Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности развития двигательных качеств




Установлено, что двигательные качества являются основой для формирования разнообразных двигательных навыков и умений. От уровня их развития во многом зависит обучение физическим упражнениям, техника их выполнения и становление двигательной функции. Рассмотрение спортивной техники в отрыве от физической подготовленности считается методологической ошибкой.

Расширение круга доступных ребенку движений, быстроты их освоения и формирование новых двигательных навыков тесно связано с развитием физических качеств.

Считается, что формированию двигательных навыков должна предшествовать работа, направленная на развитие тех физических качеств (или их комплекса), которые проявляются при их выполнении. При этом, повышение уровня специальной подготовленности должно опережать переход к овладению новыми элементами или вариантами технического мастерства.

Между уровнем развития физических качеств и степенью формирования двигательных навыков существует определенная функциональная зависимость. В то же время, необходимо учитывать, что на начальном этапе освоения двигательного умения может отсутствовать взаимосвязь с уровнем развития двигательных качеств.

Известно, что совершенствование физических качеств школьников должно базироваться на использовании знаний о сенситивных периодах их развития и совпадать с периодами усиленного развития двигательной функции.

Развитие физических качеств у школьников происходит гетерохронно и находится в зависимости от формирования двигательной функции, которая заканчивает свое развитие к возрасту 13-14 лет. Кроме того, установлено, что этапы полового созревания совпадают с периодами снижения активности развития физических способностей.

В критические периоды, с присущей им существенной перестройкой органов и систем и характеризующиеся ускорением или, наоборот, резким замедлением естественного развития двигательных функций, нельзя интенсивно воздействовать на естественно развивающиеся качества. И, наоборот, в сенситивные периоды, когда отмечается высокая чувствительность сенсомоторных функций к воздействиям целенаправленной тренировки, в эти периоды организм "открыт" для целенаправленного развития двигательных качеств. Поэтому учебно-тренировочные нагрузки должны быть "щадящими" в критические периоды и более объемны и интенсивны в сенситивные.

Установлено, что быстрота движений преимущественно развивается от 7 до 13 лет. Несмотря на более высокие результаты в быстроте движений у подростков среднего школьного возраста, все же наибольшие сдвиги отмечались у мальчиков 10-12 лет и девочек 8-10 лет, что связывается с повышением подвижности нервных процессов (Д.П.Букреева, 1955; Г.А.Васильков, 1983; Л.Е.Любомирский, 1989).

Наиболее высокий темп развития быстроты движений у мальчиков отмечается с 7 до 9 лет, а у девочек - с 7 до 11 и в 13-14 лет (А.А.Гужаловский, 1979).

По данным Е.А.Масловского (1992) к сенситивным периодам развития быстроты относится возраст 7-9 лет, а также 10-11 лет у девочек и 12-13 лет - у мальчиков.

По мнению С.В.Возняк (1966) в период с 11 до 13 лет происходит наибольшее изменение в сторону уменьшения времени реакции. Данные А.А.Маркосяна (1965), В.С.Фарфеля (1975) говорят о том, что скорость одиночного движения возрастает от 4-5 до 13-14 лет и приближается к уровню взрослого.

По данным Л.Е.Любомирского (1989) обнаружены различия в частоте движений мальчиков и девочек 12 летнего возраста. У девочек она значительно ниже, что связано, по мнению автора, с началом пубертатного периода.

В работе Ю.Г.Травина (1983) отмечены два периода замедления в развитии показателя максимальной частоты шагов у девочек: при первых признаках полового созревания и в период предшествующий появлению менархе. В эти периоды автор не рекомендует активно развивать быстроту. С 9 до 13 лет у школьниц зарегистрировано увеличение максимальной частоты шагов на 11%.

Наиболее высокие темпы прироста быстроты движений как у мальчиков, так и у девочек приходятся на возраст 8-13 лет (С.А.Косилов с соавт., 1967). По данным З.И. Кузнецовой (1975) эти темпы приходятся на возраст 7-11 и 13-14 лет. Темп движений повышается от 7 до 16 лет, примерно, в 1,5 раза, особенно это выражено в возрасте от 9 до 12 лет (А.И.Васютина, 1967; Д.П. Букреева с соавт., 1975), что связывается с повышением подвижности нервных процессов.

По данным В.Д.Филиппенко (1990) быстрота значительно развивается в течение учебного года у мальчиков в I-III классах (6-9 лет), стабилизируется в IV-VI классах, снижается в VII-IX классах и вновь повышается в X-XI классах.

К 13—14 годам данные подростков уже приб­лижаются к показателям взрослых. В последующие воз­растные периоды (15—20 лет) темп прироста скорости реакции заметно снижается (В.М.Волков.1973). Следователь­но, если это время упустить, т. е. не использовать наибо­лее благоприятные возможности для развития быстроты, то в последующие возрастные периоды его нельзя будет ничем компенсировать. Интересно, что наибольший прирост частоты движения отмечался только до 15—16 лет, а бы­строты — до 14—15 лет. В последующие возрастные пе­риоды происходило замедление вплоть до полной оста­новки темпов прироста быстроты.

Таким образом, обобщая эти результаты можно сказать, что быстрота у учащихся развивается от 6-7 до 13-14 лет. При этом сложно точно обозначить возрастные границы, которые характеризовали бы наиболее высокие темпы развития данного двигательного качества мальчиков и девочек.

Мышечная сила также играет значительную роль в формировании двигательных навыков. Ф.Г.Казарян (1975) считает, что у мальчиков периоды относительно равномерного развития (7-10 лет), сменяются периодами скачкообразного нарастания абсолютных величин силы мышц (10-11 лет). В возрасте 11-13 лет наблюдается снижение темпов развития силы. Их новое увеличение происходит в возрасте 13-14 лет. В динамике возрастных изменений относительной силы у детей младшего и среднего школьного возраста автор зафиксировал два периода: в возрасте 7-11 лет у школьников происходит бурное увеличение показателей силы. Возраст 11-14 лет характеризуется снижением темпов развития относительной силы.

В.А.Михневич (1966) установил, что у мальчиков становая сила наиболее интенсивно нарастает от 8 до 9 и от 12 до 15 лет. Автор установил, что различные мышцы тела имеют неодинаковые возрастные периоды ускоренного и замедленного развития силовых возможностей.

Ю.Г.Травин (1981) исследовал у мальчиков 10-17 лет показатели становой и суммарной силы сгибателей туловища и разгибателей рук. В возрасте с 9 до 11 лет наблюдается незначительное увеличение силы. Более интенсивно это качество начинает развиваться с 12-13 до 16 лет. Наибольший рост показателей отмечен в возрасте 15-16 лет.

У мальчиков абсолютная сила мышц-разгибателей туловища активно развивается в течение учебного года с I по IX класс. У юношей X и XI классов она стабилизируется. При этом наибольшие сдвиги зарегистрированы у учащихся VI-IX классов (В.Д.Филиппенко, 1990). Относительная сила этих мышц достоверно увеличивается у мальчиков в IV, V и IX классах. В XI классе она снижается, а в других классах - стабилизируется.

По данным Ю.Г.Травина (1983), становая сила у девочек увеличивается с 9 до 17 лет на 81%. Наибольшие ежегодные изменения приходятся на период 10-13 лет. Интенсивность процессов полового созревания оказывает прямое воздействие на развитие силы у девочек в пубертатном периоде, особенно перед наступлением менархе. Учитывая эти особенности, автор не рекомендует форсированно развивать силу у детей в младшем и среднем школьном возрасте. Целесообразнее обеспечить оптимальный уровень развития всех мышечных групп. Р.Н.Дорохов с соавт. (1981) отметили уменьшение относительной силы в период полового созревания.

В.Т.Чичикин (1969) и А.А.Гужаловский (1978), анализируя возрастные изменения абсолютной и относительной силы различных мышечных групп девочек школьного возраста, выделяют четыре периода: 8-10, 11-13, 14-15 и 16- 17 лет. В возрасте 11-13 лет отмечены наибольшие темпы прироста показателей мышечной силы, а в 8-10 и 14-15 лет - наименьшие. Темпы роста показателей абсолютной и относительной силы однонаправлены, особенно в 12-13 лет. Так, если в развитии абсолютной силы отмечается замедление в 14-15 и стабилизация в 16-17 лет, то в развитии относительной - резкий спад в 12-13 лет, иногда до уровня 9-10-летних.

По данным В.А.Кишикова (1984) силовые показатели мышц сгибателей голени и бедра у девочек возрастают от 11 до 15 лет. Причем бурный рост происходит от 11 до 12 лет. Силовые возможности мышц-сгибателей туловища имеют поступательное развитие от 11 до 16 лет. При этом максимальные величины темпов прироста обнаруживаются в период 12-15 лет. Автор отмечает увеличение силовых возможностей мышц разгибателей предплечья у девочек в возрасте 11-12, 13-14, 15-16 лет. Показатели мышц-разгибателей плеча имеют наибольший прирост в 12-14 и 15-16 лет. Следовательно, различные мышц тела развиваются неодинаково.

Таким образом, обобщая вышеприведенные результаты исследования, можно отметить следующее. У мальчиков абсолютная и относительная сила мышц-разгибателей спины развиваются с 6 до 11 лет. Наиболее высокие темпы развития силы зарегистрированы в 9-11 лет. В возрастном диапазоне с 11 до 12-13 лет результаты исследований не совпадают: по одним силовые возможности мальчиков снижаются, по другим - продолжают повышаться. Абсолютная сила развивается с 12-13 до 15 лет. В 15-16 лет по одним сведениям она стабилизируется, а по другим - значительно повышается.

У девочек абсолютная сила мышц-разгибателей спины снижается с 8 до 10 лет. С 10 до 14 лет она повышается. По одним сведениям приросты силы снижаются с 14 до 15 лет, а по другим - повышаются. В 16-17 лет развитие силы мышц-разгибателей спины стабилизируется.

Наибольшее развитие скоростно-силовых возможностей нижних конечностей у девочек отмечается в 8-9, 10-12 лет, причем самый большой прирост - с 11 до 12 лет. С 13 до 14 лет прирост показателей скоростно-силовых качеств замедляется, и в дальнейшем они изменяются незначительно (Кузнецова З.И., 1975; Гужаловский А.А., 1978; Травин Ю.Г. с соавт., 1983). По другим данным сенситивными периодами развития указанного качества у девочек является возраст 9-10, 12-14 лет (Б.А.Ашмарина, 1990) и 10-12 лет (Масловский Е.А., 1993).

По данным Л.В.Волкова (1989) у девочек наиболее активное развитие скоростно-силовых способностей наблюдается в младшем возрасте. У мальчиков данная способность увеличивается во всех возрастах, за исключением 12-13 и 15-16 лет.

У мальчиков наиболее интенсивные приросты показателей скоростно-силовых качеств отмечены в 9-10, 12-13 и 14-15 лет, но развивать их рекомендуется в 10-11, 14-15 лет (А.А.Гужаловский, 1978).

У мальчиков скоростно-силовые возможности улучшаются в каждом классе и лишь в V и VI классах они стабилизируются (В.Д.Филиппенко, 1990). Наиболее существенное улучшение скоростно-силовых качеств отмечается во II (7-8 лет), VIII (13-14 лет), X и XI классах (15-17 лет).

К пубертатному периоду скоростно-силовые качества стабилизируются, а в период полового созревания они снижаются (Р.Н. Дорохов с соавт., 1981).

Таким образом, сложно однозначно выделить сенситивные возрастные периоды развития скоростно-силовых возможностей мальчиков и девочек. Можно сказать, что эти возможности значительно развиваются у мальчиков в начальной школе. Затем по некоторым сведениям с 10 до 12 лет скоростно-силовые качества у мальчиков стабилизируются, по другим - продолжают развиваться. С 12 до 13 лет результаты исследований так же не однозначны. С 13 до 15 лет и с 16 до 17 лет скоростно-силовые качества у мальчиков развиваются значительно. Сведения различных авторов о развитии данного качества у юношей 15-16 лет не совпадают.

У девочек с 6 до 14 лет отмечено значительное развитие скоростно-силовых возможностей, а с 14 до 17 лет их развитие стабилизируется.

В отличие от других двигательных качеств гибкость начинает регрессировать в силу возрастных факторов уже до начала обучения в школе. К 10-12 годам ее показатели в голеностопном суставе и подвижности позвоночного столба уменьшаются на 25% (Ю.Г.Травин, 1981). Снижение уровня гибкости, по мнению автора, зависит от возрастного окостенения хрящевых тканей, уменьшения подвижности в сочленениях, так как к 13-16 годам завершается формирование суставов.

По данным Б.В.Сермеева (1970) у мальчиков максимальная интенсивность развития подвижности в суставах наблюдается в возрасте 7-11 лет. В возрасте 12-15 лет подвижность позвоночника продолжает повышаться. Под влиянием специальной тренировки наибольшее увеличение подвижности в суставах наблюдается в возрасте 10-14 лет.

Достоверное улучшение гибкости позвоночного столба в течение учебного года зарегистрировано у мальчиков во II классе (В.Д.Филиппенко, 1990). В I, IV, VII, IX-XI классах гибкость достоверно не меняется. В III, V, VI и VIII классах наблюдается ее снижение.

Наибольшие изменения гибкости позвоночного столба у девочек происходят в период от 13 до 15 лет (В.А.Кишиков, 1984). В остальные возрастные периоды ее развитие держится практически на одном уровне. По данным автора в период с 11 до 13 и 15-16 лет показатели подвижности в плечевых суставах у школьниц имеют приблизительно одинаковые значения. Наибольшие темпы их прироста отмечаются в 13-15 лет. Подвижность в суставах у мальчиков в среднем на 20-25% меньше, чем у девочек.

По данным Л.В.Волкова (1989) наибольшее развитие гибкости у девочек отмечается в 9 лет, после чего до 13 лет она заметно снижается, увеличивается в 14 лет и в дальнейшем стабилизируется. У мальчиков гибкость имеет два основных периода активного развития - с 9 до 11 и с 14 до 16 лет.

Р.А.Белов (1967), исследуя активную и пассивную гибкость у девочек, выявил, что наиболее интенсивное ее увеличение происходит у школьниц: в плечевом суставе в 11-12 лет, в тазобедренном - в 11-13 лет, в позвоночном столбе - в 12-14 лет. Следовательно, гибкость в различных суставах и позвоночном столбе развивается неодинаково.

По данным Р.Н.Дорохова с соавт. (1981) к пубертатному периоду стабилизируется активная подвижность в суставах. Но в период полового созревания она уменьшается.

Вышеприведенные данные не дают однозначного ответа о сенситивных периодах развития гибкости мальчиков и девочек школьного возраста. По некоторым данным гибкость повышается у мальчиков только во II классе, затем она стабилизируется или снижается в отдельные возрастные периоды.

У девочек гибкость наиболее значительно повышается в 9 лет и с 13 до 15 лет. С 10 до 13 лет ее развитие может снижаться. С 15 до 17 лет гибкость у девочек стабилизируется.

Целенаправленное совершенствование у школьников способности управлять движениями, обусловленной развитием двигательного анализатора и тесно связанной с умением оценивать движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий, является главным условием успешного обучения двигательным действиям (А.М.Шлемин, 1968,1983).

В.С.Фарфель (1959) в возрастном периоде 10-14 лет отмечает наиболее крутой рост кривой показателей развития двигательного анализатора. Именно в этот период, по мнению автора, когда функциональные возможности двигательного анализатора круто возрастают, целесообразно развивать такие двигательные качества, как ловкость и быстроту, вырабатывать различные двигательные навыки.

По данным Л.Е.Любомирского (1974, 1979) от 7-8 до 11-12 лет у мальчиков улучшается регуляция точностью моторных актов, выполняемых в различных режимах работы, достигают максимального уровня показатели коррекции ошибок по ходу выполнения упражнения. Повышается точность пространственно-временных действий, а также прогнозирование начала предстоящего действия как у мальчиков, так и у девочек 7-12 лет. В период полового созревания развитие этих двигательных действий замедляется.

К сенситивным периодам развития координационных способностей (КС) относится период 7-12 лет (Б.А.Ашмарин, 1990; В.И.Лях, 1990). На этот период приходится наибольшее число сенситивных периодов развития КС. Далее у школьников, по данным В.И.Ляха (1990) наблюдается спад указанных способностей (с 12 до 13 лет), который связан с периодом полового созревания. У мальчиков с 13 до 15 лет продолжают увеличиваться абсолютные показатели КС в циклических локомоциях (прирост 13,4%), в ациклических локомоциях (прирост 34,6%). С 15 до 16-17 лет продолжается дальнейшее развитие КС у юношей.

После незначительного прироста и частичной стабилизации с 11 до 14 лет, вызванного морфофункциональными преобразованиями в период полового созревания, с 14 до 15 лет и, в определенной мере, с 15 до 16 лет у девочек продолжается заметное улучшение способности управлять движениями (В.И.Лях, 1990).

Процесс развития координационных способностей характеризуется интенсивной фазой их становления в возрасте 7-12 лет (В.П.Назаров, 1969). Установлено, что наиболее благоприятные фазы формирования способности к кинестезическому дифференцированию приходятся на возраст 7-11 лет. Способности к ритму и реакциям наиболее успешно развиваются и совершенствуются с 9 до 12 лет, к равновесию - с 9 до 13 лет, а способность к ориентировке в пространстве - с 10 до 15 лет.

К сенситивным периодам развития координационных способностей относится период 7-11 лет (Ю.Г. Травин с соавт., 1983; В.И.Лях, 1990), а у мальчиков он продолжается до 12 лет.

Способность дифференцировать движения в пространстве у мальчиков в течение учебного года достоверно улучшается в I, VI классах и наиболее значительно - в VII и IX классах. В других классах исследуемая способность существенно не менялась (В.Д.Филиппенко,1990).

В период полового созревания изменяется кинематико-динамическая структура движений. Она требует новых координаций, что связано с ухудшением соразмерности и согласованности движений (В.П.Филин с соавт., 1980; Е.П.Ильин, 1987; В.И.Лях, 1991). По данным Р.Н.Дорохова с соавт. (1981) в период полового созревания нарушается координация движений, но к концу пубертатного процесса эти рассогласования сглаживаются.

Таким образом, по некоторым данным координационные способности у детей школьного возраста значительно улучшаются с 6 до 12 лет. Неоднозначны результаты, полученные на учащихся 12-13 лет: по некоторым данным координационные способности у мальчиков снижаются, по другим - повышаются. С 13 до 17 лет исследуемые способности у мальчиков повышаются. Их наиболее значительное развитие отмечается в 13-15 лет. У девочек развитие координационных способностей стабилизируется с 11 до 14 лет, затем с 14 до 15 лет повышается и после 15 лет вновь стабилизируется.

 

Особенности характера подростков

Нейроэндокринная перестройка в пубертатном периоде влияет и на формированиехарактера подростка. В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к своей личности, начинает складываться отчетливое представление о ней. Если ранее подростки подражали взрослым, то теперь пытаются быть самостоятельными, независимыми. В поведении юных спортсменов на­чинает преобладать волевой компонент, они становятся более твердыми и решительными, а подчас и упрямыми. В их поступках появляются элементы сознательного, осмысленного отношения к действительности. Вотпоэтому крайне важно, чтобы отношения к подросткамне остались прежними. Ведь они претендуют наравноправное положение в отношениях со взрослыми, стремятся по-своему отстоять это право. Чрезмерная опека подростков, ограничение их самостоятельности, действий угнетает, вызывает вялость, апатию, воспитывает потребительские качества. Вместе с тем, «самостоятельность» подростков следует контролировать, необходимо помогать им правильно составить режим дня, проследить за его выполнением.

У подростков заметно проявляется чувство собственного достоинства. Они слабо приемлют распоряжения в виде приказов, нравоучений. Подростки требуют уважительного отношения к себе. Одним из ведущих мотивов их поведения является «потребность в самоутверждении», т. е. стремление занять достойное положение в коллективе, получить признание со стороны окружающих. Если в коллективе сверстников подросток не находит признания своей «взрослости», это приводит к протестам и конфликтам.

Формируются новые поведенческие реакции, тесно связанные с изменением самооценки и осознанием подростком своей социальной роли. Функциональная неустойчивость сочетается в этот период с психологической неустойчивостью, так как процесс взросления самим подростком осознается острее и ярче, чем окружающими его взрослыми. В этом - причина многих межличностных конфликтов между "отцами и детьми" в этот период. Переоценка ценностей, изменение социальных ориентиров - вот составные части психологической перестройки, начинающейся в это время.

Дети переходного возраста обладают сильно выра­женным чувством справедливости, у них заметно развита склонность к критической проверке чужих суждений. Если в более раннем возрасте многое принимается на веру, то теперь поступки и действия окружающих критически переосмысливаются. Особенно придирчивы подростки к человеку, претендующему на роль наставника.

Нередко подростки переоценивают свои физические возможности, пытаясь скорее пробежать по ступеням спортивного мастерства. На тренировках используют напряженные силовые упражнения, пытаются выполнить не соответствующий их возможностям объем работы. Занимаясь вместе с высококвалифицированными спортсменами, стараются от них «не отстать». Итог — перетренировка, нарушение здоровья, преждевременный уход из спорта. Тренеру необходимо тактично сдерживать подоб­ные увлечения тренировкой, умело управлять спортив­ной деятельностью подростка. В этом случае разнообразие тренировочных средств, рациональное сочетание тренировочных нагрузок с отдыхом, правильное комп­лектование учебных групп, оптимальная постановка задач и правильное перспективное планирование обеспечат успех.

Для подростка будущие цели тренировки кажутся далекими, апелляция к ним слабо стимулирует активность занимающихся. Поэтому необходимо наряду с общей целью ставить конкретные, ближайшие цели, реальность достижения которых очевидна.

Для спортсменов этого возраста характерна частая смена настроений, их эмоциональная жизнь еще слабо контролируется рассудком. Они подчас не в меру разд­ражительны, болезненно воспринимают замечания стар­ших, нередко грубят, отличаются непослушанием. Трене­ру необходимо помнить, что подобные проявления носят временный характер, они во многом связаны с нейроэндокринной перестройкой организма. Терпимое отношение к некоторым сторонам поведения подростка, правильный распорядок дня, постановка посильных задач, индивидуальный подход обеспечат эффективный педагогический контакт тренера с юными спортсменами.

Необходимым условием работы тренера с подростками является постоянная связь с врачом. Систематические врачебные обследования, оценка индивидуальных темпов биологического развития в сочетании с педагогическими наблюдениями позволят создать все условия для спортивного совершенствования юных спортсменов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 12111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.