорошие. Что же из этого? Чем они лучше, тем их хвалы приятнее Богу, молитвы полезнее ближним.

Словом, сестрицы, скажу напоследок: не будем строить башен без фундамента, ибо Господь смотрит не на величие наших дел, а на любовь, с которой мы их совершаем. Если мы делаем, что можем, Господь помогает нам каждый день делать больше, только бы мы сами сразу не устали. Жизнь эта длится очень недолго - может, меньше, чем мы думаем. Принесем Богу нашу духовную и телесную жизнь, и Он присоединит ее к Жертве, которую принес за нас Отцу на кресте, дабы что-то значила добрая воля, хотя и ничтожны дела.

16. Молите Господа, сестрицы и доченьки, чтобы мы все соединились там, где будем славить Его! И да поможет Он мне совершить что-нибудь из того, о чем я говорю вам, ра­ди Своего Сына, Который живет и царствует во веки. Аминь. Поверьте, я очень смущаюсь, и потому Богом про­шу вас - не забывайте в ваших молитвах меня, убогую.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.