Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со старшим дошкольным возрастом 5-6 лет. 1 страница




Психологические характеристики возраста Методики
интеллект · Диагностика детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (Г.П.Логинова). · Тест невербального мышления Равена.
личностная сфера · Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». · Тест рисуночной тревожности АМЭН · Наблюдение в ведущей деятельности. · Диагностика и коррекция произвольности в младшем школьном и дошкольном возрастах (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова) · методика "Диктант"Д.Б. Эльконина · методика "Диктант" Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской · методика "Цветовой диктант" · методика "Кубики Косса" · методика "Полянки" Л.А. Венгера, Р.И. Бардиной · Графическая проба · методика диагностики произвольности "Паровозы" · методика "Корректурная проба" · методика "Запрещенные слова" Д.Б. Эльконина · методика "Вставь картинку"
психофизиологические особенности  
специфика межличностных отношений · Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин)
  Прогрессивные матрицы Равена Автор(ы): Разработаны британским психологом Дж. К. Равеном   Версия для печати
       

 

Предмет
Прогрессивные матрицы Равена предназначены для измерения уровня развития общего интеллекта

 

Возраст
 

 

Экспертная оценка
плюсы:. минусы: 1

 

 

Описание
Прогрессивные матрицы Равена измеряют способность к выявлению взаимосвязей между элементами изображений, содержащихся в матрице. Пункты матриц представляют собой или целостное изображение, в к-ром отсутствует его небольшая часть, или элементы изображений, распределенные по рядам и колонкам матрицы, с одним пропущенным элементом. Утверждается, что эти тесты позволяют более непосредственно оценивать способность к восприятию и мышлению за счет снижения влияний вербальной коммуникации и прошлого опыта. Нек-рые психологи считают П. м. относительно чистой мерой фактора g Спирмена. Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. П. м. измеряют способность к выявлению взаимосвязей между элементами изображений, содержащихся в матрице. Пункты матриц представляют собой или целостное изображение, в к-ром отсутствует его небольшая часть, или элементы изображений, распределенные по рядам и колонкам матрицы, с одним пропущенным элементом. Утверждается, что эти тесты позволяют более непосредственно оценивать способность к восприятию и мышлению за счет снижения влияний вербальной коммуникации и прошлого опыта. Нек-рые психологи считают П. м. относительно чистой мерой фактора g Спирмена. Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия В - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.  

 

  Области применения
  Широко применяются в разных областях психологической диагностики как методика, обладающая высокой валидностью и надежностью, простая в применении и допускающая групповое обследование.
Тест тревожности АМЕН Автор(ы): М., 1992 г. Тест работан американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен   Версия для печати
     

 

Предмет
тревожность ребенка в типичных жизненных ситуациях

 

Возраст
дети 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии

 

Экспертная оценка
.
плюсы: Методика позволяет проводить количественный и качественный анализ данных. Валидизация методики показала высокий уровень ее валидности. Уровень тревожности, определяемый на основании методики, высоко коррелирует с уровнем тревожности, полученным на основании отзывов воспитателей и учителей начальных классов (p =0, 56), надежность методики также весьма значительна (r =0, 56) минусы:.

 

 

  Описание
  Тест позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, в школе. Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8.5х 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию. Каждый рисунок выполнен в 2 вариантах: для девочки и мальчика.
Тест «Дом-Дерево-Человек» (Н-Т-Р) Автор(ы): Методика предложена Дж. Буком в 1948 г. Н-Т-Р (английская абривиатура теста Дом-дерево-человек)   Версия для печати
     

 

Предмет
диагностики личности

 

Возраст
Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

 

Экспертная оценка
 
плюсы: Эта техника универсальна, т.к. все три темы - дом, дерево, человек - понятны даже маленьким детям. минусы: Зарубежные исследователи заявляют о необходимости дополнительного изучения валидности методики как инструмента измерения интеллекта и личностных особенностей.

 

 

Описание
Т. д-д-ч. являетсяся популярным проективным тестом, в котором тестируемого просят нарисовать три отдельных объекта: дом, дерево и человека. После этого тестируемому задают около 20 уточняющих вопросов по каждому рисунку, включ. описания, интерпретации и ассоц. Т. д-д-ч. предназначен для оценки личности и может служить мерой взрослого интеллекта. Интерпретация основана на двух допущениях. Во-первых, эти рисунки рассматриваются в качестве перцепций самого себя и собственного окружения: чел. является символическим отображением самого тестируемого, дом - символическим отображением его "дома" (семьи), а дерево - символическим отображением более широкого окружения. Во-вторых, в рисунках и вербальной продукции тестируемый дает косвенные подсказки в отношении деталей, имеющих для него особое значение. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития (коэффициент корреляции ранговой с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75). Тест используется в России, включен в методику Керна-Йерасека. Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Материал:
  • белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек;
  • бланк пост-рисуночного опроса;
  • несколько простых карандашей № 2 с ластиками (карандаш № 2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражают моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки);
  • бланк количественной обработки;
  • руководство.
 

 

  Области применения
  методику применяют в индивидуальной и групповой работе, для выявления общих черт в группе; в работе с детьми, которые только начинают учиться в школе; в отборе персонала
Диагностика психического развития детей 5-6 лет. Методическое руководство Автор(ы): Логинова Г.П. Андрющенко Д.В. М.: МГППУ; ЦПМСС «Малыш», 2006 г.   Версия для печати
     

 

Предмет
 

 

Возраст
 

 

Экспертная оценка
.
плюсы:. минусы:.

 

 

  Описание
  Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики, направленные на выявление познавательной сферы, произвольности. мировоззренческих представлений и графической деятельности. Второй этап представляет собой диагностику форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей с ослабленным здоровьем и других дисфункциях. Методическое руководство включает в себя следующие диагностические методики:
  • методика «Четвертый лишний»
  • методика «Дополнение формы»
  • методика «Рисование по образцу»
  • методика «Перцептивное моделирование»
  • методика «Мировоззренческие представления
  • методика «Диагностика форм общения»
 
Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах: методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «педагогическая психология» Автор(ы): Салмина Н.Г. Салима Н.Г., Филимонова О.Г. М.: МГППУ, 2002,-71с. издание 2, дополненное   Версия для печати
     

 

Предмет
уровень развития произвольности и воображения

 

Возраст
дошкольники и младшие школьники

 

Экспертная оценка
.
плюсы:. минусы:.

 

 

  Описание
  Настоящее пособие поможет студентам-психологам провести диагности­ку дошкольников и младших школьников с помощью оригинальных методик и выявить Уровень развития произвольности и воображения, характерных для этих детей. Дошкольники и младшие школьники должны уметь строить свое поведение в соответствии с конкретной обстановкой, предвосхищать проме­жуточные и конечные результаты, подбирать необходимые средства. Именно эти элементы действия и анализируются в данном методическом пособии. При обследовании используется оригинальный иллюстративный материал(40с.). Для студентов-психологов. Методическое пособие включает в себя следующие диагностические методики:
  • методика "Диктант" Д.Б. Эльконина
  • методика "Диктант" Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской
  • методика "Цветовой диктант"
  • методика "Кубики Кооса"
  • методика "Полянки" Л.А. Венгера, Р.И. Бардиной
Графическая проба
  • методика диагностики произвольности "Паровозы"
  • методика "Корректурная проба"
  • методика "Запрещенные слова" Д.Б. Эльконина
  • методика "Вставь картинку"
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) Автор(ы): А.Я. Варга, В.В. Столин   Версия для печати
     

 

Предмет
.

 

Возраст
.

 

Экспертная оценка
.
плюсы: Валидность опросника определялась методом контрастных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, было показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника. минусы:.

 

 

Описание
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Структура настоящего опросника была построена на основе математического выявления значимых факторов. В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: "принятие-отвержение", "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация". В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — "маленький неудачник".  

 

Области применения
.

 

Образовательные курсы
 

 

Литература
1. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста. Козловская Н.В. // М., 2005. - 360 с. 2. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. Смирнова Е. О. Соколова (Быкова) М.В. // Вопросы психологии, 1999 г. 3. Воспитание и развитие личности ребенка в семье. Спиридонова Н.В. // М., 2005. - 560 с. 4. Проблема отказных детей в приемных семьях. Япарова О.Г. // М., 2005. - 560 с. 5.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н. Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская (1988) понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б. Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать — ребенок» (Н.М. Гордецова, 1978; А.И. Захаров, 1988; А.С. Спиваковская, 1988; В.С. Манова-Томова, 1981; М. Раттер, 1987 и др.).
Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми (Bandura A., Walters R.H., 1959; Бютнер К., 1991, Раттер М, 1987 и др.), провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.

В связи с этим целью нашего исследования стало изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье и их влияния на уровень тревожности старших дошкольников. Мы предположили, что неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, способствуют проявлению тревожности, что, в свою очередь, сказывается на восприятии ребенком системы семейных отношений.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выяснить уровень знаний и представлений родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей, а также родительское отношение, выраженное в установках и реакциях на ребенка.

2. Выявить уровень тревожности испытуемых детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить связь между детско-родительскими отношениями и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); тест «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас); методика «Мой круг общения» (Т.Ю. Андрущенко); «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин); переходной опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера.

Исследование проводилось на базе МОУ прогимназии 3 «Ромашка» г. Ставрополя. Нами было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи (60 человек).

Предварительно испытуемые-дошкольники были разбиты на две группы согласно данным, полученным по тесту тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. В первую группу вошли дети с высоким уровнем тревожности. Вторую группу составили дети со средним уровнем тревожности. Родители детей были также разделены по группам в зависимости от выявленного уровня тревожности их ребенка.

Анализ результатов исследования детей с высоким уровнем тревожности. На рисунках семьи у детей с высоким уровнем тревожности изображены все члены семьи, однако, изображая их рядом, дети не соединяют их руки между собой, что может означать, что в семье нет психологического контакта. На негативную атмосферу, сложившуюся в семьях детей первой группы, указывают и рисунки, в которых фигуры членов семьи отделены друг от друга какими-то предметами — машиной, травой, кустарником, деревьями, изолированы в каком-то пространстве — на ковре, в доме, или же находятся на большом расстоянии друг от друга, разделенные на небольшие группы (мама-папа, ребенок-бабушка или ребенок-брат). Такие рисунки характерны для 61,5% испытуемых первой группы. На некоторых рисунках дети изображают себя в отдалении от родителей (16% респондентов), что можно интерпретировать, как чувство одиночества, изолированности, испытываемых ребенком, а также слабость позитивных межперсональных связей, свидетельствующих, в свою очередь, о низком уровне эмоциональных связей в семье. 15% испытуемых поместили себя и своих родителей в ограниченное пространство (магазин — «Мы делаем покупки»), что можно интерпретировать, как попытку ребенка объединить семью, сплотить всех.

На многих рисунках (40%) руки матери нарисованы без кистей, что говорит об отсутствии теплоты, заботы между матерью и ребенком, детской покинутости. На некоторых рисунках родители (либо мама, либо папа) изображены с длинными руками и большими пальцами или же вообще без рук. Это может означать, что дети воспринимают агрессивность по отношению к себе со стороны этого члена семьи и стремятся ограничить его активность.

Изображение фигуры мамы больших размеров (больше, чем фигура папы в полтора-два раза), с широким плечами, большими руками демонстрирует властные, диктаторские отношения в семье. В глазах ребенка мама воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. На таких рисунках дети изображают себя в последнюю очередь и при этом очень маленькими, не соответствующими возрасту, что, в свою очередь, свидетельствует о беспомощности ребенка, заниженном самоуважении, неверии в собственные возможности. Такое восприятие себя и родителей отмечается в 35% случаев.

Для ряда рисунков (15%) характерно преувеличение размеров фигуры ребенка, что можно интерпретировать как чувство соперничества и желание занять такое же прочное и авторитетное положение в семье как мать (для девочек) или отец (для мальчиков).

В целом для рисунков детей-испытуемых первой группы характерна некоторая обособленность в рамках семьи, эмоциональная холодность в отношениях, отсутствие тепла, привязанности, заботы со стороны родителей или же чрезмерная опека, которая мешает развитию ребенка.

Выделенные нами особенности детско-родительских отношений подтверждаются данными, полученными с помощью других методик.

Работая над методикой «Мой круг общения», дети, называя близких, с кем они общаются, в 54% случаев маму и папу называют вторыми, а один из детей вообще не назвал родителей и никак это не объяснил. Кроме того, дети первой группы рисуют неярко выраженную антипатию по отношению к одному из родителей (темная средняя стрелка), комментируя это тем, что «они ругают меня» (31%). Это может свидетельствовать о неблагоприятных эмоциональных отношениях, сложившихся в семье.

Результаты теста родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина показывают, что родители детей с высоким уровнем тревожности имеют низкие баллы по шкалам «Принятие — отвержение» (10,9) и «Симбиоз» (4).
Таким образом, родители испытуемых-детей первой группы отличаются отрицательным отношением к ребенку, которое проявляется в раздражительности, досаде, злости. Такие родители не верят в способности своего ребенка, нередко наказывают его, устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, плохо заботятся о нем. Кроме того, у родителей первой группы были выявлены высокие баллы по шкале «Отношение к неудачам ребенка» (4,69), что можно интерпретировать, как игнорирование родителями мыслей, чувств ребенка, отношение к ним как к несерьезным.
Родители инфантилизируют ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность. В результате родители не доверяют своим детям и поэтому стремятся оградить от трудностей, строго контролируя их действия.

Данные опросника PARI показали, что родители детей первой группы устанавливают отношения зависимости, чрезмерной заботы (15 баллов по шкале), стремятся подавлять волю ребенка (нагрузка по шкале 15,3 балла), поощряют зависимость ребенка от родителей (16,5 баллов), подавляют сексуальность ребенка (14,2 балла), нуждаются в посторонней помощи в воспитании ребенка (17 баллов). При этом в семье существует доминирование матери (14 баллов), испытывающей неудовлетворенность от ограничения себя только ролью хозяйки дома (16,3 балла по шкале).
Поскольку PARI является многомерным опросником, при его обработке мы использовали факторный анализ (метод Principal components). В результате факторизации исходных данных были получены 5 факторов.

В первый фактор (19,5% дисперсии) вошли такие шкалы опросника, как «жертвенность» родителей 0,84; навязчивость родителей 0,77; строгость родителей 0,76; подавление воли ребенка 0,76; оберегание ребенка от трудностей 0,67; необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка 0,60; ограничение матери ролью хозяйки дома 0,52.
Мы назвали данный фактор «Опека как способ подавления ребенка» (гиперопека).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.