Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Физическое развитие и двигательные возможности .. 13




Физическое развитие и двигательные возможности ……..……13

Особенности развития систем энергообеспечения организма…..………. 6

Возрастные особенности развития двигательных качеств………….….. 15

Особенности характера подростков……………………………………….22

Литература…………………………………………………………………..22

Система подготовки спортсменов высокой квалификации является сложным многоуровневым и многопараметрическим процессом, в котором существуют как объективные, так и субъективные факторы оценки эффективности движения к цели – завоевание высоких мест на крупнейших международных соревнованиях, стремление показать высокий личный результат. Этот многоуровневый и многопараметрический процесс включает:

· планирование, прогнозирование, корректировка

· технико-тактическую подготовку

· функционально-физическую подготовку

· календарь соревнований

· психологическую подготовку Цель -

· питание олимпий-

· фармакологическое обеспечение ский

· техническое обеспечение пьедестал

· морально-материальное стимулирование

· информационную базу данных

Система подготовки разворачивается в ее структуре и содержании в зависимости от:

- длительности подготовки;

- психологических и возрастно-половых особенностей занимающихся спортом;

- квалификации спортсмена;

- содержания средств, методов и форм каждого уровня подготовки.

Известно, что детский и юношеский спорт является фундаментом спорта высших достижений. От того, как организован тренировочный процесс юных спортсменов, зависит подготовка ближайшего резерва основных команд г. Москвы и России.

Современный спорт заметно помолодел. Его вершина все чаще штурмуют юные спортсмены. При этом значительно выросли объемы тренировочных нагрузок. Сейчас юные спортсмены тренируются не только ежедневно, но и нередко по 2 раза в день. Продолжительность тренировок может составлять 3-4 и более часов. Кроме того, подобная физическая нагрузка, как правило, осуществляется на фоне напряженной умственной деятельности в школе. Все это может вызвать значительную перегрузку, отразиться на здоровье и закрыть юным талантам дорогу в большой спорт.

Поэтому тренеру необходимо знать о возрастных и половых особенностях развития организма, учитывать их индивидуальные особенности, уметь контролировать и управлять развитием функциональных процессов развития организма.

В период дошкольного детства (4-6 лет) закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития, начинают складываться привычки и черты характера. Этот период особенно благоприятен для приобретения и закрепления необходимых двигательных навыков. Естественно, развитие ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей его жизни, воспитания, в частности физического.

Дети дошкольного возраста растут быстро, для них характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. Заметно изменяются пропорции тела. Повышается выносливость организма.

Развитие нервной системы находится уже на более высоком уровне, чем у детей ясельного возраста. Заканчивается созревание нервных клеток в головном мозгу. Характерно, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Младшие дошкольники быстро утомляются от однообразных движений, внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются. Поэтому в ходе занятий необходимо ограждать их от длительных, монотонных, непосильных нагрузок, так как это приводит к чрезмерному утомлению. Очень важно предусматривать в режиме чередование разнообразных по характеру игр и занятий. Шумные подвижные игры должны сменяться более спокойными.

В связи с относительной слабостью костно-мышечного аппарата, быстрой утомляемостью мышц дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

Сердечно-сосудистая система детей хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Среднее артериальное давление у детей от 3 до 7 лет колеблется от 73 до 76 мм ртутного столба. Частота сердечных сокращений тем больше, чем меньше возраст ребенка. У 3—4-летних пульс равен 100—110 ударам в 1 минуту, у 5—6-летних — 90—100.

Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому ритм его сокращений легко нарушается и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при перемене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы.

Развивающийся организм требует непрерывного восполнения энергетических затрат и поступления пластических веществ, идущих на построение органов и тканей. При этом процессы усвоения веществ у ребенка превышают процессы их распада и сгорания. Чем меньше возраст, тем интенсивнее процессы роста и образования клеток и тканей. В отличие от взрослого у ребенка больше энергии расходуется на рост и отложение веществ, чем на работу мышц.

Младший школьный возраст (7—11 лет) выделяется наименьшей заболеваемостью. У ребенка как бы накапливаются силы для перехода к следующему возрасту, заметно отличающемуся от младшего.

Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Развивается процесс торможения в коре головного мозга, что позволяет осуществлять контроль над своими действиями. Ребенок становится все более способным оценивать предполагаемые действия, прежде чем их выполнить. Рост увеличивается мало, зато значительно возрастает вес тела. К 11 годам рост достигает 140 см, вес доходит до 34 кг. Прибавка в весе за этот период — в среднем 2—2,5 кг в год. Позвоночник, несмотря на то, что он уже приобрел свою постоянную характерную форму, еще мягок, подвижен по сравнению с позвоночником взрослого, податлив к изменениям, искривлениям под влиянием неправильного положения тела или односторонней нагрузки. Отклонения от нормы в положении позвоночника встречаются чаще всего в виде боковых искривлений (сколиозов), а также в виде плоской, или седлообразной, или сутуловатой, круглой спины. Увеличивается мышечная масса и, следовательно, сила мышц.

Отношение веса сердца к весу тела приближается в этом возрасте к такому же, как у взрослых. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит почти в 2 раза быстрее, чем у взрослого, в связи с большей частотой сердечных сокращений и более быстрым кругооборотом крови. Этим обеспечивается значительно более интенсивный обмен веществ. Частота пульса в возрастной период 8—11 лет колеблется между 90 и 84 в 1 минуту, а высота артериального давления—от 96 до 108 мм ртутного столба, повышаясь с каждым годом на 3—4 мм.

Процесс развития сердца еще не закончен, чем и объясняются наблюдающиеся резкие колебания частоты пульса, нарушение ритма сокращения сердца под влиянием иногда незначительных причин. В то же время отмечается быстрая приспособляемость к нагрузкам. Эти явления связаны с тем, что у детей данного возраста артерии имеют сравнительно более широкий просвет при хорошей эластичности кровеносных сосудов.

Отмечается относительная слабость дыхательных мышц. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно большой его частотой — от 20 до 22 раз в 1 минуту. Жизненная емкость легких в возрастной период от 7 до 12 лет возрастает с 1300 до 2000 мл.

В этот возрастной период совершенствуются основные естественные движения. Прежний интерес лишь к самому процессу движения сменяется все большей заинтересованностью в результатах действий. Радость и удовлетворение доставляют не только сама двигательная деятельность, но и достижение той цели, которая ставится при определенном действии. Движения становятся все более точными, координированными.

Наряду со всем этим развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, поэтому недостаточна и способность к длительной продуктивной работе и длительному мышечному напряжению. Поэтому дети 7—11-летнего возраста быстро утомляются.

 

Подростковый возраст (12—15 лет) является переходным. Он совпадает с полосой бурного роста организма. Для этого возраста характерны неравномерность созревания и развития.

В связи с более быстрым темпом формирования организма девочек переходный возраст (или возраст полового созревания) у них короче и выражен сильнее, чем у мальчиков. В анатомическом отношении развитие нервной системы почти завершено, но продолжается совершенствование ее функций, особенно высших отделов коры головного мозга. Повышение возбудимости центральной нервной системы зависит в первую очередь от поступающих в кровь гормонов половых желез.

Значительно развивается интеллект, расширяется кругозор. Развивается способность мыслить отвлеченными понятиями.

Заметно возрастают темпы увеличения роста тела в длину (до 6 см в год), прибавки в весе (3—5 кг в год). Жизненная емкость легких вследствие увеличения массы легких и объема грудной клетки возрастает в течение переходного периода с 1900 до 3000 мл. Повышаются силовые возможности в связи с увеличением общего веса тела.

Нервный аппарат сердца, регулирующий сердечную деятельность, у подростка не всегда справляется со своей задачей. Нередко наблюдаются расстройства ритма сердца, сердцебиение, перебои в его работе. Рост емкости полостей сердца не всегда соответствует увеличению просвета сосудов. Неодновре­менное развитие проявляется здесь наиболее вырази­тельно. Если в детском возрасте просвет сосудов бывает относительно большим, то в пубертатный период объем сердца увеличивается быстрее, чем увеличивается просвет сосудов. В итоге возникает юношеская гипертония. Максимальное кровяное давление при этом составляет 130-140 мм.рт.ст. В силу этого подростки жалуются на головную боль, головокружение.

Индивидуальные темпы развития также существенно влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы. Так, юношеская гипертония чаще встречается у подрост­ков, заметно опережающих сверстников в темпах физи­ческого развития и полового созревания.

Учитывая все это, следует, однако, помнить, что, во-первых, отдельные отклонения от нормы в развитии не­которых систем организма подростка носят временный, преходящий характер. Во-вторых, подростки в основном развиваются гармонично.

Вместе с тем к подростку необходим осторожный подход. Особенно в условиях напряженной спортивной деятельности, когда к растущему организму предъявля­ются более высокие требования, когда подчас нужна максимальная мобилизация всех функций организма.

Происходит усиленное развитие половой системы. Именно в этом заложено то глубокое несоответствие, которое особенно остро проявляется в переходном возрасте и создает для подростка большие трудности в физическом и психическом отношении.

Большой осторожности требует включение в занятия с девочками упражнений, связанных с повышением внутрибрюшного давления, например поднимание и переноска слишком тяжелого груза, спрыгивание со значительной высоты, вызывающее сильное сотрясение тела. Частые и сильные колебания внутрибрюшного давления могут отрицательно повлиять на внутренние органы, расположенные в области таза.

Развитие движений происходит в этом возрасте не все время равномерно, могут быть временные задержки в развитии ловкости, выносливости. Разнообразие движений увеличивается, но несколько тормозится умение владеть ими и соразмерять их. Наблюдается некоторая неловкость, угловатость, подростковая неуклюжесть. Отсутствует должная регуляция движений со стороны центральной нервной системы. Подросток склонен переоценивать свои силы, чрезмерно увлекаться. Напускная смелость при выполнении упражнений нередко сменяется чувством неуверенности. В то же время подростки приобретают новые двигательные умения, связанные с развитием значительной и тонкой координации многих групп мелких мышц.

Подростки в 2—3 раза ус­тупают взрослым в способности преодолевать кислород­ный голод. Последующие наблюдения показали, что у подрост­ков восстановление насыщения крови кислородом про­исходит быстрее, чем у взрослых (30—40 сек.). У взрос­лых подобный период затягивается до 1,5—2 и более ми­нут. Интересно и то, что у подростков компенсация воз­никшего кислородного дефицита в восстановительном периоде осуществляется за счет относительно небольших изменений минутного объема, частоты и глубины дыха­ния. Достаточно произвести 2—3 десятка дыхательных движений, чтобы насытить изголодавшийся организм кис­лородом. У юношей и взрослых ликвидация кислородно­го дефицита происходит при более значительном усиле­нии дыхания. Причем у взрослых отмечается и большая продолжительность восстановления функции внешнего дыхания.

При посильных требованиях, отвечающих ин­дивидуальным возможностям, растущий организм до­статочно быстро приспосабливается к различным влия­ниям, в том числе и к недостатку кислорода.И наоборот, при напряженных воздействиях, а также в ответ на одина ковые со взрослыми требования, подростки могут давать менее эффективные и подчас недостаточно совершенные реакции. Поэтому необходимо строго дозировать нагрузку и регулировать интервалы отдыха.

Были получены четкие различия в реакциях внеш­него дыхания, сердечно-сосудистой системы не только в зависимости от паспортного возраста, но и от индивиду­альных темпов развития. Вот некоторые выводы:

· наименьшие изменения минутного объема дыхания, частоты пульса при стандартных нагрузках, осуществленные в условиях пониженного барометрического давления, отмечались у опережающих подростков, большие — у средних и наибольшие — у отстающих. Причем развития, наблюдающиеся на «уровне моря», т.е. в условиях нормального барометрического давления, на «высоте» 3000 м увеличивались, становились более ощутимыми;

· у подростков 13 и 15 лет, опережающих сверстников в темпах индивидуального развития, восстановление после стандартной нагрузки на «высоте» происходило в более короткие сроки по сравнению с данными при нормальном давлении. У отстающих подростков наблюдалась противоположная зависимость — восстановительная реакция на «высоте» происходила медленнее, чем при нормальном давлении;

· в условиях пониженного давления у отстающих подростков гипоксия развивалась более стремительно, чем у опережающих сверстников.

Безусловно, тренеру, организующему и проводящему занятия с подростками, следует учитывать разную степень функциональной устойчивости их организма к недостат­ку кислорода. В процессе спортивного совершенствова­ния особое внимание должно быть уделено подросткам, для которых характерна диспропорция в развитии мор­фологической структуры организма, в индивидуальных темпах полового созревания и менее совершенной адаптацией к гипоксии. Этой категории подростков дол­жен быть обеспечен строгий врачебный контроль.

Если принять наибольшие из­менения минутного объема дыхания (МОД) и по­требления кислорода (ПК), установленные у юношей 18—20 лет за 100%, то показатели подростков 14 лет соответствен­но составляли 55,8 и 75%. Сходные данные установлены также и в другой серии наблюдений. Изменения легочной вентиляции потребления кислорода, кислородного пуль­са, максимального кровяного давления подростков 14 лет еще заметно не «дорастали» до показателей, отмечен­ных у 16-летних подростков.

Приведенные факты говорят о том, что МПК у подро­стков ограничивается не частотой сердечных сокращений, а другими составляющими — сердечным выбросом, ус­воением кислорода тканями, перераспределением кро­ви и т. д.

Доказать последнее не сложно, если обратиться к другому важному функциональному показателю — ми­нутному объему крови. У подростков даже в условиях покоя он заметно меньше, чем у взрослых. Но если взять для анализа не абсолютные данные, а отно­сительные, т. е. на 1 кг веса, то обнаружится противопо­ложная закономерность: у подростков 13—15 лет рас­сматриваемый показатель составляет 70—76 мл, а у взрослых—60 мл. Таким образом, сердце у подростков даже в условиях покоя работает более напряженно, чем у взрослых. Важным фактором, ограничивающим МПК у подростков, является, по-видимому, величина сердечно­го выброса.

Итак, отыскался еще один виновник более низкого КПД подростков. Им оказалась высокая энергостоимость мышечных усилий в пубертатном возрасте.

У подростков 11—16 лет вы­полнение меньшего объема работы сопровождалось бо­лее значительной частотой сердечных сокращений. При этом подобные сдвиги у подростков сопровождались меньшим увеличением максимального и пульсового кро­вяного давления. Все это позволяет говорить и о более напряженной функции сердечно-сосудистой системы у подростков при данных упражнениях.

Наряду с этим следует сказать, что подростки облада­ют высокими функциональными возможностями дыхания и кровообращения, что является хорошей базой для серьезной спортивной тренировки.

Однако по этим вопросам нет единого мнения.

После продолжительных упражне­ний на выносливость, а тем более одинаковых нагрузок (например, одинаковых дистанций бега на 100, 200, 400 м) восстановительные процессы у подростков идут мед­леннее и проходят в более продолжительные сроки.

Было замечено также, что быстрое восстановление у подростков после непродолжительных упражнений не дает им заметных преимуществ. При многократном по­вторении этих упражнений у подростков от повторения к повторению восстановительная реакция ухудшалась в большей степени, чем у юношей и взрослых. Все это го­ворит о том, что подростки уступают взрослым в способ­ности удерживать на стабильном уровне первоначальную скорость протекания восстановительных процессов.

Юношеский возраст (16—18 лет).

Заканчивается анатомическое развитие большинства органов и систем, однако в функциональном отношении они не достигают еще уровня развития, свойственного взрослому человеку. Продолжается умственное развитие, совершенствуется интеллект, расширяется кругозор. Анализаторная функция нервной системы достигает своего полного развития. Высоко развито стремление достичь наилучшего результата в любом виде деятельности, в том числе в занятиях физкультурой и спортом, бороться за успехи своего коллектива, за его спортивную честь.

Темпы увеличения роста в длину замедляются по сравнению с подростковым возрастом. Отмечается большее увеличение размеров тела в ширину, чем в длину.

Завершается окостенение основных костей скелета, за исключением крупных трубчатых (продолжается до 23 — 25 лет). Скелет становится более прочным, менее податливым к различного рода искривлениям.

Мышечная масса достигает к 17—18 годам 43—45% массы тела и приобретает новые качества (например, увеличивается сила мышц).

Наряду с общим ростом массы сердца и улучшением его деятельности (что связано с совершенствованием нервной регуляции) у юношей иногда наблюдается увеличение левого желудочка сердца, которое в медицине называется «юношеской гипертрофией сердца». Оно не вызывает отклонений в работе сердца. Приспособляемость сердца становится более совершенной. Частота сердечных сокращений (пульса) уменьшается до 70—75 ударов в 1 минуту, высота артериального давления приближается к 115 мм ртутного столба. Нервная и гуморальная регуляция сердца и сосудов становится более совершенной, что обусловливает большею устойчивость к различного рода физическим и нервным нагрузкам.

Завершается развитие дыхательного аппарата, жизненная емкость легких достигает 3—3,5 л. Нервная регуляция дыхания становится более совершенной.

Железы внутренней секреции, в том числе половые, заканчивают свое формирование (с этим связано появление новых черт во взаимоотношениях юноши и девушки), и юноша или девушка своим обликом во многом походит на взрослого, функциональное развитие продолжается и в последующие годы. Важнейшую роль в половом воспитании играют занятия физкультурой и спортом, воспитание гигиенических навыков, закаливание, эстетическое воспитание.

Укрепление нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма, улучшение физического развития в юношеском возрасте создают благоприятный фон для занятий физической культурой и спортом. Успешно развиваются способности к выполнению физических действий, требующих силы, быстроты, ловкости. Однако в применении физических нагрузок, связанных с проявлением значительной силы и тем более выносливости, необходима большая осторожность.

В связи с различиями в развитии юношей и девушек объем нагрузок в занятиях физической культурой и спортом должен быть разным, участие в соревнованиях — раздельным.

 

Понятие о "скачке роста"

В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых "скачков роста". В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В период развития организма человека такие "скачки" наиболее ярко выражены в первый год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3-4-кратное увеличение массы тела за год, рост - преимущественно за счет удлинения туловища), в возрасте 5-6 лет (так называемый "полуростовой скачок", в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост - преимущественно за счет удлинения конечностей), а также в 13-15 лет (пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей).

В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела, все более приближаясь к взрослым. Кроме того, количественные изменения, выражающиеся в увеличении длины тела и изменении его пропорций, обязательно сопровождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем, которые должны "настроиться" на работу в условиях новой морфологической ситуации.

При каждом скачке роста развитие организма имеет специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов. Отсюда вытекает необходимость всегда соотносить состояние организма с конкретным этапом возрастного развития. Иными словами, этапность онтогенеза (развития организма) - не абстракция, придуманная учеными для облегчения анализа, а совершенно реальная последовательность событий, неизменно повторяющаяся в процессе развития каждого индивидуума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.